Протекционизм и его формы.
Политика свободной торговли (англ.- free trade) как явление экономической жизни возникла во второй половине XVIII в. Решающее значение для её теоретического обоснования имел выход в свет известного сочинения А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». На страницах своей книги английский экономист рассматривает человеческое общество в качестве всеобщего менового союза, членам которого, т.е. людям, органически присуще стремление к торговле. Поэтому обмен товарами между странами на основе разделения труда является неотъемлемой чертой экономических отношений. В таком случае государство выступает лишь как наёмный агент товаропроизводителей и потребителей, обеспечивая наилучшие условия для свободной конкуренции предложения и спроса, прежде всего своим невмешательством в хозяйственные процессы. Традиционно свободная торговля противопоставляется политике протекционизма (от англ. Protection – защита), понимаемой как система экономических и административных мер, вводимых государством с целью защиты национальной экономики от неблагоприятного воздействия внутренних и внешних рыночных тенденций. Несмотря на то, что ведущей тенденцией повсеместно признаётся переход всё большего числа стран к политике свободной торговли, обеспечивающей рост благосостояния населения, наблюдается процесс так называемой «выборочной» реставрации протекционизма, связанный с более настойчивым навязыванием производителями своих интересов под вывеской национальных. Среди факторов, заставляющих правительства вводить комплекс мер по регулированию внешнеэкономической деятельности, необходимо выделить следующие:
1. Защита формирующихся отраслей экономики с целью противодействия конкуренции со стороны мощных иностранных компаний. 2. Поддержка «старых» неконкурентоспособных на мировом рынке отраслей, чья структурная перестройка вряд ли возможна без государственного патронажа. 3. Борьба с демпингом и другими способами недобросовестной иностранной конкуренции – как ответная мера к стране или компании, проводящей дискриминационную торговую политику. 4. Снижение степени воздействия колебаний мировой рыночной конъюнктуры на национальную экономику. Этот фактор особенно актуален для стран – экспортёров сырья и природных ресурсов. 5. Увеличение доходной части бюджета – в переходных и развивающихся экономиках пополнение государственного бюджета во многом осуществляется за счёт таможенных пошлин и других косвенных налогов как составных элементов протекционистской политики. К отрицательным чертам протекционизма относятся: 1. Возрастание чистых потерь в уровне благосостояния населения. После введения импортных пошлин покупатели вынуждены платить за ввезённый товар более высокую цену. Это сокращает размер потребительского излишка, который мог бы пойти на инвестиции. 2. Возникновение международного множительного эффекта, который связан с цепной реакцией введения тарифных ограничений всё большим количеством стран. 3. Сохранение в национальной экономике неэффективных отраслей и предприятий. 4. Распространение коррупции и других злоупотреблений в экономической сфере. «Закрытость» национальной экономики, как правило, создаёт питательную среду для криминализации ВЭД. Таким образом, давая временный, тактический выигрыш государству, вводящему у себя разнообразные ограничения на внешнеторговые операции, протекционизм в стратегическом долгосрочном плане является бесперспективной политикой, ведущей к уменьшению благосостояния народа.
Государства, проводя определённую внешнеэкономическую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание. Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государственные заказы и т. д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей. Более действенными инструментами государственной внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например, на экспорт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны. Таможенный тариф — основной инструмент таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, это систематизированный перечень товаров, облагаемых пошлинами при перемещении их через государственную границу страны; свод пошлин. Под пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства. Таможенный тариф включает: товарную номенклатуру, методы определения таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров, виды пошлин, ставки таможенных пошлин, порядок взимания пошлин, правила определения страны происхождения товара и пределы полномочий органов исполнительной власти. Сфера действия таможенного тарифа охватывает единую таможенную территорию страны, таможенного союза в рамках их официальных государственных границ, включая акваторию. Однако на территории свободных экономических зон или иных территорий с особым льготным хозяйственным, в том числе и таможенным режимом, изданным на территории государства, действие таможенного тарифа может быть ограничено. До определенного момента таможенный тариф — может способствовать развитию молодых наукоемких, перспективных отраслей, однако проведение политики, направленной на поддержание данных отраслей путем ограничения конкуренции со стороны импорта в долгосрочном плане, создает для них тепличные условия, а как следствие этого, снижение конкурентоспособности данных национальных производств.
