Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Криворожского и Никопольского Ефрема

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА

Научного доказательства небытия или бытия Бога не существует и принципиально не может существовать. Как не крути, наука занимается немножечко другими вопросами. Любая наука изучает движение мира физического. Бог же Существо вне физики, и потому любая научная дисциплина будет здесь не при чем. Это не область науки. Ну и наконец, есть вполне очевидные вещи, не имеющие нужды в научных доказательствах. Это любовь, разум, верность. Какая из наук доказала, что все это существует? Великий французский ученый и христианин Пастер (1895 г.), говоря о науке и своих научных выводах, писал: «Здесь нет ни религии, ни философии, ни атеизма, ни материализма, ни спиритуализма. Это вопрос фактов и только фактов». Поэтому все основные истины религии в принципе не могут быть предметом научного опровержения. Каждая из наук, исключая смежные, имеет свою собственную область изучения и потому не может опровергать выводы других наук. Например, биология никогда не сформулирует теорему Пифагора, а математика не скажет, как из яйца появляется цыпленок. Религия - это совершенно особая наука, наука Богопознания. Тем более она находится вне поля суждений каких-либо отдельных или всех вместе взятых естественных наук. Поэтому о Боге наука принципиально ничего не говорит и говорить не может. Но есть проявления Бога в мире, которые во всех сферах нашей жизни говорят, что Он есть. Эти проявления мы обозначим как доказательства.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ПЕРВОЕ: Откуда появился мир? Убедиться в том, что Бог действительно существует, на самом деле совершенно не сложно. Для этого необязательно быть ученым, необязательно иметь специальное образование или знать Библию. Нужно только честно и непредвзято посмотреть на весь окружающий мир и задать себе простой вопрос: Откуда все это появилось? Религия отвечает на этот вопрос и говорит, что мир создан Богом из ничего. Для атеистов такой ответ ничего не значит и может вызвать только саркастическую улыбку, но каков же будет тогда ответ атеиста. Научного ответа нет.

Первопричина. Должен ли мир в целом иметь причину своего появления? Многое ли появляется «само по себе», самопроизвольно? Готовы ли мы поверить, что сорняки в нашем саду появились не из семян, а произвольно "самозародились"? Мы сами себя не рождаем, корабль сам себя не строит, даже гора выталкивается из бездн земли не собственной силой. Если бы кто-нибудь сказал мне, что, к примеру, мой компьютер появился сам по себе, то я бы не воспринял это даже в серьез. Компьютер - это сложное устройство, над проектированием и изготовлением которого наверняка работало большое количество людей. Но невероятно сложнее устроен весь окружающий нас мир, и он тем более не мог появиться сам по себе. Если все во Вселенной подчинено закону причинно-следственной связи, следовательно, и сама Вселенная имеет причину вне самой себя. Если это не так, тогда откуда взялся мир? Материя вечно существовать не может, потому как это противоречит законам физики, значит, начало когда-то произошло.

На вопрос "что послужило причиной первой материи" можно ответить или Бог или не знаю. Если нет других ответов, то это доказывает, что ответ Бог не совсем бессмыслен. Если материя была всегда, то, что послужило причиной ее преображения во вселенную? Наука доказала, что вселенная расширяется, и если она начала расширяться, значит это начало когда-то произошло.

Вселенная в целом имеет причину своего существования, но продолжать эту последовательность, цепочку причин до бесконечности нельзя - где-то должна быть Первопричина, Которая уже не обусловливается никакой иной, иначе все оказывается безосновательным, «повисает в воздухе».

