Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отражение в литературе функций государства




Содержание

 

Введение

. Подходы экономических школ к содержанию функций государства в экономике: общее и различия

Отражение в литературе функций государства

Понятие экономической функции государства

Анализ реализации экономических функций современным российским государством

Государственное регулирование экономики

2.2 Функции государства в социальной рыночной экономике

3. Рекомендации по повышению эффективности реализации экономических функций современным российским государством

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

 


Введение

А ктуальность темы работы определяется тем, что в условиях перехода от системы планирования и управления к рыночной экономике объективно требуются целенаправленные действия со стороны государства. Оно должно при этом выполнять, помимо функций общего порядка, характерных для устоявшейся, стабильной государственно-политической системы и смешанной экономики, целый ряд специфических функций, призванных обеспечить как можно менее болезненный переход к рыночной экономике.

Функции государства имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Они позволяет рассмотреть государство со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, функционирования.

При этом роль государства в переходной экономике чрезвычайно велика. Только при помощи сильных государственных институтов власти можно осуществить стратегический поворот, провести кардинальные преобразования, не вызвав социальных потрясений.

Современный этап социально-экономического развития является достаточно сложным и неопределенным, так как идет ломка общественных, экономических отношений. Демонтируется старый хозяйственный механизм и создается структура и инфраструктура рынка.

Специфика функций государства переходного общества и экономики всецело предопределяется конечной целью трансформации - создать качественно иную модель социально-экономического устройства и ценностных ориентаций.

Экономическая функция государства - это характеристика роли и места государства в регулировании экономических отношений, выражающаяся в выработке и координации государством развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

Экономическая функция государства в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, а также в создании распределительных или запретительных механизмов.

Цель исследования состоит в анализе функций государства с точки зрения его природы как экономического субъекта, а также изменения этих функций в период радикальной трансформации российской хозяйственной системы.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать отражение в литературе функций государства.

. Определить понятие экономической функции государства.

Показать сущность государственного регулирования экономики.

4. Выявить особенности функций государства в социальной рыночной экономике.

5. Предложить рекомендации по повышению эффективности реализации экономических функций современным государством.

Объект исследования - роль и экономическая функция государства и гражданского общества в деятельности экономических систем, а также деятельность государства в экономике.

Предмет исследования - социально-экономические отношения между хозяйствующими субъектами, в процессе реализации государством его экономических функций.


Подходы экономических школ к содержанию функций государства в экономике: общее и различия

Отражение в литературе функций государства

Степень вмешательства государства в экономику проявляется через те функции, которые оно выполняет.

Понятие «функция государства» - одно из фундаментальных понятий, характеризующих деятельную сторону государства. Достаточно часто в экономической литературе встречается отожествление понятий «функция государства» и «деятельность государства», «функция государства» и «социальное назначение государства» и др. Однако, по нашему мнению, исследуя функции государства в рамках регулирования экономической системы, следует ограничить данное понятие от смежных с ним.

Наиболее распространено понимание функции государства как основного (главного) направления его деятельности, в котором выражается сущность и социальное назначение государства.

В период существования Советского Союза большинство авторов (В.О. Тененбаум, Л.И. Загайнов и др.) придерживались точки зрения, что функции государства выражают, прежде всего, классовую сущность. Однако данное утверждение является устаревшим и не соответствующим действительности.

Подробное исследование вопроса значения понятия «функция государства» было проведено М.В. Жигуленковым.

Несмотря на тот факт, что многими учеными (Н.В. Черноголовкин, В.Ю. Цивалидзе, А.Б. Венгеров, С.А. Комаров и др.) функции государства рассматриваются как содержание и направления деятельности государства, в рамках которого осуществляется деятельность государства, правильность такой трактовки ставиться автором под сомнение.

Так, М.В. Жигуленковым выделяются следующие моменты, с которыми по нашему мнению следует согласиться:

при понимании функций государства лишь как направления его деятельности не представляется возможным говорить об их осуществлении;

при таком понимании функций государства нельзя говорить об их реализации или не реализации еще и потому, что речь идет о направлении уже существующей деятельности. Отсюда можно сделать следующий вывод: если государство не осуществляет деятельность в рамках определенного направления, которая объективно необходима и выражала бы его сущность и социальное назначение, то и нет соответствующей функции государства;

определяя данное понятие, как правило, указывают на то, что функция государства является основным (главным) направлением его деятельности. В частности такого мнения придерживаются Н.В. Черноголовкин, В.М. Сырых, А.Ф. Черданцев и др. Из этого следует вывод, что не любое направление деятельности государства является его функцией, а лишь кардинальное, узловое. Соглашаясь с данным утверждением, придется признать, что существуют неосновные, неглавные направления деятельности государства, не являющиеся его функциями.

Второй вариант подхода к определению функции государства - отожествление понятия с социальным назначением государства.

