Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Московский Кремль – венчание нового царя, начало новой династии..8




2. Судьба Московского Кремля в 1812 году………………………………..8

2.1. События, предшествующие сдачи Москвы и ее «сердца» - Московского Кремля французской армии………………………………………………………8

2.2. Участь Московского Кремля и Москвы в 1812 году……………………..10

2.3.Работы по восстановлению Московского Кремля и Москвы…………..12

 

3.«Операция» по сохранении. Московского Кремля

в период Великой Отечественной войны………………………………………12

3.1.Работы по сохранению символа русской земли

в период Великой Отечественной войны…………………………….……….13

3.2.Роль Московского Кремля в сознание русского человека……….…….14

 

Заключение………………………………………………………………………17

Список литературы………………………………………………………………18

Приложение……………………………………………………………….……..19

 

 

Введение

 

На долю России, русского человека выпадало немало бед, но только единство помогало им сохранить Россию, сохранить Москву и ее сердце – Московский Кремль. Московский Кремль всегда был символом русской земли, символом национального единства. Сейчас растет новое поколение, которое не видела войн, не защищало свою страну на поле боя. Возникает вопрос - Что же новое поколение считает символом единства русской земли?

Данный вопрос актуален был всегда, актуален и сейчас так как именно единство народа ни раз спасало нашу страну от разных бед, будь-то войны или проблемы внутриполитического характера.

Цель работы - изучить является ли Московский Кремль символом национального единства в истории России.

Задачи:

1. Изучить являлся ли Московский Кремль символом русской земли и ее сохранности от интервентов в период Смутного времени.

2. Рассмотреть участь Москвы и Московского Кремля в Отечественной войне 1812 год.

3. Проанализировать значимость Московского Кремля в единение сил и поддержания национального духа русского человека в период Великой Отечественной войны.

Исходя из поставленной цели и задач исследования, сформулирована гипотеза.

Гипотеза - Москва и Московский Кремль, как и в истории России, так и сейчас является символом национального единства русского народа.

Для подтверждения данной гипотезы был проведен опрос, где респондентами выступили учащиеся 7,9 классов МБОУ ИЕГЛ «Школа-30» г. Ижевска. Учащимся были заданы вопросы: 1.Как вы думаете с чем ассоциируется у иностранцев Россия? 2. Что русский человек считает символом национального единства? 3. С чем у вас ассоциируется Москва? В ходе обработки вопросов были получены следующие результаты. На 1 вопрос 54% опрошенных дали ответ – Москва или Московский Кремль. На 2 вопрос 70 % ответили Москва или Московский Кремль. На третий вопрос 96 % ответили Московский Кремль или ее его отдельные сооружения.

Вопросом изучения истории и современности Московского Кремля занимались и занимаются разные ученые. Так, С.В. Девятов в своей книге «Как Наполеон пытался взорвать Кремль» рассматривает не только исторические вопросы действий французов, но и уделяет особое внимание почему именно Кремль хотел взорвать Наполеон. Скрынников Р.Г. в одной из своих монографий рассматривает подробно роль захвата Кремля интервентами как одно из важных предпосылок объединения русских людей в народное ополчение. Множество статей, посвященных Кремля в период великой Отечественной войне подробно рассказывают о действие властей и простых граждан, целью которых было сохранить «сердце» Москвы – Кремль.

При решении данных задач были использованы методы сравнения, анализа, синтеза и обобщения теоретического материала различных источников. Для решения поставленных задач и достижения цели была проработана разная литература, это как интернет ресурсы, художественная литература, так и научная литература.

 

 

1.Спасение Московского Кремля от интервентов

в период Смутного времени

 

Народ ждал нового царя, царя, которого потерял – царевича Дмитрия. Но к ним пришел Лжедмитрий I, самозванец, который не просто впустил в Москву, в Кремль поляков, а который позволили им осквернять своим поведением, своими поступками столицу России, осквернять ее сердце» - Кремль. Русские люди все это видели, призывы Гермогена и организаторов народных ополчений позволили своими действиями освободить Кремль от поляков, позволили сохранить русскою земля для русских людей, позволили возвести на трон новую династию – Романовых.

 

1.1.Судьба Москвы и Московского Кремля в период Смуты.

 

Период Смутного времени был одним из тяжелых времен в истории России. Данный период был ознаменован бедствиями гражданской войной, самозванчеством, русско-польской войной, тяжелейшим политическим и социально-экономическим кризисом. Именно в этот период русский народ должен был объединиться, чтобы спасти свою страну. В период, когда поляки въезжают в Москву, когда они оскверняют Московский Кремль своим поведением, становится толчком, который еще больше объединяет русский народ в борьбе за свою столицу, за освобождение Кремля от захватчиков.

