Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

социально-психологической характеристики

к оформлению отчетов по психологической практике студентов 4 курса

Содержание практики по психологии: на 4 курсе – изучение коллектива учащихся и составление его социально-психологической характеристики.

1. В оформлении отчета использовать листы формата А4, обложку, структуру: титульный лист, оглавление, введение, характеристика школьного коллектива, выводы, список литературы, приложения.

2. Во введении указать цели психологической практики, методы исследования.

В психолого-педагогической характеристике описывать школьный коллектив в соответствии с требованиями, предъявленными к ней, на 4 курсе (приложение 1) К характеристике обязательно прилагаются материалы, полученные через социометрию, анкеты, тесты, беседы и т.п.(см. Приложение 2)

Отчеты студентов по практике представляются в письменной форме на кафедру психологии. (ул. Чернышевского, д. 25 А, 5 корпус, 219 кабинет).

 

3. Использовать в характеристике такие речевые обороты, как: «Согласно данным методики…», «Результаты социометрии показали, что …» и т.п.

4. К характеристике обязательно приложить следующие материалы: заполненные бланки тестов, рисунки, вопросы и ответы проведенных бесед, а также интерпретация и анализ результатов исследования. Без приложений характеристики не принимаются и практика не засчитывается.

5. В выводах отразить:

- общее впечатление и особенности данной практики;
- уровни реализации целей и задач практики;
- положительные и отрицательные моменты в подготовке студентов к психологической работе, выявленные в процессе практики (иллюстрация примерами);

- рекомендации по дальнейшему улучшению преподавания психологических дисциплин;
- конкретные рекомендации по улучшению руководства практикой студентов по психологии.

 

Целью заданий по психологии на 4 курсе является применение знаний и умений, полученных по всем психологическим дисциплинам за период обучения в вузе, в практической деятельности. Предложенные задания ориентируют внимание студентов главным образом на анализ актуального психологического развития ребенка, соотнесение его с возрастными нормами, выяснение причин такого развития, осуществление прогноза развития, разработку рекомендаций по улучшению психического развития ученика. Предложенное задание предполагает разностороннее изучение коллектива учащихся и составление их психолого-педагогических характеристик по образцу.

Содержание практики по психологии определяется следующими целями:

· формирование мотивационно-ценностной установки на общение и взаимодействие на период совместной жизни с детьми;

· углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в вузе, и применение их в решении конкретных психолого-педагогических задач;

· осуществление диагностики личности ребенка и коллектива с последующим определением целей и форм коррекции;

· формирование аналитического мышления, умения анализировать, прогнозировать и моделировать результаты психолого-педагогического воздействия.

Приложение 1

Содержание практики по психологии:

изучение коллектива учащихся и составление его

социально-психологической характеристики

Во время практики на 4 курсе студенты проводят многообразную психологическую работу с детьми. Одно из направлений ее - руководство детским коллективом. Практиканты учат ребят жить и трудиться в кол­лективе, учатся сами организовывать коллективные дела, создавать и под­держивать внутри коллективные взаимоотношения. Овладение умениями ра­ботать с коллективом учащихся может быть успешным, если практикант од­новременно будет овладевать тактикой изучения данной общности, вскрывать структуру коллектива, уровень развития, реально существующие отно­шения, направленность и др.

Предлагаемое задание нацеливает студентов-практикантов на изучение детского коллектива и составление его социально-психологической харак­теристики.

С целью изучения внутригрупповых отношений следует использовать методики. Выбор методик осуществляется как при непосредственном участии и рекомендациях преподавателя психологии, так и самостоятельно.

При всей важности предлагаемых приемов (анкетирование, дискуссии, беседы, социометрия) главным методом сбора материала должно быть вклю­чено наблюдение, которое предполагает участие самого наблюдателя в дея­тельности коллектива. В этом случае наблюдение ведется как бы изнутри общности, с позиции участника всех дел. Это наблюдение наиболее резуль­тативное.

Схема составления социально-психологической характеристики коллектива

1. Краткое описание детского лагеря в целом (район, статус лагеря, состав детей, и т.д.)

2. Общие сведения о группе и истории ее формирования (численность детей, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, были ли слияния с другими коллективами, смена руководителей и т.д.).

3. Официально-деловые отношения в коллективе.

План работы, поручения, их выполняемость, учет интересов детей, общественные дела, их направленность, организация вечеров, конкурсов, экс­курсий и т.д.)

4. Межличностные отношения в коллективе.

а). Товарищество и дружба в коллективе.

Неофициальные лидеры, характер их влияния на группу, его причины, отношение к "вожакам" официальных лидеров; наличие "отверженных", воз­можные пути изменения отношения к ним товарищей; нейтральные.

