Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Улыбка майи обременённым сиддха-дехой

ПОСЛЕСЛОВИЕ – 2

 

Есть ещё одна тема, затронутая мимоходом в статье «Мёртвые души или панихида за упокой здравствующих» (16. «Прославление парампары») – это «страсти» по сиддха-дехе. Главным образом, по сиддха-дехе гопи, которой одаривают соискателей дикши сахаджии, критикующие нашу парампару. Например, обитающие на берегах Радха-кунды бабаджи снисходительно вразумляют бывших членов разных Гаудия-матхов и ИСККОН, получивших в своё время милость Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, но не страдающих комплексом благодарности, что Прабхупада (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур), якобы, изменил существующую до него практику и дал «неполный процесс» – «неполный», по сравнению с тем, который, якобы, был до него в нашей линии ученической преемственности, и который, якобы, существует до сих пор в девственной неприкосновенности и всей своей «полноте» у них, самих бабаджи, и других сахаджиев.

Вознося благодарные молитвы нашей божественной сампрадае, избавившей нас от этой полноты лицемерия и имитационной преданности, возведённой на алтарь поклонения, я приступаю к опровержению этих утверждений, продиктованных завистью к великому вайшнаву. Желающие быть обманутыми могут «остановиться на этом месте и не читать дальше», потому что я без реверансов и фальшивой учтивости берусь доказать, что доставшийся нам по цепи Шри Бхагавад-парампары процесс развития бхакти действовал всегда; что «бабаджи» лжесвидетельствуют в отношении Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады и предлагают своим последователям ложную, псевдо-духовную концепцию; и что объявленная ими способность наделять учеников сиддха-дехами – от лукавого, то бишь от Кали Махараджа. Эта тема завершает «Послесловие» к статье «Мёртвые души или панихида за упокой здравствующих» и называется

 

УЛЫБКА МАЙИ ОБРЕМЕНЁННЫМ СИДДХА-ДЕХОЙ

 

Бхакти – это высшая нравственность! Поэтому даже самые первые ступени садхана-бхакти одаривают садхаку двумя подарками: клешагхни – уменьшением греховной деятельности, и шубхадой – появлением благих качеств. Это значит, что если наша практика не сопровождается клешагхни (уменьшением греховной деятельности) и шубхадой (развитием благочестия), то либо мы допустили досадную ошибку (апарадху), либо процесс, которому мы следуем, ложный. Поэтому в предлагаемом ниже анализе клешагхни и шубхада будут служить нам лакмусовой бумажкой некоторых доказательств и определения того, с чем мы сталкиваемся: с подлинной духовностью или её фальсификацией.

Иван Карамазов не верил в красоту и совершенство мира, счастье которого построено ценой даже одного загубленного младенца. Каков же мир, где входящий расстилает славу и доброе имя сампрадаи, сделавшей ему доступной сокровищницу Сознания Кришны, как коврик для вытирания ног оскорбителей этой сампрадаи, и склоняется к стопам этих оскорбителей, чтобы внимать их наставлениям, как будто ничего не произошло, и их сиддханте, допускающей это? Не Веды, а только «Ведомости» Кали Махараджа могут быть источником такой сиддханты. Шастры описывают каким должно быть отношение посвящённого в науку преданного служения и Наму к посвятившим его учителям. Здесь же уместнее будет:

- Не варите ягнёнка хотя бы в молоке его матери!

- Не варить? Но в молоке матери он вкуснее!

 

Один преданный, до того как стал учеником Шрилы Гурудева, пришёл в ашрам к известному на Радха-кунде бабаджи, которого зовут Ананта дас бабаджи Махарадж, и прожил в этом ашраме в общей сложности около четырёх месяцев. Ему всё очень понравилось, включая общение с другими бабаджи Радха-кунды. Он был готов уже получать дикшу (даже детали церемонии посвящения были обсуждены!), но (по милости Кришны) обстоятельства сложились так, что бабаджи должен был экстренно уехать. Во время его отсутствия его ученики стали знакомить «новобранца» с имеющейся у них литературой, среди которой оказались брошюры, критикующие Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Прабхупаду. «Новобранец» к тому времени уже много лет повторял «Харе Кришна» маха-мантру, готовил для Божеств в искконовских храмах Канады, был пуджари. Он любил Шрилу Бхактиведанту Свами Махараджа и его великого учителя – Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Прабхупаду и был им глубоко благодарен за то, что они одарили его счастьем познакомиться с Сознанием Кришны. Он не сомневался, что успешная международная проповедь, начатая ещё Шрилой Бхактивинодой Тхакуром, разославшим по Университетам мира свою статью о Шри Чайтанье Махапрабху, продолженная Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Прабхупадой, вдохновившим нескольких учеников проповедовать на Западе, и достигшая ошеломляющего успеха у одного из них – Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады – доказала непосредственную, живую связь именно этой сампрадаи, описанной Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром как «Шри Бхагавад-парампара», со Шри Чайтаньей Махапрабху. Этот преданный не мог следовать за тем, кто критикует это. Он обратился к другим бабаджи, с которыми у него установилось взаимопонимание, надеясь встретить иное отношение к Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру. Однако все они были единодушны в этом вопросе. Он покинул Радха-кунду, но до сих пор сохраняет уважительное отношение к живущим там бабаджи, считая их возвышенными вайшнавами – в отличии от автора этих строк, который берётся доказать прямо противоположное, и убеждён, что процесс, не возвышающий до способности видеть трансцендентное положение Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, которому следуют и обучают бабаджи с Радха-кунды, не является подлинным духовным процессом. Для этого вывода достаточно самого факта, что обучение большинства «новобранцев» сопровождается критикой ачарьи, по милости которого они получили Хари-нам. Эта апарадха, заложенная в фундамент, грядёт величайшим разрушением всего здания!

