Государственное устройство Финляндии. Макроэкономика. Финансы
Финляндия провозглашена суверенной республикой в 1919 г. Действуют 4 конституционных закона: “Форма правления Финляндии” от 17 июля 1919 г. с последующими изменениями; Устав парламента от 1928 г. с последующими поправками; Закон о праве парламента контролировать законность деятельности членов Госсовета и канцлера юстиции от 1922 г. и Закон о государственном суде от 1922 г. 14 февраля 1995 г. парламент одобрил проект конституционной реформы, предусматривающей переход полномочий по назначению премьер-министра Финляндии от президента к парламенту. 1 августа 1995 г. принята поправка к конституции, расширяющая гражданские права и свободы финнов, принимавшиеся ранее при законодательной процедуре. Глава государства – президент. С 1994 г. президент избирается путем прямых и тайных выборов всеми гражданами страны, имеющими право голоса, сроком на 6 лет (закон принят в июне 1991 г.). Право выдвинуть своего кандидата в президенты имеют все партии, представленные в парламенте, а также общественные организации и движения, собравшие за своего претендента не менее 20 тыс. подписей. Если ни один из кандидатов в президенты не наберет в процессе выборов более 50 процентов голосов, проводится второй тур выборов, к которому допускаются два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре. Время пребывания одного лица на посту президента ограничено двумя сроками. Согласно традиции президент после вступления в должность выходит из партии. Законодательная власть осуществляется совместно парламентом и президентом. Парламент – однопалатный, состоит из 200 депутатов, избираемых прямым голосованием по системе пропорционального представительства сроком на 4 года (в третье воскресенье марта в год выборов). Парламент имеет председателя и двух его заместителей. Согласно Уставу парламента, его председатель избирается сроком на один год. Он руководит пленарными заседаниями, однако при этом должен оставаться нейтральным, не имея права участвовать ни в обсуждениях, ни в голосовании.
Макроэкономика Финляндии
На 1997 год пришелся пик подъема финской экономики, начавшегося в 1994 году, в год выхода Финляндии из кризиса. По всем экономическим показателям и практически во всех отраслях промышленности наблюдался устойчивый рост на фоне благоприятных долгосрочных прогнозов и низких уровней инфляции и учетных ставок по кредитам. В 1997 г. объем ВНП вырос на 5,9% и составил в стоимостном выражении 618 млрд. фмк (доля госсектора в производстве ВНП – 16,7%), а объем промышленного производства в 1997 году был на 9% выше, чем в 1996 г. Такому росту способствовал экономический подъем в западных промышленно-развитых странах, с которыми у Финляндии сложились устойчивые торговоэкономические отношения, и улучшение рыночной ситуации в лесной и деревообрабатывающей промышленности, что, в свою очередь, было обусловлено укреплением курса доллара и фунта стерлингов к финской марке и ростом спроса на товары этих отраслей на внешнем рынке. В 1997 г. курс финской марки снизился по отношению к доллару почти на 15%. Такое ощутимое падение курса финской марки к доллару принесло лесоперерабатывающей промышленности около 1,2 млрд. фмк дополнительных доходов за счет роста экспорта. Работающая на экспорт финская промышленность получила при такой динамике валютных курсов дополнительную прибыль в размере около 2 млрд. фмк. Таким образом, хотя удельный вес лесоперерабатывающей промышленности в экспорте страны составляет примерно 31%, она получила более 50% прибыли от повышения курса доллара. Сравнительно большая выгода, полученная лесной промышленностью за счет фактической девальвации марки объясняется тем. что эта отрасль промышленности может тратить меньше валюты США на закупку сырья, нежели, например, металлообрабатывающая.