20 июня 1605 года Самозванец – Лжедмитрий I въехал в столицу. Этот въезд был чрезвычайно великолепен на роскошь. Большую часть свиты составляли не русские, а поляки, литовцы и немцы. Польские литаврщики, трубачи и литовские музыканты, ехавшие впереди, заглушали громкой музыкой восклицания радостного русского народа, надеявшегося на лучшее, заглушали даже пение молебна, который служили на Лобном месте, где духовенство встречало нового царя. Такое неуважение к святыне, непривычное для русских, огорчило их, несмотря на общее веселье праздника. Они встревожились еще более, когда вслед за царем и духовенством вся эта свита прошла по территории Московского Кремля и вошли в соборную церковь Успения, а вместе с ними и все иноверцы ‑ поляки, венгерцы, немцы и другие (тогда еще не было обыкновения позволять иностранцам входить в церковь, а допущение музыки казалось народу еще большим неприличием). С ужасом подумали многие: «Наш ли это благочестивый государь позволяет греметь музыке во время молебна и впускает в церковь Божию некрещеных? Видно, что он вырос не на своей православной Руси, а у поляков!» [7, с.25]. Так русский человек счел оскорблением и истинным неуважением проход чужаков по столице, Кремлю и их заход в православный собор Кремля.

Когда же дочь польского воеводы - Марина Мнишек (невеста самозванца) в мае 1606 года вместе с родственниками, слугами и охраной въехала в Москву, и эта вся делегация прошла по территории Москвы и зашла в Кремль. Народ был испуган и возмущен. Этот приезд был похож на захват вражеским войском. «Гости» - поляки вели себя в Москве очень пренебрежительно к местным традициям, святыням и русским людям. Полякам льстило, что они «хозяева» Москвы и ее «сердца» - Кремля. Ведь Кремль это святыня для русского человека, «сердце» России Матушки, центр как политической, так и религиозной жизни. Русский народ не понимал «своего нового царя», который впустил поляков, часть населения Москвы пало духом и готово было поднять мятеж и перебить поляков - захватчиков. Поляки разместились в домах богатых купцов и дворян.

Еще до венчания Марина была коронована как царица. Помазание миром на царство представлялось присутствующим как ее приобщение к православию и люди ждали изменением после данного ритуала в лучшую сторону. Ведь она все же оставалась католичкой. 8 мая 1606 г. состоялась пышная свадьба Лжедмитрия І и Марины Мнишек в Успенском соборе Московского Кремля. Хотя все происходило в соответствии со старинными русскими обычаями, многие из них были нарушены, что в народе истолковывалось как дурные предзнаменования. Марина Мнишек не приняла православие. Против Лжедмитрия созрел заговор и царь будет убит. К власти придет В.Шуйский.

В августе 1607 года объявился новый претендент на престол, «реанимированный» все той же Польшей, - Лжедмитрий II. Этот второй самозванец получил в русской истории прозвище Тушинского вора. Его целью была также было получить Москву и сесть в Кремле в роли истинного царя. Летом 1608 года Лжедмитрий II подошёл к Москве и встал лагерем у ее стен. Но со временем лагерь Тушинцев будет разбит, а авторитет В.Шуйского падет. У власти окажутся бояре – период Семибоярщины. Семибоярщина пригласит на престол сына польского короля – королевича Владислава [1].

 

1.2.Объединения русского народа в борьбе за Московский Кремль.

 

В те времена Патриарх Гермоген изначально не играл видной роли в государственных делах, вследствие разногласий, возникших между ним и царем. Патриарх был человек чрезвычайно упрямый, жесткий, грубый, неуживчивый. Но при всем том, это был человек прямой, честный, непоколебимый, свято служивший своим убеждениям, а не личной выгоде. Сложная ситуация в государстве побудила Гермогена к активным действиям по защите «законно избранного» правительства Шуйского. Гермоген вел борьбу с Лжедмитрием II, разоблачая его в патриарших грамотах как самозванца. Но авторитет Лжедмитрия начинает вновь расти, когда народ узнает об избрании Владислава. В ответ на это Семибоярщина вводит польский гарнизон в сам Кремль и Китай-город. Столица с Кремлем оказалось оккупирована. Узнав об этом патриарх открыто призывает народ к борьбе с интервентами, к освобождению Москвы и ее «сердца – Кремля от «литовских людей». Так в Рязанской земле формируется Первое ополчение. В 1611 передовой отряд ополченцев входит в столицу во главе с Д.Пожарским. Поляки в итоге обосновались в Китай-городе, а ополченцы перешли к осаде Москвы. Но после того как Ляпунов был зарублен казакам Первое ополчение распалось. Осенью 1611 года формируется второе народное ополчение в Нижнем Новгороде. Летом 1612 ополченцы явились в Москву с целью освободить Москву и Кремль от оккупантов. Польский король Сигизмунд III отправляет на помощь к полякам войско Я. Ходкевича. Поляки всеми силами пытались прорваться в Кремль, но противник был остановлен. Важную роль в этих событиях помимо ополченцев сыграл и келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын, он уговорил отступавших казаков Трубецкого не бросать поле битвы. Казаки воодушевленные его словами захватили польский обоз. В Итоге сражений войско Ходкевича уходит в Литву. Однако осада продолжалась до октября 1612 г. 22 октября казаки взяли Китай-город, а 26 октября кремлевский гарнизон сдался [2]. Освобождение Кремля от поляков явилось важным событием, что нашло отражение и в искусстве – например в творчестве Э. Лисснера «Изгнание поляков из Московского Кремля в 1612 году» (Приложение 1)

Так, мы можем наблюдать, что иностранцы связывали упрочение своей власти с захватом Москвы и ее «сердца» - Московского Кремля, с венчанием на престол в Успенском соборе Кремля своего ставленника. Но венчаться на царствование там будет русский человек – будущий первый царь династии Романовых - Михаил.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...