Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса на этапе адаптации к обучению в вузе




адаптация студент кураторство психологический

В настоящее время актуальным в деятельности педагогов стал структурный подход, в рамках которого рассматриваются не только личностные и индивидуальные особенности ребенка, но и характер его межличностных отношений со сверстниками, с родителями и окружающими его взрослыми.

Главная цель психолого-педагогического сопровождения - дать возможность педагогу помочь каждому учащемуся быть успешным. Педагог должен сам владеть ситуацией, сам определять перспективы своего развития и тактику взаимодействия с каждым учащимся.

Задачи психолого-педагогического сопровождения: оказание психологической и педагогической помощи в успешной адаптации каждого ребенка в новых социальных условиях, создание атмосферы безопасности и доверия в системе учитель - ребенок - родитель, способствовать формированию умений и навыков ребенка, лежащих в зоне его ближайшего развития [34].

Формы психолого- педагогического сопровождения работы зависят от количества учащихся. Различают коллективные, групповые и индивидуальные формы работы. Мы рассмотрим коллективные формы психолого-педагогического сопровождения, к которым можно отнести адаптационный лагерь и кураторство.

Адаптационный лагерь - это своеобразная новая форма работы педагогов вуза, которая проходит вне стен института. Студенты быстрее узнают друг друга, погружаются в климат вуза. Ведь первокурсникам нелегко дается отвыкнуть от школьных предметов и родных учителей. Поэтому неудивительно, что сейчас во многих вузах такое мероприятие становится традиционным.

Сложность начального периода пребывания студента в вузе связана с необходимостью:

приспособления к новому типу учебного коллектива, его обычаям и традициям;

освоения учебных норм, оценок, способов и приемов учебной работы;

адаптации к новым условиям быта, к новым формам досуговой деятельности.

В лагере первокурсника студенты узнают специфику обучения в высшем учебном заведении, о том, как вести себя на лекциях и семинарах, да и просто избавиться от страха перед новым коллективом и вузом.
Главная цель адаптационных лагерей - это погружение в культуру вуза с целью последующего эффективного обучения на факультете. В лагере первокурсника проще идет освоение форм работы в институте, формируется благоприятный климат в группах. Ребята знакомятся с традициями факультета и института, узнают о правилах поведения, возможностях льгот, знакомятся с кураторами, выбирают старосту группы.

Студенческий адаптационный лагерь это заветная мечта каждого первокурсника. Во многих институтах нашей страны поездки в эти лагеря стали хорошей традицией. Программа, проходящая в этих лагерях, помогает начинающим студентам легко и безболезненно влиться в коллектив, а также приспособиться к новой форме обучения. [20]

В непринужденной творческой обстановке ребята знакомятся и друг с другом, и с будущими преподавателями, и со студентами старших курсов.

После прохождения этапа адаптации в таком лагере у каждого первокурсника формируется твердое убеждение, что его факультет - самый лучший.

Более того, студенты учатся продуктивному взаимодействию с сокурсниками и преподавателями, раскрывают свой личностный и творческий потенциал, учатся понимать себя и вообще узнают, что они, оказывается, на многое способны.

И лагерь именно помогает выявить склонности студентов к творчеству, спорту и многому другому. Но, а если таких способностей нет, то во время обучения в вузе молодые люди особо остро испытывают потребность в собственной реализации в социальном пространстве. Для них важно не только быть членом общества, но и проявлять свою индивидуальность, неповторимость [20].

Существует ряд качеств, входящих в понятие адаптивность, - такие, как коммуникативность, эмпатия, стрессоустойчивость, рефлексивность, толерантность, способность организовать свое социальное время, способность к самоконтролю, готовность к переучиванию, гибкость, знание своих индивидуально-психологических качеств и прочие, которые необходимо помочь сформировать у студентов.

Этот путь начинается, по сути, с самого малого - со способности организовать себя, свое собственное время.

