Степень влияния конкретных факторов на размещение машиностроения
Отрасли промышлен-ности и производства |
Ресурсы |
Районы потребления продукции | |||||||
сырьевые | Топливно-энергетические | трудовые | |||||||
Машиностроение: Тяжелое Локомотивостроение Судостроение Автостроение Станкостроение Приборостроение С/х машиностроение | Решающее Сильное Отсутствует Отсутствует Слабое Отсутствует Отсутствует | Отсутствует Отсутствует Отсутствует Отсутствует Отсутствует Отсутствует Отсутствует | Слабое Слабое Слабое Решающее Сильное Решающее Слабое | Слабое Отсутствует Решающее Отсутствует Сильное Отсутствует Решающее |
Важнейшие особенности в машиностроительной промышленности, оказывающие влияние на размещение предприятий по территории страны, формируются также под воздействием принципов и факторов:
· Разнообразность и сложность изделий, технологических процессов;
· Использование продукции машиностроения не ограничивается одним районом;
· Широкое распространение интеграционных структур, как внутри страны, так и в отношении зарубежных стран;
· Возможность использования отходов металла машиностроительных заводов в районах развитого машиностроения (вторичное использование)
· Необходимость определенного уровня культуры производства, наличия лабораторий, НИИ, обмена опытом между предприятиями;
· Заготовительные предприятия тяготеют к источникам сырья; сборочные к потребителю; механические – к комплексу факторов;
· Меньшая степень влияния природной среды, наличия воды и др.;
· Широкое использование различных форм специализации;
· Более эффективные специализация и кооперирование предприятий внутри района.
|
|
По степени влияния определенных факторов на размещение предприятий машиностроения по территории страны они условно делятся на следующие группы:
Группа | Принцип размещения группы | Характеристика |
Группа1 | Отрасли, размещающиеся в районах металлургических баз | Подъемно-транспортное, металлургическое, энергетическое машиностроение. Производство характеризуется небольшими сериями или единичными экземплярами. Продукция металлоемкая, но малотрудоемкая. |
Группа2 | Отрасли, размещающиеся в районах потребления продукции | Оборудование для нефтяной, химической промышленности. Строительные, дорожные, сельскохозяйственные машины. Производство характеризуется большими объемами. Продукция средней металлоемкости. Транспортабельна |
Группа3 | Отрасли, размещающиеся в центрах, с наличием квалифицированных кадров | Автомобиле и тракторостроение, дизелестроение, оборудование для легкой, пищевой и полиграфической промышленности. Производство продукции массовое, характеризуется высокой трудоемкостью и фондоемкостью. |
Группа4 | Отрасли, размещающиеся в районах высокой технической культуры (наличие НИИ, экспериментальных баз) | Радиотехническая и электронная промышленность, приборостроение, некоторые производства электропромышленности. Для продукции характерна высокая трудоемкость, малая металлоемкость. |
По формам специализации машиностроительных производств выделяют:
1. отрасли технологической специализации
· производство литья;
· производство кузнечно-прессовых изделий
2. Отрасли подетальной специализации
· Производство запасных частей
· Производство подшипников
· Производство металлических конструкций
3. Производство ремонтных работ
4. Отрасли предметной специализации
· Энергетическое, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение;
· Производство технологического оборудования для промышленности и строительства.
|
|
Специализация в машиностроении способствует:
· Усложнению связей и развитию кооперации;
· Росту объемов производства;
· Пространственному разобщению производства отдельных машин и оборудования, их агрегатов и узлов;
· Созданию более новых совершенных видов машин, автоматических линий, роботов;
· Экономии материальных, финансовых и трудовых ресурсов;
· Изменению степени транспортабельности продукции.
Размещение машиностроительных производств осуществляется по определенному типу:
- машиностроение крупных центров;
- машиностроение при металлургических базах;
- машиностроение при обслуживаемой отрасли;
- машиностроение на месте традиционных металлопромышленных уентров;
- машиностроение транспортных узлов.
В настоящее время в структуре машиностроения насчитывается 19 самостоятельных отраслей, куда входят свыше 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным самостоятельным отраслям относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д. [7]
Также, развитие машиностроительного комплекса зависит от условий рационального размещения, таких как:
- Четкое определение производственного профиля каждого предприятия машиностроительного комплекса;
- Организация машиностроительного производства в виде комплексов на основе специализации;
- Создание широкой сети ремонтно- механических предприятий;
- Приближение к металлургическим базам;
Расширение сети металлообрабатывающих производств в порядке кооперирования с крупными заводами.
Машиностроение | |||
тяжелое | общее | среднее | приборостроение |
Производство: металургического оборудования, подъемно- транспортного, энергоблоков, других крупногабаритных и металлоемких изделий. Особенности: большое потребление металла, относительно малая трудоемкость и использование энергии | Включает: транспортное машиностроение (без автостроения), производство технологического оборудования для промышленности (без легкой и пищевой) и строительства, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения) Особенности: средние нормы потребления металла, энергии. Невысокая трудоемкость | Производство: автомашин, тракторов, станков, машин и оборудования средних габаритов для промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства Особенности: малая металлоемкость, повышенная трудоемкость, значительная энергоемкость | Производство: группа отраслей по производству приборов, точных машин, механизмов и инструментов Особенности: наименьшая металлоемкость, наибольшая трудоемкость. Требует квалифицированных кадров. |
|
|
Также, развитие машиностроительного комплекса зависит от условий рационального размещения, таких как:
- Четкое определение производственного профиля каждого предприятия машиностроительного комплекса;
- Организация машиностроительного производства в виде комплексов на основе специализации;
- Создание широкой сети ремонтно- механических предприятий;
- Приближение к металлургическим базам;
- Расширение сети металлообрабатывающих производств в порядке кооперирования с крупными заводами.
Поэтому машиностроение развито во всех экономических районах России, хотя его роль в хозяйстве районов не одинакова (таблица 2).
Таблица 2.
Экономический район | Доля производимой продукции (%) |
Северный | 1.5 |
Северо-западный | 5 |
Центральный | 23 |
Волго-Вятский | 10 |
Центрально-Черноземный | 4 |
Поволжский | 18 |
Уральский | 20 |
Северокавказский | 6 |
Западно-Сибирский | 7 |
Восточно-Сибирский | 3 |
Дальневосточный | 2.5 |
Следовательно 87.5% машиностроительной продукции выпускает Западная экономическая зона и всего 12.5% выпускает Восточная экономическая зона. В Восточной зоне машиностроение работает не на местные потребности, а на Европейскую зону (79% продукции вывозится в европейские районы, а из европейских районов поступает 67% продукции).[7]
В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно можно выделить несколько групп отраслей, в том числе:
1. Тяжелое машиностроение (67 % продукции).
2. Общее машиностроение (18 % продукции).
3. Среднее машиностроение и приборостроение (15 % продукции).
|
|