Важнейшие биологические потребности.
- полноценный сон и отдых, т.е. релаксация; - защита от заболеваний антропогенных загрязнений; - пространственный комфорт(определённое место в пространстве для каждого человеческого существа – жизнь без переуплотнений); - комфорт природный(биогенной) среды, причём необходима именно та природная среда, в которой исторически адаптирована данная группа людей; - ландшафтная природная среда(определённая высота над уровнем моря, наличие или отсутствия определённых ветров, диапазон колебаний температуры, и влажности атмосферного воздуха и т.п.); - подвижность и труд (гиподинамия – одна из базовых причин многих типичных болезней городского населения); - информация, необходимая для здоровья и развития мозга (причём немаловажны и объём, и качество этой информации); - биолого-социальный климат, т.е. определённое положение в иерархической структуре общества. К естественным, эволюционно сложившимся потребностям относят и потребность в сопереживании, т.е. одной из эмоциональных основ поведения человека в социуме, а также наличие индивидуального участка в труде и жизни. Из перечисленных потребностей видно, что многие из них на первый взгляд кажутся присущими лишь человеку, но на самом деле являются биологически обоснованными и эволюционно сложившимися. Поэтому они свойственны не только человеку, но другим живым существам, особенно высшим животным, родственным человеку. Осознание своих истинных потребностей очень важно для человека, ибо в соответствии с ним человек выстаивает свою субъективную систему ценностей. Когда эти ценности, а также представления об успехе в жизни и о комфорте опираются на естественные потребности и стремление к их реализации, тогда гарантирован успех не только в социальной, но и в личной жизни: ощущение счастья, комфорта и т.д.
Псевдопотребности. Если биологические потребности не реализуются, то они заменяются псевдопотебностями, например, в агрессии, или лидерстве путём агрессии, либо в предметах роскоши. Подобная псевдокомпенсация, в конечном счёте, ведёт не только к асоциальному поведению человека, но также и к нарушению многих экологических законов, т.е. правил поведения человека в природе. В физиологическом плане потребности человека и возможности их реализации тесно связаны с эмоциями, а эмоции в свою очередь являются очень важной составляющей мыслительного процесса – интеллектуальной деятельности человека. Эмоциональные мотивации нашей деятельности способствуют успеху обучения, запоминания, повышению работоспособности как физической, так и интеллектуальной. Отрицательный эмоциональный фон, связанный с невозможностью удовлетворить свои естественные потребности, ведёт к постоянному стрессовому состоянию человека. . 1.3.Экологические факторы и здоровье человека. Понимание здоровья у людей в разные времена существенно различалось. Общепринятой концепции здоровья с древних времён и по наше время считается просто отсутствие болезней. Такое понимание здоровья бытует с начала нашей эры, и его можно встретить в работах и древних, и средневековых, и современных врачей. По биологическим представлениям здоровье – это способность организма сохранять гомеостатическое равновесие, т.е. устойчивость регуляционных систем организма. По определению всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье – это позитивное состояние, характеризующее личность в целом, т.е. состояние физического, духовного и социального благополучия. Одним из главных показателей и следствий здоровья населения является такой социально значимый фактор, как работоспособность.
Поскольку с биологических позиций здоровье представляет собой состояние гомеостатического равновесия, широкой адаптивности и резистентности, то современное понятия здоровья расширяются от узкого до более широкого понимания здоровья разных организмов, сообществ и даже экосистем. Рассмотрим некоторые наиболее типичные патологические состояния и болезни человека. Прежде всего, надо отметить, что патологическое состояние в каждом отдельном организме, у каждого отдельного человека возникают чаще всего не сразу, а путём накопления усталости, некомпенсированных стрессовых состояний, т.е. того, что в медицине часто называется состоянием «предболезни». Классифицируя болезни, их можно разделить на несколько основных групп: 1.Наследственные заболевания, возникающие у носителей мутагенных генов. Примерами таких заболеваний может служить синдром Дауна, появляющийся вследствие нарушений хромосомного набора, а также фенилкетонурия – болезнь обмена веществ и другие заболевания. Наследственные болезни в значительной степени связаны с условиями окружающей человека среды. Мутации могут появиться в организме под воздействием мутагенных факторов, главным из которых являются ионизирующее излучение. Выявлен также ряд химических мутагенов, поступающих в окружающую природную среду от многих производств. 2. Экопатологии. Это болезни, вызванные факторами среды. К ним относятся «болезни образа жизни», связанные с недостатком или избытком продуктов питания, гиподинамия. Среда обитания является источником стрессовых воздействий. Факторы физического стресса связаны с нарушением светового, акустического или вибрационного режима, а также уровня электромагнитных излучений. Все большее значение приобретает химическое воздействие. В биосферу поступает огромное количество веществ, синтезированных человеком, среди них такие ксенобиотики как пестициды. Организм человека не справляется с с этими чужеродными веществами, ибо не имеет механизмов их детоксикации. В современном мире на человека воздействуют и социальные стрессы. 3. Эндемические заболевания. Это большая группа экопаталогий, связанных с неблагополучной средой обитания в определенной местности. Это може иожет быть связано с тем, что в данной местности обитают возбудители заболеваний (например энцефалитный клещ) или содержатся высокие концентрации какого-либо элемента –биогеохимические
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|