В частности, И.С. Самощенко предложил рассматривать функцию государства как «его социальное назначение внутри и вне страны». На наш взгляд, трудно согласиться с таким пониманием назначения государства. Функции государства не сводятся только к социальному назначению, которое, несомненно, предопределяет наличие у государства тех или иных функций.

Государство является динамичной системой, функционирование которой складывается под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Постоянное изменение среды функционирования обуславливает изменение характера функций выполняемых государством.

По нашему мнению определение данное М.В. Жигуленковым наиболее полно отражает содержание понятия «функция государства»: «… это обусловленная сущностью государства его способность к деятельности в определенном направлении, реализуемая при соответствующих условиях в целях решения задач, стоящих перед ним».

Функциональный подход помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; дает возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления.

Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают.

Как основные направления деятельности государства они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности.

Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи.

Подавляющее большинство мнений в отношении понятия данного института сводятся к тому, что функции государства - это основные направления его деятельности.

Н.И. Матузов и А.В. Малько определяют функции государства как основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

В.А. Ржевский считает, что функции государства - это виды социальной деятельности, присущие ему как органу политической власти по управлению обществом, в которых находит свое выражение его сущность и социальное значение.

В.М. Корельский и В.Д. Перевалов устанавливают функции государства, как основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущих ему методами. Такой же подход к пониманию функций государства существовал и в советский период времени.

То есть, подчеркивается, что термин «функция государства» обозначает лишь основные, главные направления деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение.

В то же время, есть и противники теории того, что функции государства - это основные направления его деятельности.

Очевидно, что при таком понимании фактически происходит отождествление функций государства с его деятельностью.

Вышеизложенное позволяет говорить о двух подходах к пониманию функций государства: как направлений деятельности государства или как содержания его деятельности.

Итак, функции государства - это основные формы деятельности государства, выражающие его сущность.

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение и структура, то есть его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет.

Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.

По объектам воздействия функции подразделяются на внутренние и внешние, где внутренние связаны с реализацией задач государства внутри страны.

Как считают В.М. Корельский и В.Д. Перевалов, внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности государства на данное общество.

В настоящее время доктрина права и государства не имеет конкретного перечня внутренних, так и внешних функций. Проанализировав имеющиеся правовые мнения можно выделить наиболее общие внутренние функции, встречающиеся в научных трудах наиболее часто. Таковыми являются:

экономическая;

охрана правопорядка;

политическая;

социальная;

экологическая.

Рассмотрим эти функции подробнее.

Экономическая. Нельзя не отметить, что почти все авторы выделяют экономическую функцию как одну из основных функций государства, причем, подчеркивают, что таковой она стала именно в ХХ веке.

При этом экономическая функция обусловлена потребностями развития общества в целом.

Охрана правопорядка. Это - важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок.

Данная функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Она направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, государственного и общественного имущества, частной собственности.

Охрана прав и свобод граждан государство осуществляет путем издания законов, устанавливающих в обществе определенный порядок (правопорядок), перечень нарушений правопорядка, определяет меры ответственности за правонарушения, определяет порядок расследования, рассмотрения дел, связанных с правонарушениями, устанавливает систему правоохранительных органов, призванных вести борьбу с правонарушениями, определяет их компетенцию.

Государство реально обеспечивает общественный порядок с помощью специальных органов суд, прокуратура, нотариат, и т.д. Результатом правоохранительной деятельности являются акты применения правовых норм, специфика которых заключается то, что они служат целям профилактики преступлений и других правонарушений, восстановления нарушенного права, другими словами - охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.

Политическая функция. Эту функцию выделяют не все авторы, но, с учетом политических преобразований в России, следует обозначить ее как одну из основных.

Основное содержание политической функции связано с регулированием отношений классов и социальных слоев, групп давления с тем, чтобы их противостояние не выходило за определенные рамки, подчинялось установленным государством (законами) правилам «политической игры».

Формулировки о социальной солидарности присутствуют и в конституциях некоторых стран.

Осуществляя политическую функцию, государство действует, прежде всего, в интересах доминирующих социальных слоев, их групп давления, но, чтобы не допускать противостояния классов до опасной черты, оно вынуждено учитывать интересы других слоев населения и иногда в какой-то мере ограничивать неуемные аппетиты господствующих слоев, правящей элиты.

Социальная функция. Практически все авторы тесно связывают социальную функцию с экономической, что неудивительно, так как социальная функция в значительной мере зависит от экономической линии государства. В целом она является проявлением патернализма государства к личности, к той части общества, которая в силу ряда причин нуждается в поддержке со стороны государства.

Содержание этой функции многозначно: государство призвано охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства и детства, пожилых граждан и инвалидов, устанавливать государственные пенсии и пособия. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.

Социальная функция призвана устранить или смягчить возможную социальную напряженность в общества, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.

В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует в той или иной мере размеры заработной платы и т.д.

