Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка. Резюме. Литература. Инкаунтер-группы




ОЦЕНКА

Леонард Бланк (Blank, 1969) описал содержание одной понравившейся ему карикатуры: две женщины, сидя под феном, сравнивают свои впечатления о групповом опыте. Одна говорит другой: " Я не знаю, что мне дала моя группа, но я выслушала многое о многих людях". Применительно к некоторым Т-группам это замечание довольно точно отражает уровень обучения. Однако в большинстве Т-групп создаются возможности для ценных личностных изменений (Hampden-Turner, 1966). Группа может повысить индивидуальные коммуникативные умения и концептуальное понимание. Это ведет к увеличению чуткости к собственным и чужим потребностям, к появлению большего числа альтернативных видов поведения при столкновениях с жизненными проблемами. Т-группа может помочь членам группы утвердиться и укрепиться в ощущении самотождественности и наметить направление их будущего развития. Наконец, Т-группа может помочь человеку повысить самооценку и чувство собственного достоинства.

Исследование Т-групп

Каким образом Т-группы вызывают эти изменения – не вполне ясно. Хампден-Тернер (Hampden-Turner, 1966) предложил экзистенциальную модель научения и личностного роста, которая, как он считает, адекватно описывает изменения, происходящие в Т-группе. Уровень знаний членов группы, ощущение самотождественности и степень самоуважения совместно формируют меру общей компетентности. Компетентность влияет на утверждение образа собственного " Я" в ходе общения с другими участниками группы и получение от них обратной связи. Уже из ранних исследований было ясно, что Т-группы оказывают положительное влияние по этим переменным. Например, качество личностного осознания включает, в частности, чуткость к потребностям других. Бункер (Bunker, 1965), оценив ряд конференций в Национальных лабораториях тренинга, сделал вывод, что участники Т-группы становятся более восприимчивыми к чувствам других членов группы. Самоосознание – один из путей к усилению своей самобытности. Исследования Бункера (Bunker, 1965) и Валикета (Valiquet, 1964) показали, что члены Т-групп начинают глубже осознавать свое собственное поведение и лучше понимать себя. Исследования Аргириса (Argyris, 1964, 1965) показали, что в плане самооценки у участников Т-группы повышаются ощущения личной адекватности и межличностной компетентности.

В последние годы исследования Т-групп с вопросов групповой динамики и групповых процессов переместились на прикладные изучения результатов группового опыта (Golembiewski & Blumberg, 1977). Некоторые тренеры Т-групп еще неохотно приемлют объективные научные оценки своей работы, так как процедуры получения оценок рассматриваются как вмешательство в групповые процессы, несовместимое с их гуманистическим уклоном. Тем не менее валидность некоторых ранних эмпирических обобщений подтверждается и сегодня (Luke & Seashore, 1977). Например, участники, которые пришли в группу, обладая стилями поведения, довольно сильно отличающимися от ценностей Т-групповой среды, часто извлекают больше пользы, чем те, чьи стили более соответствуют групповой культуре. Более того, готовность участников включиться в групповой процесс способна лучше предсказать изменения, чем любые частные личностные характеристики. Когда Камбелл и Даннетт делали в 1968 г. обзор литературы о Т-группах, они были вынуждены опираться на исследования, не всегда придерживавшиеся таких твердых методологических принципов, как наличие контрольной группы, использование схемы повторных измерений и целесообразный интервал времени. Несколькими годами позже Смит (Smith, 1975) сделал обзор литературы уже более тщательно проведенных исследований. По мнению Смита, участники групп по результатам самооценки и психометрии к концу занятий показывают лучшее самопонимание, становятся более открытыми другим и новому опыту, получают более высокие баллы по положительно оцениваемым чертам. Часто эти изменения определяются с помощью методики FIRO B. Шютца, опросника личностной ориентации Шострома (POI) и опросника самораскрытия Джурарда. Кроме того, члены группы, овладевшие опытом обучения в Т-группах, воспринимаются теми, кто в них не участвовал, как изменившие к лучшему свое поведение и успешно владеющие коммуникативными умениями. Тренинг сензитивности в программах Организационного развития также показал множество позитивных результатов, хотя фактическая база этих выводов основывается на менее основательных исследованиях.

