Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика личностных качеств И. В. Сталина




Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

“Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет”

ФГБОУ ВО “ЮУрГГПУ”

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра экономики, управления и права

Контрольная работа

По дисциплине «Лидерство»

На тему: «Характеристика И. В. Сталина»

Выполнил:

Студент группы ЗФ-309/114-3-1

Тарасов Максим Владимирович

Челябинск, 2017

Содержание

 

 

Введение

1. Характеристика личностных качеств И.В. Сталина

1.1 Физиологические качества

1.2 Психологические качества

1.3 Интеллектуальные качества

1.4 Деловые и личностные качества

2. Стиль лидерства И. В. Сталина

3. Механизм выдвижения в лидеры

4. Технология власти

Заключение

 

 

Введение.

 

Абсолютное большинство исследователей, историков, биографов И. В. Сталина, говоря о личности этого человека, сразу же употребляют слово «загадка». Употребление данного слова не является литературным приемом - есть достаточно оснований утверждать, что личность Сталина по-настоящему еще не понята. И свидетельством этому является взаимоисключающий характер ее оценок. Некоторые авторы пытаются разобраться в том, «почему и как заурядная в интеллектуальном и жуткая в моральном плане личность достигла абсолютно неограниченной власти и полу обожествления в огромной стране». Другие утверждают, что «более последовательного, более талантливого, более великого человека. чем Сталин, после Ленина не было и нет».

Нет смысла множить примеры - диапазон мнений останется тем же. Вопрос в другом: что мешает прийти к согласованной оценке? Здесь, по крайней мере, четыре причины, действующие совместно или по отдельности: различия в политических взглядах авторов, которые переносятся на анализируемый объект; слабая разработанность методов личностного анализа; неразвитость политической психологии; неспособность некоторых авторов придерживаться требований элементарного здравого смысла.

Актуальность и важность указанной проблемы предопределили появление значительного числа исследований по данной проблеме. В своем большинстве в данных работах затрагиваются различные аспекты жизни и деятельности этой исторической личности; однако комплексные исследования до настоящего времени составляют явное меньшинство. Среди исследований последнего времени по данной проблеме необходимо отметить работы таких отечественных историков, как Авторханова А., Аллилуева В.Ф., Буллока А., Валентинова Н.В., Волкова Ф.Д., Волкогонова Д.А., Завадовского М.М., Зевелева А.И., Зеньковича Н.А., Колесника А. Н., Ранкур-Лаферриера Д. и др.

Источники по проблеме исследования многочисленны и разнообразны, среди их числа следует отметить письма, дневники, записки, свидетельства современников И. В. Сталина.

Важность и актуальность рассматриваемой темы, ее неоднозначная разработанность определили следующую формулировку темы исследования: «Личность И. В. Сталина».

Цель контрольной работы состоит в написании характеристики наиболее показательных личностных, психологических, интеллектуальных и лидерских качеств И. В. Сталина.

В соответствии с поставленной целью в контрольной работе, мною определены следующие задачи данной работы:

• дать характеристику личностным качествам И.В. Сталина;

• определить стиль лидерства И. В. Сталина, проиллюстрировав примерами;

• определить механизм выдвижения в лидеры И. В. Сталина;

• выявить основные способы эффективности

Структура контрольной работы состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка литературы.

 

Характеристика личностных качеств И. В. Сталина

Оценка личности политического деятеля более трудна, чем оценка его политического курса - как по критерию глубины, так и по критерию объективности.

Иосиф Сталин родился в грузинской семье в городе Гори Тифлисской губернии. Отец — Виссарион Иванович Джугашвили — по профессии был сапожником, впоследствии — рабочий обувной фабрики фабриканта Адельханова в Тифлисе. Мать — Екатерина Георгиевна Джугашвили (в девичестве — Геладзе) — происходила из семьи крепостного крестьянина Геладзе села Гамбареули, работала подёнщицей.

Иосиф был третьим сыном в семье, первые двое (Михаил и Георгий) умерли во младенчестве. Его родным языком был грузинский. Русский язык Сталин выучил позже, но всегда говорил с заметным грузинским акцентом. Согласно утверждениям дочери Светланы, Сталин, однако, пел по-русски практически без акцента.