«Оскорбляющий нама-гуру, инициировавшего в воспевание Святого Имени, попадёт в греховную компанию и воспримет взгляды неавторитетных, кощунственных писаний» – пишет Шрила Бхактивинода Тхакур в «Мадхурья-кадамбини».

 

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада был единственным учеником безупречного Шрилы Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа, трансцендентное зрение которого не обнаружило ни на берегах Радха-кунды, ни на берегах Ганги даже одного достойного внимать его сокровенным наставлениям, кроме Шри Варшабханави-даитья даса, сына Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Сам Шрила Бхактивинода Тхакур получал нектар бесценных наставлений (шикшу) от величайшего из всех вайшнавов того времени – вайшнава-сарвабхаумы Шрилы Джаганнатхи Даса Бабаджи Махараджа! «Из сострадания ко всем обусловленным душам, Шрила Джаганнатха Дас Бабаджи Махарадж вложил всю силу своего бхаджана, знание шастр и према-бхакти непосредственно в сердце Шрилы Бхактивиноды Тхакура!» – сказал как-то Шрила Гурудев, Тридандисвами Бхактиведанта Нараяна Махарадж. Нет сомнений, что Шрила Бхактивинода Тхакур сделал то же самое в отношении Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, вложив всю силу своего бхаджана, понимание шастр и Кришна-прему в сердце сына, для которого он был не только отцом, но и шикша-гуру с самого рождения. Фактически, в сердце Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады вошла милость обоих – и Шрилы Джаганнатхи Даса Бабаджи Махараджа, и Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Он писал: «Я видел, как Шрила Бхактивинода Тхакур совершал бхаджан день и ночь. Я видел Бхактивиноду Тхакура в его Свананда-сукхада-кундже в Годруме, а также в Джаганнатха Пури. Я видел, как он совершал бхаджан, погружённый в глубокое, серьёзное настроение, и как он проявлял ашта-сатвика-бхаву». С первой же секунды своего явления в этот мир Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур имел перед глазами безупречный пример жизни и бхаджана своего возвышенного отца. Так ему ли не знать что такое подлинный бхаджан? Наиштика-брахмачари, гениальный, целеустремлённый, с пелёнок впитывающий нектар чистой преданности Кришне, сама Наяна-мани манджари! Ему ли не знать что такое подлинный бхаджан? Десять лет сурового подвижничества, достойного славы его великого Гуру, Шрилы Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа, изумлявшего всю вселенную своей непостижимой вайрагьей! Десять лет ежедневного воспевания трёх лакхов Харинамы на чётках и соблюдения по самым строгим стандартам постов на Экадаши, Чатурмасью и других обетов прежде, чем начать проповедь. Речь не об аскезе «стиснув зубы». «Острое ощущение разлуки с Кришной, пронизанное единственным желанием – удовлетворить чувства Кришны» – вот вайрагья Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, как её определил Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж, величайший из его учеников. Десять лет полного погружения в ашта-калия-лилу Шри Шри Радхи- Кришны и вызванного этим внешнего отречения перед началом проповеднической миссии. Так ему ли не знать как всё должно быть? Кто из высокомерно оценивающих его наследие обитателей Радха-кунды способен хотя бы один день и только во внешней форме прожить так, как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур?

«Виноград зелен!» – сказала лиса, потому что не могла его достать.

Однажды Шрила Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж пришёл к Шриле Бхактивиноде Тхакуру в шикарной одежде, дорогих туфлях, богатом тюрбане, с тростью… Шрила Бхактивинода Тхакур, смеясь, спросил:

- О Бабаджи Махарадж! Что случилось? Где Ваши одежды отречённого?