Среди множества классификаций таможенного тарифа можно отметить следующие наиболее распространённые и часто применяемые на практике виды[[3]]: 1. Импортный таможенный тариф. Когда говорят о таможенном тарифе, имеют — в виду, как правило, импортный таможенный тариф. По масштабу таможенной территории. 2. Единый таможенный тариф в рамках регионального торгово-экономического объединения стран таможенного союза. Воздействие тарифа на экономику отдельных стран различно и зависит от экономического веса страны. В мировой экономике страна считается малой, если изменение спроса с её стороны на импортные товары не приводит к изменениям мировых цен. Страна считается большой, если изменение спроса с её стороны на импортные товары приводит к изменениям мировых цен. В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям экономики в целом. Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности потери экономики от введения тарифа. В случае малой страны введение тарифа не сможет изменить мировые цены и улучшить её условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо распределяет расходы внутри экономики, либо ведёт к прямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает. Введение тарифа большой страной вызывает экономические эффекты близкие, возникающим при введении тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части – эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате увеличения её условий торговли. Тариф оказывает положительное воздействие на экономику большой страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращение внутреннего потребления товара.
Можно привести немало аргументов “за” и “против” введения и использования таможенных тарифов. Импортные тарифы снижают уровень экономического благосостояния страны, ведут торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, показывает экспорт, и сокращают занятость. Они перераспределяют доходы потребителей в пользу отечественных производителей зачастую неконкурентоспособной продукции и государственного бюджета. Но потребители теряют больше от введения импортных тарифов, чем получает государство и национальные производители вместе взятые. Чистые потери нации составляют производственный эффект — затраты ресурсов на производство худших отечественных товаров и потребительский эффект — потеря полезности, которую получили бы потребители, если бы они не отказались от дополнительного потребления импортных товаров вследствие их удорожания после введения пошлин. Однако разумная внешнеторговая политика, использующая таможенно-тарифные методы регулирования согласно рыночным принципам может: пополнять бюджет, поддерживать молодые наукоемкие отрасли, эффективно перераспределять доходы населения, способствовать постепенной трансформации социалистической экономики в рыночную и т. д. Таким образом, государственное регулирование внешней торговли выступает как важнейшая сфера экономической политики правительства и представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий расширенного общественного воспроизводства и повышение благосостояния народа; меры по регулированию внешней торговли могут осуществляться в рамках режимов свободной торговли или протекционизма, включают в себя как тарифные, так и нетарифные инструменты воздействия на рыночный механизм. Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики — тарифный или нетарифный — использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные меры в известном смысле более удобны в достижении искомого результата.
Количественные ограничения (quantative restrictions)— административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два этих понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера. Квота (quota) — количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени. По направленности их действия квоты разделяются на: • экспортные — вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке; • импортные — вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств. По охвату квоты делятся на: • глобальные — устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребления товара; • индивидуальные — установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Чаще всего индивидуальные квоты (контингента) бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственной продукции нового урожая. Тесно связан с квотированием другой вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, называемый лицензированием. Лицензирование (licensing) — регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором — приобретает ряд конкретных форм: • разовая лицензия — письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки; • генеральная лицензия — разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок; • глобальная лицензия — разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости; • автоматическая лицензия — разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом. Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты. Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям. «Добровольное» ограничение экспорта — количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара[[4]]. Наряду с количественными методами существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти. По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе: • Технические барьеры — скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера — требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие. Например, правительство Франции, чтобы ограничить импорт японских видеокассет, решило пропускать все их партии через одну тесную таможню в небольшом городке Пуатье, что не позволяло быстро провозить в страну большие партии. Товары, импортируемые в США, должны быть маркированы на английском языке четкими, не стираемыми и не смываемыми до момента продажи надписями. Технические барьеры далеко не всегда являются только методом протекционизма. Во многих случаях их введение продиктовано не столько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения. • Внутренние налоги и сборы — скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют дискриминационную роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары, при том что товары местных производителей налогообложению не подлежат. Если же правила внутреннего налогообложения одинаковы как для национальных товаров, так и для импортных, то такая политика может рассматриваться как политика создания равных стартовых условий для конкуренции в цене и качестве. Во многих случаях внутренние налоги превышают по стоимости размер импортной пошлины и, более того, их ставка может изменяться в зависимости от внутренней конъюнктуры местного рынка. • Политика в рамках государственных закупок — скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности. • Требование о содержании местных компонентов — скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требование о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости. Вопрос №1.