На результаты Т-групп влияют модели поведения руководителя, личностные особенности членов группы и их мотивация. Одним из актуальных вопросов исследований в области групп тренинга является выявление долговременных изменений. В связи с трудностями наблюдения и измерения в области тренинга только в нескольких работах применялись измерения спустя какое-то время и устанавливалось отношение групповых изменений к фактическому поведению в специфической домашней и рабочей обстановке. По мнению одних исследователей, успешный перенос усвоенного тренингового опыта в домашнюю обстановку, видимо, облегчается: 1) признанием участниками некоторых проблем личного взаимодействия, например таких, как трудности при произнесении и получении комплиментов; 2) пониманием участниками того, что существует определенная общность между переживаниями в группе и в повседневной жизни (Lakin, 1972). Участники Т-групп, стремящиеся применять в домашних условиях опыт группового взаимодействия, обнаруживают после окончания занятий в группе более существенные изменения в поведении, чем участники Т-групп, в которых не практиковался перенос полученного опыта в реальную среду (Bunker & Knowles, 1967). Наибольшая степень последующих изменений наблюдается среди организованных групп, которые были созданы не только для обучения, но и сохранялись как целое в дальнейшем (Smith, 1975). Согласно другой точке зрения, наиболее важной предпосылкой успешного переноса усвоенного опыта является накопление основных умений, помогающих точно диагностировать новую ситуацию и выработать соответствующую отношению сотрудничества модель поведения (Argyris, 1973). Участники группы должны научиться: а) правильно общаться друг с другом; б) давать и получать полезную обратную связь; в) осуществлять эти умения таким образом, чтобы возрастало доверие и усиливалось ощущение самотождественности; в) создавать группы, эффективно использующие способности своих членов и проявляющие уважение к их индивидуальности.

Растущая популярность Т-групп
(увеличение числа участников и распространение психологических знаний)

Лабораторные учебные занятия, без сомнения, оказали заметное влияние на окружающее общество. Следствием этого явилось возрастание числа членов общества, свободно оперирующих психологическими понятиями. Некоторые склонны считать, что тот, кто не совершает периодически паломничества в психокоррекционные группы, не может быть " стоящим" и живущим полной жизнью человеком. У все большего числа людей развивается лучшее понимание психологических процессов повседневной жизни. В этом отношении лабораторный тренинг помог обнаружить, что мы в большей степени осуществляем контроль над нашей жизнью, чем нам всегда казалось (Steele, 1968). В периоды социальных катастроф или кризисов, как, например, при прекращении подачи электроэнергии в северо-восточных штатах США в 1975 г., нас изумляет, как меняются социальные взаимоотношения и происходит сплочение людей. Опыт Т-групп учит, что не обязательно ждать случайных кризисов, чтобы возникли волнующие новые ситуации и стал возможен более значительный выбор.

Поскольку профессии, призванные оказывать помощь людям, попадали под возрастающее влияние движения Т-групп, все больший акцент стал делаться на поощрении индивидуального развития и подлинности. Популярность понятия " тренинг сензитивности" отражает поворот от сосредоточенности на группе к модели индивидуального развития. Сегодня группы сензитивности и Т-группы в чистом виде встречаются не столь часто, как несколько лет назад. Скорее всего, принципы и методы лабораторного обучения изменились по меньшей мере в двух направлениях. С одной стороны, наметилась тенденция к образованию групп, вырабатывающих концептуальный подход и соответствующие умения. Программные брошюры НЛТ и других центров Т-группового тренинга заполнены описаниями специальных тематических групп, таких, например, как группы семейных взаимоотношений, группы повседневных потребностей мужчин и женщин, группы тренинга учителей и администраторов. С другой стороны, актуальным является направление, соединяющее методы разных групповых подходов с традиционными методами Т-групп.

Различия между Т-группами и психотерапевтическими группами будут рассмотрены в следующей главе. Сейчас достаточно сказать, что Т-группы не эквивалентны интенсивной групповой психотерапии. Однако открытая и честная обратная связь, которую обычно участники получают в Т-группе, может подтолкнуть некоторых из них к поиску более интенсивного и индивидуализированного группового опыта.

РЕЗЮМЕ

Первые группы тренинга (Т-группы) были основаны в 1946 г. Куртом Левином и его коллегами, заметившими, что участники групп получают пользу от анализа собственных групповых переживаний. Лабораторный тренинг предлагает широкий спектр методов обучения, направленных на развитие межличностных умений и исследование процессов, происходящих в малых группах. Некоторые Т-группы, получившие название групп сензитивности, могут иметь целью всестороннее развитие личности отдельных участников.

Ценности, лежащие в основе движения Т-групп, включают: ориентацию на поведенческие и общественные науки, демократичные процессы в противовес авторитарным, способность устанавливать отношения взаимопомощи. Основные понятия, связанные с Т-группами: обучающая лаборатория, обучение тому, как учиться, принцип " здесь и сейчас". Обучающая лаборатория фокусирует внимание на опробование новых видов поведения в безопасном окружении. Обучение тому, как учиться, включает цикл: самопредъявление – обратная связь – экспериментирование. Обратная связь, раскрывается на примере " Окна Джогари", – наиболее важном понятии в методологии Т-групп.