- Эти бабаджи ведут себя столь недостойно! – серьёзно ответил Шрила Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж. – Я не хочу, чтобы люди думали, что я один из них!

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада наследовал все возвышенные качества своего Гуру. За бесстрашие и могучую проповедь вайшнавской сиддханты он удостоился титула Нрисимха-гуру.и бескомпромиссно разоблачал сахаджиев, низводивших возвышенный духовный процесс рагануга-бхакти и трансцендентные эмоции на уровень деятельности материальных чувств. Имитировать музыкальные способности можно только перед теми, кто лишён музыкального слуха, но подлинному музыканту достаточно одной секунды, чтобы понять квалификацию исполнителя. Подобно этому, с появлением Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, все имитации спонтанной преданности сахаджиев уже не могли производить на людей впечатление и вводить их в заблуждение. Это истинная причина особого отношения бабаджи с Радха-кунды к этому маха-бхагавата-вайшнаву.

Подлинные маха-пуруши видят друг друга. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада от всего сердца прославлял великого Бхаджанананди Шрилу Вамши Даса Бабаджи Махараджа и посылал к нему своих учеников обрести милость. Обычному человеку невозможно было получить даршан и услышать Хари-катху Шрилы Вамши Даса Бабаджи Махараджа, но к ученикам своего близкого друга и лучшего из духовных братьев – Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады – он питал особую любовь. Например, когда к нему приходил Шри Винод-бихари брахмачари, прославившийся в дальнейшем как Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж, он приглашал его в свой бхаджан-кутир, усаживал рядом с собой и благославлял своими наставлениями. Подлинные маха-пуруши, такие, как Шрила Вамши Дас Бабаджи Махарадж и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада, сразу же узнают друг друга.

Показательным для нашей темы является один случай из жизни Шрилы Вамши Даса Бабаджи Махараджа. Однажды посетившие его бхакты стали благоговейно петь «дже анило према-дхана коруна прачур…». Это вираха-киртан, исполненный глубокого чувства разлуки со Шри Чайтаньей Махапрабху и Его спутниками. Послушав, Бабаджи Махарадж сказал певцам: «Вы лишь пропели слова. Но чьё сердце затронуло ваше пение? Вы не способны на это. Когда автор писал этот киртан, он испытывал глубокую боль разлуки. Вы пытались обрести это чувство? Как чувство разлуки может прийти до встречи? Разве самбандха-гьяна уже проявилась в вашем сердце?» (Проявление самбандха-гьяны в сердце означает проявление духовного тела, открывающего доступ к личному служению.) Бабаджи Махарадж пресекает любую степень имитации – даже при воспевании, казалось бы, «простого» бхаджана: разлука со Шри Гаурахари, Адвайтой Ачарьей, Сварупой Дамодаром…– это же не сокровенные кунджи Шримати Радхики, как может показаться неофиту. Но Шрила Вамши Дас Бабаджи Махарадж не неофит, и для него «дже анило према-дхана» заключает в себе высшую истину сокровенной кунджи «радха-кришна прана мора». Он не оставляет никаких шансов и компромиссов имитации: имитация – недопустима!

 

Весь опыт материального существования дживы – это имитация. Но мир духа иной. Имитация – это инородное вещество, антитело духовного процесса, ржавчина, поедающая сердце. Имитация – родная сестра кутинати, лицемерия. Самое незначительное её проявление никогда не отпустит дживу из наезженной колеи материального опыта. Поэтому все подлинные ачарьи и бхаджанананди единодушны в том, что сахаджии находятся вне истинной вайшнавской преемственности.

 

Принципиальным является изначальное положение дживы и присущая ей духовная форма. Наши ачарьи сохранили для нас знание, защищающее человека от мошенников, присваивающих себе способность по своему усмотрению наделять дживу тем или иным духовным телом, включая тела самых возвышенных преданных Шри Шри Радхи-Кришны – гопи. Объявление этой способности, разумеется, как магнит, притягивает к себе неофитов, и без того устремлённых к идее собственной исключительности. Но никто из привлечённых этим методом людей не может проверить: действительно бабаджи обладают такой способностью или только имитируют её? Они не смогут это проверить до конца своих дней.

Истина же не таит возможностей для обмана. Она позволяет садхаке контролировать себя на каждой ступени развития бхакти.