Екатерина Георгиевна была известна как женщина строгая, но горячо любившая сына; она старалась дать своему ребёнку образование и надеялась на такое развитие его карьеры, которое ассоциировалась у неё с положением священника. Сталин к матери относился крайне почтительно. Сталин на похороны матери в мае 1937 году приехать не смог, но прислал венок с надписью по-русски и по-грузински: «Дорогой и любимой матери от её сына Иосифа Джугашвили.

Социальное происхождение и детские годы очень сильно повлияли на становление характера Иосифа. Очень многие качества будущего тирана заложились в нем именно в эти детские годы. Взаимоотношения родителей во многом определили судьбу мальчика.

1.1 Физиологические качества.

Сталин был среднего роста, сухощавый, с черными вьющимися волосами и темными, очень выразительными глазами, которые безусловно свидетельствовали, что у этого человека сильная воля и большая работоспособность. Русский выговор Сталина был твердым, со своеобразным кавказским акцентом.

И. Сталин, по мнению историков, был наделен качествами, которыми должен обладать идеальный правитель. Набор этих личностных качеств и характеристик довольно специфичен: лидерство и харизматичность, образованность и ум, высокая нравственность, скромность, особая внешность, работоспособность и др. (в данном случае налицо взаимоналожение сем, так как в части скромность рассматривается как составляющая нравственности, в других – вообще не ставится вопрос: скромно – это нравственно или нет?; ясно также, например, что внешность и харизматичность могут быть соотносимы, хотя не вызывает сомнений тот факт, что обладание харизмой не обозначает наличие конкретной внешности и т.п.): Подобно Ленину, Сталин – это скромность. Он прост и прям. Весь его облик – облик близкого человека, который служит народу. Строгий военный китель, все понимающий взгляд, улыбка под чуть поседевшими усами, теплая, раскуренная трубка в руке... У Сталина же личное имущество было скромным. Так всегда бывает у умных людей личные желания скромные, он безусловно, талантливый организатор и харизматичная личность…

1.2 Психологические качества.

Иосиф Виссарионович стал идеальным образом лидера тоталитарной системы. Он был глубоко религиозен в тот период, когда учился в духовной семинарии в Тифлисе, сохранял необычайно положительное (для большевика) отношение к Русской и Грузинской Православной Церкви всю остальную жизнь.

Когда Сталин был у власти, он мог в какой угодно степени быть параноиком. Хрущев в своей речи на ХХ съезде партии в 1956 году описывает то, что является очевидными параноидальными симптомами: «Сталин был очень недоверчивым человеком; он был болезненно подозрителен; мы знаем это по работе с ним. Он мог посмотреть на кого-нибудь и сказать: «почему ты сегодня не смотришь прямо?» или «почему ты сегодня отворачиваешься и избегаешь смотреть мне в глаза?»

Известная садистская жилка Сталина – еще один аспект его личности. Ввиду того, что он был человеком умным и обстоятельства были благоприятными, Сталин был в состоянии реализовать фантазии подчинения, унижения и причинения боли в отношении большего числа людей. Садистское поведение отражает не только потребность причинять боль, но также страсть управлять другими. Эта страсть была достаточно очевидна тем, кто хорошо знал Сталина. Говоря о позиции, которую он выразил по отношению к различным странам Восточной Европы на Ялтинской конференции, Гарриман сказал: «Сталину нужны были слабые соседи. Он хотел доминировать над ними…»

Само имя «Сталин», производное от слова «сталь», предполагает огромную силу. Но сила – это всегда относительное понятие, отражающее властные взаимоотношения. Сталин часто выражал свою политическую силу посредством стальных инструментов, таких, как оружие его полиции.

Властный характер Сталина был замечен очень рано его одноклассниками в Гори. Очевидно, маленький Сосо Джугашвили был классическим забиякой школьного двора: «Ребенком и юношей он мог быть хорошим другом до тех пор, пока подчинялись его требовательной воле». В книге воспоминаний «Сталин и трагедия Грузии», изданной в 1932 году в Берлине на немецком языке, одноклассник Иосифа Джугашвили по Тифлисской духовной семинарии Иосиф Иремашвили утверждал, что юному Сталину были присущи злопамятность, мстительность, коварство, честолюбие и властолюбие.