Цель педагогов в данный период - не воспитывать, не обучать, не наставлять, а создавать условия, чтоб студент хотел находиться именно в этом образовательном учреждении, хотел заниматься интересным ему видом деятельности. Система педагогического взаимодействия выстраивается исходя из потребностей студента [32].

Именно поэтому адаптационный период играет большую роль в жизни студентов первокурсников. И его особенности существенно определяют в дальнейшем морально-психологическое самочувствие первокурсников, их дисциплинированность, отношение к учебному труду, активность жизненной позиции.

Кураторство - одна из форм воспитательной работы, выполняемой работниками профессорско-преподавательского состава в рамках их должностных обязанностей, предусмотренных их индивидуальными планами. Основными направлениями деятельности куратора в вузе являются: вовлечение студентов в социально активную жизнь, формирование у них чувства ответственности, воспитание нравственно и физически здоровой личности.

Важное место в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста занимает воспитательная деятельность, осуществляемая через институт кураторства. Наряду с овладением теоретическим и практическим знаниям студент приобретает, в процессе обучения в вузе, опыт внутригруппового общения, взаимодействия с разными социальными институтами, организации совместной работы со студентами других курсов [10].

Кураторство - незаменимая и при правильной организации, эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов, которая позволяет решать многие задачи в учёбе и в других студенческих проблемах, передавать молодёжи жизненный опыт, знания, традиции, оказывать определённое воздействие на их мировоззрение и поведение.

Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, а преподаватель - создавать для этого условия [8].

Работа кураторов в вузе направлена на решение приоритетной задачи вузовского воспитания - создание оптимальных условий для саморазвития личности студента. Куратор участвует в решении этой задачи путем консультирования, ориентации и психологической поддержки студентов (самостоятельно или через сотрудничество с психологической службой университета).

Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующие вывод, что процесс адаптации непосредственным образом влияет на успешность в учебе и на саморазвитие личности студента. По рассмотренным нами исследованиям можно сделать вывод, что гораздо больший процент студентов первокурсников проходит процесс адаптации. Но на него влияет много факторов, и таких как примеру адаптационный лагерь и кураторство, которые оказывают помощь в прохождении трудного этапа в жизни студента.

Подводя итоги к нашему исследованию можно сказать, что практически всегда, попадая в незнакомую ситуацию, человек испытывает сильнейший стресс. Смена места учебы является такой незнакомой ситуацией, а следовательно и сильное эмоциональное переживание. Ребенок попадает в новый коллектив (да, именно ребенок, потому что он только окончил школу) - это среда незнакомых людей, новые модели поведения, условия учебы, правила и табу учебного заведения. Адаптация - процесс ознакомления учащегося с учебным заведением и изменение его поведения в соответствии с требованиями и правилами организационной культуры учебного заведения. Поэтому от родителей, несмотря на то что это уже вуз а не школа, требуется помощь в адаптации и создание благоприятных условий для общения. Приходя на первое родительское собрание в институт, куратору необходимо дать советы родителям на адаптационный период: отмечайте самые маленькие достижения в период адаптации; поддерживайте инициативы ребенка, его попытки преодолеть трудности; интересуйтесь его отношениями с одногруппниками, с учителями предметниками и его отношением к новой школе [35].

Показатели успешной социально-психологической адаптации- высокий социальный статусиндивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами.

Подводя итоги второй части нашего исследования можно сделать следующие выводы:

.   Адаптация личности студента к обучению - это сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс. Он обусловлен необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и профессиональных затруднений.

.   По изученным исследованиям видно, что большая часть студентов, а это 50-65% прошли адаптацию успешно без каких-либо трудностей.

.   Для изучения процесса адаптации можно использовать такие методики: методика изучения школьной адаптации и дезадаптации, методика «Интеллектуальная лабильность», корректурная проба Бурдона, проективный тест «Дерево», тест Айзенка, методика нервно-психической адаптации.

.   Цель психолого-педагогического сопровождения - дать возможность педагогу помочь каждому учащемуся быть успешным.

