Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социокультурные традиции буддизма

Буддийская культура

Буддизм возник в VI в. До н.э. Его родина – Индия. Будда, его легендарный основатель,- это, по–видимому, реальная историческая личность, однако многие столетия рассказы о нём обросли массой вымыслов, и сейчас трудно разобраться, насколько достоверны содержащиеся в них сведения. Будда – не имя, а прозвище, означающее по–индуски «просветлённый». Согласно преданию, настоящее имя Будды было Сиддхартха. Он происходил из княжеского или царского рода Гаутама. Путь к его «просветлению», к овладению высшими истинами, был долог. Легенда гласит, что он 28 первых лет своей жизни провёл в княжеском дворце. У него были жена и ребёнок. Его жизнь протекала счастливо и безмятежно, он не знал ни бед, ни горя. Но однажды он вышел за ворота дворцового сада и по дороге у него произошли четыре встречи, перевернувшие его жизнь представление о мире.

Он столкнулся с нищим, жаловавшимся на голод, затем с калекой, который с трудом передвигался, потом с измученным болями и бессилием старцем, и, наконец, с покойником, которого несли к месту похорон. Увиденные человеческие несчастья потрясли его, и он не вернулся во дворец, а пошёл дальше, желая разобраться, что же происходит в мире. Долгие годы он скитался по Индии, видел много человеческого горя, пока наконец однажды, уже в 40-летнем возрасте, не сел под деревом и поклялся не вставать пока не найдёт пути избавления людей от мук. Там, после четырёхдневного сидения под деревом, к нему и пришло озарение, открывшее ему «святые истины» буддизма.

 

Идейные истоки буддизма

Учение Сиддхартхи появилось в историко-культурном контексте древнеиндийской цивилизации. В начале II тысячелетия до н. э. на смену индийской культуре пришла культура индоарийских племён, вторгшихся в страну с севера и смешавшихся с местным населением. Созданные ими «Веды» - замечательный памятник древности, помогающий понять, как жили люди в той далёкой эпохе.

Индоарии были воинами, скотоводами и землевладельцами. Их общины возглавлялись раджами (военачальниками, князьями, царями) и делились на 4 варны (сословия): брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы) и шудры (слуги). Вне варн оставались парии – рабы, изгои, лишенные всяких прав.

Религиозно-мифологические воззрения древних ариев называют брахманизмом. В русле брахманизма сложились характерные для индусской культуры представления, которые выражены в «Ведах»:

· Об Атмане (или Брахмане) – единой мировой душе, лежащей в основе мироздания и являющейся источником индивидуальных человеческих душ;

· О переселении душ людей после смерти в другие тела;

· О карме – законе посмертного воздания за поступки при жизни, который определяет судьбу души человека;

· О сансаре – круге переходящих событий и иллюзий чувственной, земной жизни, где вынуждена вращаться переселяющаяся из тела в тело душа;

· О нирване – состоянии высшего совершенства и блаженства души, которое достигается в результате выхода её из круга превращений и воссоединения с Атманом.

 

 

Учение Будды

Буддизм исходит из традиционных ведических представлений о мироздании. Указанные выше понятия входят в его язык и образуют почву, на которой он строится.

В своей Бенаресской проповеди, которая занимает в буддийской религии такое же важное место, как в христианстве Нагорная проповедь Иисуса Христа, Сиддхартха излагает четыре основоположения буддизма.

1. «Святая истина о страданиях»: жизнь наполнена страданиями. Их доставляет нам наша пятикратная привязанность к земному бытию: «рождение есть страдание, старость есть страдание, болезнь есть страдание, соединение с немилым есть страдание, разлука с милым есть страдание, не достижение желаемого есть страдание».

2. «Святая истина об источнике страданий»: причиной страданий являются наши желания - «жажда бытия, жажда наслаждений, жажда могущества». Даже смерть не может избавить нас от страданий, потому что душа наша опять вернётся в сансару.

3. «Святая истина о прекращении страданий»: чтобы избавится от страданий, надо освободиться от желаний. Необходимо «полное уничтожение желаний, чтобы они совсем ушли».

4. «Святая истина о пути к прекращению страданий»: восьмеричный путь самосовершенствования, который «открывает глаза, открывает и ум, ведёт к покою, к познанию, к просветлению, к нирване». Он предполагает овладение искусством

· Праведно понимать (иметь глубокую веру в святые истины);

· Праведно решать (принимать решения на основе этой веры);

· Праведно говорить (не лгать, не грубить);

· Праведно действовать (не вредить живому);

· Вести праведный образ жизни (честным трудом);

· Праведно нацеливать волю (на борьбу с соблазнами);

· Праведно направлять внимание (на духовное совершенствование, отрешаясь от всего земного, чувственного);

· Праведно самоуглубляться (сосредотачивать мысль на внутреннем постижении высших истин).