Подлинная джива-таттва заключается в том, что, будучи вибхинамшей, частицей Кришны, каждая джива имеет присущие ей неизменные и неотъемлемые качества, доставшиеся ей, как частице, от Единого Целого, Кришны. Эти качества и определяют характер её служения Кришне и соответствующее этому служению её вечное духовное тело. Это тело – такая же неотъемлемая, как и качества, собственность дживы, её вечная сиддха-сварупа, которая не может быть ей утрачена ни при каких обстоятельствах или достаться кому-то другому! Имя, форма, качества Кришны – неотделимы от Него Самого, и точно так же имя, форма, качества дживы – неотделимы от дживы, ибо она – частица Единого Целого, Кришны.

«Сколько бы ни было различных индивидуальных душ, каждая из них имеет свою сварупу, но покрытая майей джива забывает о своей подлинной природе. Если ей посчастливится и она обретёт садху-сангу, то по милости сад-гуру майа постепенно исчзнет и сварупа дживы проявится…» – объясняет Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж, наш парам-гурудев и саньяса-гуру Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады. – «Изначальное вечное имя, облик и настроение дживы в непроявленной форме присутствуют даже в её обусловленном состоянии. Шри Рупа Госвами пишет в «Бхакти-расамрита-синдху»:

«Нельзя сказать, что садхана рождает нечто совершенно новое. Садхану совершают только для того, чтобы проявилась вечно совершенная бхава, присущая сварупе дживы».

Когда садхака освобождается от анартх, в нём постепенно в форме одного из вкусов (ручи) проявляется изначально присущее ему настроение, и его внутренняя природа раскрывается. Садхакам этого уровня Шри Рупа Госвами даёт наставление:

«Следует общаться с теми вайшнавами, которые доброжелательны к нам и имеют то же настроение в любовном служении Кришне, которое мы хотим развить».

В это время Шри Гурудев, видя к какому вкусу ученик имеет склонность, раскрывает ему экадаши-бхаву (одиннадцать составляющих его сварупы), как это предписывается на пути рагануга-марга для продвижения в бхаджане».

Таково мнение Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Махараджа.

Добавим, что только в этом случае ученик на самом деле поймёт слова Гуру о бхаджан-пранали, поскольку созрел для этого.

«В этот период арчана, то есть служение, когда в образе мыслей и настроении преданного ещё сохраняется влияние грубого и тонкого материальных тел, переходит в бхаджан, так как материальная концепция исчезает, уступая место самбандха-гьяне и настроению апраката». – поясняет Шрила Гурудев. Таков путь обретения подлинного бхаджана, свободного от брожения запечатанных в уме фантазий.

 

В подтверждение того, что тип садху-санги не может изменить сварупу дживы, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж приводит примеры Мурари Гупты и Анупамы Госвами, которые не смогли оставить поклонение лотосным стопам Шри Рамачандры ради стоп Шри Кришны, хотя хотели сделать это: Мурари Гупта – под воздействием проповеди Господа Чайтаньи, а Анупама – под влиянием своих братьев, Шри Рупы и Санатаны Госвами. Бесспорные преимущества поклонения Кришне, источнику всех аватар и расараджу, были представлены им во всей полноте высшими авторитетами бхакти! Но это не изменило их сварупу. Мурари Гупта был готов даже покончить с собой из-за того, что был не в силах последовать воле Шри Чайтаньи Махапрабху, но Чайтанья обнял его и сказал: «Это твоя слава, Мурари! Ты – Хануман! Ты не можешь жить без стоп Рамы!» Также и Анупама: он находился в дасья-расе со Шри Рамачандрой, поэтому как ни горевал и ни плакал, не мог оставить своего Ишта-дева. Шри Рупа и Санатана Госвами поддержали его, поняв его бхаву.

Но семья Венкатты Бхатты, до общения со Шриманом Махапрабху поклонявшаяся Шри Лакшми-Нараяне в традиции Рамануджа-сампрадаи, легко отдала предпочтение Шри Кришна-севе, потому что это соответствовало их природе: как утверждают авторитеты, Шри Прабодхананда Сарасвати – это Тунгавидья-сакхи, а Гопал Бхатта Госвами – Гуна-манджари.

 

Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж, продолжая тему, начатую Шрилой Бхакти Ракшак Шридхаром Махараджем, приводит примеры Враджанатха и Виджая Кумара («Джайва-дхарма»), которые слушали одного Гуру, но проявили разные, присущие им, вкусы: один достиг совершенства в сакхья-расе, а другой – в мадхурья-расе. А также пример Гопы Кумара («Брихад-бхагаватамрита»), который имел садху-сангу со Шри Нарадой, Уддхавой, Хануманом и другими, но присущая ему сакхья-бхава не изменилась. «И если характер присущего дживе служения может измениться под влиянием общения, то почему же сварупа Уддхавы не изменилась благодаря общению с гопи?» – спрашивает Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж.