Мстительность была еще одним важным компонентом характера Сталина. Многие из его жертв – Троцкий, Смирнов, Енукидзе, Тухачевский, Бухарин и другие – ранее каким-то образом обидели его. Уже в юности Сталин находился в плену навязчивой идеи отомстить. В разговоре с Каменевым и Дзержинским в 1923 году Сталин сказал: «Выбрать своего врага, подготовить все детали удара, утолить жажду жестокой мести и затем отправиться спать… Нет ничего слаще в мире!» Эта фраза стала широко известна в партийных кругах как «теория сладкой мести» Сталина. Описание некоторых типов невротической личности Хорни довольно хорошо подходит к Сталину: «Главной мотивирующей силой в его жизни является потребность в триумфе мести».

Также, Сталин обладал терпением - огромное терпение Сталина было известно всем в его окружении. Наряду с потребностью осуществлять контроль над другими параллельно существовала потребность самоконтроля. В редких случаях он срывался и вскипал от раздражения (большей частью такие вспышки гнева не были опасны в политическом смысле, например, это выражалось в том, что он кричал на подчиненного или бил своих детей). Обычно он мог держать себя в руках. Для некоторых выражением его самоконтроля были сами жесты. Один из переводчиков, работавших с ним, говорит: «Когда Сталин стоял, у него была монашеская манера сцеплять руки на животе или выше, сохраняя их сцепленными».

А что же повлияло на становление характера Сталина, и почему он испытывал чувство неполноценности или отсутствия любви к себе? А дело в том, что Сталин был выходцем из низшего сословия в Грузии. Он имел небольшие физические недостатки. Он так и не вырос выше 160 см. Сталин не научился говорить по-русски без акцента, свойственного грузинам. В отличие от своих товарищей-большевиков, большинство из которых были яркими интеллигентами-космополитами. Также у Иосифа Виссарионовича было весьма не простое детство, на его глазах отец избивал мать, часто происходили случаи, когда отец избивал самого Иосифа.

Сталин был великим актером, что подмечено довольно многими исследователями. По словам его невестки Анны Аллилуевой, он обладал большим талантом имитировать людей. Он был всегда рационален, точен, всегда учитывал ситуацию, обладал хорошей сообразительностью и блестящей памятью. Сталин обладал исключительно гениальной способностью. Он как никто разбирался в людях и видел их насквозь.

Сталин был очень скромен. Он носил простой китель, никогда не одевался роскошно. Главным богатством, по его мнению, были книги. Люди, бывавшие в его кабинете говорят, что Сталин обращал их внимание на книги, лежащие на столе, и говорил: Это моя дневная норма. 500 страниц в день.» После прочтения, Сталин кратко в конце книги писал основные идеи прочитанной книги.

Грубость представляет органическое свойство Сталина. Но с течением времени он сделал из этого свойства сознательное орудие. В борьбе Сталин никогда не опровергает критики, а немедленно поворачивает ее против противника, придав ей самый грубый и беспощадный характер.

По поводу характера Сталина существует большое количество противоречий, одни говорят, что он был замечательным человеком, настоящим вождем, умным и талантливым, защищают и оправдывают все его поступки, другие же наоборот, полностью критикуют личность Сталина, говорят, что он был всего лишь тираном и психически больным человеком. Я же считаю, что если бы не Сталин, со своим характером и манерой управления страной, то наша страна не была бы сейчас таковой какой является, и не известно, что бы с ней было, да и существовала бы она вообще.

Сталин вообще оценивал людей очень резко и открыто. Он признавался, что редко можно встретить такого человека, который бы ему понравился и с которым он мог бы сойтись. Однако к людям одной с ним судьбы он всегда относился с вниманием и готовностью помочь.

«Каменное сердце» - это выражение принадлежит самому Сталину и почти исчерпывающе определяет его эмоциональный мир и отношение к людям. Так он выразился, вспоминая смерть первой жены, которую очень любил: «Это существо смягчало мое каменное сердце; она умерла и вместе с нею последние теплые чувства к людям» (9, с. 78).

1.3 Интеллектуальные качества.

