Средневековые университеты и особенности их развития
1. Возникновение высших профессиональных школ и университетов в средние века Известно, что с развитием городов в Европе в VIII-X вв. начали формироваться церковные и светские высшие профессиональные школы, которые, накапливая методический опыт преподавания, становились широко известными. Так, монастырские и соборные (или кафедральные) школы, дающие высшие теологическое образование, в своей истории восходят к раннехристианской традиции. Главным предметом изучения здесь являлась Библия. На основе библейских текстов монахов учили грамматике и философии. Тексты совместно читали, затем переписывали и толковали. Глава монастырской школы именовался «толкователем». Обучались в монастырских школах около трех лет. Понятно, что выпускники монастырских школ становились церковнослужителями. Философско-педагогическая мысль средневековой Европы отражалась в основном в работах богословов. Примером могут служить деятельность и труды Пьера Абеляра (1079-1142), известнейшего французского философа и теолога, ставшего в 24 года преподавателем знаменитейшей высшей соборной теологической школы Нотр-Дам в Париже. Современники называли Абеляра Сократом Галлии, Платоном Запада и Аристотелем своей эпохи. Определение точного времени возникновения университетов является спорной научной проблемой. Так, отдельными историками отправными датами зарождения университетов считаются учебные заведения повышенного уровня эпохи эллинизма, имперский Аудиториум в Византийском Константинополе (425 г.), высшие юридические школы в Бейруте (VII в.), Константинополе (VIII в.) и Болонье (X в.), высшие теологические школы в Тулузе и Риме, образовательные центры в Салерно и Монпелье (Х в.).
Сами же университеты желали происходить от легендарных королей. Так, считалось, что Парижский университет основал Карл Великий, Кембриджский – король Артур, а Оксфордский – Альфред Великий. Студенты различных стран объединялись в университетах в «нации » или землячества. Позже в средневековых университетах появились факультеты или колледжи (от лат. сollegium – товарищество, общество) как учебные и структурные подразделения, где преподается круг научных дисциплин по определенной специальности, а также корпорации студентов и профессоров этих подразделений. Представители наций и факультетов – деканы (от лат. dekanus– десятник–в средние века должностное лицо в монастыре, помогавшее управлять десятью общинами, а затем руководитель факультета) выбирали официального главу университета – ректора (от лат. rektor– управитель). Ректор обладал временными полномочиями и избирался обычно на один год. При ректоре состояли наблюдательный и ученый советы, избираемые из профессоров и магистров. Интересы церкви в университете представлял канцлер (от лат. cancellarius– привратник, начальник канцелярии), утверждавший постановления о присуждении ученых степеней и вердикты ректорского суда.
С самого начала своей деятельности европейские университеты отличались по своей направленности, полномочиям и внутренней структуре. Так, Болонский университет всегда имел преимущественно светскую ориентацию и достаточно значимую студенческую гильдию, что определяло внутреннюю политику, содержание читаемых курсов и выбор профессоров для проведения занятий.
Полным считался университет с четырьмя факультетами: теологическим, юридическим, медицинским и артистическим (или факультетом искусств). Среди факультетов существовала традиционная иерархия с приоритетным положением теологического факультета, за ним следовали юридический, медицинский и артистический, что соответствовало значимости равноименных отраслей знания в обществе того времени. Распространенное представление о том, что артистический факультет являлсяподготовительным для поступления на другие факультеты, не совсем верно. Статуты университета этого прямо не предписывали, хотя стоит признать, что подобная традиция все же существовала [4, с.51]. «Ядро» содержания образования в средневековом университете составляли «тривиум» – грамматика, риторика, диалектика и «квадривиум» – арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Главное внимание уделялось арифметике и геометрии с астрономией, затем неизменно охватывались основы схоластики, а по трудам Аристотеля получали основные знания о природе, обществе и человеке. Профессора были уверены в том, что совокупность ценных знаний заключена в античных сочинениях, поэтому центральное место в содержании образования и преподавании занимала аристотелева философия. Руководитель одной из авторитетнейших кафедральных школ XII в. Бернард Шартрский говорил о преемственности содержания образования: «Мы карлики, сидящие на плечах гигантов, им мы обязаны тем, что можем видеть дальше них».Студенты должны были усваивать знания из сочинений греческих и арабских ученых, а всякое отступление считалось ересью.
На теологическом факультете обучение продолжалось около 12-ти лет. Нередко студенты (от лат. studeur – усердно работающий, овладевающий знаниями) теологического факультета были в возрасте 25-30 лет, сами уже преподававшие и занимавшие церковные должности. Центральное место в теологическом образовании занимало изучение Святого Писания и «Сентенций» Петра Ломбардского (нач. XII в. – 1160) –знаменитого философа и теолога, преподававшего в Парижской соборной школе, который сделал первый и наиболее авторитетный вплоть до XVI в. свод католического богословия. Окончание курса позволяло получить степень лиценциатабогословия (от лат. licentiatus – допущенный), дающее право преподавать, а за ней степень магистра теологии. На юридических факультетах право рассматривалось в формах римского (Кодекс Юстиниана) и канонического или церковного права. После 4-х лет обучения можно было стать бакалавром права, еще через 3 года – лиценциатом права, а затем магистром и доктором права. Несмотря на бесконечное разнообразие уставов университетов, основные принципы преподавания были повсюду схожи. Утром читались курсорные или ординарные лекции – обычно преподаватель зачитывал текст книги, затем выделял основную проблему и разбивал ее на подвопросы. На вечерних или экстраординарных лекциях уже другие преподаватели (ассистенты профессора или лучшие ученики) растолковывали и повторяли утреннюю лекцию либо останавливались на отдельных вопросах. Умение выделять вопросы (question) считалось важнейшим. Немалое внимание уделялось формированию умения вести полемику, т.е. аргументированный спор при обсуждении каких-либо вопросов. Обычные, ординарные диспуты (disputatio) проводились еженедельно. Событиями, привлекавшими публику, были диспуты «о чем угодно» или кводлибеты, которые проводились по особым правилам. В записках того времени диспуты сравнивались со сражением, так как нередко они заканчивались настоящими побоищами между участниками, о чем свидетельствует, например, выдержка из работы Жоффруа из Сен Виктора «Родник философии» [цит. Хрестоматия поэтических произведений по истории древнего мира и средних веков //Составители А.Д. Рогов, Г.М. Линко – М.: Просвещение, 1961. – с. 196.]: Здесь увидишь молодежь в битве напряженной: Большинство актов университетской жизни отличались театрализованностью, а раз год в университетах проводились карнавалы, которые допускали неординарное поведение студентов, но в официально допускаемых формах и в строго ограниченный период времени. В циркуляре Парижского университета (от 12 марта 1444 г.) смысл этой акции сформулирован так: «Глупость, которая является нашей второй природой и кажется прирожденной человеку, могла бы хоть раз в году изжить себя. Бочки с вином лопнут, если время от времени не пускать в них воздух. Все мы, люди, плохо сколоченные бочки, которые лопнут от вина мудрости, если это вино будет находиться в непрерывном брожении благоговения и страха божьего. Нужно дать ему воздух, чтобы оно не испортилось. Поэтому мы и разрешаем себе в определённые дни шутовство (глупость), чтобы потом с большим усердием вернуться к служению Господу» [183, с. 391].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|