Степень загрузки производственных мощностей в промышленности в 1997 г. составила в прошлом году в среднем 86,5%. Рост производства в металлопромышленности составил в 1997 году 11,5%, в основном, благодаря росту экспорта. Почти на 20% возросло производство в электротехнической и электронной отраслях. Производство в лесной промышленности возросло в 1997 г. на 14,5% в связи с оживлением спроса на продукцию отрасли как на внутреннем (в частности, в связи с оживлением строительства), так и на внешнем рынке. Производство в химической промышленности лишь немного возросло в 1997 году. Основной причиной явились простои финских нефтеперерабатывающих заводов из-за профилактических ремонтов. Значительно возросло производство строительных материалов и производство в текстильной промышленности благодаря росту внутреннего спроса. Наоборот, в ряде отраслей по производству потребительских товаров, в частности, в производстве продуктов питания, рост был незначительным, а в швейной промышленности произошел даже некоторый спад производства. В целом, финансовое положение финской промышленности окрепло, крупные предприятия достигли лучших, чем когда-либо ранее, результатов своей деятельности, однако, относительная рентабельность промышленности оказалась ниже, чем в рекордном 1995г. Удельный вес фабрично-заводского производства в ВНП составил в 1997 г. 28,9%. Рост строительства в 1997 году был значительным и составил 15,5%. Это было обеспечено, в основном, за счет нового жилищного, промышленного и сельскохозяйственного строительства. В частности, строительство 31 тыс. новых жилых домов, 20 тыс. из которых строятся при финансовой поддержке государства. Одновременно был проведен большой объем ремонтных работ. Доля промышленности и строительства в производстве ВНП страны составила в 1997 г. 35,7%. Рост сельхозпроизводства составил в 1997 г. 7,5%. Несмотря на сухое лето, урожай зерновых вырос на 3% по сравнению с предыдущим годом. Возросло производство мяса, а производство молока сократилось. Доля сельского хозяйства вместе с охотой и рыболовством в ВНП страны составила в 1997 г. 2,9%.
Доли других отраслей экономики в производстве ВНП распределялись в 1997 г. следующим образом: торговля, общественное питание и коммунальные услуги – 10,4%, транспорт – 9,4% финансовые операции, страхование, операции с недвижимостью и услуги в сфере бизнеса – 18. 1%. Темпы роста внешней торговли в 1997 г. значительно превосходили показатели предыдущего года. Рост экспорта товаров и услуг составил 13,5%, экспорт товаров вырос на 15,5%. Рост импорта товаров и услуг составил 9,5%, импорт товаров вырос на 10,8%. Значительно возросла внешняя торговля с Россией: рост внешнеторгового оборота в 1997 г., составил в финских марках 29,4%, экспорт вырос на 36%, а импорт – на 22%. Внешняя торговля со странами-участницами ЕС возросла на 10%. Объем инвестиций в экономику Финляндии в 1997г. по сравнению с предыдущим годом увеличился значительно, на 11,5%, а их удельный вес в производстве ВНП страны составил 16,9% (16% в 1996 г.). На долю частных капвложений в 1997 году пришлось 84%, государственных – 16%. Уровень инфляции в течение всего 1997 г. был низким в связи с резким снижением учетных ставок по кредитам и значительным снижением расходов по страхованию безработицы и составил с декабря 1996 г. по декабрь 1997 г. 1,9%, а рассчитанный по индексу потребительских цен среднегодовой темп инфляции составил 1,2%. Основное влияние на изменение уровня инфляции оказало повышение цен на жилье, особенно в первой половине 1997 года. Частное потребление возросло в 1997 г. на 3,1% по сравнению с уровнем 1996 г. Наиболее заметный рост частного потребления был во второй половине прошлого года, когда наметилась тенденция улучшения ситуации с безработицей на фоне постоянных положительных прогнозов о благоприятном развитии экономики. Число занятых в народном хозяйстве выросло в 1997 г. на 43 тыс. человек, в основном, за счет роста числа рабочих мест в металлопромышленности, строительстве, торговле, на частных фирмах в сфере услуг, в здравоохранении и социальной сфере. Тем не менее, уровень безработицы в Финляндии продолжал оставаться высоким и составлял в конце 1997 года 14,5% (367 тыс. безработных).
