Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика и Психология

Московский технический университет

Связи и информатики

Кафедра Радиооборудования и схемотехники

 

 

 

Реферат на тему

"Студент и его позиция в образовательном процессе"

По дисциплине

Педагогика и Психология

 

Выполнил:

ст. гр. МРТ1501

Шленков И.А.

Принял:

Долин Г.А.

 


 

Студенты в настоящее время предстают в качестве субъектов образовательного процесса в наименьшей степени по сравнению с руководством и преподавателями. Наиболее явно их позиция проявляется в выборе вуза, факультета, специальности, мотивации на учебу, более полном использовании возможностей, как самих вузов, так и потенциала преподавателей. В последние годы студенты стали активно проявлять себя и в области образования, и в сфере своей жизни (общежития, питание, досуг). Их позиции в рамках, заданных вузом, позволяют проявить свой потенциал, личностные интересы и способности в выборе курсовых и дипломных работ, спецкурсов, выборе рабочих мест в процессе учебы, в общественной жизни. Потребности студентов в последние годы стали для вузов ориентиром в формировании учебных программ (особенно это касается магистратуры), ориентации их на новые направления, области практического знания, ранее не представленные в учебных планах. Заметной стала реакция студентов на состояние общежитий, качество питания и другие их нужды.

(студенты-социологи уже пошли изучать людей, участвующих в митингах) становится весьма актуальной, причем, для каждого вуза по-своему. Исследование студенчества не может быть ограничено простым выяснением их позиций, которые формируются в последние годы под воздействием различных факторов, значимость которых меняется достаточно быстро. Представляется, что важнее изучить сам процесс проявления их позиции в разных сферах жизнедеятельности: в учебе (как особом виде деятельности), в области профессиональной занятости (как возможности включиться в трудовую 126 деятельность, получить представление о профессиональной карьере, набрать практический опыт), в научной сфере и в общественной деятельности. В общем виде субъект образовательного процесса понимается как лицо, обладающее информацией, юридическими правами, проявляющее активность и избирательность, а также использующее свои возможности в реальной жизнедеятельности. Обучаясь и развиваясь, студенты становятся все более способными к выбору тех видов и форм деятельности, которые соответствуют их представлениям о будущем – профессии, карьере, образе жизни. Начальным этапом становления студента как самостоятельной личности (имеющей право выбора и им пользующейся), становится момент выбора вуза и профессии-факультета. В настоящее время, подавляющее большинство студентов-социологов ориентируется на вуз, его статус, на «вес» диплома в глазах работодателей. Выбор профессии при поступлении был достаточным ясным и осознанным только для четверти студентов, сомнения разной степени одолевали 58 %, остальные практически делали выбор случайно (нет математики, гуманитарий по складу ума, баллы по ЕГЭ и др.). Неуверенность выбора, неясность критериев подтверждается следующими данными: на первом курсе обучения 24 % студентов отметили совпадение своих первичных представлений с реальностью, на втором – уже только 11,5 %. Выбор факультета для части студентов был связан с конкретными попытками узнать о нем, получить вполне конкретные сведения. Студенты факультета социологии демонстрируют следующую направленность на факультет: 36 % посещали занятия школьников/абитуриентов на факультете и 18 % читали социологическую литературу. Оценка собственной успеваемости по данным ЕГЭ как возможности поступления в вуз с наиболее высоким статусом и рейтингом становится все более сильным фактором: эти результаты обозначают «выбор лучшего из имеющегося» спектра возможностей. Интерес к профессии, учет сильных сторон (качеств) самого абитуриента отходит на задний план. В ситуации самостоятельности выбора у различных подгрупп студентов есть свои отличительные черты. Называя причины поступления на факультет, те, чей выбор был определен влиянием родителей (то есть менее самостоятелен), чаще указывают желание получить диплом СПбГУ. Таких студентов в этой группе 44 %, и только 25 % указывают на желание получить специальность социолога. Напротив, среди тех, кто выбирал факультет самостоятельно, ради диплома поступали 14 %. Остальные студенты делали выбор, заинтересовавшись либо специальностью (31 %), либо предлагаемыми факультетом курсами (42 %). Исходным, базовым фактором в момент учебы в вузе выступает современное отношение студенчества к учебе как основному виду деятельности студента, соответствующему его статусу и позиции (речь идет о студентах дневного обучении). Давно миновали времена, когда студент только учился. Сегодняшний студент очень часто совмещает учебу с подработкой, иногда и с постоянной работой. Вынужденность такого поведения сталкивает исследователей с объектом уже иного типа – более активным, гибким, часто менее ответственным перед учебными обязательствами, с системой ценностей, подверженной ситуативным колебаниям. Создание собственной, приемлемой для личности, системы установок и ценностей происходит именно в субъектном поле как области выбора, столкновения различных ценностных позиций с последующим возникновением различных паттернов, которые в свою очередь претерпевают изменения под воздействием обстоятельств, проблем и реакции личности на них.