«Всё это доказывает, что садху-санга помогает дживе осознать свою сварупу, но не может изменить её!» – заключает он.

 

Откуда же идут причинные корни этого метода – давать дживе сиддха-деху по своему усмотрению? Какая внутренняя жажда побуждает делать это?

Сиддха-деха – не «эскимо» и не медаль. Дать сиддха-деху – это значит наделить дживу соответствующими этой сиддха-дехе качествами. Само присвоение себе этих функций – наделять трансцендентными качествами ту, которая является частицей Господа – было бы рядовым абсурдом, если бы не было присвоением функций Бхагавана! Не нужно долго ходить вокруг да около, чтобы понять, что присвоение себе функций Бхагавана – это зависть к Нему! Это одна сторона медали. А вот другая: наделять дживу качествами – это значит признать, что своих собственных качеств джива не имеет. Но джива – частица Единого Целого. Частица Целого может быть пустой, то есть лишённой качеств, только в одном случае – если пусто или лишено качеств само Целое, то есть Кришна. Это мечта всех демонов! Одни из них, как Равана, хотят лишить Бхагавана Его шакти, похитив его, а другие – просто объявляют Его нирвишеш-брахманом, то есть чем-то, лишённым ранообразия, качеств и энергий! Присвоение себе функций Бхагавана и оставление Ему роли безличного Брахмана – такого внутреннее, подсознательное, мотивационное настроение уважаемых всеми бабаджи с Радха-кунды и их подлинное отношение к Враджендранандане Шри Кришне. Это может быть тоько майавада, так как брахмавада требует высочайшей чистоты адептов, которой, как видно даже из того, что мы уже представили, не наблюдается. И уж это точно не бхакти! И доказывает то, что это не бхакти, их отношение к гопи: только имперсональный, безразличный и не способный на живое чувство ум может превратить сокровенную сиддха-деху гопи, бесценное божество, являющееся в сердце для трепетного, интимного, любовного служения Шри Шри Радхе-Кришне, в ходовой товар рынка материальных ценностей и товарной биржи, широко рекламируемый, выставляемый на всеобщее обозрение зевак и прохожих или на аукцион – лишь бы приманить последователей! «Спешите получить! Сиддха-деха гопи! Только у нас и почти даром!»

Сиддха-деха чирикающей на радость Божественной Чете птички, золотой рыбки или черепахи, плавающих в священных водах Радха-кунды, – не актуальна! Неужели реализовали способ доставить Кришне более высокое наслаждение, чем это может сделать рыбка? Ай да молодцы! И неофиты начинают «медитировать» на тело гопи… Какие же картинки будут видеть купающиеся в омуте анартх?

Воображать из себя кого бы то ни было – не новость для ума в этом мире. Мир фантазий сопровождает дживу с незапамятных времён. В психиатрических лечебницах очень много убеждённых, что они Наполеоны или Александр Македонский. Сатья Саи Баба не сомневается, что он Бог. Лавры Кришны не дают покоя, и фальшивые Иисусы, Шивы, а теперь и гопи бродят по свету… Могущество майи – безгранично! Её фантазия создаёт в уме бескрайние миры, в которых джива видит себя в обществе… Кого бы вы думали?

«Прабхупада! Прабхупада!» – вбежала к Шриле Бхактиведанте Свами Махараджу одна его ученица. – «Кришна играл со мной! Мы бегали в лесу, и Он взял меня за грудь!»

О чём ещё может мечтать переполненное анартхами сердце?

И бабаджи подтверждают авторитетность такой «практики» ссылками на «Шри Према-бхакти-чандрику» Шрилы Нароттамы Даса Тхакура:

«Согласно настроению, которое развивается в процессе преданного служения на стадии садханы, человек обретает соответствующее духовное тело на стадии совершенства».

То есть какое бы тело нам ни назначили бабаджи для практики «здесь», медитируя на него, мы обязательно получим его «там». Кажется, даже Кришна косвенным образом подтверждает это: «О чем человек думает в момент смерти, этого состояния бытия он и достигает непременно». Как всё складно! Даже зная, что здесь подвох, приходится верить, что это правда. Такова иллюзия, которая учит: «Необходимо слушать толкования шастр только от подлинных вайшнавов, чистых преданных Шри Чайтаньи Махапрабху! Только они знают истину! Все другие плутают во тьме!» Шрила Нароттам Дас Тхакур не может ошибаться. И Кришна не может ошибаться. В чём же секрет этой шлоки?

Мой божественный Шрила Гурудев наставляет: «Если вы хотите следовать 8-ому стиху «Шри Упадешамриты», то должны начать с 1-ого».