По оценкам, рост ВНП страны в 1998 г. будет меньше, чем в 1997 г. и составит от 3, 5% до 3,9%. Тем не менее это будет один из самых высоких показателей среди стран ЕС. Объемы и темпы роста экспорта Финляндии также будут сокращаться. Однако, благодаря высокой конкурентоспособности финских товаров на мировом рынке, рост экспорта страны в 1998 году остался на высоком уровне, и составит, по предварительным оценкам, 6,5%. Экспортные цены при этом возрастут незначительно, не более 0,5%. Импорт товаров возрастет на 7,5%, импортные цены возрастут также как и экспортные незначительно. Инфляция в 1998 г. оставалась на низком уровне, однако, немного возрастет по сравнению с прошлым годом и составит 2%. На этом фоне сохранится и тенденция значительного роста внутреннего потребления, благодаря росту инвестиций (по оценке на 7%), в основном, в жилищное строительство. Спрос на рабочую силу в 1998 году продолжал увеличиваться и ожидалось, что уровень безработных в стране снизится к концу 1998 г. до 12,5%.
Финансы
Финансовое равновесие экономики Финляндии в 1997 г. оставалось стабильным, несмотря на то, что положительное сальдо платежного баланса по текущим операциям несколько сократилось по сравнению с прошлым годом. Ставки процентов по кредитам заметно сократились, а доходность банков возросла в течение 1997 г. Возросло количество кредитов. выдаваемых в финских марках, особенно кредитов на жилищное строительство. Дефицит госбюджета в 1997 году составил 0,9% от валового внутреннего продукта. Достигнутый показатель намного лучше, чем прогнозировало правительство и со значительным запасом отвечает необходимым критериям для вступления в Европейский валютный союз. В 1998 году впервые будет достигнут бездефицитный бюджет, и бюджетные доходы превысят расходы на 0,6%. Сбалансированное развитие экономики в 1997 г. благоприятно отразилось и на бюджетной сфере. Дефицит государственного бюджета сократился на три пункта и составил 4,1% от ВНП. Доходы от сбора налогов возросли на 8%, государственные расходы сократились. Тем не менее, государственный долг Финляндии вырос в 1997 г. на 5,8% и составил на 31. 12. 97 в стоимостном выражении 418 млрд. фмк или 67,7% от ВНП. Государственная задолженность в 1997 году увеличилась лишь на 16 млрд. фмк; ранее в годовом исчислении рост госдолга составлял более 50 млрд. фмк. Темпы роста задолженности, по оценкам, будут продожать снижаться. Государственная валютная задолженность полностью долгосрочная, и в конце 1997 г. включала следующие основные валюты: экю (8%), немецкие марки (29%), французские франки (16%), японские йены (11%) и американские доллары (10%). На долю других валют приходилось 26% валютного долга.
Задолженность государства в 1997 году составила около 56% от стоимости национального продукта, что удовлетворяет показателю – 60% – рекомендованному для вступления в Европейский валютный союз. Правительство заявляет, что предпосылкой продолжения жесткой линии в отношении расходов госбюжета является не стремление соответствовать критериям Европейского валютного союза, а рост государственной задолженности. Финляндия не может позволять себе те темпы увеличения госдолга, которые еще отмечаются сегодня. Соответствие критериям ЕВС на самом деле достаточно простая задача по сравнению с задачей сбалансирования национальной экономики. Объем валютных запасов Финляндии на конец 1997 года составил 51,4 млрд. фмк по сравнению с 36,4 млрд. фмк в 1996 году. По оценке Moody's (март 1998 г.) кредитный рейтинг Финляндии улучшился и имеет показатель Аа1, в 1996 г. – Аа2. Рейтинг Aal – является вторым после наивысшего Ааа. Финляндия присоединилась к Европейскому механизму валютных курсов (ЕМВК) с 14 октября 1996 года, стремясь к более тесному сотрудничеству в области валютной политики с другими странами ЕС. Присоединение к ЕМВК, по мнению финских экономистов, не должно существенно сказаться на проводимой страной финансово-кредитной политике. ЕМВК позволяет довольно значительное колебание внешнего курса по отношению к валютам стран-участниц ЕМВК (15%), в то время как реальные изменения внешней стоимости финской марки уже долгое время составляют заметно