Руководитель Т-группы (тренер) доверяет участникам группы совместную работу по исследованию их поведения и взаимоотношений. Имеющая сходство с Т-группой тэвистокская малая учебная группа исходит из того, что индивидуальное поведение отражает процессы, которые происходят в группе. Тэвистокскому руководителю принадлежит более пассивная роль, чем руководителю Т-группы. Т-группа помогает также участникам развивать специфические коммуникативные умения, такие, как описание поведения, сообщение о чувствах, активное слушание, конфронтация. Некоторые Т-группы используют структурированный подход для достижения специфических целей членов группы.

В исследованиях Т-групп могут быть выделены две области: исследования группового процесса и оценка конечной эффективности. Существует необходимость в более долговременных исследованиях, в частности, для изучения переноса результатов группового опыта в реальность, например в семейную группу. Т-группы способствовали росту популярности групп в целом и расширили знакомство с психологическими понятиями. Они явились частью растущего интереса членов общества к развитию личности, а также подлинности в межличностных отношениях. Последнее время Т-группы направили свое внимание на развитие специфических умений и стали включать техники других направлений.

Литература

Argyris, С. T-groups for organizational effectiveness. Harvard Business Review, 1964, 42, 60-74.

Argyris, C. Explorations in interpersonal competence. Journal of Applied Behavioral Science, 1965, 1, 58-83.

Argyris, С. On the future of laboratory education. Journal of Applied Behavioral Science, 1967, 3, 153-183.

Argyris, С. The nature of competence-acquisition activities and their relationship to therapy. In W. G. Bennis, D. E. Berlew, E. H. Schein & F. I. Steele (Eds. ), Interpersonal dynamics. Homewood, Ill.: Dorsey Press, 1973.

Banet, A. C. Jr. & Hayden, С. A. Tavistock primer. In J. W. Pfeiffer & J. E. Jones (Eds. ), Small-group training, theory and practice (2nd ed. ). La Jolla, Calif.: University Associates, 1979.

Benne, K. D. History of the T-group in the laboratory setting. In L. P. Bradford, J. R. Gibb, & K. D. Benne (Eds. ), T-group theory and the laboratory method. New York: Wiley, 1964.

Bennis, W. G. Goals and meta-goals of laboratory training. In R. T. Golembiewski & A. Blumberg (Eds. ), Sensitivity training and the laboratory approach. Itasca, Ill: F. E. Peacock, 1977.

Bion, W. R. Experiences in groups. New York: Basic Books, 1959.

Blank, L. The use and misuse of sensitivity and other groups. Paper presented at the American Psychological Association convention, Washington, D. C., Aug. 31-Sept. 4, 1969.

Blumberg, A. & Golembiewski, R. T. Learning and change in groups. Baltimore, Md.: Penguin, 1976.

Bogart, D. The complete trainer. Journal of Applied Behavioral Science, 1966, 2, 360-361.

Bradford, L. P., Gibb, J. R. & Benne, K. D. (Eds. ). T-group theory and the laboratory method. New York: Wiley, 1964.

Bunker, D. R. Individual applications of laboratory training. Journal of Applied Behavioral Science, 1965, 1, 131-147.

Bunker, D. R. & Knowles, E. S. Comparison of behavioral changes resulting from human relations training laboratories of different lengths. Journal of Applied Behavioral Science, 1967, 3, 505-523.

Campbell, J. P. & Dunnette, M. D. Effectiveness of T-group experiences in managerial training and development. Psychological Bulletin, 1968, 70, 73-104.

Carkhuff, R. R. Helping and human relations (Vols. 1 and 2). New York: Holt, Rinehart & Winston, 1969.

Cash, R. W. & Vellema, С. К. Conceptual versus competency approach in human relations training programs. The Personnel and Guidance Journal, 1979, 58, 91-96.

Cohen, A. M. & Smith, R. D. The critical incident in growth groups: Theory and technique. La Jolla, Calif.: University Associates, 1976.

Egan, G. The skilled helper. Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1975.

French, W. L. & Bell, С. Н. Organization development-Behavioral science interventions for organization improvement. New York: Prentice-Hall, 1973.

Gibb, J. R. Climate for trust formation. In L. P. Bradford, J. R. Gibb & K. D. Benne (Eds. ), T-group theory and laboratory method. New York: Wiley, 1964.

Gibb, J. R. Defensive communication. In W. G. Bennis, D. F. Berlew, E. H. Schein & F. I. Steele (Eds. ), Interpersonal dynamics. Homewood, Ill.: Dorsey Press, 1973.

Gibb, J. R. Trust: A new view of personal and organizational development. Los Angeles: Guild of Tutors Press, 1978.

Golembiewski, R. Т. & Blumberg, A. (Eds. ). Sensitivity training and the laboratory approach. Itasca, Ill.: F. E. Peacock, 1977.

