ГЕШТАЛЬТГРУППЫ. Зоны сознавания. Преувеличение или полное изменение поведения
ГЕШТАЛЬТГРУППЫ Зоны сознавания Цель: Упражнение является базовым тренингом сознавания. Оно эффективно на раннем этапе развития гештальт-группы. Необходимое время: 45 минут. Материалы: Нет. Подготовка: Не требуется никакой иной специальной подготовки, кроме чувствительности руководителя к трем зонам сознавания. Процедура: Ваш опыт сознавания может быть подразделен на три зоны: внешний мир, внутренний мир вашего тела и мир ваших мыслей и фантазий. Выберите партнера, сядьте лицом друг к другу, расслабьтесь. Делитесь по очереди своим сознаванием внешнего мира. Начинайте предложение словами: " Сейчас я сознаю, что... " – и заканчивайте его сообщением о своем непосредственном сознавании ощущений, возникающих в результате воздействия предметов внешнего мира, например гудения кондиционера, запаха косметики и т. п. Повторяйте эти высказывания и продолжайте сознавать внешний мир в течение одной или двух минут. Старайтесь избегать интерпретации, оценивания или фиксации на чем-то одном, оставайтесь в контакте исключительно со своим сознаванием внешнего мира. Теперь переключитесь и слушайте, как ваш партнер рассказывает о своем сознавании. Если вы чувствуете, что партнер соскальзывает в среднюю зону и начинает интерпретировать или оценивать, дайте обратную связь и помогите ему вернуться во внешнюю зону. Теперь обратите внимание на стимулы внутри вас. Начинайте предложение словами: " Сейчас я сознаю... " – и заканчивайте его сообщением о своем сознавании внутренних ощущений, таких, например, как напряженность в животе, сухость во рту, зуд в руке и т. п. Повторяйте эти высказывания и продолжайте сознавание внутренней зоны около минуты. Затем переключитесь и слушайте, как партнер делится своим сознаванием внутренней зоны.
Средняя зона сознавания включает психическую активность, отличную от текущего опыта, такую, как воспоминания, планы, подозрения, фантазии. Начинайте предложение словами: " Сейчас я сознаю... " – и заканчивайте его сообщением о своем сознавании интереса к тому, сколько времени, о сознавании тревоги по поводу только что выполненной письменной работы или о сознавании предположения о содержании мыслей партнера. Затем переключитесь и слушайте, как партнер делится своим сознаванием средней зоны. После того как вы выявили три зоны сознавания, понаблюдайте, куда поведет вас сознавание, если не сосредоточиваться на какой-либо конкретной зоне. Начинайте предложение словами: " Сейчас я сознаю... " – и заканчивайте его сообщением о том, что вы сознаете в данный момент, к какой бы зоне – внешней, внутренней или средней – это ни относилось. Вы можете обнаружить, что большая часть сознаваемого вами относится к средней зоне. Вы можете также обнаружить связи между тремя зонами: например, начать сознавать шум в комнате (внешняя зона), вообразить, что кто-то наблюдает за вами (средняя зона) и испытать одышку и сухость во рту (внутренняя зона). Как только вы полностью выявили каждую зону и понаблюдали, куда поведет вас сознавание, вы готовы совершенствовать свою способность к концентрации. Вы можете расширить сферу сознавания каждой зоны и возможность их различения, переходя из одной зоны в другую. Сначала двигайтесь туда-обратно из внутренней во внешнюю зону. Заканчивайте предложение " Сейчас я сознаю... " сообщением из внешней зоны, затем сообщением из внутренней зоны. Продолжайте переходить из одной зоны в другую в течение одной минуты. Затем послушайте, как ваш партнер выполняет это упражнение на чередование.
Часто возникает путаница между процессами сознавания внешней и средней зон. Эта путаница происходит в том случае, если вы принимаете свои сенсорные впечатления за интуитивное убеждение, мнение относительно них. Ваш партнер может помочь вам научиться различать эти две зоны. Смотрите на партнера. Начинайте предложение словами: " Сейчас я сознаю... " – и заканчивайте его сообщением о своем непосредственном сознавании партнера. Затем начинайте предложение словами: " И я представляю, что... " – и заканчивайте его сообщением о ваших фантазиях или убеждениях относительно партнера. Например, вы можете сознавать, что ваш партнер сидит скрестив руки, и представить, что ему холодно. Продолжайте описывать ваше сознавание ощущений и фантазии в течение примерно двух минут, затем выслушайте обратную связь от своего партнера относительно точности своих оценок. Затем послушайте, как партнер выполнит это упражнение, и дайте ему обратную связь. Обсудите свои переживания с остальной группой. Преувеличение или полное изменение поведения Цель: Это упражнение дает возможность что-нибудь сыграть. Это – ролевая игра, при которой члены группы проигрывают некоторые свои внутриличностные конфликты, которые они не сознают или которые их беспокоят. Разыгрывание ролей используется для расширения сознавания поведения и возможного его изменения. Необходимое время: 1 час. Материалы: Нет. Подготовка: Руководитель должен обладать опытом в гештальт- и групповых процессах. Процедура: Участник выбирает нежелательное личное поведение, или группа помогает ему выбрать поведение, которое им не сознается, но очевидно для других. Например, поведение, в котором проявляется тенденция постоянно извиняться, избегать смотреть в глаза, говорить шепотом или быть нетерпеливым и безапелляционным и т. п. Если член группы не сознает выявленного поведения, он должен преувеличивать его. Например, участник, в поведении которого проявляется тенденция постоянно извиняться, начинает каждое предложение словами " извините, пожалуйста" для расширения сознавания этого поведения. Если член группы сознает поведение и считает его нежелательным, он должен постараться полностью изменить его. Подходящим изменением поведения для робкого члена группы, в поведении которого проявляется тенденция говорить шепотом, будет хвастливый разговор громким авторитарным тоном с каждым членом группы. Дайте каждому участнику для разыгрывания роли пять минут. Оставьте время для обратной связи и для того, чтобы поделиться своими наблюдениями и чувствами с группой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|