Взаимосвязь функций экономической теории
Были названы функции экономической теории по отдельности. Необходимо рассмотреть их в целом, и объяснить, почему они не могут существовать отдельно друг от друга. Иными словами - установить взаимосвязь между всеми функциями экономической теории. Эта связь довольно проста. Познавательная функция неразрывно связана с практической. Данная связь обусловлена хотя бы только тем, что без запаса знаний невозможна практическая деятельность. Ведь практическая деятельность подразумевает применение знаний на практике. И именно для того, чтобы был определённый запас знаний и существует первоначальный пласт практической функции - познавательная. В данном случае, можно наблюдать прямую взаимосвязь рассматриваемых функций. Следующая взаимосвязь - между познавательной и прогностической функциями. Связь здесь состоит в том, что без знаний никак невозможно строить какие-либо экономические прогнозы. Это очевидно, ведь функция прогнозирования предполагает, что субъект, осуществляющий прогностическую деятельность, руководствуется определенным запасом знаний, ведь без основательной теоретической базы составить подходящие экономические прогнозы вряд ли удастся. В данном случае связь прослеживается напрямую. Стоит также отметить, что связующим «звеном» между познавательной и прогностической является практическая функция. Связано это с тем, что без определённого умения применить свои знания на практике (а в экономике это немаловажно), диагностировать экономическую ситуацию и составлять варианты будущего её развития невозможно. Очень явно можно усмотреть взаимосвязь познавательной и методологической функций. Здесь всё тоже достаточно явно, поскольку эти две функции преобладают в основном одна в другой. А конкретнее - методологическая внутри познавательной. Если методология - учение о методах познания, то становится очевидным, что процесс накопления экономических знаний, их систематизации и обработки для последующего использования проходил именно под воздействием методологической функции экономической науки.
Методологическая функция также обеспечивает связь экономической теории с другими экономическими дисциплинами, что существенно дополняет и расширяет возможности познавательной функции. Воспитательная связана как с познавательной, так и с практической. И в первую очередь, с познавательной. Этот вывод можно строить, прежде всего, на том, что воспитательная функция экономической теории начинает свое действие в процессе познания субъектом экономической науки. Следовательно, из этого сразу становится понятно, что эти две функции неотделимы друг от друга. Что касается связи воспитательной и практической, то здесь тоже связь также прослеживается явно. Воспитательная, как уже говорилось ранее, формирует экономические взгляды и предпочтения у людей. И, в зависимости от сформированных устоявшихся взглядов у человека, он тем или иным образом станет применять свои знания на практике. Из всего вышесказанного следует, что функции экономической теории, несмотря на свои особенности, есть единое целое, неотделимое друг от друга. Все вместе они делают данную науку более полезной, более функциональной и разнообразной. Любая наука живет, прежде всего, значением своих функций. Потому как функции и есть тот самый главный ответ на вопрос: «Какова цель данной науки? Зачем она существует и развивается». Перефразируя это, получаем: «Какие же функции выполняет эта наука?». В этом и кроется вся важность функций экономической теории (да и вообще любой науки), их значение и непременная необходимость.
Благодаря своим функциям, экономическая теория тесно связана со многими науками, затрагивающими различные стороны жизнедеятельности человека. С одной стороны, она выступает в качестве методологического фундамента комплекса экономических наук, а с другой - учитывает знания, полученные этими науками. Экономическое знание о современном обществе дает целая сеть конкретных экономических дисциплин, таких как бухгалтерский учет, финансы, маркетинг, менеджмент, экономика природопользования, экономика предприятий. Названные дисциплины подчинены решению конкретных экономических задач. Экономическая теория изучает те же проблемы, но не с индивидуальной, а с общественной точки зрения. В кругу всех экономических наук экономическая теория является главной, так как служит основой, фундаментом конкретных экономических дисциплин. Экономическая теория тесно связана с рядом социальных наук, таких как психология, политология, социология, поскольку ее предмет изучения частично совпадает с предметом перечисленных дисциплин. Социальные науки изучают многочисленные аспекты поведения человека в обществе. Экономическая теория призвана раскрыть только определенную часть социальной жизнедеятельности человека - экономическую. Сегодня является очевидным, что при решении каких-либо экономических проблем необходимо учитывать национальные, психологические особенности людей. Прослеживается четкая взаимосвязь экономической теории и юридических наук. Правовые нормы, действующие в том или ином обществе, являются своеобразными рамками, в которых развивается экономика. Например, предпринимательство в нашей стране пока недостаточно развито. Объяснение в том, что в России и других бывших социалистических странах в течение десятилетий не существовало юридической основы для предпринимательской деятельности. Свободное предпринимательство было свернуто, произошло полное огосударствление экономики. Предпринимательские навыки в условиях плановой экономики могли развиваться лишь в личном подсобном хозяйстве при работе на колхозный рынок, в кооперативном секторе и в теневой экономике.
Функции экономической теории способствуют развитию и логически правильному функционированию экономической теории. Взаимосвязь функций экономической теории позволяет выделить несколько положительных аспектов в развитии экономической теории: ) Усовершенствование математического инструментария. Происходило быстрое развитие математического аппарата, необходимого для исследования экономики, в первую очередь, теории экстремальных задач и специфических методов анализа данных, составивших содержание эконометрики. Кроме того, все новые и новые разделы математики привлекались для анализа экономических явлений. Не осталось почти ни одного раздела математики, который не нашел бы приложений в экономике. ) Охват теорией новых сфер экономической жизни. Экономическая теория проникает во все новые и новые сферы, находит новые области приложений. Экспериментальная экономика пытается проверить «в лабораторных условиях» основные постулаты, касающиеся экономического поведения. ) Накопление эмпирических данных. Благодаря компьютерным технологиям, невиданному ранее масштабу экономических исследований, совершенствованию методов экономических измерений, стандартизации национальных счетов и созданию мощных исследовательских отделов в международных кредитных организациях, происходит лавинообразный рост экономической информации, доступной для большинства исследователей в развитых странах. Эта информация постоянно обновляется и обогащается как за счет введения новых измеряемых показателей, так и за счет внедрения международных стандартов в развивающихся странах. ) Коллективный характер обобщающих работ. Принцип сосуществования. Все реже предпринимаются и все менее успешны попытки создания всеохватывающих экономических теорий. В каждом томе участвуют десятки авторов, представляющие разнообразные точки зрения и пользующиеся разнообразными инструментами. Принцип единства теории уступил место принципу сосуществования конкурирующих концепций. [10, с. 120-122] Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что экономическая теория постепенно расширяла круг своего взаимодействия не только с практической экономикой, но и с другими науками и сферами жизни. Вопрос о функциях экономики - это сложный и специфичный вопрос, интересный главным образом, как для самих экономистов, так и для людей, не специализирующихся в этой области, ибо экономика является неотъемлемой частью нашей жизни. Функции экономической теории имеют огромное значение, как в научной деятельности, так и в практической хозяйственной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|