Конечный идеал буддизма – нирвана. Это слово на санскрите означает буквально «затухание», «остывание». Но нирвана – не смерть,

а состояние, запредельное, и жизни и смерти. В этом состоянии человек перестаёт существовать как личность, как «Я»; его душа, возвратившись в Атман, растворяется в нём и исчезает, обретая высшее, всеобщее, абсолютное существование. Тот, кто сумеет пройти все стадии восьмеричного пути и достичь нирваны, становится

буддой– «просветлённым». Будды-боги буддийской религии. Их много. Кроме Сиддхартхи - будды настоящего времени, Великого Учителя (когда «Будда» пишется с большой буквы, имеют ввиду именно его), есть ещё будда прошлого Кашба, будда будущего Майтрейа, будда Амитабу – «бесконечный свет», символ райского счастья, и т.д. На земле существуют также бодисатвы. Это святые, почти дошедшие до нирваны, но не погрузившееся в неё, а оставшиеся жить земной жизнью. Они помощники будд, творящие добро.

Брахманисты учили, что достичь нирваны могут только представители варны брахманов, а остальные должны совершенствовать свою карму путём аскетизма и умерщвления плоти, чтобы через ряд перерождений души воплотиться, наконец, в брахмане. В отличие от этого буддизм утверждал равенство всех людей и возможность для любого достичь «просветления», стать бодисатвой или буддой.

Буддизм, в противоположность брахманизму, не требует аскетизма. Он настаивает лишь на том, что следует быть равнодушным к мирским благам и невзгодам. Буддист не станет отказываться от обильной и вкусной пищи, но и не будет огорчаться от того, что питается впроголодь.

Он попросту не опускается до того, чтобы видеть в еде источник удовольствия или страдания. Существует предание, что сам основатель буддизма умер от того, что невоздержанно наелся свиного мяса. «Срединный путь» буддизма требует во всем избегать крайностей, не предъявлять жёстких требований к людям. На этом основана система буддийского воспитания личности.

Однако, идеал буддизма внутренне противоречив. С одной стороны, он провозглашает милосердие ко всем земным существам. Буддийский монах, идя по дороге, расчищает метёлочкой дорогу перед собой, чтобы ненароком не раздавить какое-либо насекомое. Милосердие к живым существам доходит до готовности к самопожертвованию ради них. Но, с другой стороны, Буда утверждает призрачность и пустоту земного бытия, проповедует полное отрешение от него и подавление всех желаний. Спасти других от их кармы посторонняя помощь не может: каждый должен спасаться собственными силами. Никакое милосердие не может нарушить закон кармы. Поэтому облегчать другим их страдания бессмысленно.

 

Распространение буддизма

 

Большую роль в распространении буддизма сыграл индийский государь Ашока. Он не только поддерживал буддизм, но и рассылал в другие страны миссионеров, которые должны были проповедовать буддизм и рассказывать о благочестии самого Ашоки.

В ходе своей истории буддизм различным образом модифицировался. В результате возникло множество его разновидностей. Основными из них считаются хинаяна и махаяна. В хинаяне утверждается, что нирваны способны достичь только монахи, ведущие аскетическую жизнь в монастырях, а другие люди могут лишь заботиться об улучшении своей кармы. Махаяна учит, что стать буддой может не только монах-аскет, но и любой человек, ведущий праведную жизнь. Особым почитанием в махаяне пользуются бодисатвы.

Буддизм стал ведущей религией во многих странах: Цейлон, Бирма, Тайланд, Вьетнам. В некоторых странах буддизм сблизился с местными религиями - даосизмом и конфуцианством. Буддизм способен существовать вместе с несколькими религиями, как например, в Китае и Японии.

 

Социокультурные традиции буддизма

В социально-политической области буддийская культура уже во времена Ашоки была связана с проповедью общественного согласия, равноправия и ненасилия. Ашока издавал законы, смягчающие наказания, запрещающие пытки, разрешающие непричинение вреда всему живому.

Благоразумие, умеренность, сдержанность, мягкость – характерные черты буддийской этики. Она учит: «Украшение человека - мудрость, украшение мудрости - спокойствие, украшение спокойствия - отвага, украшение отваги - мягкость». В махаяне главные принципы сформулированы так: предотвращать и пресекать зло, делать и поддерживать добро. В китайском буддизме перечисляется 5 основных заповедей нравственного поведения: не убивай, не воруй, не лги, не смотри на женщин с вожделением, не пей хмельного.

Буддийские идеи в XVIII-XIX вв. Стали привлекать внимание философов Запада. Учение немецкого мыслителя XIX в. Было проникнуто буддийскими мотивами. Однако в научном познании миры успехи буддийской культуры весьма скромны. Хотя древнеиндийским мудрецам I-II вв. до н.э. приписывают создание десятичной системы счисления, и изобретение нуля.

Буддийское искусство наиболее выразительно воплотилось в скульптуре и архитектуре. В отличающихся изысканной красотой буддийских храмах можно увидеть сотни статуй, изображающих Будду в различных позах, причём каждая из них имеет особый символический смысл. Поражают как глубиной мысли, так и силой её художественно-образного выражения многочисленные буддийские легенды, накопившиеся за время его существования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...