Социальная деятельность государства регламентируется особой отраслью - социальным правом. В развитых в этом отношении странах существуют Социальные кодексы, в которых сведены воедино нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о многообразных формах социальной помощи. Во всем этом отчетливо прослеживается цель государства - обеспечить человеку достойное существование, свободное развитие личности, защиту семьи, социальную справедливость и социальную защищенность.

В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, образования и культуры. Для управления названными видами деятельности государство создает соответствующие органы и учреждения, финансирует их.

Экологическая функция. Эта функция в последние десятилетия выдвинулась в число основных. Экологически агрессивное производство стало враждебным по отношению к человеку и его здоровью, поэтому государство должно уделять внимание и такой специфической функции.

Основное содержание экологической функции составляют государственное управление и координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности, оздоровления и улучшения качества окружающей среды.

В основе осуществления экологической функции лежат следующие принципы:

природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет;

использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства;

неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность за его нарушение.

Во многих странах существуют специально разработанные национальные программы по охране окружающей среды, которые предусматривают применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности, подчас устраняющие сами источники загрязнения или вредных отходов производства.

Внешние функции государства представляют собой совокупность различных действий государства на международном уровне. Каждое отдельное государство так или иначе взаимодействует с другими.

Теория государства выделяет несколько основных внешних функций государства, к которым традиционно относятся: защита страны от нападения извне, ведение захватнических войн, обеспечение дипломатических отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась меж государственная взаимовыгодная торговля, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функций.

К основным внешним функциям государства относятся:

функция защиты границ государства;

функция нападения на другие государства с целью ведения захватнических войн;

функция по поддержанию мира;

функция интеграции в мировую экономику;

функция сотрудничества с другими государствами в области решения глобальных проблем.

Функцию защиты границ государства можно назвать первой появившейся внешней функцией государства. Исторически сложилось так, что государство посредством армии вынуждено было охранять внешние границы государства от нападения со стороны соседних стран.

Зачастую эта функция, выражая интересы общества, становится делом не только государства, но и всего народа как необходимое условие его существования.

Осуществление данной функции государством возложено на специальные государственные органы, перед которыми ставятся цели обеспечения суверенитета государства, защиты его территории, границ и населения от внешних посягательств и соблюдения общественного порядка и безопасности граждан.

Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствии с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям относятся:

вооруженные силы. Их задача - непосредственная охрана границ государства от посягательств;

службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий;

служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств;

полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.

С функцией защиты границ государства тесно связана функция нападения на другие государства с целью ведения захватнических войн.

В настоящее время мировое сообщество в целом старается избегать применения оружия с целью ведения захватнических войн. Однако, как показывает история, данная функция государства до недавнего прошлого играла серьезную роль среди других внешних государственных функций. Более того, именно посредством осуществления этой функции фактически и были сформированы имеющиеся на сегодняшний день территории нынешних государств.

Гораздо большее значение, по отношению к захватнической функции, сегодня имеет функция по поддержанию мирового порядка.

Функция поддержания мирового порядка предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия.

Процесс оздоровления международной обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достичь реального разоружения и договоренности об ограничении ядерных испытаний и др.

Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество государства в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом.

Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.

Функция интеграции в мировую экономику. Под внешней экономической функцией государства понимается его взаимодействие с другими странами в области экономики.

В частности, международное экономическое сотрудничество включает в себя международное разделение труда, обмен новейшими технологиями, кооперирование и специализацию производства, координация товарооборота и развитие кредитно-финансовых связей.Общей координацией международного экономического сотрудничества занимается Организация Объединенных Наций и ее специализированные подразделения. Экономический и Социальный Совет ООН имеющие в своем составе ряд органов, занимающиеся вопросами мировой экономики: Экономический комитет, Совет по торговле и развитию, региональные экономические комиссии, комитеты по жилищному вопросу, строительству и планировке, природным ресурсам, науке и технике.

Также вопросами международного экономического и социального сотрудничества занимаются такие учреждения как Международная организация труда, продовольственная и сельскохозяйственнаяорганизация, Международный валютный фонд (МВФ)и многие другие.

И, наконец, функция сотрудничества с другими государствами в области решения глобальных проблем основывается на том, что существуют вопросы, требующие разрешения на международном уровне.

Одной из наиболее часто упоминаемых в этом отношении темой является охрана международной окружающей среды. Функция защиты окружающей среды обеспечивает усилия большинства государств в области поддержания нормальной экологической обстановки на всей планете. Данная деятельность имеет всеобъемлющий характер и проводится как по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных органов. Примером одной из таких организаций может служить GREEN PEACE, имеющей отделения практически во всех странах мирового сообщества.

В основе функции в области решения глобальных проблем заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества.

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации, деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.).

Каждое государство связано с другими государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.

Выводы:

Функции государства - это основные формы деятельности государства, выражающие его сущность.

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение и структура, то есть его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет.

Внутренние, так и внешние функции каждого государства достаточно разнообразны. Их перечень, в первую очередь, определяется стратегией и общей направленностью государства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...