Откуда взялся Бог? Ответ есть. Что появилось в результате большого взрыва? Материя, пространство и время. Если мы признаем, что Творцом мира был Бог, то нужно признать, что сам Бог, т.е. Творец должен быть нематериальным, вне пространства и времени. Почему? Простой пример. Есть двигатель внутреннего сгорания, а есть его конструктор. И ежу понятно, что конструктор в себе самом конструктивно не имеет и намека на этот двигатель. Двигатель - это новое творение конструктора, и искать в самом конструкторе этот двигатель - глупо. Вопросы где, когда, откуда - вопросы временно-пространственные. Мы находимся в этих рамках и потому и мыслим только посредством этих рамок. Бог вне этих рамок и потому вопросы о том, что было, когда не было времени по отношению к Богу, Который не подвластен времени, мягко говоря, не корректны. Для Бога нет ни прошлого, ни будущего, для Него все настоящее. Ну, в двух словах. Выражаясь нашими ограниченными понятиями, чтобы мы имели хоть какое-либо представление, можно сказать: Бог не имеет ни начала, ни конца и Он был даже тогда, когда ничего не было, т. е. Он не откуда не взялся, Он был всегда, Он Сам причина Самого Себя.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВТОРОЕ: Как можно говорить о том чего нет? Если в нашем уме есть понятие о Существе всесовершенном, то такое Существо необходимо должно существовать, поскольку, не имея признака бытия, Оно не было бы всесовершенным. Мы мыслим Бога Существом всесовершенным, следовательно, Он должен быть. Нельзя представить себе происхождение в человеке самой идеи Бога, если бы Его не было. Бог должен существовать, поскольку в понятии о Нем не содержится внутренних противоречий.

Как можно не верить в то, что перед этим названо, как существующее? Например, кто-то скажет: «Я не верю в ветер». Но, говоря это, мы должны знать, что такое ветер. Если мы не знаем, что такое ветер, то так нужно и говорить: «я не знаю, что такое ветер». И все же, называя ветром ветер, мы понимаем, что это такое, чтобы не ошибиться в выражениях. Чтобы знать, что это такое, оно должно существовать, в противном случае, нельзя говорить что-либо об этом. Нельзя выражать свое отношение к предмету, которого нет. Допустим, есть такие безумцы, которые говорят, что не верят в ветер, т. е. не верят, что ветер существует. Потоки воздуха, с которыми они встречаются, каждый день воспринимаются как что-то иное, но не как ветер. Остальные люди ответят: «это ветер, потому что он дует, и вы называете его ветром, хотя и говорите, что его нет. Как можно называть то, чего не существует?» Получается глупость, не правда ли? Бытие Бога не требует доказательств, точно так же, как и доказательств того, что мы существуем. В противном случае эти вопросы не возникали бы в умах человечества, потому что не было бы откуда им взяться.

Атеисты утверждают, что Бога выдумали люди. Но! Человек создать что-то новое, имеющее новые свойства и отношение к пространству и времени, не может. Все, что создается нового в мире человеческой фантазией и творчеством, не что иное, как сумма уже существующих свойств бытия. Для примера возьмем конструктор. Дается определенное количество деталей разного размера и вида: всякие колесика, пружинки, гаечки, шайбочки, железные "штучки" и т. д. Далее творческий разум уже сам выдумывает и выбирает способы соединения тех или иных составных конструктора. Как их применить к делу, какую форму придать и зачем это делать, решает человечек в силу своего развития. Это – всего лишь результат комбинации уже существующих элементов. Человек новых деталей и элементов мирового конструктора выдумать не может, он только ищет новые формы соединения. Это наглядно можно наблюдать в химии, где из смешения уже существующих химических элементов лаборант создает новые препараты и вещества. Проще выражаясь, любая выдумка - это сумма чего-то. Например: кентавр=конь+человек. Но есть в мире такие вещи, выдумать которые невозможно. Например, радиоволны, атом, энергия...Бог и душа - не имеют составных. Где в окружающем мире мы можем увидели хоть одну составную Бога? Где в материи можно наблюдать вечность, бессмертие, абсолютное совершенство, неизменяемость, самобытность, неизмеримость и вездеприсутствие? Нигде. Эти понятия мы можем отнести только к Богу, и это означает, что Он есть.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТРЕТЬЕ: Нравственность. Каждый из нас замечает, что в наших сердцах живет представление о том, какие поступки хорошие, а какие плохие. «Что такое хорошо, а что такое плохо» - спрашивает каждый малыш, и нормальный человек хочет поступать правильно. Но откуда человечество взяло эти понятия о добре и зле? Откуда взялась совесть и нравственность?

