Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разделы дисциплин и виды занятий




Кафедра массовых коммуникаций

 

УтверждЕН

на заседании кафедры

«19»_ сентября _2018 г., протокол № 2

Заведующий кафедрой

______________________В.В. Барабаш

(подпись)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Наименование дисциплины:

«Язык и стиль СМИ»

 

Рекомендуется для направления подготовки

 

42.04.02.

Организация информационного производства

             

 

 


 

1.Цели и задачи дисциплины:

Целью учебного курса «Язык и стиль СМИ» является формирование комплекса знаний об истории, современном состоянии и перспективах развития языка стиля СМИ, а также комплекса профессиональных умений речевой практики по созданию журналистских текстов.

В ходе преподавания и изучения данного курса ставятся и решаются следующие задачи:

· ознакомить с современными тенденциями в обществе, влияющими на речевую практику СМИ;

· сформировать у учащихся систему знаний об особенностях современного языка и стиля текстов средств массовой информации и коммуникации,

· рассмотреть актуальные процессы, которые наблюдаются в журналистской речи;

· изучить особенности функционирования журналистских текстов в медиапространстве;

· обучить приёмам и навыкам создания публичных текстов, ориентированных на массовую аудиторию

Место дисциплины в структуре ОП ВО:

Дисциплина «Язык и Стиль СМИ» относится к базовой части блока Б1.Б

Таблица № 1

Предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций

 

№ п/п Шифр и наименование компетенции Предшествующие дисциплины Последующие дисциплины (группы дисциплин)

Профессиональные компетенции

  ПК-2 Деонтология журналистики  
       

Общепрофильные компетенции

  ОПК-5 Современный медиатекст  
       

Общекультурные компетенции

 
  ОК-3 Современный медиатекст  

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);

готовностью следовать принципам создания современных медиатекстов для разных медийных платформ, способностью учитывать их специфику в профессиональной деятельности (ОПК-5);

готовностью создавать журналистские авторские материалы, основываясь на углубленном понимании их специфики, функций, содержания, оптимальных моделей, знании технологии их создания и существующих профессиональных стандартов (ПК-1);

готовностью выполнять на высоком профессиональном уровне различные виды работы, связанные с подготовкой медиатекстов (анализ, оценка текста, редактирование) (ПК-2);

способностью осуществлять разработку концепции медиапроекта на базе знания современных принципов и методов медиапроектирования (ПК-3);

готовностью квалифицированно выполнять организационно-управленческие функции, эффективно используя знания в области медиаэкономики, медиаменеджмента (ПК-4).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: особенности современного языка и стиля СМИ;

Уметь: применять в речевой практике знания об актуальных процессах в журналистской речи;

Владеть: навыками формирования журналистских текстов с учётом особенностей их функционирования в медиапространстве.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

  3    
Аудиторные занятия (всего)          
В том числе:       - -
Лекции          
Практические занятия (ПЗ) 26        
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего) 46        

Общая трудоемкость                                час

                                                                  зач. ед.

72        
2        

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Газетно-публицистический стиль и его трансформация в современных медиатекстах. История формирования газетно-публицистического стиля. Основные базовые характеристики и стилевые пометы. Актуальные процессы в русском языке и их влияние на изменения в языке и стиле СМИ. Воздействие общественно-политических процессов на язык и стиль СМИ. Смешение стилей. Формирование переходных и смежных жанров. Проблемы медиатекста в аспекте теории коммуникации. Речевое взаимодействие автора и адресата. Особенности подачи и восприятия информации, формирования, передачи и восприятия порождённых смыслов. Факторы речи, осложняющие процесс понимания медиатекста.
2. Медиатекст и проблемы лингвистической безопасности в контексте формирования глобального информационного пространства. Информация в современном мире. Сущность лингвистической безопасности и её основные понятия. История вопроса и теоретические предпосылки. Юрислингвистика как новая наука на стыке двух областей знаний. Уровни лингвистической опасности: нарушения культуры речи и литературной нормы, коммуникативная неудача, речевые конфликты, лингвистический экстремизм. Информация как опора и результат журналистского творчества. Информация и её синонимы. Типы, аспекты и формы предоставления информации.
3. Литературная норма и культура речи журналиста Принципы речевого этикета в массовой коммуникации. Понятие, критерии и типы литературной нормы. Факторы, влияющие на изменение нормы и её вариативность. Норма в языке: императивная и диспозитивная, грамматическая, лексическая, орфоэпическая, стилистическая. Культура речи и средства массовой информации: основные проблемы. Типология нарушений орфоэпических, грамматических, лексических и иных норм в СМИ.
4. Содержание и форма медиатекста. Образные выразительные средства и стилистика журналистской речи Принципы формирования журналистского текста. Основные требования и критерии. Содержание и форма, композиция и структура, стандарт, экспрессия, оценочность. Лексические средства выразительности и их стилистическое использование в медиатекстах. Иносказание, тропы и синтаксические фигуры как средство воздействия. Ирония и языковая игра. Грамматическая стилистика в текстах СМИ.
5. Знаки культуры в журналистских текстах Взаимодействие языка и культуры как предмет лингвокультурологии. Основные направления в понимании культуры. Культура и цивилизация. Языковая картина мира и языковая медиаличность. Медиатекст как продукт культуры. Культура в языке и язык в культуре. Культурная коннотация в медиаобразе человека. Мифы, легенды, обряды, ритуалы, обычаи, поверья, закрепленные во фразеологизмах, паремиях и образно-мифологических единицах. Метафора как способ представления культуры. Символы и стереотипы как проявление национально-культурного менталитета в медиатексте.
6. Авторское и «чужое» слово в текстах СМИ Герменевтика как наука о понимании. Основные категории герменевтики: понимание, интерпретация, смысл, диалогичность. Разноречие и «чужое» слово. Неавторское в авторском тексте СМИ. Концепция «смерти автора». Разнообразие и факторы интерпретаций как результат восприятия. Заданное и непреднамеренное. Разноречие и «чужое слово». Стилизация, пародия, сказ. Разновидности реминисценций. Реминисценция-перифраз-логоэпистема. Типология логоэпистем. Теория интертекстуальности.
7. Речевая агрессия в текстах СМИ Речевая агрессия в СМИ и обществе. Общие понятия лингвистической конфликтологии. СМИ как катализатор речевых конфликтов. «Язык вражды» в СМИ и межэтнические, межнациональные, межконфессиональные конфликты. Языковое манипулирование и рекламная деятельность. Причины порождения конфликтного текста в сфере массовой коммуникации. Механизм порождения инвективного высказывания в СМИ. Экспрессивность газетной публицистики и конфликтный текст. Лингвистический статус ненормативной лексики в сфере массовой коммуникации. Оценка, ирония и диффамация в текстах СМИ. Текстовая аномалия как коммуникативная неудача. Типология текстовых аномалий. Языковые аномалии как нарушение механизма речеобразования. Смысловые аномалии как нарушение механизма мыслеобразования. Типология языковых аномалий. Намеренные и ненамеренные аномалии. Ненамеренные аномалии как коммуникативная неудача. Методика выявления текстовых аномалий.
8. Информационные технологии и современный медиатекст Современные информационные и компьютерные технологии в журналистском творчестве. Особенности русского языка и функционирования журналистского текста в Интернете и мобильных устройствах. Современный медиатекст в условиях конвергентности. Философия гипертекста в сетевых СМИ: особенности содержания и формы. Роль языка и стиля в процессе персонализации медиаконтента. Программное обеспечение в работе с текстами СМИ. Проблемы роботизации медиапространства. Эффективность и негативность воздействия ИКТ на речевую практику СМИ.
9. Правовые аспекты публичного функционирования русского языка в российской федерации   Обзор законов, регламентирующих деятельность СМИ и устанавливающих ответственность за нарушения, связанные с созданием и распространением информационных текстов. Тексты СМИ в контексте борьбы государства и общества с экстремизмом. Проблемы диффамации в текстах СМИ. Гражданские иски к СМИ и журналистам по защите чести, достоинства и деловой репутации. Уголовные иски к СМИ и журналистам: дела по оскорблению и клевете. Уголовные иски к СМИ: дела по разжиганию межнациональной и межконфессиональной вражды. Закон РФ «О средствах массовой коммуникации». Закон «О рекламе». Закон «О государственном языке Российской Федерации».

Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ. зан. Лаб. зан. Семин СРС Все-го час.
1. Газетно-публицистический стиль и его трансформация в современных медиатекстах.   2     6 8
2. Медиатекст и проблемы лингвистической безопасности в контексте формирования глобального информационного пространства. Информация в современном мире.   2     6 8
3. Литературная норма и культура речи журналиста   2     6 8
4. Содержание и форма медиатекста. Образные выразительные средства и стилистика журналистской речи   2     6 8
5. Знаки культуры в журналистских текстах   2     6 8
6. Авторское и «чужое» слово в текстах СМИ   2     6 8
7. Речевая агрессия в текстах СМИ   2     6 8
8. Информационные технологии и современный медиатекст   2     6 8
9. Правовые аспекты публичного функционирования русского языка в российской федерации     2     6 8

6. Лабораторный практикум не предусмотрен учебным планом

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...