.   Формы психолого- педагогического сопровождения работы зависят от количества учащихся. Различают коллективные, групповые и индивидуальные формы работы.

.   Адаптационный лагерь - это своеобразная новая форма работы педагогов вуза, которая проходит вне стен института.

7. Кураторство - одна из форм воспитательной работы, выполняемой работниками профессорско-преподавательского состава в рамках их должностных обязанностей, предусмотренных их индивидуальными планами. Основными направлениями деятельности куратора в вузе являются: вовлечение студентов в социально активную жизнь, формирование у них чувства ответственности, воспитание нравственно и физически здоровой личности.

8. Для успешного прохождения процесса адаптации от родителей требуется помощь в адаптации и создание благоприятных условий для общения. Приходя на первое родительское собрание в институт, куратору необходимо дать советы родителям на адаптационный период: отмечайте самые маленькие достижения в период адаптации; поддерживайте инициативы ребенка, его попытки преодолеть трудности; интересуйтесь его отношениями с одногруппниками, с учителями предметниками и его отношением к новой школе.


Заключение

Проблема адаптации студентов на первом курсе в вузе находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Сегодня необычайно актуализируется проблема адаптации и самоадаптации личности, формирования ее социальной и профессиональной идентичности.

В педагогической литературе проблема сопровождения процесса адаптации рассматривалась М.Р. Битяновой, К.Ю. Грачёвым, B.C. Кагерманом, Л.И. Кохановичем, В.А. Комаровым, B.А. Караковским, Л.П. Лазаревой, А.П. Тряпициной, O.E. Шафрановой, как система профессиональной деятельности психолога, педагога направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, самоопределения и психологического развития в ситуациях взаимодействия в процессе обучения.

Адаптация (лат. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> adapto -приспособляю) -процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Выделяют психофизиологическую, социально-психологическую, профессиональную и организационную виды адаптации.

Непосредственным толчком к началу процесса социальной адаптации чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.

Выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде: начальная стадия, стадия терпимости, аккомодация, ассимиляция.

Критериями адаптации служат: качество выполненной работы, количество выполненной работы, производимое на людей впечатление, способность влиться в коллектив, заинтересованность в работе.

Выделяют такие показатели адаптации как: объективные (характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность участия сотрудников в ее различных сферах) и субъективные (характеризует удовлетворенность сотрудника работой в целом или отдельными ее проявлениями; подразделяются по принадлежности к одному из видов адаптации).

Адаптация личности студента к обучению - это сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс. Он обусловлен необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и профессиональных затруднений.

По изученным исследованиям видно, что большая часть студентов, а это 50-65% прошли адаптацию успешно без каких-либо трудностей.

Для изучения процесса адаптации можно использовать такие методики: методика изучения школьной адаптации и дезадаптации, методика «Интеллектуальная лабильность», корректурная проба Бурдона, проективный тест «Дерево», тест Айзенка, методика нервно-психической адаптации.

Цель психолого-педагогического сопровождения - дать возможность педагогу помочь каждому учащемуся быть успешным.

Формы психолого-педагогического сопровождения работы зависят от количества студентов. Различают коллективные, групповые и индивидуальные формы работы.

Адаптационный лагерь - это своеобразная новая форма работы педагогов вуза, которая проходит вне стен института.

Кураторство - одна из форм воспитательной работы, выполняемой работниками профессорско-преподавательского состава в рамках их должностных обязанностей, предусмотренных их индивидуальными планами. Основными направлениями деятельности куратора в вузе являются: вовлечение студентов в социально активную жизнь, формирование у них чувства ответственности, воспитание нравственно и физически здоровой личности.

Для успешного прохождения процесса адаптации от родителей требуется помощь в адаптации и создание благоприятных условий для общения. Приходя на первое родительское собрание в институт, куратору необходимо дать советы родителям на адаптационный период: отмечайте самые маленькие достижения в период адаптации; поддерживайте инициативы ребенка, его попытки преодолеть трудности; интересуйтесь его отношениями с одногруппниками, с учителями предметниками и его отношением к новой школе.