Спрос на деньги со стороны активов увеличится: а) если возрастет предельная склонность к потреблению; б) сократиться объем номинального ВНП; в) снизиться процентная ставка. Ответ: Под спросом на деньги понимается желание экономических субъектов иметь в своем распоряжении определенное количество платежных средств (кассу). Модель спроса на деньги для сделок с учетом альтернативных затрат держания кассы было предложена независимо друг от друга двумя экономистами – У. Баумолем и Дж. Тобином, и известна как модель Баумоля – Тобина. Она является наиболее популярной моделью спроса на деньги, рассматривающей его с точки зрения оптимизации денежных запасов. В модели Баумоля – Тобина показано, что индивид поддерживает денежные запасы так же, как фирма поддерживает товарные запасы. В каждый данный момент домохозяйство держит часть своего богатства в денежной форме для будущих покупок. Если в денежной форме хранится значительная часть богатства, то, с одной стороны, домохозяйство всегда располагает необходимой суммой денег для совершения сделок, а с другой - оно лишается процента, если бы вместо денег держало приносящие проценты активы (акции, облигации и др.). Если в денежной форме хранится незначительная часть богатства, то перед домохозяйством может возникнуть проблема конвертации части своего богатства в деньги из-за недостаточности средств для совершения покупок. Таким образом, перед домохозяйством всегда стоит проблема определения оптимального объема денежных средств. Из модели Баумоля – Тобина следует вывод: спрос на деньги – это спрос на реальные денежные остатки, он возрастет при росте реального национального продукта и сокращается при росте ставки процента. Таким образом, правильный ответ в): спрос на деньги со стороны активов увеличится, если снизиться процентная ставка. Вопрос №2.
Верны ли следующие утверждения: а) предельная склонность к потреблению не может быть равна предельной склонности к сбережению; б) динамика и объем сбережений и инвестиций определяется действием одних и тех же факторов. Ответ: а) Свой доход домохозяйства склонны использовать только двумя способами: на потребление С и на сбережение S: J = C + S J – Национальный доход. В свою очередь и потребление, и сбережение зависит от размеров дохода. Отношение размеров потребления к величине дохода отражает сложившуюся на данный момент среднюю склонность населения к потреблению APC. APC = C / J Отношение суммы сделанных сбережений к величине дохода показывает среднюю склонность к сбережениям APS. APS = S / J Соотношение между изменением потребления и вызвавшим его изменением дохода называется предельной склонностью к потреблению MPC. MPC = ∆ C / ∆ J, ∆ J – прирост. Предельная склонность к сбережению MPS – соотношение изменения величины сбережений ∆ S к вызвавшему его изменению дохода ∆ J MPS = ∆ S / ∆ J Эти показатели дают представление о том, какую часть дополнительной единицы дохода домохозяйства потребляют, а какую сберегают. ∆C+∆S = ∆Y; ∆C/∆Y+∆S/∆Y = 1; MPC+MPS = 1. Таким образом, предельная склонность к потреблению может быть равна предельной склонности к сбережению. Это случай, когда MPC=0,5 и MPS=0,5. б) Сбережение есть функция от дохода: S = S (J) Объем и динамика инвестиций зависит от двух факторов: 1. инвестиции представляют собой обратную функцию от процентной ставки (i): Ĵ = Ĵ (i) 2. инвестиции функционально зависят от величины национального дохода, а точнее – от его прироста: J = f(∆У) Таким образом, утверждение, что динамика и объем сбережений и инвестиций определяется действием одних и тех же факторов неверно, т.к. сбережения зависят от величины национального дохода, а инвестиции зависят от процентной ставки и изменения национального дохода. Задача 1.