Взаимоотношения внутри коллектива (степень сплоченности, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в делах класса). Причины уважения и неуважения учащихся друг другом. Дружеские пары и их характеристики по учебе, дружбе, интересам. Уровень группового сознания, моральные нормы. Отношения детей с руководителем, с отдельными взрослыми. Традиции в группе, проведение массовых мероприятий, праздников, вечеров; участие детей. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками;

б) эмоциональный фон коллектива, настроения в учебе, труде, обществен­ных мероприятиях, развлечениях и во время отдыха.

в) коллективные переживания успехам и неудачам одногруппников, со­бытиям внутри страны и за рубежом.

г) требовательность друг к другу, морально-аморальным поступкам одногруппников, сверстников, взрослых, малышей. Осуждение антиобщест­венных явлений (пьянства, драк, воровства), одобрение заслуживающих одобрение поступков взрослых, сверстников, учащихся младших классов. Требовательность к себе.

д) исполнительность, скромность, отзывчивость, общительность коллектива, дисциплина

5. Общественно-полезный труд.

Трудовые навыки и умения. Отношения к труду. Индивидуальные осо­бенности отношения к труду. Участие коллектива в различных видах обществен­но-полезного труда. Энтузиазм и пассивность. Результаты. Виды обществен­но-полезного труда, в которых участвовали дети. Оценка результатов.

6. Жизнь членов коллектива вне лагеря: друзья, интересы, увлечения. Посещение кино, театров, музеев, количество и результативность. Спорт в жизни класса. Чтение художественной литературы, тематика. Худо­жественная самодеятельность. Культурные запросы, включая моду.

7. Отношения с родственниками (отец, мать, братья, сестры.) Помощь по хозяйству, участие в домашнем труде. Наличие обязанно­стей, качество выполнения. Самообслуживание дома, уход за младшими. От­ношение к деньгам, одежде, обуви. Оценка поведения и отношения к учебе со стороны родителей.

8. Руководство коллективом.

Личность руководителя. Образование, стаж. Сколько ра­ботает в данном коллективом. Отношение руководителя к коллективу. Культура, его интересы. Отношение к мероприяти­ям, связь с родителями, отношение к ним. Инициативность, принципиальность, целеустремленность, умение управлять группой. Умение планировать и претворять в жизнь план. Знание индивидуальных особенностей детей. Авторитет среди детей. Отношение к коллективу сотрудников. Оценка его директором.

9. Общие выводы. Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов, пути их ликвидации.

К характеристике обязательно прилагаются материалы, получен­ные через социометрию, референтометрию, анкеты, тесты, беседы и т.п. Без приложений этих материалов характеристики не принимаются и практика не засчитывается.

Примерный перечень методик на изучение личности и межличностных отношений школьника

 

Литература:

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Справочник по психодиагностике. – СПб., 1998

2. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. - Самара, 2003.

3. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. – Самара, 1998.

4. Психологическая практика студентов в школе. Методическое пособие для непсихологических факультетов. – Уфа, 2002.

5. Психологические тесты /Под ред. А.А.Карелина. в 2 т.

6. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.

 

Приложение2

МЕТОДИКА СОЦИОМЕТРИИ

Цель: выявление межличностных отношений в классе.

Ход выполнения. Перед началом опроса осуществляется инструктаж тестируемого класса. В ходе которого следует объяснить группе цель иссле­дования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Результаты тестирования не должны разглашаться в классе, они могуг быть представлены только психологу школы и/или классному ру­ководителю.

Инструкция. «При формировании Вашей группы, естественно, не могли быть учтены Ваши пожелания, поскольку Вы были недостаточно зна­комы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно опреде­лились, и для Вас и для Вашего руководства выгодно учитывать ваши поже­лания при организации деятельности вашего коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».

Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с классом. Отсутствие доверия, подозрения в том, что результаты опроса мо­гут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор.

После этого переходят к опросу, которому подвергаются все члены класса. Ученики записывают фамилии одноклассников, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указывают свою фамилию. В процессе опроса необходимо следить за тем, чтобы ученики не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности отве­тов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов класса, не следует препят­ствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно напи­сать на доске.

Каждый ученик имеет право выбрать только трех человек.

Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоцио­нальных связей, другие - деловых.

Бланк социометрического опроса

Ф.И.О.____________________________класс__________________________

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фами­лии членов вашего класса с учетом отсутствующих.

1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно

учиться в новом коллективе?

а)

б)

в)

2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?

а)

б)

в)

3. С кем бы из своей группы ты пошел в разведку?

а)

б)

в)

Обработка полученных данных. На основании результатов составля­ется матрица, куда записывается список класса, а в верхнюю строку - номе­ра, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке против номеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выбо­ров (1, 2 или 3). Например, поскольку Леонов выбрал 1) Алексееву, 2) Осипова и 3) Васильеву, то ставятся соответствующие выбора на пересечении седьмой строки со столбцами 1,9 и 3.

