Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие личности школьника

 

Развитие личности школьника (возрастная психология), определение личности, условия, концепции развития личности: Выготский, Эриксон, Фрейд, Пиаже. Влияние среды и индивидуальная активность. Раннее детство – развитие познавательной сферы – наиболее активно. Понимание отношений дошкольное детство и ролевая игра. Новообразование: 1) младший школьный возраст (новый уровень в развитие регуляции поведения – рефлексия, самоанализ, развитие познавательных интересов к действительности, ориентация на группу сверстников). 2) подросткового – (чувство взрослости, качественно новый уровень развития самосознания, ориентация на самооценивание, возвышение идеала – идеальная девушка, идеальный молодой человек).3) старшего – (готовность к жизненному самоопределению, смопределение в психо – сексуальной идентичности, профессиональное самоопределение – выбор профессии, личностное самопределение: система ценностей установок и мировоззрения.)

Существует множество теоретических подходов к развитию личности.

Разработанную 3. Фрейдом психоаналитическую теорию личности можно отнести к типу психодинамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства индивида, а в первую очередь его потребности и мотивы. З. Фрейд считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить.

Получила распространение концепция личности, названная теорией социального научения (Б.Скиннер). Основная психологическая характеристика личности в данной теории - поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поведения. Индивидуальные различия в поведении, которые обнаруживаются у детей и взрослых, согласно данной теории, результатом опыта их длительного пребывания в различных жизненных условиях, взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми.

Представители гештальпсихологии (М. Вертгеймер, К. Левин) считают, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, а целостные фигуры - гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Ведущий психический процесс - это воспитание. От того, как воспринимает ребенок мир, доказывали ученые, зависят его поведение и понимание ситуации.

Выдающийся психолог Ж.Пиаже – яркий представитель генетической психологии,

Исходил из идей о том, что основой психологического развития является развитие интеллекта. Этапы психического развития - это этапы paзвития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной системы ситуации. Основой этой схемы служит логическое мышление.

Сторонников гуманистической теории личности (К.Роджерс, Г.Олпорт) прежде всего интересует то, как человек воспринимает понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Описания личности и событий в ее жизни в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах типа, «смысл жизни», «жизненные цели», «ценности»

Отечественные исследователи (Л.С.Выготский, А.Н Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин) считают, что развитие познавательной сферы ребенка и его личности идет в русле разных ведущих деятельностей, последовательно сменяющих друг друга в онтогенезе. Первым видом деятельности, с которой начинаются формирование личности-ребенка, выступает его непосредственно - эмоциональное общение в младенчестве с матерью, другими окружающими людьми. Затем формы общения развиваются в ролевой игре, в совместной учебной и трудовой деятельности детей давая по мере своего развития новые точки опоры для преобразования личности. По мнению Л.С. Выготского, для подростка характерна «не слабость воли, а слабость цели». Для подростка очень важна эмоциональная значимость цели, чтобы ради нее он проявлял свои волевые качества. Таким образом, формирование воли в подростковом возрасте требует прежде всего осмысления того, ради чего должно осуществляться волевое поведение. С развитием волевых качеств саморегуляции становится возможным самовоспитание, стремясь продвинуться на пути к своему идеальному «Я».

 

Личность - это психологическое понятие, с помощью которого ученые определяют наиболее важные и устойчивые психологические черты человека, помогающие нам лучше понять его поступки. Личность – это то, от чего в первую очередь зависит поведение людей. Личность - это также то, что определяет индивидуальность человека. Это доминирующие черты характера, преобладающие мотивы поведения, то, что человек приобретает при жизни в результате обучения и воспитания. Это и привычки человека, и его отношение к себе, к людям, и его чувства, и те социальные роли, которые он берет на себя в жизни.

Тип личности создается совокупностью генетико-физиологических и социально-психологических факторов и определяется в зависимости оттого, что кладется в основу типологического разделения людей. Если в качестве такой основы используется темперамент человека, то людей делят на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. При опоре на характер человека можно выделять типы добрых и злых, покладистых и несговорчивых, гибких и упрямых, стойких и податливых, добросовестных и недобросовестных и т.д.

Личностью человек не рождается, а становится.

В широком смысле развитие личности – это процесс перехода из одного состояния в другое. В человеке на протяжении всей его жизни происходят количественные и качественные изменения. Развитие человека - очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, особенно в детском и юношеском возрасте. Характерная особенность этого процесса - диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных свойств личности.

"Движущая сила развития - борьба противоречий. Противоречия - это столкнувшиеся в конфликте противоположные силы. Развитие человека определяется внутренними (физиологические и психические свойства организма) и внешними (окружение человека, среда, в которой он живет и развивается) условиями. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые свойства, что, в свою очередь, приводит к очередному изменению.

Факторы развития личности: наследственность – то, что предается от родителей к детям. Включает постоянную и переменную части. Постоянная обеспечивает рождение человека человеком, переменная, что роднит человека с его родителями.

Пренатальная педагогика – возможность влияния на развитие зародыша.

На развитие также влияет «среда». В широком смысле – это климатические природные условия, государство, быт, традиции, а в узком – предметное окружение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...