меньшие величины. ЕМВК определил средний курс финской марки по отношению к экю – 5,85, немецкой марке – 3,04. Курс финской марки по отношению к доллару нa 7.01.98 составлял 5,5334 фмк за 1 долл. США. Динамика изменения валютного курса за последние годы (средний курс, фмк за 1 долл.): 1994г. – 5,2184; 1995 г. – 4,3658; 1996 г. – 4,5905; 1997 г. – 5, 1944). По-прежнему важнейшей целью всей денежной политики Финляндии остается сохранение стабильного уровня потребительских цен, то есть недопущение более чем 2% годовой инфляции, как это было провозглашено Банком Финляндии в феврале 1993 года. Индекс потребительских цен к концу 1997 г. возрос на 1,9%. Значительных изменений цен не ожидается, как и каких-либо резких колебаний стоимости рабочей силы. Факторы, сдерживавшие инфляцию в 1997 г., продолжали оказывать влияние на ограничение роста цен и в 1998 году. В соответствии с Временным обобщенным индексом потребительских цен ЕС, их рост в Финляндии в декабре 1997 г. составил в годовом исчислении 1,6% и находился на среднем уровне инфляции в странах ЕС. В 1997 году правительством велось активное формирование общественного мнения по вопросу необходимости присоединения Финляндии к третьему этапу Европейского валютного союза (ЕВС). Ведущие специалисты финансовой политики Европы четко заявляли, что третий этап Европейского валютного союза начнется в соответствии с ранее принятым временным графиком, т. е. с 1999 года.
Инвестиции. Экспорт
Инвестиционная политика Финляндии определяется ее местом в международном разделении труда, членством в ГАТТ и Европейском Союзе и возрастающей инвестиционной активностью финских крупных компаний на внешних рынках, в том числе ряда стран СНГ, особенно России и Балтии. В связи со вступлением в ЕС, с начала 2000 года в Финляндии будут отменены последние ограничения, касающиеся иностранного владения, за исключением компаний, работающих в оборонной промышленности. В настоящее время иностранным предпринимателям в Финляндии при осуществлении инвестиций предоставляется национальный режим с изъятиями, предусмотренными в соответствующих межправительственных соглашениях. Согласно Закону об осуществлении контроля над закупками предприятий иностранцами от 1992 г., иностранные юридические лица могут свободно приобретать акции финских компаний вплоть до 100% с определенными ограничениями, существование которых определяется государственной монополией на некоторые виды деятельности. Также финское законодательство разрешает вывоз капитала из страны для инвестиционной деятельности за рубежом. Особое значение в Финляндии придается содействию в инвестиционной деятельности мелким и средним предприятиям, которым предоставляются определенные условия налоговых льгот, займов и субсидий. Меры государственной поддержки предоставляются и иностранным инвесторам, которые намерены осуществлять деятельность в районах Финляндии, требующих перспективного развития (особенно восточный и северный регионы) в зависимости от выбора конкретного района и сферы предпринимательской деятельности. При этом, размер государственной субсидии может варьироваться в пределах от 20 до 45% стоимости проекта. Предпочтительными отраслями являются: производство, туризм и сфера услуг. Таким образом, государство стремится к привлечению иностранного капитала для стимулирования роста экономики страны, а стабильность законодательного регулирования и условия инвестирования иностранного капитала обеспечивают привлекательность финского инвестиционного рынка. Общий объем инвестиций, вовлеченных в экономику Финляндии в 1997 году, увеличился на 11,5% по сравнению с предыдущим годом. Оживление инвестиционной активности имело место в лесной отрасли, строительстве, в том числе в объекты транспортных инфраструктур, в сфере торговли, услуг, туризма и гостиничного комплекса. Некоторое снижение в привлечении инвестиций по сравнению с предыдущим годом было в энергетической, целлюлозно-бумажной, деревоперерабатывающей, пищевой, металлургической, некоторых видах металлообрабатывающих отраслей промышленности и сельском хозяйстве. Особых изменений не наблюдалось в