Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русская культура на пороге Нового времени 17 века





XVII в. Взаимопроникновение местных традиций обусловило развитие общности русской культуры. Процессом ее обмирщения, т.е. отходом культуры от церкви.

Распространению грамотности способствовало книгопечатание. Помимо печатных изданий выходили рукописные книги, азбуковники, прописи, пособия по арифметике. Выходила рукописная газета «Куранты».

В России стали создавать школы. В 1687 г. в Москве было основано первое высшее общеобразовательное учебное заведение, называвшееся Эллино-греческой академией.

В 1627 г. Лаврентий Зизаний ввел знаки Зодиака. Уменьшение роли летописей, Гезелем был составлен «Синопсис» (1674).

В XVII в. в России получила развитие медицина и фармакология, внедряется учение Гиппократа. В 1620 г. в Москве создан Аптекарский приказ.

Литература. Появились многие новые жанры литературы — реалистиче-ская бытовая и историческая повесть. В конце XVII в появился новый жанр — демократическая сатира.

В русском искусстве XVII в. новой была тема человеческой драмы, стихотворная «Повесть о Горе-злосчастии». XVII в. стал временем рождения драматургии и поэзии. Родоначальником их стал Симеон Полоцкий, пьеса «Комедия — притча о блудном сыне», сборник стихов «Рифмогион».

В русской литературе утвердился новый стилистический жанр — барокко - живописность, обилие деталей, декоративность, светская устремленность. Основными литературными жанрами оставались летописи, сказания, жития. К достижениям культуры XVII в. относятся первые записи фольклора —устного народного творчества (песни о Степане Разине и его удалых молодцах, «работничках»).

Живопись В XVII в. живописное искусств включало иконопись, фрескопись и станковую живопись. Икона стала обособленным произ-ведением искусства (учшие - иконы из Чудова монастыря (1626)). Образцом монументальной живописи середины XVII в. считается роспись Успенского собора в Московском Кремле. Создается ряд портретов на иконах, фресках и надгробных изображениях. Приходят новые приемы создания портретов с натуры. Родилась новая форма портрета — светский станковый портрет.

В развитии архитектуры XVII в. выделяют три этапа:
1) первое тридцатилетие, - тенденции шатрового зодчества XVI в.;
2) 40—70-е годы, - поиск нового стиля;
3) 80—90-е годы — рождение нового архитектурного стиля.

Шатровой церковью является Покровская церковь. Ее построили в честь победы над шведами. Церковь Троицы, Московская церковь Рождества Богородицы в Путанках стала последней из шатровых храмов в Москве.
В середине XVII в. тип небольшого приходского храма распространяется по всей стране. Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове.
Была надстроена главная башня Кремля — Спасская, она стала памятником Возрождения Русского государства после изгнания из Москвы иноземцев.
В 1635—1636 гг. построили Кремлевский теремной дворец - крупнейшее по тем временам светское здание.
В XVII в. монастырские ансамбли Руси утрачивают суровый облик - пышно декорируются (монастыри Москвы (Даниловский, Новодевичий) и Подмосковья (Троице-Сергиева лавра)).
В конце XVII в. Светская архитектура - в постройках палат и дворцов новые формы художественного вкуса. Палаты В.В. Голицына — роскошь и убранство. В конце XVII в. сооружаются: Печатный и Монетный дворы, здание Приказов.

Утверждается новый архитектурный стиль — русского барокко (церковь Покрова в Филях (1693—1694)).

XVII в. - время рождения на Руси театра. Его заменяли обряды, свадьбы, праздники. Важную роль на таких праздниках играли скоморохи. Первым театральным помещением была Потешная палата, построенная в 1613 г. при царе Михаиле Федоровиче. При этой палате содержался штат шутов. В 1648 г. царь Алексей Михайлович запретил представления скоморохов. Школьный театр, возникший в конце XVII в.—начале XVIII вв. при духовных академиях. Пьесы на религиозные сюжеты, В XVII в. на Руси создан придворный театр. Его организатором был боярин Матвеев. После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. придворный театр был закрыт.

Музыка. Распев вытесняется многоголосным полифоническим исполнением. В конце XVII—начале вв. сложилась школа мастеров многоголосного хорового письма, В.П. Титов, Н. Калашников. Н. Бавыкин. Получила развитие многоголосная бытовая песня. Псальма кант — хвалебная песня, псалом и Кант — пение, песня. Жанром народного музыкального творчества явилась историческая песня - казачья и крестьянская.

Культура России 18 века


В конце XVIII в. завершается процесс складывания русской нации. Основным содержанием историко-культурного процесса в этот период было формирование и развитие национальной русской культуры. Появляются новые сферы культуры - наука, художественная литература, светская живопись, театр и др.