В 1886 году Екатерина Георгиевна хотела определить Иосифа на учёбу в Горийское православное духовное училище. Однако, поскольку ребёнок совершенно не знал русского языка, поступить в училище не удалось. В 1886—1888 годах по просьбе матери обучать Иосифа русскому языку взялись дети священника Христофора Чарквиани. Результатом обучения стало то, что в 1888 году Сосо поступает не в первый подготовительный класс при училище, а сразу во второй подготовительный.

В 1889 году Иосиф Джугашвили, успешно закончив второй подготовительный класс, был принят в училище. В июле 1894 года по окончании училища Иосиф был отмечен как лучший ученик. Его аттестат содержит «пятёрки» по многим предметам. По окончании училища Иосиф был рекомендован для поступления в духовную семинарию.

Иосиф поступил в православную Тифлисскую духовную семинарию, которая была расположена в центре Тифлиса. Там он впервые познакомился с идеями марксизма. К началу 1895 года семинарист Иосиф Джугашвили знакомится с подпольными группами революционных марксистов, высланных правительством в Закавказье(среди них: И. И. Лузин, О. А. Коган, Г. Я. Франчески, В. К. Родзевич-Белевич, А. Я. Краснова и др.). Впоследствии сам Сталин вспоминал: «В революционное движение я вступил с 15-летнего возраста, когда я связался с подпольными группами русских марксистов, проживавших тогда в Закавказье. Эти группы имели на меня большое влияние и привили мне вкус к подпольной марксистской литературе»

В 1896—1898 годах в семинарии Иосиф Джугашвили руководит нелегальным марксистским кружком, который собирался на квартире революционера Вано Стуруа в доме № 194 по улице Елизаветинской. В 1898 году Иосиф вступает в грузинскую социал-демократическую организацию «Месаме-даси» («Третья группа»). Вместе с В. З. Кецховели и А. Г. Цулукидзе И. В. Джугашвили образует ядро революционного меньшинства этой организации.

В 1898—1899 годах Иосиф руководит в железнодорожном депо кружком, а также проводит занятия в рабочих кружках на обувной фабрике Адельханова, на заводе Карапетова, на табачной фабрике Бозарджианца, в Главных тифлисских железнодорожных мастерских. Сталин вспоминал об этом времени: «Я вспоминаю 1898 год, когда я впервые получил кружок из рабочих железнодорожных мастерских… Здесь, в кругу этих товарищей, я получил тогда первое своё боевое крещение… Моими первыми учителями были тифлисские рабочие». 14-19 декабря 1898 года в Тифлисе проходит шестидневная забастовка рабочих-железнодорожников, одним из инициаторов которой был семинарист Иосиф Джугашвили:с.27. 19 апреля 1899 года Иосиф Джугашвили в Тифлисе участвует в рабочей маёвке.

Не пройдя полный курс, на пятом году обучения, перед экзаменами 29 мая 1899 года был исключён из семинарии. В свидетельстве, выданном Иосифу Джугашвили по исключении, значилось, что он может служить учителем начальных народных училищ. С конца декабря 1899 года И. В. Джугашвили в качестве вычислителя-наблюдателя был принят в Тифлисскую физическую обсерваторию.

Во времена своего обучения Иосифу на пути встречалось очень много трудностей, но он старался их преодолевать, и уже в те юные годы, он понимал, что главная его цель – это власть, он четко осознавал, что именно это ему нужно. Юный Сталин отличался умом и сообразительностью, он учился на отлично. Издевательский режим семинарии еще больше закалял его характер.

Используя сведения из смежных областей знания, человек вынужден кое-что принимать на веру. И при этом он склонен больше верить тому, что в наибольшей степени соответствует его личному отношению к предмету анализа.

Характерный пример: «Самым уязвимым местом в сталинском интеллекте была его неспособность овладеть диалектикой... он до конца не разобрался в соотношении теории и метода, взаимосвязи объективного и субъективного, сути законов общественного развития» (9, с. 62). Но так ли это?