текстильной, швейно-трикотажной, кожевенно-обувной, пушно-меховой, фармацевтической, медицинской отраслях производства. Общая накопленная сумма прямых иностранных инвестиций в экономику Финляндии, включая 1997 год, составила 48,9 млрд. фмк и увеличилась за 1997 год приблизительно на 8 млрд. фмк или 19% по сравнению с предыдущим годом. В стране действует около 1 тыс. фирм, в которых доля иностранного владения превышает 20%, их совокупный оборот составляет около 60 млрд. фмк и численность персонала – 45 тыс. чел. Крупнейшие финские компании имеют значительную, в некоторых случаях, основную долю иностранного владения. Так, у компании «Нокиа», «Хухтомяки», «Сканска», «НСС Поулиматка» в иностранном владении находится более 70% акций, у фирм «Тампелла» – более 60%, «Валмет», «Тамро», «Култор», «Бенефон» – более 50%, «Райсио» – более 45% акций. В 90-е годы иностранные инвестиции в Финляндии направляются в основном в промышленность (около 60%), хотя по количеству иностранные фирмы больше действуют в сфере торговли и прочих услуг. Самым крупным инвестором в Финляндию в 1997 году являлась Швеция (23%), затем Нидерланды (9%). Бельгия (7,3%) и США (3,3%). Общий накопленный объем прямых инвестиций Финляндии за рубежом на конец 1997 года составил более 104 млрд. фмк и увеличился приблизительно на 23 млрд. фмк или 28% по сравнению с 1996 годом. Финские инвесторы вложили в 1997 году за границу почти в три раза больше, чем иностранные инвесторы в Финляндию. Наиболее активно за рубеж инвестирует финская промышленность (до 80% годового объема капвложений), банки и страховые компании. Особое место в географии инвестиций в 90-е годы занимают страны ЕС (в 1997 году 61%), США (13%), Юго-Восточной Азии (4,3%), а также Балтии и Россия. У многих крупных финских концернов, как например «Оутокумпу», «Кемира», «Альстрем», «Коне» и «Хухтамяки» торговый оборот зарубежных подразделений уже превышает стоимость прямого экспорта продукции из Финляндии. Вместе с тем, у таких фирм как «Нокиа», «Несте», «Энсо», «УПМ-Кюммене», «Метса Серла» стоимость традиционного экспорта все еще превышает оборот их зарубежных подразделений. Расширяя международную деятельность, финские фирмы стремятся улучшить конкурентоспособность своей продукции путем размещения своих производств вблизи сырьевых источников и дешевой рабочей силы, а также основных рынков сбыта. Основными институтами и фондами, действующими в Финляндии, которые осуществляют поддержку инвестиционной деятельности отечественных компаний как внутри страны, так и за рубежом, являются организации «Кера», «Финнфанд», «Норум» ("Северо-западный фонд венчурного капитала»), «Ситра», «Текес», и ряд других. Эти фонды, в отличии от ЕБРР, ЕИБ и СИБ, ориентированы на финансирование проектов для средних и малых предприятий. Практически всегда предполагается участие в проекте финского или другого европейского партнера. Фонды тесно координируют свою деятельность с министерствами торговли и промышленности, иностранных дел, окружающей среды, транспорта и связи, другими правительственными ведомствами. Основная цель – содействие в привлечении иностранных инвестиций и поддержка венчурных финских проектов за рубежом. Фонды оказывают консультативную и техническую помощь фирмам по управленческим и юридическим вопросам, а также по созданию новых компаний. Инвестиционный фонд «Кера» – кредитная организация, специализирующаяся на развитии регионов и рисковом финансировании мелких и средних предприятий. 99,95% акций принадлежит Правительству. «Кера» имеет сеть своих региональных представительств в Финляндии и за рубежом, в т. ч. в Санкт-Петербурге. С объемом разрешенного кредитования до 6,7 млрд. фмк в год, участвует в венчурном финансировании компаний с участием финского капитала. Фонд финансирования совместных инвестиций и промышленного сотрудничества «Финнфанд» содействует инвестиционной деятельности финских компаний в различных странах. Фонд инвестирует в акционерный капитал перспективных совместных фирм и предоставляет средне и долгосрочные валютные кредиты на конкурсных условиях (до 50% от участия финского партнера по проекту). На конец 1997 г. фонд имел только 2 реализуемых и 7 перспективных инвестиционных