Если ученики выбрали друг друга, например, по данным приведенной матрицы Алексеева выбрала №10 Орлова, а Орлов выбрал №1 Алексееву, то эти два выбора (с координатами (1,10) и (10,1)) обводятся в кружок (взаим­ный выбор). В таблице они показаны индексами. Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек - кружками. Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма. Социоматрица - это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

 

Кто выбирает Кого выбирают
                    I!
1. А-ва. А. *                 2,  
2. Б-ва. К.   *                  
3. В-ва. В.     *       1,        
4. Д-ва. С.       *              
5. И-ва.В.         *       3,    
6. Ф-ва. А           *          
7. Л-в.В.     3,       *        
8. Н-в.К.               *      
9. О-в.С         1,       *    
10. О-в.О. 1,                 *  
11.П-В.С.                     *
Количество выбо­ров                      
Количество взаим­ных выборов                      

Для вычисления «индекса групповой сплоченности»- Сгр, количество полученных взаимных выборов (6), сравнивается с теоретически возможным

числом выборов

Показатель хорошей групповой сплоченности — 0,6 — 0,7

2. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, кото­рая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схе-

мы—«мишени».

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I) Внутренний круг — это «зона звезд» в которую попадают лидеры, набрав­шие максимальное количество выборов.

II) Второй круг — зона предпочитаемых, в которую, входят лица, набравшие количество выборов выше среднего показателя.

III) Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV) Четвертый круг — зона изолированных — те, которые не получили ни одного выбора.

Взаимный выбор обозначают сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбрал, к тому, кого выбрал он). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вы­черчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (старосты и др.) заштриховывают.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллекти­ве и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

Индивидуальные социограммы лидера «А» и изолированного «Б»

Для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе нередко строят индивидуальные социограммы, которые изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.

МЕТОДИКА ВЫДЕЛЕНИЯ ГРУППИРОВОК

Цель: определение микрогрупп в ученическом коллективе.

Для определения микрогрупп в коллективе можно воспользоваться со­циометрией. С этой целью следует провести обычный в этих случаях опрос, взяв за основу деловой или личный критерий. Используя ответы учащихся, составить две матрицы. Первая матрица заготавливается как и в случае со­циометрии. Эта матрица покажет статус каждого школьника в коллективе, а также его взаимные выборы. Вторая матрица - микрогруппы.

Вторая матрица строится только с использованием взаимных выборов, зафиксированных в первой матрице. Порядок ее построения следующий. За­готавливается сетка, как и для первой матрицы. Из верхнего левого угла в правый нижний проводится диагональ, перечеркивающая соотносящиеся по горизонтали и вертикали клетки. Из первой матрицы выбирается любой школьник, имеющий взаимный выбор. Его порядковый номер и фамилия за­носятся в первую строчку матрицы. Этот же номер проставляется в первой клетке сверху. Затем из первой матрицы выбираются те, кто находится во взаимном выборе с занесенным в первую строку, и записываются в следую­щие строчки с сохранением их порядковых номеров. Эти же номера заносят­ся в клетки сверху. В соответствующие клетки матрицы заносится знак "+". Выбор из первой матрицы надо продолжать до полной исчерпанности взаим­ных выборов у всех, кого заносят в следующие строчки. Иначе говоря, дол­жен замкнуться круг лиц с взаимным выбором. Микрогруппа может состоять из 2 - 7 человек.

Фамилия              
5. Некрасов   + + +      
6. Путьков +   + +      
7. Умалинов + +   +      
3. Ларионов +   +        
1. Курчина           +  
2. Карасева         +   +
4. Мурашова           +  

При помощи социометрии практикант установит наличие микрогрупп и их личный состав. Однако социометрия не позволит выяснить основание их возникновения и существования, она не покажет внутренние отношения, ценности, которые существуют в микрогруппе. Поэтому для более углубленного изучения микрогрупп следует воспользоваться другими методами и ме­тодиками: наблюдением, беседой, анкетированием.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА В КОЛЛЕКТИВЕ

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.

Ход проведения. Каждому школьнику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибальной системе. Оцениваются полярные качества: _______________

1. Дружелюбие 98765432 1 Враждебность
2. Согласие   Несогласие
3. Удовлетворенность   Неудовлетворенность
4. Увлеченность   Равнодушие
5. Результативность   Не результативность
6. Теплота взаимоотношений   Холодность
7. Сотрудничество   Отсутствие сотрудничества
8. Взаимная поддержка   Недоброжелательность
9. Занимательность   Скука
10. Успешность   Неуспешность

Чем выше бал, тем выше оценка психологического климата и наоборот. Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психоло­гического климата и их сравнение между собой, а также вычисление средней для коллектива оценки атмосферы.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...