Hampden-Turner, С. М. An existential " Learning theory" and the integration of T-group research. Journal of Applied Behavioral Science, 1966, 2, 367-386.

Lakin, M. Interpersonal encounter: Theory and practice in sensitivity training. New York: McGraw-Hill, 1972.

Lewin, K. Resolving social conflict. New York: Harper, 1948.

Lewin, K. Field theory in social science: Selected theoretical papers (D. Cartwright, Ed. ). New York: Harper & Row, 1951.

Luft, J. Group processes: An introduction to group dynamics. Palo Alto, Calif.: National Press, 1970.

Luke, R. A. & Seashore, C. Generalization on research and speculations from experience related to laboratory training design. In R. T. Golembiewski & A. Blumberg (Eds. ), Sensitivity training and the laboratory approach. Itasca, Ill.: F. E. Peacock, 1977.

O'Day, R. The T-group trainer: A study of conflict in the exercise of authority. In G. S. Gibbard, J. J. Hubbard & R. E. Mann (Eds. ), Analysis of groups. San Francisco: Jossey-Bass, 1974.

Pfeiffer, J. W. & Jones, J. E. (Eds. ), Small-group training, theory and practice (2nd ed. ). La Jolla, Calif.: University Associates, 1979.

Pfeiffer, J. W. & Jones, J. E. The Johari Window: A model for soliciting and giving feedback. In J. E. Jones & J. W. Pfeiffer (Eds. ), The 1973 annual handbook for group facilitators. La Jolla, Calif.: University Associates, 1973.

Rice, A. K. Learning for leadership. New York: Humanities Press, 1965.

Rioch, M. J. The work of Wilfred Bion on groups. Psychiatry, 1970, 33, 56-66.

Rogers, С. R., Gendlin, E. Т., Kiesler, D. & Truax, С. В. The therapeutic relationship and its impact. Madison, Wis.: University of Wisconsin Press, 1967.

Schein, E. H. & Bennis, W. G. Personal and organizational change through group methods. New York: Wiley, 1965.

Seashore, C. What is sensitivity training? NTL Institute News and Reports, April, 1968.

Sherwood, J. J. An introduction to organization development. In J. W. Pfeiffer & J. E. Jones (Eds. ), Organization development: Selected readings. La Jolla, Calif.: University Associates, 1977.

Simmel, G. The sociology of George Simmel. Glencoe, Ill.: Free Press, 1950.

Smith, P. B. Controlled studies of the outcome of sensitivity training. Psychological Bulletin, 1975, 82, 597-622.

Steele, F. I. The T-group movement: Its past and future, or, the socket-wrench saga. Paper presented at a symposium on T-group training at the Midwestern Psychological Association Convention, Chicago, May, 1968.

Truax, С. В. & Carkhuff, R. R. Toward effective counseling and psychotherapy. Chicago: Aldine, 1967.

Truax, С. В. & Wargo, D. G. Antecedents to outcome in group psychotherapy with outpatients: Effects of therapeutic conditions, alternate sessions, vicarious therapy pre-training and patient self-exploration. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1969, 33, 440-447.

Valiquet, M. I. Contribution to the evaluation of a management training program. Unpublished doctoral dissertation, Massachusetts Institute of Technology, 1964.

White, R. & Lippitt, R. Leader behavior and member reaction in three " social climates". In D. Cartwright & A. Zander (Eds. ), Group dynamics: Research and theory. New York: Row, Peterson, 1962.

Yalom, I. D. The theory and practice of group psychotherapy. New York: Basic Books, 1975.

ИНКАУНТЕР-ГРУППЫ

То, что когда-то начиналось как рискованный эксперимент в Национальной лаборатории тренинга в г. Бетеле, штат Мэн, в скором времени привело к появлению огромного числа групповых форм психологического воздействия. В настоящее время во всем мире существует множество разновидностей психокоррекционных групп. Многие из них получили название инкаунтер-групп, и этот удачный термин вызывает нечто похожее на любовь среди сторонников и враждебность среди критиков.

* Круг значений слова " encounter" – " короткая встреча, первое знакомство, столкновение". Принятый в отечественной психологической литературе перевод термина " инкаунтер-группа" – " группа встреч" – не отражает специфики данного метода, построенного на " столкновении" участников с их переживаниями. – Прим. ред. HTML-версии.

Первое использование термина инкаунтер приписывают Я. Морено, основателю психодрамы (см. 5-ю главу). Современное определение понятия инкаунтер дано Вильямом Шютцем (Schutz, 1971):

" Инкаунтер есть способ установления отношений между людьми, основанный на открытости и честности, сознавании себя и своего физического " Я", ответственности, внимании к чувствам, ориентации на принцип " здесь и сейчас" " (р. 3).

Именно это определение мы и будем использовать для описания инкаунтер-групп.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...