проектов в России. В целом объем финансирования восточноевропейских государств составляет в настоящее время 180 млн. фмк в год, в т. ч. России – 10 млн. фмк. "Северо-западный фонд венчурного капитала» создан ЕБРР при участии средств Северных стран в 1995 году для инвестирования около 30 млн. долл. в акционерный капитал перспективных российских предприятий, главным образом, Мурманской и Архангельской областей и Республики Карелия. Финская управляющая компания - «Норум» осуществляла реализацию 3 проектов, финансирование по которым обеспечивалось в 1997 году. Независимый фонд «Ситра», основанный в 1950 году, является инвестором в финские предприятия, производящие высокие технологии, как правило, на начальной стадии их деятельности. В 1991 году «Ситра» вышла из подчинения Банка Финляндии и стала независимым фондом, ответственным непосредственно перед парламентом. Обычно его инвестиции составляют 0,5-10 млн. фмк. Имеет свою собственную сеть внутренних и иностранных партнеров и может содействовать поиску дополнительных источников финансирования. Фонд «Ситранс» учрежден в 1991 г., как российско-финское предприятие, осуществляющее трансфер российских передовых технологий, субподрядные и консультационные работы в российском оборонном комплексе, консультации фирм и организаций в сфере развития предпринимательства, производственной кооперации и т. д. "Финский экспортный кредит» – специальная финансовая компания, предоставляющая средне- и долгосрочные кредиты. Компания финансирует международные операции и внутренние поставки финских фирм, принадлежит правительству Финляндии. «Финский экспортный кредит» финансирует проекты как под государственные, так и под коммерческие гарантии. В 1997 году вошел в холдинг с банком «Постипанкки». Кредиты предоставляются в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭРС) на строительство морских судов и в виде субсидий для развивающих государств в рамках международных соглашений. Рыночные кредиты используются финскими фирмами для финансирования экспорта и других международных операций, а также для внутренних поставок средств производства. «Финский экспортный кредит» привлекает средства для финансирования, в т. ч. из-за рубежа. СИБ-Северный инвестиционный банк, – с центральным офисом в г. Хельсинки, осуществляет инвестиции в проекты на территории Северных и третьих стран. СИБ получает финансовые ресурсы на международном рынке капиталов и предоставляет долгосрочные кредиты под соответствующее реальное обеспечение. Тесно сотрудничает с экологическим фондом «Нефко». В настоящее время СИБ рассматривает возможность предоставления кредитов под инвестиционные проекты в России в соответствии с подписанным с правительством РФ соглашением. Однако ратификация этого соглашения ожидалась в1998 году и конкретных шагов по финансированию не предпринято. Ранее, до 1990 года, СИБ предоставлял кредиты Внешэкономбанку. Центр развития технологии Финляндии ТЕКЕС – предназначен для разработки конкурентоспособных товаров и внедрения высоких технологий. ТЕКЕС осуществляет финансирование фирм, исследовательских институтов и университетов для проведения научных исследований и освоения производства с использованием ноу-хау. Муниципальный финансовый фонд – его акции полностью принадлежат пенсионным фондам местного самоуправления. Средствами фонда могут воспользоваться региональные власти, объединенные муниципальные советы и сотрудничающие с ними компании. Муниципальный финансовый фонд занимается долгосрочными кредитами как в финских марках, так и в других валютах, муниципальными ценными бумагами и лизингом. Муниципальная организация для финансирования жилищного строительства производит долгосрочное финансирование новых муниципальных проектов и ремонта зданий. Центр госгарантий Финляндии. Основной функцией центра является содействие расширению экспорта и поддержка мелких и средних финских предприятий, путем предоставления государственных экспортных гарантий на коммерческих условиях. В 1997 для некоторых российских банков были увеличены сроки кредитования с 2 до 5 лет. Центром введены специальные условия для компенсации среднесрочных рисков при