Основные функции рынка.
Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградская государственная академия физической культуры» КАФЕДРА СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ЭКОНОМИКИ
МЕНЕДЖМЕНТ И ЭКОНОМИКА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ЛЕКЦИЯ № 6 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ»
Перфильева И.В. Волгоград – 2011 План лекции 1. Физкультурно-спортивные услуги – продукт деятельности ФСО 2. Понятие и функции рынка 3. Физическая культура и спорт в структуре современного рынка 4. Общая характеристика маркетинг менеджмента в спорте 5.Основные задачи, функции и принципы спортивного маркетинга Вопрос 1. Физкультурно-спортивные услуги – продукт деятельности ФСО
В период глубоких социально-экономических преобразований российской экономики, включая и сферу физической культуры и спорта, развиваются и углубляются структурные и функциональные взаимозависимости, что не только усложняет, но и укрепляет организационно-экономические связи, без которых современное общественное производство и воспроизводство невозможны. Спорт все в большей степени становится товаром. По ориентировочным данным, объем спортивного рынка в мире, включая индустрию спортивного оснащения и оборудования, на начало XXI века составляет в отдельных развитых странах 2% от общего валового внутреннего продукта. Физкультурно-спортивные организации являются важнейшим субъектом рыночных отношений в отрасли физической культуры и спорта. Их продукт – физкультурно-спортивные услуги.
В зарубежной специальной литературе термин «услуга» («service») характеризуется как «любая деятельность или благо, которую одна сторона может предложить другой. Услуга по сути своей является неосязаемой и не приводит к овладению собственностью». Государственный стандарт РФ устанавливает, что «услуга - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя». Стандарт предусматривает, что услуги, оказываемые населению, по их функциональному назначению подразделяются материальные и социально-культурные (нематериальные). Материальная услуга – это услуга поудовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Социально-культурная услуга - это услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя. Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д. Физкультурно-спортивные услуги можно определить как совокупность раз личных социально-педагогических форм деятельности, осуществляемой в целях удовлетворения потребностей различных социально-демографических групп населения в физическом совершенствовании или спортивном зрелище. Из курса экономики ФКиС привести примеры физкультурно-спортивных услуг. Вопрос 2. Понятие и функции рынка Спортивный менеджмент своим возникновением обязан рынку. Рынок стал одним из главных факторов появления спортивного менеджмента в России. Поэтому целесообразно хотя бы кратко рассмотреть сущность рынка и место физической культуры и спорта в системе рыночных отношений.
Понятие рынка. РЫНОК - это место, где продают и покупают, где встречаются продавец и покупатель. Таково простейшее определение рынка. С позиции экономической теории рынок- это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, где формируются спрос, предложение и цены на них. Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена. Важнейшим фактором рыночных отношений является товар. Товаром называют все то, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается на рынок для продажи. Развитое товарное производство предполагает использование денег как посредников при обмене товаров. Таким образом, основой рынка является товарное производство. Основные функции рынка. Рыночные отношения оказывают огромное воздействие все стороны жизни современного общества. Специалисты выделяют шесть основных взаимосвязанных функций рынка: 1) посредническую; 2) ценообразующую; 3) информационную; 4) регулирующую; 5) стимулирующую; 6) санирующую (оздоровительную). Посредническая функция состоит в том, рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров предоставляя им возможность общаться с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи. Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате чего складываются цены на товары и услуги. Одновременно с этим проявляет себя и следующая - информирующая функция, потому, что сложившиеся цены «сообщают» бизнесменам о состоянии экономики. В частности, через конкретный разброс цен (скажем, на чай, кофе и какао), через их падение или рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, о запросах потребителей и т. д. Через тот же механизм свободных рыночных цен действует и регулирующая функция. Из менее выгодных отраслей с пониженным ценами капиталы перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. В результате в первых отраслях производство сокращается, а во вторых - растет.
Стимулирующая функция также осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае через них стимулируется эффективность экономики. Наконец, последняя, санирующая (оздоровительная) функция выглядит довольно жесткой, но она экономически оправданна. Рынок здесь как бы «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Те предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства, терпят поражение в конкурентной борьбе и «наказываются» банкротством. И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются. Механизм рыночного саморегулирования включает три главных взаимосвязанных фактора: 1) рыночные цены; 2) спрос и предложение товаров и услуг; 3) конкуренцию. Рыночные цены - это фактические цены, свободно складывающиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров. Спрос - это платежеспособная потребность в определенных товарах. Он измеряется тем количеством продукта, которое по требители готовы и в состоянии купить определенной цене в течение определенного периода. Предложение - это количество продукта, которое предъявляется. к продаже по определенной цене в течение определенного времени. И, наконец, конкуренция в экономике представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи и купли товаров. Так, производители (продавцы) товаров стремятся как можно дешевле их произвести и как можно больше и дороже продать; наемные работники - получить большую заработную плату; потребители купить товары качественнее и дешевле. В столкновении этих разнонаправленных интересов, во взаимных уступках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в рыночном успехе одних и неудаче других и проявляется конкуренция.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|