Характеристика национальной инновационной системы Украины
С начала 2002 года в Украине вопросы формирования инновационной политики стали объектом постоянного внимания руководства страны. В частности, определенный в Послании Президента Украины к Верховной Раде Украины 2002 год «Европейский выбор» стратегический курс на интеграцию Украины в ЕС базируется на инновационной модели развития экономики, что требует формирования и проведения эффективной государственной политики. Эта модель – как система целенаправленных мер органов государственной власти по обеспечению инновационной структурной перестройки экономики – становится стержневой составляющей внутренней и внешней политик Украины. Мировой опыт свидетельствует, что в наше время осуществлять эффективное государственное управление инновационными процессами без национальной инновационной системы (НИС) крайне проблематично. Формирование в Украине инновационной системы нового типа началось где-то с 2000г. Постепенно складываются новые инновационные структуры, способные создавать коммерчески привлекательные проекты, к финансированию которых подключаются экономически успешные компании, начавшие реализацию крупных инвестиционных программ. В Украине до настоящего времени не принята Национальная инновационная система. Только в октябре 2008г. концепция НИС передана на рассмотрение и утверждение в Верховную Раду Украины. В концепции инновационной модели развития экономики не определено место и роль НИС, не конкретизирована ее структура, а анализируются лишь отдельные сегменты такие, как формирование институционального устройства инновационной экономики, технологические приоритеты инновационного развития производственной сферы экономики, финансирование научно-технической и инновационной деятельности, развитие инновационного предпринимательства, рынок объектов права промышленной собственности, государственная политика в национальной инновационной системе.
В отечественной практике доминирующей формой организации инновационных процессов стали технологические парки, а именно: «Полупроводниковые технологии и материалы, оптоэлектроника и сенсорная техника», «Институт сварки им. Е.А. Патона», «Институт монокристаллов», «Углемаш», «Киевская политехника», «Институт технической теплофизики», «Укринфотех», «Интеллектуальные информационные технологии». Все эти образования имеют узкую специализацию, хотя и используют собственные разработки в дополнительных сферах. В. Будкин и др. отмечают, что узкоспециализированные технопарки в зарубежных странах были рассчитаны на широкую сеть новых фирм, организованных специально для использования выполненных в пределах парка инновационных разработок, тогда как в Украине технопарки создавались через включение традиционных партнеров научно-исследовательских организаций, которые были ядром технопарка [8, с. 72]. Это значительно сузило круг направлений инновационных разработок. Другой особенностью функционирования технопарков в Украине является то, что, в отличие от НИС других стран, в отечественной НИС почти полностью отсутствуют венчурные фирмы. Следует указать, что в основе концепции НИС лежат идеи Й. Шумпетера по эффективности инновационной конкуренции корпораций как главного фактора развития инновационных процессов. Вместе с тем исследования показывают, что успехи инновационных процессов в Украине кроются скорее в наследстве научно-исследовательского и проектно-конструкторского обеспечения индустриализации и развития ВПК в бывшем СССР, чем в конкурентных стратегиях предприятий на современном этапе. При этом больше половины из 1487 организаций, которые выполняли НИОКР, составляют научно-исследовательские организации отраслевого сектора науки (57%), 26% – академического сектора, 11% – вузовского, 6% – заводского [8, с. 72].
