Особенности режима, темпа, порядка движения
Распорядок дня. В горном путешествии обычно отличается тем, что он «сдвинут» на час-два вперед по сравнению с распорядком пешего путешествия. Это связано с неустойчивостью погоды в горах (во второй половине дня она часто портится) и некоторыми специфическими опасностями горного рельефа. Так, ближе к полудню увеличивается камнепадная опасность, уменьшается прочность снежных мостов, «раскисший» снег становится труднопроходимым, а «вздувшиеся» реки - сложными для переправы. В горном путешествии рекомендуется делать подъем в 4 - 5 часов, а выход на маршрут в 6 - 7 часов. Большой обеденный привал иногда приходится заменять часовым отдыхом с небольшим перекусом, но зато останавливаться и разбивать лагерь для ночлега надо в 14 - 16 часов. Режим движения. На затяжных подъемах изменяется эа счет белее частых остановок на отдых: через каждые 30 минут подъема должен следовать 5 - 8-минутный привал. На крутых участках одно-двухминутные остановки (не снимая рюкзака) делают через 10 - 15 минут подъема. Темп движения в горах во многом зависит от конкретного рельефа и уклонов: на подъемах он, как правило, явно замедленный, а на спусках по несложному пути - ускоренный. Порядок движения. Строго в колонну по одному. При движении по крутым камнепадным склонам, осыпям, морене не допускается нахождение одних туристов прямо выше по склону над другими. Если иной порядок движения невозможен, то следует двигаться вплотную друг к другу. Линия движения Выбор линии движения. На горных маршрутах, как правило, определяется наличием троп, проложенных местными жителями или туристами. Иногда новички пытаются игнорировать эти трассы, что совершенно неправильно. Даже если с какого-то места подъема может показаться, что на перевал есть более короткий путь и тропа напрасно «крутит» лишние серпентины, все равно лучше верить в «умную» тропу. Кружной путь, как правило, оказывается самым экономичным и безопасным. Спрямлять изгибы тропы можно только на спусках. И то если уклон не очень велик.
При отсутствии троп в горной местности и при подходе к неизвестному перевалу надо организовывать предварительную разведку с целью выбора наилучшего пути движения. Схема движения на перевал летом. Несмотря на разнообразие местных условий, схема движения на перевал обычно бывает следующей. Подход к перевалу по долине (предпочтительнее по склону южной экспозиции или покрытому более редкой растительностью). Далее траверсирование субальпийских и альпийских лугов и подъем по осыпям, причем для пути выбирают их «мертвые» участки с крупными камнями. Затем выход на ледник (по концевой или боковой морене, по языку ледника и т. п.) и сравнительно пологий путь по леднику в обход ледопадов и трещин к снежному взлету или небольшой скальной стенке перевальной седловины. Подъем на седловину по снегу или скалам производится, как правило, вертикально вверх, с обеспечением камнепадной и лавинной безопасности. Из скальных участков наиболее пригодны пологие ребра и контрфорсы. Схема движения на перевал зимой. В зоне леса зимой туристам рекомендуется идти обычно по летней тропе, но при потеплении надо по возможности уходить на северный склон, а при похолодании на южный. При выходе из леса целесообразно придерживаться дна ущелья (русла реки). Если река не замерзла, то для переправы можно использовать снежные мосты, созданные упавшими ранее лавинами. Подъем на ледник - прямо с его языка и ни в коем случае не под бараньими лбами. Идя по центру ледника, лучше выбирать вогнутые места его поверхности и избегать выпуклых. Верхний цирк ледника преодолевают обычно посредине, при необходимости сняв лыжи и двигаясь прямо «в лоб».
Преодоление травянистых склонов, осыпей, морен Из естественных препятствий в горных исходах I - III категорий сложности наиболее часто встречаются травянистые склоны, осыпи и морены. Техника передвижения в горах по травянистым склонам схожа с передвижением по таким же склонам в пешеходных путешествиях. Однако в горной местности они бывают намного круче, длиннее и опаснее, так как могут перемежаться со скальными выходами и ограничиваться снизу отвесными сбросами и бараньими лбами (сглаженные выступы скал). По крутым травянистым склонам спуск и подъем осуществляются зигзагами, след в след, с короткими интервалами. По осыпи вверх надо идти наискось, выбирая для постановки ноги удобные камни. О каждой непрочно лежащей опоре направляющий должен предупреждать тех, кто следует за ним. Идти надо настолько близко, чтобы камень, нечаянно стронутый с места одним туристом, мог быть задержан следующим за ним товарищем. При спуске группой по осыпи надо остерегаться того, чтобы один турист находился над другим. Скальные участки Движение по скалам требует применения правила «трех точек опоры». Это значит: надо двигаться так, чтобы на более или менее сложных участках во время перемещения одной конечности другие не отрывались от опор. На легких скалах руки обычно только поддерживают равновесие и активно работают лишь там, где нет удобной и надежной опоры для ног. Туловище надо по возможности держать вертикально, а руки и ноги разводить не менее чем на ширину плеч. На выступы следует опираться внутренними рантами ботинок. При использовании захвата (рис. 18а) не следует прижиматься к скалам. Это обеспечит лучшие условия для работы ног. Двигаться надо плавно, без рывков - так легче сохранить равновесие и сэкономить силы. Рис. 18. Работа руками при движении по скальным участкам: а - захват: 6 - распор: в - упор Для движения нужно поочередно использовать упоры и распоры (рис. 18 б, в), предпочитая последние: при распорах меньше опасность срыва и нагрузка на пальцы рук. На трудных, но удобных для движения с распором участках двигаться надо прямо вверх. Если необходимо переместиться в сторону, делать это нужно. на более легких участках. В случае отсутствия или недостаточности надежных опор на скальном участке следует возможно полнее использовать трени? (на плитах, гребешках) и силу расклинивания (углы, расщелины).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|