В период борьбы с «объединенной», а затем и «правой» оппозицией Сталин, желая повысить свой уровень в теории, пригласил для занятий профессионального философа Стэна, бывшего в тот период зам. директора Института Маркса и Энгельса. Стэн включил в программу труды Гегеля, Канта, Фейербаха, Фихте, Шеллинга, Каутского, Плеханова... На уроках, которые происходили дважды в неделю, он «терпеливо пытался разъяснить высокопоставленному ученику гегелевские концепции о субстанции, отчуждении, тождестве бытия и мышления - понимания реального мира как проявления идеи. Абстрактность раздражала Сталина, но он пересиливал себя и продолжал слушать монотонный голос Стэна, изредка перебивая недовольными репликами: «Какое все это имеет значение для классовой борьбы?», «Кто использует всю эту чепуху на практике?». В конечном итоге Сталин так и «не одолел сути диалектического отрицания, единства противоположностей... так и не усвоил тезис о единстве диалектики, логики и теории познания» (9, с. 67). Этот эпизод охотно анализируют и некоторые другие авторы, давая ему сходную интерпретацию.

Простой вопрос: как мог Сталин, не понимая диалектики, действовать столь эффективно, успешно реализуя свои замыслы? За счет чего он переиграл политических соперников? И в первую очередь - Троцкого, интеллект которого был «более изощренным, более ярким и богатым», которому в числе других были свойственны качества, в которых автор явно отказывает Сталину: «живость мысли, широкая эрудиция, солидная европейская культура» (9, с. 14). Ответ на удивление прост: за счет «изощренной хитрости и коварства» (это широко распространенное мнение о Сталине).

1.4 Деловые и личностные качества.

Положение Сталина в партии и постепенное в ней продвижение определялось только его абсолютной деловой надежностью как исполнителя партийных поручений, равного которому в среде большевиков (главным образом партийных краснобаев!) не было. Это позволяло ему преодолевать подсознательное его «отторжение» данной средой. Но больших перспектив не сулило. Известно, что в любом политическом движении конкретному исполнителю трудно пробиться в руководящую группу, где все понимают друг друга с полуслова и имеют одинаковые знаковые системы. При всех текущих разногласиях. И даже доброжелательность некоторых из них не могла не быть обидной. Тем более при его самолюбии: его пытались «цивилизовать» подобно тому, как Робинзон Пятницу. В нем действительно была и оставалась всю жизнь некая первобытность. Но, как оказалось, с нею были связаны своеобразие и сила, а не слабость.

Естественно, подобное положение предельно обостряло самолюбие Сталина и не могло не порождать замкнутости и отчужденности, хотя с детства он считался достаточно общительным. В условиях вынужденности общения эта отчужденность нередко проявлялась грубостью, которую отмечали многие, находившиеся с ним в ссылке. А поскольку весь его жизненный путь был путем неопределенности перспектив, это не могло не усиливать тревожности.

Сталин был вынужден развиваться в чуждой ему среде, и имело два следствия. Во-первых, это обострение его ориентировочной реакции. Все время, даже среди «своих» приходилось быть начеку, чтобы не попасть впросак, не сделаться объектом насмешек, снисходительного пожимания плечами.

Во-вторых, постоянно Сталин был как бы на сцене. А это не могло не стимулировать развития актерских способностей, которые были у него от природы. Это его качество тоже относится к числу тех, которые не отрицали даже его враги. Вот несколько высказываний об этих его способностях.

«Страстная натура со множеством лиц, причем каждое из них настолько убедительно, что казалось, что он никогда не притворяется, а всегда искренне переживает каждую их своих ролей... даже само притворство было настолько спонтанным, что казалось, будто он убежден в искренности и правдивости своих слов» (10, с. 39).

«Способность в некоторых обстоятельствах быть большим, а может быть, даже великим актером была присуща Сталину и составляла неотъемлемую часть его политического дарования» (19, с. 84).

«Этот талант делает его величайшим актером в разных, порою резко противоположных, амплуа — от крайнего трагика до бесшабашного комедианта» (1, с. 72).

«Сталин был актером редкого таланта, способным менять маски в зависимости от обстоятельств. Одна из любимейших масок - простой, добрый парень без претензий, не умеющий скрывать своих чувств... он держался как открытый душевный собеседник, был чрезвычайно общителен и дружески настроен... то он играл роль заботливого доступного товарища по партии, то принципиального блюстителя лучших качеств большевика, то мудрого и величественного «вождя угнетенных масс всего мира», то мецената и тонкого ценителя искусства и литературы» (15, с. 89).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...