Характерной чертой НИС Украины выступает с одной стороны, территориальное рассредоточение инновационных процессов, то есть в Украине отдельные элементы технопарка, расположены далеко друг от друга. С другой стороны, можно отметить определенную диспропорцию в распределении инновационной инфраструктуры. Так, наибольшее количество бизнес-инкубаторов действует в Киеве (12), Одессе (9), тогда как большинство регионов имеет по 1-2 бизнес-инкубатору. Из 255 инновационных фондов 69% функционируют в Киеве, здесь же расположены все венчурные фонды, 6 из 8 технопарков [8, с. 73]. В период 1991-2003гг. снизилось количество работников основной деятельности в научных организациях с 449,8 тыс. до 173,9 тыс. чел, в академической науке – с 287 тыс. до 142 тыс., заводской – с 339 тыс. до 124 тыс. чел. Средний возраст кандидатов наук достиг отметки 51 год, доктора – 61 [3, с. ]. Понизился социальный статус и престиж работников инженерных профессий, что сказалось на количестве молодых специалистов, выпускаемых высшими техническими учебными заведениями, и качества их подготовки, поскольку конкурса на технические специальности почти нет и конкурентоспособные рабочие выезжают за границу в поисках лучшей судьбы. Дополнительными факторами неэффективности функционирования НИС Украины выступают: – отсутствие связи между наукой и практикой хозяйствования, формальность научных исследований в большинстве ВУЗов; – отсутствие механизмов эффективной реализации и оценки эффективности национальных научно-технических программ (финансирование не конкретных бизнес-планов инноваций, а бюджеты исследовательских организаций, несовершенство законодательной базы стимулирования инновационного развития, некомерциализованисть результатов исследовательской деятельности через неразвитость инфраструктуры и т.д.). Количество выполненных разработок также сократилась почти в 1,3 раза (с 82 тыс. до 63,5 тыс.), в т.ч. собственно новой техники и технологии - в 3,9 раза (с 33,7 тыс. до 8, 7 тыс.) [3, с. ]. Б. Данилишин и В. Куценко отмечают, что структура научных работников, занятых непосредственно в экономике, также являются неоптимальною: 25,5% в структуре занятых докторов наук имеют специалисты по техническим специальностям, 19,2% – медицинских, тогда как удельный вес экономистов составляет лишь 6,7%. Доля прикладных исследований в структуре разработок экономической науки (38,7%) ниже средний показатель по науке в целом (57,2%) [9, с. 77-78].
О функциональной несостоятельности и неразвитости НИС Украины относительно интенсификации развития инновационных разработок свидетельствуют статистические данные о сокращении масштабов инновационной деятельности на отечественных предприятиях (табл. 2) [10, с. 11].
Таблица 2. Динамика основных отраслей промышленности Украины в 2005-2006 гг. (%)
Вместе с тем исследователи отмечают определенную стабилизацию результатов инновационной деятельности на протяжении 2004-2006 гг. Анализируя состояние объектов НИС – инноваций и прав собственности на их использование, следует отметить основные составляющие инновационного потенциала с точки зрения направлений и результатов НИОКР. Украинская наука сохраняет мировой уровень в математике, механике, физике, информатике, материаловедении, горных науках, сварке металлов. Исследования украинских ученых в области физики сверхнизких температур, в частности по ядерному магнетизму, кинетики квантовых эффектов, электронных систем, локализованных сверхредким гелием, в последние годы в значительной степени определяют мировой уровень исследований. Значительно расширились исследования по нанофизики и наноэлектроники, с медико-экологических и астрономических исследований. Достаточно значительным, несмотря на широкую программу конверсии, реализованную в 90-х годов ХХ века, есть потенциал в области систем управления ракетными комплексами и космической техникой, Украина также принимает широкое участие в программах освоения космоса, создания космических навигационных систем и систем коммуникаций. Все это в целом отвечает современным мировым тенденциям в развитии инноваций. В мировой практике наиболее важные приоритеты научно-технического развития все больше связываются не с грандиозными, дорогими проектами прорывного, демонстрационного характера, а с долгосрочной кропотливой работой по укреплению всех цепочек национальных инновационных систем – в экономике и информационной сфере, в образовании и здравоохранении, в охране среды и изучении космоса. Именно эти элементы в совокупности формируют жизнеспособную систему научно-технического развития, гарантируют плавное вхождение лидеров развитого мира в третье тысячелетие. Вместе с тем сущностной характеристикой НИС Украины является то, что отечественная наука идет догоняющим путем, прибегая к стратегии увлечения отдельных ниш в уже разработанных научных отраслях и постепенного освоения технологического потенциала технологических лидеров.