 


Список литературы

1. Андреева Д.А. О понятии адаптация. //Человек и общество: ЛГУ, 1973, с. 62-69

.   Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии, 1989. № 1.- С. 92-100.

.   Безносиков В.Н. Динамика первичной производственной адаптации молодых рабочих на промышленном предприятии: Дис. … канд. психол. наук. М., 1986. 189 с. 16

.   Божович Л.И., (названия труда, издательство, где издано?), 1995

.   Бондаренко В.А Социальная адаптация личности: понятие и сущность. издательство, где издано?),

.   Боровко И.Р.,Власенко В. И. Опыт применения психометрической методики «Тест нервно-психической адаптации». Место, год издательства?

.   Браун Т.П. Адаптация студентов к социокультурному пространству вуза. Место, год издательства?

.   Кашпирева Т. Б. Система кураторства как средство обеспечения социально-культурной адаптации иностранных студентов // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 87-89.

.   Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского. - М., 1990. - 133 с.

.   Станиславчик. Л.И. Куратору, работающему с первокурсниками: Метод. пособ. / БГВПК, Барановичи, 2001.- 150 с

.   Лобанова Н.Е. Проблема адаптации личности в социуме. Мордовский государственный университет им Н.П.Огарева, Место, год издательства?

.   Лякишева О.В., Казакова С.Б Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности. Место, год издательства?

.   Маслоу А.,1982/ URL: http://economics.open-mechanics.com/articles/393.pdf

.   Молодцова Т.Д. «Диагностика адаптации студентов первого курса к требованиям вуза» ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова» / URL: http://www.rae.ru/meo/pdf/2012/05/2012_05_002.pdf

.   Назарова О.В. Адаптация молодых учителей в системе общего среднего образования. Феномен адаптации в различных сферах деятельности человека. Место, год издательства?

.   Павленко П.Д. Основы социальной работы под редакцией., - М.,2001

.   Пиаже Ж., (названия труда, издательство, где издан?), 1969

.   Постапалова Г.И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека. /Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. Ереван,1973.С.-8-19

.   Репьева Н.Г. Проблема адаптации студентов первого курса к обучению в вузе URL: http://elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/2010/02/pdf/275repyeva.pdf.

.   Решетникова О. Школа воспитания НОУ /Психолого-педагогический институт воспитания /URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200300314

.   Собчик Л.Н. Стандартизированный метод исследования личности. - М., 1990. - 42 с.

.   Фрейд З., (названия труда, издательство, где издан?), 1992

.   Энциклопедический словарь, (под чьей редакцией, издательство, где издан?), 1995

.   Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптатации студенческой деятельности: Автореф. канд. дис. Иркутск, 1995. - 24 с.

25. Erikson E., (названия труда, издательство, где издан?), 1968

26. URL: <http://knowledge.allbest.ru/psychology/d-2c0b65635b2ac68a5c43b89521316c26.html>

.   URL: http://www.lpk31.ru/download/studsovet/adaptiv.pdf

.   URL: http://hrm.by/hr-terminyi-na-bukvu-p/pokazateli-adaptatsii-personala.html

.   URL: http://hrm.by/hr-terminyi-na-bukvu-v/visyi-adaptatsii-personala.html

.   URL: http://planetadisser.com/see/dis 8794475.html

.   URL: http://revolution.allbest.ru/psychology/00202554_0.html

.   URL: http://www.nspu.ru/content/news/index.php?ELEMENT_ID=532

.   URL: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/metodika-izucheniya-shkolnoi-adaptatsii-i-dezadaptatsii

.   URL:http://alaredu.ru/egorov/index.php/dlya-roditelej/82-psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie

.   URL: http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/rekomendatsii-roditelyam-po-uspeshnoi-adaptatsii-rebenka-v-n

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...