Приведённый выше стих Шрилы Нароттамы даса Тхакура – это 8-й стих 5-й (подчёркиваю, пятой!) главы «Шри Према-бхакти-чандрики», которая называется рагануга-бхакти-рити, путь спонтанной преданности. Четыре главы до этого посвящены практике, подготавливающей садхаку к пути рага-марга – это глубокие сердечные молитвы Шри Гуру, вайшнавам, Шри Рупе и Шри Санатане Госвами, слёзные мольбы освободить сердце от анартх, клеш и шести пороков – вожделения, гнева, жадности, зависти, гордыни и иллюзии, а также от материальных желаний; это борьба с лицемерием, ожиданием телесного счастья, преодоление оскорблений, отказ от неблагоприятного общения и так далее, и так далее… – вплоть до обретения ручи, вкуса к бхаджану и даже асакти, привязанности к бхаджание. В этих четырёх главах – ни слова о сиддха-дехе и о том, чтобы настроения и желания, характерные для этого периода постепенного развития преданности (шрадха, садху-санга, бхаджана-крия, анартха-нивритти, гуру-ништха, ручи) проявились в духовном теле и стали реальностью на стадии совершенства. Если мы даже теоретически соединим смысл вышецитируемого 8-ого стиха 5-й главы со страстями, обуревающими садхаку во 2-й и 3-ей главах, например, с 5-м стихом 3-ей главы – «Похоть пронзает мне сердце, и я не знаю что есть благо для меня! Я не в силах победить материальные желания моего осквернённого ума!» – то в духовном теле на стадии совершенства обнаружим вожделение, гнев, жадность, зависть, лицемерие и прочее из известного набора. Думаю, это именно то, что сахаджии с Радха-кунды имеют на протяжении всей своей практики.

В «Бхаджана-рахасье» Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет два вида садханы: одна предназначена для преданных, достигших бхавы (джата-рати-садхаков), а другая предназначена для преданных, не достигших бхавы (аджата-рати-садхаков). («Что позволено Юпитеру, не позволено быку».) Вышеприведённый стих Шрилы Нароттама Даса Тхакура посвящён практике джата-рати-садхаков и описывает её. Оправдывать практику незрелых преданных (аджата-рати-садхаков) предписаниями, предназначенными для преданных, достигших духовной зрелости (джата-рати-садхакав), – это расписываться в собственной беспомощности, граничащей с преступлением, и несостоятельности, как гуру.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада, комментируя 8-й стих «Шри Упадешамриты», пишет:

«Когда преданный, идущий путём вайдхи-бхакти, отбрасывает все свои многочисленные материальные желания и совершает бхаджан, следуя наставлениям шастр, сад-гуру и вайшнавов, он начинает чувствовать вкус к бхаджану (ручи). С появлением ручи преданный переходит с пути вайдхи-бхакти на путь рагануга-бхакти».

То есть становится квалифицированным для 5-й главы «Шри Према-бхакти-чандрики».

Шрила Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж ещё более категоричен:

«Божественное имя Кришны – вот единственное, что даёт прибежище. Никогда не следует пытаться памятовать о трансцендентных играх Радхи-Дамодары с помощью искусственных методов. Постоянное воспевание божественных имён очистит сердце. Благодаря их воспеванию слоги маха-мантры – Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе – постепенно откроют духовную форму, качества и игры Шри Кришны. Затем ты осознаешь свою собственную вечную духовную форму, служение и одиннадцать черт твоей духовной сущности».

Это речь практика, реализовавшего высший уровень служения лотосным стопам Радхи-Кришны. Когда Шрила Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж собирал мадхукари, и мальчишки бросались в него камнями, он говорил: «Кришна! Я пожалуюсь на Тебя маме Яшоде!» Он ходил по Враджу и, обливаясь слезами, взывал: «Котхай го премамайи Радхе Радхе! (О Радхе! Где же Ты, переполненная премой? О Радхе! О Радхе!)» Он всегда очень строго следовал правилам нирджала в экадаши, а его ежедневный минимум харинамы составлял 128 кругов. «Любитель бходжаны (наслаждений материальными вкусами) утрачивает бхаджану!» – повторял он.