Особое внимание в структуре НИС Украины заслуживает структура и характер отношений между субъектами. Национальное правовое поле, которое формализирует практику этих отношений, представлено совокупностью нормативно правовых актов различных органов государственной власти, к которым принадлежат Законы Украины «О научной и научно-технической деятельности», «Об инновационной деятельности», «О приоритетных направлениях инновационной деятельности», «О приоритетных направлениях развития науки и техники», «О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков», «О государственных целевых программах» и ряд других. Однако, качество законодательной базы, по оценкам экспертов-практиков, оставляет желать лучшего. Отсутствие конкретных правовых механизмов, частое изменение законодательства, которое чаще всего приводит к ухудшению административных и налоговых условий, никоим образом не способствует позитивной динамике инновационных процессов. В 2004-2005гг. были отменены льготы по уплате налогов на прибыль, на добавленную стоимость предприятий, которые принадлежат к технологическим паркам по соображениям неэффективности этих льгот и роста непрозрачности и злоупотреблений в этой сфере. И хотя последнее, несомненно, имело место, которое обуславливается, практикой территориального рассредоточения составных технопарков и общей практикой тенизации хозяйственных отношений (инновационная сфера здесь не является исключением), мировой опыт функционирования зон высоких технологий в Китае, Вьетнаме, Польше, Венгрии доказал, что при надлежащем контроле со стороны государства с течением времени проблемы уклонения от уплаты налогов можно привести к приемлемому минимуму.
Другим существенным изъяном отечественного инновационного законодательства является то, что оно не решает основную проблему отношений по владению и распространению инноваций – проблему охраны прав на интеллектуальную собственность. Нельзя не согласиться в данном вопросе с Л. Федуловой и М. Пашутой, которые отмечают, что успешный переход экономики на путь инновационного развития должен приобрести черты управляемого государством процесса трансформации торгового режима на принципах Гатт/сот, особенно относительно охраны прав интеллектуальной собственности [3, с. ]. Определены шаги на пути развития национального рынка объектов интеллектуальной собственности и его интеграции к мировому хозяйству осуществляются: государство пытается бороться из аудио- и видеопиратством, постепенно создается законодательная база охраны прав интеллектуальной собственности. Достаточно широким является круг международных отношений научно-технического и организационно методического сотрудничества Украины: заключены соответствующие договоры с исследовательскими учреждениями и производственными предприятиями более чем 30 странами мира, Украина сотрудничает с Европейским космическим агентством и НАСА, принимает участие в Шестой рамочной программе Европейской комиссии, ПРООН, выполняет общие программы с ЮНЕСКО, принимает участие в международных ассоциациях академий наук. Однако в Украине до сих пор не сформирована национальная стратегия научно-технической безопасности, что является немаловажной причиной неразвитости национального рынка прав на объекты инновационной деятельности. Проведенный анализ содержания и особенностей национальной инновационной системы Украины позволяет сделать вывод, что при наличии достаточного потенциала интенсификации инновационных процессов характер отношений в НИС сдерживает развитие научно технологической конкурентоспособности Украины. Основными изъянами системы социально-экономических отношений в НИС выступают: – неразвитость организационных форм и инфраструктурного обеспечения инновационной активности; – отсутствие механизма коммерциализации и обмена продуктами инновационной деятельности; – непоследовательность и бессистемность государственной политики в научно-технической сфере. Учитывая обнаруженные проблемы перспективными путями управления развитием НИС могут стать: – учет и оценка составляющих инновационного потенциала Украины и приведения их в соответствие с мировыми тенденциями развития инноваций; – пересмотр государственной образовательной политики с нацеливанием ее на формирование инновационно активных специалистов в соответствии с определенными приоритетами научно-технического развития; – развитие организационных форм и интенсификация инновационной деятельности путем возрождения системы льготного налогообложения инновационных предприятий, научно-исследовательских учреждений и организаций инновационной инфраструктуры, в территориально сформированных зонах высоких технологий; – последующее развитие и усовершенствование законодательного обеспечения рынка прав на объекты инновационной деятельности, в том числе адаптация национального законодательства к соответствующим стандартам Гатт/сот.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|