Экономика характеризуется следующими данными:
Отношение объема продаж к запасу капитала – 0,5. Запас капитала на начало 2000 года равен 7500. Норма амортизации – 10%. Коэффициент g равен 1,2. Определить валовые и чистые инвестиции в экономике за каждый год в соответствии с теорией приспособления. Решение: Определим величину чистых инвестиций (Iч): Iч=g*(K1-К0) где K0 – запас капитала на начало года; где K1 – запас капитала на конец года; Запас капитала определяем как отношение объема продаж на 0,5. В 2000 г. величина чистых инвестиций составит: Iч2000=1,2*(4000/0,5-7500)=600 Валовые инвестиции (Iв) представляют собой совокупные инвестиции, которые определяются как сумма чистых инвестиций (Iч) и амортизации (А). Амортизацию определим как произведение нормы амортизации на величину среднего запаса капитала в течение года (). Амортизация в 2000 г. составит: А2000=0,1*(K1+K0)/2=0,1*(8000+7500)/2=775 Валовые инвестиции в 2000 г составят: Iв2000=Iч2000+А2000=600+775=1375 Аналогично определяем чистые и валовые инвестиции для остальных лет. 2001 г.: Iч2001=1,2*(6000/0,5-4000/0,5)=4800 А2001=0,1*(12000+8000)/2=1000 Iв2001=4800+1000=5800 2002 г.: Iч2002=1,2*(5500/0,5-6000/0,5)=-1200 А2002=0,1*(11000+12000)/2=1500 Iв2002=-1200+1500=300 2003 г.: Iч2003=1,2*(5500/0,5-5500/0,5)=0 А2003=0,1*(11000+11000)/2=1100 Iв2003=0+1100=1100 2004 г.: Iч2004=1,2*(7000/0,5-5500/0,5)=3600 А2004=0,1*(14000+11000)/2=1250 Iв2004=3600+1250=4850 2005 г.: Iч2005=1,2*(7000/0,5-7000/0,5)=0 А2005=0,1*(14000+14000)/2=1400 Iв2005=0+1400=1400 2006 г.: Iч2006=1,2*(7200/0,5-7000/0,5)=480 А2006=0,1*(14400+14000)/2=1420 Iв2006=480+1420=1900 2007 г.: Iч2007=1,2*(7430/0,5-7200/0,5)=552 А2007=0,1*(14860+14400)/2=1463 Iв2007=552+1463=2015 Задача 2.
Функция потребления приняла вид С=0,6У. Раньше она имела вид С=0,85У. Инвестиции в экономике остались неизменными и равны 200. а) Покажите воздействие изменения функции потребления на равновесный уровень производства. б) Как изменился объем сбережений? в) Как изменилась MPS? Решение: а) Определим, как изменился равновесный уровень производства. Определим объем производства до изменения функции потребления. Функция потребления (С) имеет вид: С=а+МРС*У где а – автономное потребление; МРС – предельная склонность к потреблению; У – текущий доход (независимая переменная). В нашей задаче a=0. Функция сбережений (S) имеет вид: S=МРS*У=(1-MPC)*Y где МРS – предельная склонность к сбережению; Тогда объем производства до изменения функции потребления при объеме инвестиций I=200 составит: I=S*Y 200=(1-0,85)У*Y Определим объем производства после изменения функции потребления: 200=(1-0,6)У*Y Следовательно, равновесный уровень производства снизился с 36,5 до 22,4. б) Определим как изменился объем сбережений. Объем сбережений до изменения функции потребления составлял: S=(1-MPC)*Y=(1-0,85)*36,5=5,48 Объем сбережений после изменения функции потребления составил: S=(1-0,6)*22,4=8,96 Таким образом, величина сбережений увеличилась с 5,48 до 8,96. в) Определим, как изменилась MPS. До изменения функции потребления предельная склонность к сбережению MPS была: 1-MPS=1-0,85=0,15. После изменения функции потребления предельная склонность к сбережению MPS составила: 1-0,6=0,4. Следовательно, с изменением функции потребления возросла предельная склонность к сбережению с 0,15 до 0,4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|