К оценке практических навыков, получаемых в процессе обучения, студенты подходят более критично. Здесь уже только 27 % высоко оценили получаемые навыки, а 39 % оценили как неудовлетворительные. Не удивительно, что, отвечая на вопрос об изменениях, которые они могли бы предложить, студенты в основном говорят о необходимости увеличения практических курсов. Стоит отметить, что в данном случае такую позицию занимает преимущественно группа, изначально ориентированная на получение специальности. Те же, кто поступал ради получения диплома, предлагают просто изменить учебный план и ввести больше факультативности. Факультативность определяется как введение возможности самостоятельного выбора дисциплин и расширении предлагаемого учебного плана за счет введения дополнительных дисциплин. При этом сами студенты указывают, в первую очередь дисциплины, связанные либо с финансовой деятельностью, либо с менеджментом. Последняя группа стремится не столько к освоению профессиональных навыков, сколько к укреплению позиций за счет более широкого охвата дисциплин, которые могут пригодиться при позиционировании на рынке труда и подтвердить престижность полученного диплома. В данном контексте очевидна субъектная позиция: студенты соотносят подготовку с неким образом рабочего места, в котором чисто социологическая составляющая дополняется набором иных дисциплин (экономических, юридических, управленческих). Эта рефлексия полезна обеим сторонам, но при ее рассмотрении необходимо учитывать множество факторов, в числе которых соотношение теории (как базиса) и практики как инструмента решения проблем. Расхождение формата обучения и представлений студентов требует особого подхода. Решаться на основании пожеланий студентов она не может, но невозможно и не рассматривать этот тренд. Хотя пожелание расширить рамки учебных дисциплин можно вполне реализовать в системе дополнительного образования – студент может получать свидетельства о прослушивании различных дополнительных курсов. Хочется отметить, что именно университет обладает огромным потенциалом различных факультетов, а потому можно представить себе и формы межфакультетского обучения, когда студент в процессе учебы может прослушать интересующие его курсы на смежных факультетах. Еще в большей степени это относится к магистрам и аспирантам, которые в силу избранной тематики нередко нуждаются в дополнительных математических, экономических, медицинских знаниях. Информационный ресурс вуза отнюдь не исчерпывается стандартными и типичными формами обучения. Он включает научно-исследовательскую деятельность на факультете. Это поле деятельности является особо важным – именно здесь студент способен понять, что такое исследование, включиться в поиск, изучение интересных ему проблем. Научная сфера позволяет сделать обучение более глубоким, расширить многие дисциплинарные горизонты. Что особо важно, такая работа позволяет готовить аналитиков – людей, в которых сейчас нуждается сфера практики. Говоря о возможностях, можно сказать, что эта область деятельности весьма обширна и разнообразна: на факультете постоянно происходят семинары, доклады самых различных ученых, (включая зарубежных), презентации, ведутся интересные семинары на кафедрах, проводятся и другие открытые научные и научно- практические мероприятия. Университет в целом умножает эти возможности многократно, сотрудничая с самыми различными образовательными учреждениями города и России. При таких разнообразных возможностях 35 % студентов отметили, что ничего не посещают. Нельзя сказать, что наши студенты ленивы и не любопытны: конференции посещает 37 %, специальные семинары – 12 %, ходит на доклады ученых – 8 %, участвуют студенты и в научно-исследовательской работе кафедры (7 %). Эта активность была бы много выше при наличии грантовой (или иной) финансовой поддержки тех специалистов-исследователей, которые способны создавать временные коллективы для изучения самых различных социальных проблем при активном вовлечении в них студентов, магистров и аспирантов. Такие исследовательские коллективы могли бы изучать многие социальные проблемы в 129 более широком масштабе, более детализировано и имели прикладной выход. Нельзя только писать о суицидах подросткового возраста, их нужно изучать, как и многие другие, такие как вандализм, жестокость, черствость… Однако такая форма обучения сегодня имеет минимальный объем. Обобщая в целом приведенные данные, можно сказать, что студенты-социологи проявляют активность в выборе и освоении практик, выходящих за рамки обычной учебной деятельности. Они ищут и апробируют те формы деятельности, которые позволяют им шире взглянуть на свою профессию, овладеть ее фрагментами, выйти в социально- профессиональное пространство. Однако число таких студентов составляет менее половины. Представляется, что это число можно увеличить, при более активном внимании к этому вопросу преподавательского корпуса факультета.

Одним из референтов активности выступает работа студентов, которая осуществляется параллельно с учебой. Среди наших студентов 18 % работали на момент опроса и 42 % отметили, что иногда подрабатывают. Действительно, к началу третьего курса большинство студентов имеют небольшой стаж: 40 % до 2-х месяцев и 45 % – один семестр, что говорит о том, что это пробные, поисковые попытки. Мотивация этой деятельности связана с попыткой познакомиться с профессией социолога (10 %) и получить опыт общения (10 %). Этот вид активности направлен на овладение профессией и отражает те потребности студентов, которые актуальны на каждом этапе их развития. Для многих студентов важен сам факт работы как некий стаж, который, как правило, учитывается при поиске работы после завершения образования. Не менее существенным моментом является овладение практическими навыками. Работодатели в сфере социологических услуг фиксируют общий для всех выпускников-социологов недостаток – отсутствие практических навыков. Типичные высказывания в этой сфере – «практических навыков очень мало», «не хватает опыта практической работы» и т.п. Это мнение транслируется и студентами, приходящими на практику в различные агентства Санкт-Петербурга [2]. По сути, студенты пытаются разорвать этот порочный круг – то есть получить навыки, совмещая работу и учебу. Они этот пробел пытаются восполнять самостоятельно, пользуясь случайными возможностями трудоустройства. Следует признать, что современный вуз должен отреагировать на эту проблему. Если студентов в значительной степени экономически поддерживает семья, то обучение в магистратуре и аспирантуре при символической стипендии не дает возможности посвятить себя исключительно учебе. И фактически практически любой магистр и аспирант значительную часть времени отдает не учебе, а работе. В данной ситуации происходит сильный дисбаланс ценностей, при котором страдает результативность обучения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...