поставках в Россию. Для долгосрочных кредитных соглашений возможно предоставление гарантий при условии организации встречных поставок из России, в виде инструмента гарантии возврата кредита. В ноябре 1997 года при участии Минфина РФ и Центра госгарантий Финляндии подписаны Межправительственные меморандумы о взаимопонимании по предоставлению гарантий на сумму около 2 млрд. фмк. Центр гарантий имеет соглашение с ОПИК США (Overseas Private Investment Corporation) с целью поддержки финско-американских проектов в России и странах Балтии. Кроме того, Центр осуществляет сотрудничество с кредитными агентствами Германии, Англии, Франции и Швеции. Наряду с указанными выше фондами, существенными инвестиционными возможностями обладают крупные финские фирмы. Однако их активность пока не отвечает как их потенциальным возможностям, так и объемам участия в двухстороннем сотрудничестве с учетом имеющейся у них ранее многолетней совместной деятельности на российском рынке. Финляндия активно сотрудничает с международными организациями и финансовыми институтами в осуществлении инвестиционной деятельности. В частности, по программам Евросоюза ТАСИС, «Интеррег», «Фаре», по линии которой на регионы, граничащие с Финляндией, ежегодно выделяется около 400 млн. фмк (по оценке финских источников, финские фирмы участвуют приблизительно в 30% проектов ТАСИС) и в реализации проектов под кредиты ЕБРР, МБ, СИБ и других. Общая сумма бюджета Финляндии на сотрудничество сопредельных регионов осталась в 1997 году примерно на таком же уровне, как и в 1996 году и составила 234 млн. фмк. Основными субъектами сотрудничества в рамках взаимодействия сопредельных регионов по-прежнему оставались территории Северо-запада России и страны Прибалтики. Координирующим центром инвестиционного сотрудничества между Россией и Финляндией являются Межправительственная Комиссия по экономическому сотрудничеству (МПК) и действующие в ее рамках рабочие группы по инвестиционному сотрудничеству и по сотрудничеству сопредельных регионов, которые проводят значительную работу по содействию реализации имеющихся совместных проектов, а также по уточнению пилотных проектов, представляющих интерес как на российском федеральном, так и региональном и местном уровне, по технико-экономическому их обоснованию и определению приоритетности их решения, а также поиску возможных средств финансирования. Общий объем прямых инвестиций финских компаний в Россию за последние 10 лет, по оценкам Банка Финляндии, составил на конец 1997 года 1,5 млрд. фмк (около 300 млн. долл.), чуть более 1% всех финских инвестиций за рубежом. К примеру, объем прямых инвестиций Финляндии в российскую экономику в 1997 году, составил 319 млн. фмк (61 млн. долл.) или всего 1,4% от общего объема финских зарубежных инвестиций (22879 млн. фмк). Дальнейшему развитию инвестиционного сотрудничества могут способствовать имевшие место в 1997 году договоренности, достигнутые в ходе встреч Президентов и Премьер-министров двух стран, а также проведенная третья сессия Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству и реализация Сторонами пакета двусторонних документов о финансировании и гарантировании проектов инвестиционного сотрудничества. Определенное содействие возможности повышения делового имиджа России, в том числе в Финляндии, улучшения инвестиционного климата и привлечения иностранного капитала в российскую экономику может оказать достигнутая договоренность с Парижским и Лондонским клубами по определению конкретных действенных решений для России по ее кредитам и долгам с другими странами, а также принятие конкретных мер по ускорению реструктуризации имеющейся задолженности по Финляндии. Кроме того, позитивное влияние на дальнейшее развитие торгово-экономических двусторонних отношений, могла бы оказать практическая реализация как на общегосударственном, так и региональном и местном уровнях обеих стран подписанного 27 ноября 1997 г. пакета документов о финансировании и гарантировании проектов инвестиционного сотрудничества, т. е. Меморандумы о взаимопонимании, о предоставлении финансирования под гарантию или под комфортное письмо Правительства РФ. По