Разделы дисциплин и виды занятий
Кафедра массовых коммуникаций
УтверждЕН
на заседании кафедры
«19»_ сентября _2018 г., протокол № 2
Заведующий кафедрой
______________________В.В. Барабаш
(подпись)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование дисциплины:
«Язык и стиль СМИ»
Рекомендуется для направления подготовки
42.04.02.
Организация информационного производства
1.Цели и задачи дисциплины:
Целью учебного курса «Язык и стиль СМИ» является формирование комплекса знаний об истории, современном состоянии и перспективах развития языка стиля СМИ, а также комплекса профессиональных умений речевой практики по созданию журналистских текстов.
В ходе преподавания и изучения данного курса ставятся и решаются следующие задачи:
· ознакомить с современными тенденциями в обществе, влияющими на речевую практику СМИ;
· сформировать у учащихся систему знаний об особенностях современного языка и стиля текстов средств массовой информации и коммуникации,
· рассмотреть актуальные процессы, которые наблюдаются в журналистской речи;
· изучить особенности функционирования журналистских текстов в медиапространстве;
· обучить приёмам и навыкам создания публичных текстов, ориентированных на массовую аудиторию
Место дисциплины в структуре ОП ВО:
Дисциплина «Язык и Стиль СМИ» относится к базовой части блока Б1.Б
Таблица № 1
Предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций
№ п/п
| Шифр и наименование компетенции
| Предшествующие дисциплины
| Последующие дисциплины (группы дисциплин)
|
Профессиональные компетенции
|
| ПК-2
| Деонтология журналистики
|
|
|
|
|
|
Общепрофильные компетенции
|
| ОПК-5
| Современный медиатекст
|
|
|
|
|
|
Общекультурные компетенции
|
|
| ОК-3
| Современный медиатекст
|
|
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
готовностью следовать принципам создания современных медиатекстов для разных медийных платформ, способностью учитывать их специфику в профессиональной деятельности (ОПК-5);
готовностью создавать журналистские авторские материалы, основываясь на углубленном понимании их специфики, функций, содержания, оптимальных моделей, знании технологии их создания и существующих профессиональных стандартов (ПК-1);
готовностью выполнять на высоком профессиональном уровне различные виды работы, связанные с подготовкой медиатекстов (анализ, оценка текста, редактирование) (ПК-2);
способностью осуществлять разработку концепции медиапроекта на базе знания современных принципов и методов медиапроектирования (ПК-3);
готовностью квалифицированно выполнять организационно-управленческие функции, эффективно используя знания в области медиаэкономики, медиаменеджмента (ПК-4).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: особенности современного языка и стиля СМИ;
Уметь: применять в речевой практике знания об актуальных процессах в журналистской речи;
Владеть: навыками формирования журналистских текстов с учётом особенностей их функционирования в медиапространстве.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
|
| 3
|
|
|
Аудиторные занятия (всего)
|
|
|
|
|
|
В том числе:
|
|
|
| -
| -
|
Лекции
|
|
|
|
|
|
Практические занятия (ПЗ)
| 26
|
|
|
|
|
Семинары (С)
|
|
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа (всего)
| 46
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость час
зач. ед.
| 72
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
|
1.
| Газетно-публицистический стиль и его трансформация в современных медиатекстах.
| История формирования газетно-публицистического стиля. Основные базовые характеристики и стилевые пометы. Актуальные процессы в русском языке и их влияние на изменения в языке и стиле СМИ. Воздействие общественно-политических процессов на язык и стиль СМИ. Смешение стилей. Формирование переходных и смежных жанров. Проблемы медиатекста в аспекте теории коммуникации. Речевое взаимодействие автора и адресата. Особенности подачи и восприятия информации, формирования, передачи и восприятия порождённых смыслов. Факторы речи, осложняющие процесс понимания медиатекста.
|
2.
| Медиатекст и проблемы лингвистической безопасности в контексте формирования глобального информационного пространства. Информация в современном мире.
| Сущность лингвистической безопасности и её основные понятия. История вопроса и теоретические предпосылки. Юрислингвистика как новая наука на стыке двух областей знаний. Уровни лингвистической опасности: нарушения культуры речи и литературной нормы, коммуникативная неудача, речевые конфликты, лингвистический экстремизм. Информация как опора и результат журналистского творчества. Информация и её синонимы. Типы, аспекты и формы предоставления информации.
|
3.
| Литературная норма и культура речи журналиста
| Принципы речевого этикета в массовой коммуникации. Понятие, критерии и типы литературной нормы. Факторы, влияющие на изменение нормы и её вариативность. Норма в языке: императивная и диспозитивная, грамматическая, лексическая, орфоэпическая, стилистическая. Культура речи и средства массовой информации: основные проблемы. Типология нарушений орфоэпических, грамматических, лексических и иных норм в СМИ.
|
4.