Нравственность – общечеловеческое явление, где для всего человечества одинаково понятно, что есть добро, а что зло. Как так вышло? Наверное, 100 тысяч лет тому назад, где-то в теплой антарктиде, состоялся всемирный съезд дикарей по вопросу нравственности. Сели за каменным столом и решили договорится, что считать нравственностью, а что нет. Думаю, звучит как-то не правдоподобно. Но все же, как человечество смогло приобрести единый комплекс нравственности? Религия отвечает, что ее дал Бог. Если нравственность не от Бога, то почему принятые в обществе представления о добре и зле человек должен считать правильными? Кто сказал, что пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти другие жизни - это хорошо, а подставить подножку – это плохо? Кто может это доказать? А может все совсем по-другому? Где критерий нравственности? По такой логике у каждого должна быть своя нравственность. Тогда мы не можем осуждать ни Гитлера, ни Чикотилло. Будто все они по-своему правы и у всех своя совесть и нравственность. Никто не мог бы возмутиться ни убийством, ни даже неправильным судейством на футбольном матче. Ведь справедливость тогда – пустышка, совесть – прошлогодний снег. Да и появиться этим странным понятиям «добро», «благородство», «мужество», «честь», было бы просто неоткуда. Ведь если мы не созданы Богом, то мы просто автоматы, управляемые бессмысленными инстинктами. Тогда Матросов, бросающийся на амбразуру, закрывая собой немецкий пулемет – просто биоробот. Он не мог поступить иначе. Он был запрограммирован (причем без программиста – слепым случаем) на этот поступок. Но и Гитлер, не виноват. Он тоже биоробот. Это слепой случай запрограммировал его жечь людей в печах Освенцима. Все случай, и стечение случайных химических соединений и электрических сигналов. Но невозможно нормальному человеку с этим согласиться.

Каким образом в каждом сердце действует в той или иной мере совесть? Ведь ни с какой естественной точки зрения она не удобна. Простой пример: почему одни люди подают милостыню, а другие нет? Казалось бы, последние поступают вполне логично и разумно – зачем же расставаться со своими средствами, деньгами, заведомо зная, что вы не получите никакой компенсации?! Материалисты говорят, что все сделала борьба за существование, но тогда совесть должна была бы отсеяться как ненужный хлам. Но этого не произошло. И причина этого именно в том, что есть Источник добра и справедливости, Который вложил в наши сердца представления о добре и зле. За хорошие дела Он награждает, а за злые наказывает, а если этого и не происходит в этой жизни, то совесть у большинства людей возмущается. А это в свою очередь является наилучшим подтверждением христианского учения о Последнем Суде.

Кто-то скажет, что нравственность – наследство от предков. Но увы, и таков ответ нелогичен. Ну не преподавали простому народу 5000 лет назад основы нравственности древних мудрецов и философов. Ну не было повсеместного курса о добре и зле. Так откуда мы знаем, что есть добро и зло? О том, как пользоваться телефоном, мы узнали уже после того, как его изобрели. До этого люд понятия не имел что такое телефонная трубка. Неужели в истории человечества было время полной безнравственности? История такого не знает. Нравственность была всегда. Так откуда она взялась? Телефон изобрел человек, а нравственность кто изобрел? Религия отвечает, что нравственность человеку дал Бог. Иного здравого объяснения не существует. И так как нравственность у нас есть благодаря Богу, значит, Он есть.