Сравните его наставления о том, как нужно осуществлять духовную практику, с тем, что говорит на эту тему Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада:

«Смаранам придёт благодаря киртанам, и только тогда можно будет практиковать нирджан-бхаджан (уединённый бхаджан)… Мы маленькие дживы, наш путь – это вайдхи, но мы и не противники раги. Рассуждения о раге – это очень возвышенные слова, которые не смотрятся в устах младенцев. Услышав из уст несмышлёнышей высокие слова о запредельной для них раге, подлинные вайшнавы-бхаджанананди со смехом отправят нас погулять. Усилия тех, кто, не осознав ещё кто такой Кришна, пытается подняться до более высокого адхикара путём спонтанного сердечного служения Ему, то есть путём раги, свидетельствуют о лени. Имя Шри Бхагавана и Бхагаван – есть один и тот же Господь! Когда ограниченные представления заставляют человека видеть различие между Намой и Нами, избавиться от своих анартх он может только посредством служения чистому вайшнаву, погружённому в совершенный бхаджан. Чтобы показать «Что это такое – совершенный бхаджан?», вечные спутники Шри Гаурасундары описали этот процесс и то, как возвышенные преданные совершают бхаджан. Если мы начнём повторять всё это за ними, как попугаи, люди назовут нас пракрита-сахаджиями. Если же мы хотим показать всем этим, погрязшим в болоте пракрита-сахаджийства, подлинную славу рагануга-бхакти, то прежде всего мы должны достичь совершенства в бхаджане сами, а потом уже нести благо другим. Бхаджан не является чем-то внешним и не совершается напоказ. Громко воспевайте Харинам! Тогда дух наслаждения, принявший форму лени, не сможет вас поглотить».

Говоря это, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада заодно объясняет и появление таких возвышенных книг, как «Шри Према-бхакти-чандрика», и свою собственную десятилетнюю врату (обет) – предпроповеднический марафон воспевания одного миллиарда Святых Имён (точнее, 1 миллиарда 211 миллионов 811тысяч 840!).

А вот слова Шрилы Бхактиведанты Ваманы Махараджа, прославляющего своего Гурудева, Шрилу Бхакти Прагьяну Кешаву Махараджа: «Шри Гурупад-падма был идеальным Гуру, глубоким знатоком Кришна-таттвы. Он запрещал своим последователям, которые имели ещё анартхи, пытаться памятовать об ашта-калия-лиле и воображать свою сиддха-деху».

То же самое делал Шрила Джаганнатха Дас Бабаджи Махарадж! Однажды группа преданных приехала к нему на Сурья-кунду с намерением получить от него сиддха-деху и научиться медитировать на ашта-калия-лилы Шри Шри Радхи-Кришны. Какой бхаджан-пранали дал им Шрила Джаганнатха Дас Бабаджи Махарадж? Воспевать Харе Кришна маха-мантру (64 круга) и выращивать баклажаны. Он наставлял: «Чтобы осознать высшую цель жизни, ты должен регулярно и стойко повторять Святые Имена. Твёрдость в этом так важна, что её следует поддерживать даже ценой собственной жизни».

Шрила Джаганнатхиа Дас Бабаджи Махарадж, Шрила Бхактивинода Тхакур, Шрила Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж, Шрила Вамши Дас Бабаджи Махарадж, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада, Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж, Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, Шрила Бхактиведанта Вамана Махарадж, Шрила Гурудев – все эти ачарьи закончили свою садхану. Они профессора садхана-бхакти и бхава-бхакти. И они милостиво передают нам в наследие чистый духовный процесс, гарантирующий достижения двух целей: Кришна-према и защиты от мошенников.

 

Итак, практику давать бхаджан-пранали ученикам, достигшим необходимой для этого духовной зрелости (асакти), Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада не упразднял, и в сатье «Мёртвые души или панихида за упокой здравствующих» даются примеры этому. А вот открывать во время дикши сиддха-деху, предназначенную для служения на Голоке, и давать разъяснения в бхаджан-пранали неофитам, которые в силу действующих анартх даже саму философию преданного служения норовят приспособить к преданному служению самому себе в соответствии с тем, что нашёптывает своим нежным голосом Майа их развесившему с незапамятных времён свои «ушки на макушке» уму – такой практики, которой следуют сахаджии, воображающие себя жителями Шри Радха-кунды, в нашей божественной сампрадае никогда не было!

Почему «воображающие себя жителями Шри Радха-кунды»?

В 11-ом стихе «Шри Упадешамриты» говорится о беспрецедентной любви Шри Кришны к Шримати Радхике и её божественной кунде и что того, кто с великой преданностью хотя бы один раз совершит омовение в священных водах Шри Радха-кунды, она, Шри Радха-кунда, одарит сокровищем гопи-премы, которую невероятно трудно обрести даже таким дорогим Бхагавану преданным, как Нарада, не говоря уже об обычных садхаках.