| Содержание и форма медиатекста. Образные выразительные средства и стилистика журналистской речи
| Принципы формирования журналистского текста. Основные требования и критерии. Содержание и форма, композиция и структура, стандарт, экспрессия, оценочность. Лексические средства выразительности и их стилистическое использование в медиатекстах. Иносказание, тропы и синтаксические фигуры как средство воздействия. Ирония и языковая игра. Грамматическая стилистика в текстах СМИ.
|
5.
| Знаки культуры в журналистских текстах
| Взаимодействие языка и культуры как предмет лингвокультурологии. Основные направления в понимании культуры. Культура и цивилизация. Языковая картина мира и языковая медиаличность. Медиатекст как продукт культуры. Культура в языке и язык в культуре. Культурная коннотация в медиаобразе человека. Мифы, легенды, обряды, ритуалы, обычаи, поверья, закрепленные во фразеологизмах, паремиях и образно-мифологических единицах. Метафора как способ представления культуры. Символы и стереотипы как проявление национально-культурного менталитета в медиатексте.
|
6.
| Авторское и «чужое» слово в текстах СМИ
| Герменевтика как наука о понимании. Основные категории герменевтики: понимание, интерпретация, смысл, диалогичность. Разноречие и «чужое» слово. Неавторское в авторском тексте СМИ. Концепция «смерти автора». Разнообразие и факторы интерпретаций как результат восприятия. Заданное и непреднамеренное. Разноречие и «чужое слово». Стилизация, пародия, сказ. Разновидности реминисценций. Реминисценция-перифраз-логоэпистема. Типология логоэпистем. Теория интертекстуальности.
|
7.
| Речевая агрессия в текстах СМИ
| Речевая агрессия в СМИ и обществе. Общие понятия лингвистической конфликтологии. СМИ как катализатор речевых конфликтов. «Язык вражды» в СМИ и межэтнические, межнациональные, межконфессиональные конфликты. Языковое манипулирование и рекламная деятельность. Причины порождения конфликтного текста в сфере массовой коммуникации. Механизм порождения инвективного высказывания в СМИ. Экспрессивность газетной публицистики и конфликтный текст. Лингвистический статус ненормативной лексики в сфере массовой коммуникации. Оценка, ирония и диффамация в текстах СМИ.
Текстовая аномалия как коммуникативная неудача. Типология текстовых аномалий. Языковые аномалии как нарушение механизма речеобразования. Смысловые аномалии как нарушение механизма мыслеобразования. Типология языковых аномалий. Намеренные и ненамеренные аномалии. Ненамеренные аномалии как коммуникативная неудача. Методика выявления текстовых аномалий.
|
8.
| Информационные технологии и современный медиатекст
| Современные информационные и компьютерные технологии в журналистском творчестве. Особенности русского языка и функционирования журналистского текста в Интернете и мобильных устройствах. Современный медиатекст в условиях конвергентности. Философия гипертекста в сетевых СМИ: особенности содержания и формы. Роль языка и стиля в процессе персонализации медиаконтента. Программное обеспечение в работе с текстами СМИ. Проблемы роботизации медиапространства. Эффективность и негативность воздействия ИКТ на речевую практику СМИ.
|
9.
| Правовые аспекты публичного функционирования русского языка в российской федерации
| Обзор законов, регламентирующих деятельность СМИ и устанавливающих ответственность за нарушения, связанные с созданием и распространением информационных текстов. Тексты СМИ в контексте борьбы государства и общества с экстремизмом. Проблемы диффамации в текстах СМИ. Гражданские иски к СМИ и журналистам по защите чести, достоинства и деловой репутации. Уголовные иски к СМИ и журналистам: дела по оскорблению и клевете. Уголовные иски к СМИ: дела по разжиганию межнациональной и межконфессиональной вражды. Закон РФ «О средствах массовой коммуникации». Закон «О рекламе». Закон «О государственном языке Российской Федерации».
|
Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекц.
| Практ.
зан.
| Лаб.
зан.
| Семин
| СРС
| Все-го
час.
|
1.
| Газетно-публицистический стиль и его трансформация в современных медиатекстах.
|
| 2
|
|
| 6
| 8
|
2.
| Медиатекст и проблемы лингвистической безопасности в контексте формирования глобального информационного пространства. Информация в современном мире.
|
| 2
|
|
| 6
| 8
|
3.
| Литературная норма и культура речи журналиста
|
| 2
|
|
| 6
| 8
|
4.
| Содержание и форма медиатекста. Образные выразительные средства и стилистика журналистской речи
|
| 2
|
|
| 6
| 8
|
5.
| Знаки культуры в журналистских текстах
|
| 2
|
|
| 6
| 8
|
6.
| Авторское и «чужое» слово в текстах СМИ
|
| 2
|
|
| 6
| 8
|
7.
| Речевая агрессия в текстах СМИ
|
| 2
|
|
| 6
| 8
|
8.
| Информационные технологии и современный медиатекст
|
| 2
|
|
| 6
| 8
|
9.
| Правовые аспекты публичного функционирования русского языка в российской федерации
|
| 2
|
|
| 6
| 8
|
6. Лабораторный практикум не предусмотрен учебным планом
Воспользуйтесь поиском по сайту: