Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные функции рынка.

Министерство спорта, туризма и молодёжной политики

Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградская государственная академия физической культуры»

КАФЕДРА СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ЭКОНОМИКИ

 

МЕНЕДЖМЕНТ И ЭКОНОМИКА В СФЕРЕ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

ЛЕКЦИЯ № 6

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СОЦИАЛЬНОЙ

РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ»

 

 

Перфильева И.В.

Волгоград – 2011

План лекции

1. Физкультурно-спортивные услуги­ – продукт деятельности ФСО

2. Понятие и функции рынка

3. Физическая культура и спорт в структуре современного рынка

4. Общая характеристика маркетинг менеджмента в спорте

5.Основные задачи, функции и принципы спортивного маркетинга

Вопрос 1. Физкультурно-спортивные услуги­ – продукт деятельности ФСО

 

В период глубоких социально-экономических преобразований российской экономики, включая и сферу физической культуры и спорта, развиваются и углубляются структурные и функциональные взаимозависимости, что не только усложняет, но и укрепляет организационно-экономические связи, без которых современное общественное производство и воспроизводство невозможны.

Спорт все в большей степени становится товаром. По ориентировочным данным, объем спортивного рынка в мире, включая индустрию спортивного оснащения и оборудования, на начало XXI века составляет в отдельных развитых странах 2% от общего валового внутреннего продукта.

Физкультурно-спортивные организации являются важнейшим субъектом рыночных отношений в отрасли физической культуры и спорта. Их продукт – физкультурно-­спортивные услуги.

В зарубежной специальной литературе термин «услуга» («service») характеризует­ся как «любая деятельность или благо, которую одна сторона может предло­жить другой. Услуга по сути своей явля­ется неосязаемой и не приводит к овла­дению собственностью».

Государственный стандарт РФ уста­навливает, что «услуга - результат непосред­ственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятель­ности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя».

Стандарт предусматривает, что услуги, оказываемые населению, по их функцио­нальному назначению подразделяются материальные и социально-культурные (не­материальные).

Материальная услуга – это услуга поудовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг.

Социально-культурная услуга - это ус­луга по удовлетворению духовных, интеллек­туальных потребностей и поддержанию нор­мальной жизнедеятельности потребителя.

Социально-культурная услуга обеспечи­вает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д.

Физкультурно-спортивные услуги можно определить как совокупность раз личных социально-педагогических форм деятельности, осуществляемой в целях удовлетворения потребностей различных социально-демографических групп населения в физическом совершенствовании или спортивном зрелище.

Из курса экономики ФКиС привести примеры физкультурно-спортивных услуг.

Вопрос 2. Понятие и функции рынка

Спортивный менеджмент своим возник­новением обязан рынку. Рынок стал одним из главных факторов появления спортивно­го менеджмента в России. Поэтому целе­сообразно хотя бы кратко рассмотреть сущ­ность рынка и место физической культуры и спорта в системе рыночных отношений.

Понятие рынка.

РЫНОК - это место, где продают и покупают, где встречаются про­давец и покупатель. Таково простейшее оп­ределение рынка.

С позиции экономической теории рынок- это система экономиче­ских отношений по поводу купли-прода­жи товаров и услуг, где формируются спрос, предложение и цены на них.

Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обраще­ния, совокупность отношений товарного обмена. Важнейшим фактором рыночных отношений является товар.

Товаром называют все то, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается на рынок для продажи. Развитое товарное производство предполагает использование денег как посредников при обмене товаров. Таким образом, основой рынка является товарное производство.

Основные функции рынка.

Рыночные отношения оказывают огромное воздействие все стороны жизни современного общества. Специалисты выделяют шесть основных взаимо­связанных функций рынка:

1) посредническую;

2) ценообразующую;

3) информационную;

4) регулирующую;

5) стимулирующую;

6) санирующую (оздоровительную).

Посредническая функция состоит в том, рынок напрямую соединяет про­изводителей (продавцов) и потребителей то­варов предоставляя им возможность общаться с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи.

Ценообразующая функция рынка возни­кает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкурен­ции. В результате чего складываются цены на товары и услуги.

Одновременно с этим проявляет себя и следующая - информирующая функция, потому, что сложившиеся цены «сообщают» бизнесме­нам о состоянии экономики. В частности, через конкретный разброс цен (скажем, на чай, кофе и какао), через их падение или рост деловые люди узнают о размерах производ­ства продукции, о насыщенности рынка то­варами, о запросах потребителей и т. д.

Через тот же механизм свободных рыноч­ных цен действует и регулирующая функция. Из менее выгодных отраслей с пониженным ценами капи­талы перетекают в более прибыльные отрас­ли с повышенными ценами. В результате в первых отраслях произ­водство сокращается, а во вторых - растет.

Стимулирующая функция также осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае через них стимулируется эффективность экономики.

Наконец, последняя, санирующая (оздо­ровительная) функция выглядит довольно жесткой, но она экономически оправданна. Рынок здесь как бы «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйствен­ной деятельности. Те предприниматели, ко­торые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рента­бельности своего производства, терпят по­ражение в конкурентной борьбе и «на­казываются» банкротством. И наоборот, общественно полезные и эффективно рабо­тающие предприятия процветают и разви­ваются.

Механизм рыночного саморегулирования включает три главных взаимосвязанных фактора: 1) рыночные цены; 2) спрос и пред­ложение товаров и услуг; 3) конкуренцию.

Рыночные цены - это фактические цены, свободно складывающиеся на рынке в со­ответствии со спросом и предложением то­варов.

Спрос - это платежеспособная потребность в определенных товарах. Он измеря­ется тем количеством продукта, которое по ­ требители готовы и в состоянии купить определенной цене в течение определенного периода.

Предложение - это количество продукта, которое предъявляется. к продаже по определенной цене в течение определенного времени.

И, наконец, конкуренция в экономике представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за луч­шие условия производства, продажи и куп­ли товаров. Так, производители (продавцы) товаров стремятся как можно дешевле их произвести и как можно больше и дороже продать; наемные работники - получить большую заработную плату; потребители ­купить товары качественнее и дешевле. В столкновении этих разнонаправленных интересов, во взаимных уступках, в свобод­ном выборе продавцов и покупателей, в ры­ночном успехе одних и неудаче других и про­является конкуренция.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...