Особенности группового снаряжения в водном путешествии
Основными предметами группового снаряжения у туристов-водников являются байдарки, лодки или плоты. Каждое из них имеет свои разновидности и типы, однако все они должны обладать определенными мореходными качествами - плавучестью, остойчивостью, непотопляемостью, управляемостью, прочностью и т. п. Разборная байдарка. Наиболее универсальное судно для путешествия. Обладает большой легкостью, транспортабельностью и отличными ходовыми качествами, позволяющими использовать ее также под парусами и с бортовым мотором. В путешествии на байдарках с собой необходимо взять несколько непромокаемых мешков для хранения снаряжения и продуктов, резиновую грушу-спринцовку для отсоса воды из байдарки и резиновые поплавки, обеспечивающие ее непотопляемость. Обычно поплавками служат заполненные воздухом баскетбольные или мотоциклетные камеры, которые вставляют в носовой и кормовой отсеки и располагают вдоль фальшбортов. Планируя маршрут по мелким рекам с быстрым течением или каменистым дном, надо усилить оболочку байдарки наклейкой (по кильсонам и нижнему поясу стрингеров) резиновых протекторов шириной 4 - 6 см и толщиной 1 - 1,5 мм. Если байдарка не имеет фартука, то он изготовляется самостоятельно из тонкой прорезиненной ткани. Целесообразно для зачаливапия привязать к байдарке линь - капроновый шнур диаметром 4 - 6 мм, длиной 3 - 5 м, на конце которого укрепить дюралевый колышек для установки судна на прикол. К бортам следует приделать проволочные держатели для весел. В районах с частыми и сильными дождями целесообразно сделать для байдарки тент из непромокаемой ткани. Длина тента зависит от конструкции байдарки, а высота стоек должна быть больше сидящего в байдарке человека на 25 - 30 см. По концам тента можно выкроить клиновые «крылья», к ним пришить застежки «молнии», которые защитят от лобового или кормового дождя (рис. 8).
Лодки. Неразборные 2 - 5-местные деревянные или стеклопластиковые лодки используют в тех районах, где их можно взять напрокат на туристской базе или у местного населения. Лодка должна быть укомплектована запасными веслами, уключинами, ковшом для отливания воды, фалинями и спасательными средствами. Из надувных лодок на коротких маршрутах можно применять легкие, но маловместительные и исключающие движение против течения или ветра одно-двухместные резиновые лодки, выпускаемые для рыбаков. В длительных путешествиях удобнее лодки спасательного типа (ЛАС-3, ЛАС-5), рассчитанные на 2 - 6 человек, или более крупные надувные лодки, допускающие плавание с мотором. Туристские плоты. На многоводных реках с сильным течением в лесной местности в начальных пунктах путешествия можно построить деревянные плоты. Для этого в лесхозах приобретаются 6 - 8 толстых сухостойных нетрухлявых еловых, сосновых или кедровых бревен, которые соединяются двумя поперечными брусами - шпонами. Плоты имеют подгребицы: опоры для установки больших весел - кормовой и носовой греби - и иногда оснащаются багажником для рюкзаков, мачтой, настилом. На несложных маршрутах применяют легкие плоты - салики. Для их сооружения годятся менее крупные бревна, которые связывают между собой поперечинами с помощью веревочных петель. Управляют саликами с помощью гребей или шестов. В малолесных и горных районах наиболее удобны плоты понтонного типа (ПСН, ТЛН, СП и др.), рассчитанные на 4 - 10 человек. При сплаве по мелким рекам с каменистым дном днище надувного резинового плота рекомендуется обтянуть брезентом. Если на маршруте имеются достаточно серьезные препятствия, то понтон следует укрепить деревянной рамой и поставить на ней подгребицы.
Успешно используются также самодельные плоты с отдельными надувными элементами. Ими могут служить автомобильные (тракторные) камеры, подвязываемые снизу репшнурами под гибкой деревянной рамой плота. Применяются и самодельные надувные понтоны, состоящие из камер (вакуумная резина) и покрышек (прорезиненный капрон) или обычных волейбольных камер, заключенных в брезентовые чехлы-гондолы. В состав снаряжения при путешествии на плоту входит увеличенное количество топоров, одна-две двуручные пилы, крепкие веревки для такелажных работ, длинные гвозди и другой крепеж. В снаряжение для походов на надувных плотах и лодках включаются насосы, дополнительное количество ремонтных материалов, клей, клапаны, прокладки к ним и, при необходимости, запасные камеры. Парусное вооружение. Большинство видов байдарок, лодок, плотов при ровном несильном попутном или попутно-боковом ветре может быть использовано для движения под парусом. Наиболее простое парусное вооружение - рейковое. Оно состоит из мачты и поперечины рейка, к которому крепится фал (снасть для подъема паруса) и парус, импровизируемый в походных условиях из тента, куска полиэтилена, простыни, тонкого одеяла, плаща, куртки. К нижним углам паруса привязываются шкоты (рис. 9А). Доступно для изготовления на маршруте также шпринтовое вооружение. К прямоугольному полотнищу паруса по диагонали на углах крепится тонкая палка (шпринтов), к свободному нижнему углу - шкот, к верхнему - фал. Нижний конец шпринтова привязывается веревочной петлей к мачте таким образом, чтобы он мог поворачиваться вокруг нее на 180° (рис. 9Б). В Целях безопасности при быстром спуске паруса на верхнем конце мачты надо ставить блок, металлическое кольцо или карабин, а площадь паруса ограничивать для байдарок 2,5 кв. м, лодок - 3,5 кв. м, плотов - 4,5 кв. м. Большие размеры паруса допустимы, если туристское судно специально оснащено для парусных походов. Так, можно переоборудовать байдарку в тримаран с поддувными боковыми поплавками (рис. 10). Мачты, гик, рама-крестовина, шверцбалка, балки для крепления оснастки к фальшбортам байдарки изготовляются из дюралевых труб диаметром 30 - 40 мм с толщиной стенки 1 - 2 мм, шверцы - из многослойной фанеры, ванты - из оцинкованной проволоки диаметром 2 мм. Паруса шьются из тика перкали или синтетической парусины. Оболочки поплавков изготавливаются из тонкого, прочного материала (пленка ПХВ, детская клеенка) Затем в готовую оболочку вставляют ниппелем к открытым концам обо. дочки по два детских надувных бревна.
Рис. 10. Переоборудование байдарки в тримаран: а - ванты; 6 - гик; в - балка; г - поплавок; д - шверц; е - шверцбалка; ж - рама; з - балка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|