Предлагаю вам познакомиться со стихотворениями в прозе и понаблюдать за их особенностями.
Урок литературы в 7 класс Тема урока: И. С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Два богача», «Воробей». Жанровые особенности. Цели урока: - организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному усвоению знаний о жанровых особенностях стихотворений в прозе; деятельности учащихся по самостоятельному применению полученных знаний в ходе выполнения предложенного задания Задачи: -обеспечить развитие у учащихся умения самостоятельно ставить цель и планировать свою деятельность; -содействовать развитию умения общаться; выделять узловые моменты своей деятельности; -содействовать воспитанию у учащихся чувства сострадания, любви к людям; прививать любовь и внимание к слову через анализ стихотворений в прозе И.С. Тургенева; -содействовать развитию рефлексивной культуры. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. Оборудование: презентация «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева, сборник стихотворений в прозе И. С. Тургенева (любое издание Оформление доски: тема; составление таблицы: «Основные темы стихотворений в прозе. Теория литературы: стихотворения в прозе. Ход урока I.Вступление: - Давайте посмотрим на тему нашего урока. Скажите, что вам известно по данной теме? ( Что речь идет о произведениях И.С.Тургенева; знаем, что есть стихотворения, но не знаем, что такое стихотворения в прозе, что необычного в названии ) - Что же предстоит нам на уроке узнать? (Что такое стихотворения в прозе, о чем они; их особенности); II. Изложение новых знаний. 1.Предлагаю наше знакомство со стихотворениями в прозе начать с эпиграфа к уроку (Работа с эпиграфом:
Слайд №1: Добрый мой читатель, не пробегай этих стихов сподряд: тебе, вероятно, скучно станет…но читай их в раздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит что-нибудь тебе в душу… И. С. Тургенев Слайд №2 1.Это обращение «К читателю» И.С.Тургенева, и оно было написано в качестве предисловия к «Стихотворениям в прозе» в 1880 году. 2.Скажите, значение каких слов вам непонятно, вызывает затруднение? В обращении встретилось слово сподряд. Как вы понимаете значение этого слова? (сподряд-подряд - т.е. одно за другим, без пропусков. 3.Еще одно слово: в раздробь - по Ефремовой: Враздробь - 1. Раздробленно, по частям, порознь Обобщение: - Какой же совет И.С.Тургенев дает своим читателям? - Почему? Да, каждое стихотворение – это отдельный этюд, миниатюра, у каждого своя тема, а объединены они в один цикл. - Какие первые произведения написал И.С.Тургенев? (Записки охотника) - А какие последние? (Стихотворения в прозе) Слайд №3,4 - И это действительно так: И.С. Тургенев писал «Стихотворения в прозе» в последние годы жизни, во Франции, в Буживале, между 1877 и 1882 годами, в пору предсмертной болезни. В них переданы чувства и ощущения человека, предчувствовавшего свою близкую кончину. Жизнь разделилась на две части: до болезни и после неё. В первом мире – жизнь, радость, красота, счастье; во втором – ощущение смерти, мука, воспоминания. Это взгляд человека, глубоко страдающего. Но в то же время мы видим человека, который продолжает жить, мыслить, чувствовать. Только теперь он как бы заново переоценивает всю свою долгую и содержательную жизнь. Предлагаю вам познакомиться со стихотворениями в прозе и понаблюдать за их особенностями. А начнем знакомство со стихотворения «Русский язык». Давайте послушаем это стихотворение в исполнении актрисы. (Запись)
– Что такое вообще стихи в прозе?
Казалось бы, это совершенно несовместимые жанры. И.С.Тургенев создал совершенно новый литературный жанр, естественно сочетающий в себе раскованное движение прозы с ритмической дисциплиной стихотворения.
– Какие же черты имеет стихотворение в прозе?
(Запись на доске или виде плаката, таблицы.)
Лиризм, передающий настроение автора. Повышенная выразительность голоса, передающая то радость, то восторг, то смятение. Характер исповеди. Философские раздумья над основными вопросами бытия. Острая наблюдательность. Музыкальность. Все вместе взятые и объединенные в сборнике, стихотворения звучат как своеобразная музыкальная сюита.
3. Работа над пониманием стихотворения: - Какая мысль заключена в этом произведении? (Мысль о том, что родной язык помогает автору пережить какие - то неприятные события) - Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая интонация главенствует здесь? (С помощью торжественной, несколько приподнятой интонации автор выражает надежду на то, русский народ — великий народ.) Обратите внимание на текст стихотворения. В нем всего три предложения. Какие это предложения? (Два предложения восклицательных, одно вопросительное.) - О чем это нам говорит? (Конечно, это говорит о патетическом звучании текста, об искренней взволнованности автора. Недаром же именно этим стихотворением обычно завершают издание «Стихотворений в прозе».) - Какие художественные приемы используются в трех фразах, из которых состоит все произведение? (Прежде всего, автор использует эпитеты. Их только четыре, они даны целой обоймой, и один из них звучит еще раз, но уже применительно не к языку, а к народу — его носителю. Великий язык — великий народ.) - Попробуем внимательнее рассмотреть определения, которые дал русскому языку Тургенев: «великий», «могучий», «правдивый», «свободный». Эти четыре определения сразу вошли в культурный обиход страны и стали звучать в критических работах, в публицистических выступлениях. Ведь в этих словах не только высокая оценка, но и характеристика конкретных качеств.
Обобщение:
Итак, мы проанализировали стихотворение в прозе «Русский язык». 1.Предлагаю вам выделить характерные признаки стихотворения в прозе: 1.Посмотрите, какое по объему это стихотворение? Небольшое (небольшой объем) 2.Текст единый или делится на небольшие абзацы? (членение на мелкие абзацы) 3.Выражает свои чувства писатель? (Да, повышенная эмоциональность) 4. Здесь есть сюжет? (Нет, обычно бессюжетная композиция, это раздумье писателя) 5. Можно ли назвать это произведение стихотворением? Можно, так как главное в стихотворении – лирическое начало, то есть мысли и переживания лирического героя. 6. Чем это стихотворение отличается от привычных нам? Здесь нет рифмы. 7. Какова особенность этого произведения –то, что это стихотворение в прозе.
2. Обобщение: Назовите характерные признаки стихотворения в прозе:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|