Откуда у человека свобода выбора? Ничто не происходит в мире без причины. Принцип детерминизма (то есть причинно-следственных отношений) - это самый общий закон мироздания. Ему подчиняется и человек. Но в том-то и дело, что – не всегда. Бывают случаи, когда человек действует свободно, ничем автоматически не понуждаемый. Если мы скажем, что у каждого человеческого поступка есть свои причины – то награждать за подвиги надо не людей, и эти самые "причины", и их же надо сажать в тюрьму вместо преступников. Там, где нет свободы - там нет ответственности и не может быть ни права, ни нравственности. Отрицать свободу человека – значит отрицать всю мораль. А с другой стороны, если даже в действиях других людей возможно усматривать причины, по которым они поступают в каждой ситуации именно так, то как только присматриваемся к себе самим, то должны признать, что по большому счету мы-то действуем свободно. Как бы ни влияли на нас окружающие обстоятельства или наше прошлое, особенности характера или наследственность – мы знаю, что в момент выбора у нас есть секундочка, когда можем стать выше самих себя... Есть секундочка, когда история всей вселенной как бы начинается с нас: ни в прошлом, ни вокруг нас нет ничего, на что мы смели бы сослаться в оправдание той подлости, на пороге которой можем стать...

Значит, у нас есть два факта - 1) все в мире живет по закону причинности и 2) человек в редкие мгновения своей свободы не подчиняется этому закону. И есть еще один принцип: на территории данного государства не подчиняются его законам только те лица, у которых есть право "экстерриториальности", т.е. дипломатический корпус. Так вот, человек не подчиняется Основному Закону нашей Вселенной. Это значит, что человек не является ее частью. У нас есть статус экстерриториальности в этом мире; мы - посланцы. Мы - послы того, иного, нематериального мира, в котором действует не принцип детерминизма, а принцип Свободы и Любви. В мире есть Бытие, которое не подчиняется законам материи. И мы к нему причастны. В общем: мы свободны – а, значит, Бог существует. Русский писатель – Гавриил Державин - пришел к такому же выводу в своей оде "Бог": "я есмь, а значит, есть и Ты!". Нравственность - непокорство причинам. Нравственность – свобода выбора данная Богом. И если этот выбор возможен, значит Бог есть.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЧТВЕРТОЕ: Нет нерелигиозных народов. «Мы считаем нужным указать на то, что нет племени столь дикого, нет человека, настолько потерявшего сознание о нравственных обязанностях, душу которого не освещала бы мысль о богах. Многие о богах думают не право, но это обыкновенно происходит от нравственного развращения и прочности: все однако же убеждены в том, что есть сила и природа божественная. И такое признание не от предварительного уговора и согласия людей; это памятование о богах утвердилось не в силу государственных постановлений или законов, но во всяком этом деле единомыслие всех народов должно быть почитаемо законом природы». (Цицерон)

Вера в Бога – в верховное Существо, Которому по праву надлежит поклонение и прославление всего сущего – является общей чертой практически всех народов мира. Невероятно, чтобы все эти люди были не правы относительно этого самого важного и значительного элемента их жизни. Гораздо более вероятно, что они были правы, а, следовательно, Бог существует.

Ту же мысль высказывает и древнегреческий писатель, историк и философ Плутарх (+ 120): «Обойди все страны, ты можешь найти города без стен, без письменности, без правителей, без дворцов, без богатств, без монеты, но никто не видел еще города, лишенного храмов и богов, города, в котором не воссылались бы молитвы, где не клялись бы именем божества…».

Действительно, истории не известно ни одного атеистического племени. Все археологические находки, связанные с первобытными людьми, непременно в 90% имеют элементы религиозного культа. Чем можно объяснить этот удивительный факт? Все атеистические гипотезы, предлагающие различные варианты так называемого «естественного» происхождения идеи Бога в сознании человека, оказались несостоятельными. Остается лишь одно и последнее – признать, что эта идея, которой жило человечество всю историю своего существования, не есть плод «земли», но имеет своим источником Самого Бога.

Издательство Никопольского районного благочиния Редактор: священик Николай Каров
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...