Впервые при Петре I образование стало государственной политикой. При Петре I открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук (с 1724 г В нее входили Академия, Университет и гимназия.), начала выходить первая печатная газета "Куранты". Молодых людей стали посылать за границу учиться, в основном корабельному и морскому делу. Впервые вводились единые учебные планы, классноурочная система.

В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова был создан Московский университет, ставший крупным культурным центром. В организованной при нем типографии издавалась газета "Московские ведомости" (до 1917 г.).

В 1708 - 1710 гг. была проведена реформа шрифта, упростившая кириллицу. Это способствовало увеличению издания книг, учебников.

Книгоиздательская деятельность усилилась со второй половины XVIII в., заслуга принадлежит Новикову. Он организатор библиотек и школ в Москве и книжных магазинов в 15 городах России.

Последняя четверть XVIII в. стала временем расцвета творчества поэта Державина, который утверждал в литературе начала реализма. Основным жанром его произведений была ода. Державин смело сочетал "высокий" и "низкий" стили, внес элементы живой речи в русский язык.

Литераторы XVIII в. в России явились представителями классического стиля, который получил в дальнейшем развитие.

В Петровскую эпоху вносятся новшества и в архитектуру, и строительство - выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи. Правительство финансировало крупные постройки. Наиболее заметными строениями в Москве - Суконный двор, Большой Каменный мост, Арсенал в Кремле.

Русским архитектором был Баженов. Им построены дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, дом Пашкова в Москве. По проектам Казакова построены Сенат Московского Кремля Московский университет (1786 - 1793), Петровский дворец (1775-1782),. Казаков руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.

Петровская эпоха характеризуется строительством новой столицы - Петербурга, для чего были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли. Общественные сооружения Трезини отличались простотой стиля - раннее Адмиралтейство, здание Двенадцати коллегий. Самым значительным сооружением Трезини был собор Петропавловской крепости (1712 - 1733). Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы - Петергоф (барокко). Бартоломео Растрелли-младший был уже русским архитектором. Он автор Смольного монастыря (1748 - 1754) и Зимнего Дворца (1754 - 1762) в Петербурге, Большого дворца в Петергофе (1747 - 1752), Екатерининского дворца в Царском селе (1752 - 1757) и др.

В 60-е гг. XVIII в. на смену стилю русского барокко пришел русский классицизм, который достиг своего расцвета в начале XIX в. Особенно он проявился в усадебном строительстве, которое представляло собой уютные и изящные дома с колоннами, хорошо вписавшиеся в русский пейзаж. Главная ценность классицизма - строгая симметрия, прямые линии, прямые ряды колонн (Дворцовая площадь в Петербурге) архитектора К.И. Росси. Михайловский дворец (Русский музей) с площадью Искусств, ансамбль Александрийского театра (Петербургский академический театр драмы). Российскому классицизму в скульптуре были присущи свои характерные черты. Интересна работа по созданию скульптуры для Триумфальных ворот в память об Отечественной войне 1812 г. у Тверской заставы в Москве (ныне проспект Кутузова) И.П. Витали (1794-1855). Скульптор И.П.Мартос (1754-1835) создал памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.

В XVIII в. претерпевает изменение и изобразительное искусство - живопись, скульптура и др. Это время - расцвет портретной живописи. Наиболее известные художники петровского времени - А.Матвеев и И.Никитин - основоположники русской светской живописи В конце XVIII в. создается одна из богатейших художественных коллекций мира - Эрмитаж. В его основе приобретенные Екатериной II частные Собрания картин западноевропейских мастеров (с 1764 г.). В Эрмитаже устраивались также спектакли, музыкальные вечера. В XVIII в. продолжалось развитие театра. По велению Петра I в 1702 г. был создан Публичный театр, Петровский официальный театр распался на несколько театров.

С начала 30-х гг. XVIII в. в Петербурге снова появился официальный театр. В середине XVIII в. во многих городах Российской империи выступали иностранные актерские труппы. Был создан Российский театр. Существовал также крепостной театр. Они стали основой русской провинциальной сцены. В XVIII в. начинает широко распространяться музыкальное. В 1802 г. в Петербурге было создано Филармоническое общество, в котором исполнялась старинная и классическая музыка. В последней трети XVIII в. формируется русская композиторская школа, появляются первые русские композиторы. Ведущим музыкальным жанром становится опера.

На рубеже XVIII - XIX вв. появился жанр камерной лирической песни - русского романса на тексты из русской поэзии. Одним из создателей русского романса стал О.А. Козловский

Важнейшая характеристика культурного развития России в первой половине XIX в. - завершение начавшегося в XVIII в. процесса формирования русской национальной культуры. В этот период окончательно складываются национальные школы в литературе, живописи, архитектуре, музыке, театре и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...