Сразу возникает вопрос: почему Шри Нарада, который бороздит просторы мира духовного и материального вдоль и поперёк, не может упростить невероятно трудную задачу обретения гопи-премы, приняв омовение в Шри Радха-кунде? Неужели ему это сделать сложнее, чем нам? Окунулся да и получил обещанную Шри Рупой Госвами очень редкую гопи-прему! Однако каждый, принявший хотя бы однажды омовение в Шри Радха-кунде, как это делаем мы, может признаться: гопи-према почему-то не торопится проявиться. Что это? Ошибка Шри Рупы Госвами? Или великой преданности, о которой говорится в стихе, не хватает? Или чего-то ещё? Ведь у Нарады Муни с преданностью дело значительно лучше, чем у нас, обстоит, однако, как следует из данного стиха, гопи-премы всё же у него нет. А ведь он и в Двараку к царицам, и во Врадж к маме Яшоде и другим гопи запросто в гости приходит! Даже к Шримати Радхике! Но, оказывается, до сих пор принять омовение в Шри Радха-кунде так и не удостоился. Иначе бы имел гопи-прему! Шри Рупа Госвами не может ошибаться! Что же тогда делаем мы, когда думаем, что принимаем омовение в Шри Радха-кунде?

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада комментирует этот стих, как знающий, ибо описывает, как и Шри Рупа Госвами, свою Родину, место своего постоянного служения: «Шри Радха-кунда переполнена премой! Поистине, её вода – нектар премы! Тот, кто трансцендентно обитает (апракрита-васа) на берегах Шри Радха-кунды и трансцендентно омывается в её водах (апракрита-снана) обретает высочайшую прему. Что значит апракрита-васа и апракрита-снана? Избавившись от всех желаний, связанных с наслаждениями материальных чувств и ума, садхака должен в глубокой медитации совершать непрерывное поклонение (манаса-бхаджан) Шримати Радхике, оставаясь безраздельно преданным Ей на протяжении всей жизни. Покинув материальное тело, он обретёт вечное духовное и будет с великим тщанием совершать вечное служение непосредственно Шримати Радхике. Только те, кто совершает омовение в Шри Радха-кунде таким образом, обретают эту высочайшую прему. Встретить столь великую удачу невероятно трудно даже таким возвышенным премии-бхактам, как Нарада».

 

Вот что такое подлинное проживание на берегах Шри Радха-кунды и омовение в её водах! Во «Враджа-мандала-парикраме» Шрила Гурудев объясняет: «Ближайшие сакхи Кришны, Его друья-пастушки, могут подойти к Шри Радха-кунде не ближе Шри Шьяма-кунды». Вот почему Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада писал: «Совершить омовение в Шри Радха-кунде крайне трудно даже нитья-сиддха-парикарам, которые вечно служат Кришне на Голоке в дасья-, сакхья- и ватсалья- расах, не говоря уже о людях этого мира». Это реальное положение вещей! Нужно отказаться от вульгарного представления, что мы можем нанять такси до Шри Радха-кунды или снять комнату на её берегах и купаться в ней в любое удобное для себя время. В Шри Радха-кунде невозможно мыть посуду и стирать одежду! Она неотлична от Шримати Радхики! А Шримати Радхика – это самая дорогая возлюбленная Кришны! По сути Шримати Радхика – единственная возлюбленная Кришны, ибо Она изначальная возлюбленная всех Его возлюбленных! С чем же тогда можно сравнить омовение в Её несравненной Шри Радха-кунде, если эта кунда не отлична от Самой Шримати Радхики? Не с объятиями ли Радхики? И кто же может быть в этом случае достоин принимать омовение в такой кунде? И жить на её берегах? Только Кришна! Только! А ещё? А ещё те, кому тоже достаются объятия Шримати Радхики – это самые близкие подруги и палья-даси Шримати Радхики, свапакша-гопи. Только они! Гопи других групп, имеющие высочайшую Кришна-прему, – прекраснейшие Падма, Шайбья и сама Чандравали – не могут даже приблизиться к Шри Радха-кунде, не то что принять в ней омовение!

Шрила Бхактивинода Тхакур описывает это так: «Джива, которая преодолела влияние материи и развила своё совершенное духовное тело гопи (апракрита-гопи-деху), должна жить на берегах трансцендентной Шри Радха-кунды, на божественной земле Враджа (в апракрита-врадже), пребывая в настроении служанки (палья-даси) Шримати Радхики. Она должна поселиться в прекрасной роще (кундже) своего духовного учителя, который предстаёт в своём вечном облике подружки Шри Радхи-Кришны (гуру-рупа-сакхи). Внешне, в теле садхаки, чистая вечная душа (аппракрита-джива) должна всегда находить прибежище в повторении хари-намы. А внутренне, в своём совершенном духовном теле гопи, она должна служить Шримати Радхике, созерцая в глубокой медитации ежедневные лилы Шри Кришны, соответствующие восьми частям суток (ашта-калия-лилы). В этом закл

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...