заявлению финского Центра государственных гарантий (ЦГГ) при положительном решении Российской стороной вышеуказанных вопросов общая сумма инвестиций Финляндии в российскую экономику в ближайшие 2-3 года могла бы достичь 1 млрд. долл. Из неевропейских промышленно-развитых стран экспорт Финляндии в США остался на уровне 1996 г., а экспорт в Японию сократился на 17%. Товарная и отраслевая структура импорта. Устойчивый рост промышленного производства в Финляндии в 1997 г. стал основной причиной увеличения импорта сырья и полуфабрикатов, а рост частного потребления на 3,1% – значительного повышения импорта продуктов питания, потребительских товаров и услуг по зарубежному туризму. Структуру финского импорта в 1997 г. составляли следующие группы товаров: сырье, полуфабрикаты и производственные материалы, включая сырую нефть (57,2%); топливо (3,7%); инвестиционные товары (15%); потребительские товары (21,9%); другие товары (2,1%). Импорт сырья, полуфабрикатов и производственных материалов вырос в 1997 г. на 14% по сравнению с предыдущим годом и в стоимостном выражении составил 91 млрд. фмк. Импорт сырья и материалов для металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности возрос на 15%. Импорт сырья для металлургической промышленности увеличился в 1997 г. на 11%, сырья для целлюлозно-бумажной промышленности – на 14%. Импорт сырой нефти сократился в 1997 г. на 3%. 33% от всего объема импортируемой нефти Финляндия ввозила из России, 30% – из Норвегии и 15% – из Великобритании. Импорт топлива в 1997 г. увеличился на 3%. Импорт природного газа лишь немного вырос по сравнению с предыдущим годом и в стоимостном выражении составил 1,6 млрд. фмк. Импорт инвестиционных товаров вырос в 1997 г. на 10%. Импорт машин и оборудования увеличился на 13% и составил 20 млрд. фмк. Импорт грузовых транспортных средств сократился на 15%. Импорт потребительских товаров вырос в 1997 г. на 13% и составил 35 млрд. фмк. В Финляндию было ввезено 112 тыс. легковых автомобилей или на 8 тыс. (на 7%) больше, чем в 1996 г. 27% импортированных Финляндией легковых автомобилей было ввезено из Германии и 17% – из Японии. Импорт других потребительских товаров длительного пользования вырос на 18%. Импорт продуктов питания вырос на 14%. В этой группе товаров значительно увеличился импорт молочных товаров и кофе. Импорт текстильных изделий и одежды вырос на 16%, лекарственных препаратов на 20%. Географическое распределение импорта. Удельный вес стран ЕС в импорте Финляндии в 1997 г. составил 60%. На долю Германии пришлось 15% всего импорта, закупки товаров Финляндией из этой страны возросли в 1997 году на 8%. Импорт из Франции вырос на 20%, из Нидерландов – почти на 25%, из Швеции – на 13%. Из стран ЕС лишь импорт Финляндии из Великобритании сократился на 3%. Основными статьями импорта из стран-членов ЕС были машины и оборудование. Импорт из стран ЕАСТ вырос в 1997 г. на 5%, причем импорт из Норвегии остался практически на уровне предыдущего года. Более 30% импорта из Норвегии составляли нефть и нефтепродукты. Импорт Финляндии из России вырос в 1997 году более чем на 22% и составил 12, 5 млрд. фмк. 50% импорта из России составляли энергоносители (сырая нефть, природный газ и электроэнергия). Наиболее существенно, на 32%, возрос импорт российской нефти. Импорт Финляндии из стран Балтии составил 2,5 млрд. фмк, что на 27% выше чем в 1996 г., из которых 2,2 млрд. фмк пришлось на Эстонию. Импорт из США был в 1997 г. больше, чем в предыдущем году. Импорт из Японии вырос в прошлом году на 17% за счет увеличения закупок легковых автомобилей, машин и оборудования. Торговый баланс. Положительное сальдо торгового баланса Финляндии возросло в 1997 г. почти на 8 млрд. фмк и составило 52,5 млрд. фмк. Положительное сальдо в торговле со странами ЕС возросло на 2 млрд. фмк и составило 18 млрд. фмк. В торговле со странами ЕАСТ Финляндии удалось преодолеть дефицит торгового баланса 1996 г. и в 1997 г. экспорт и импорт в торговле с этими странами находились в относительном равновесии. Примерно равные значения положительного сальдо торгового баланса – по 15 млрд. фмк, сложились в торговле Финляндии с остальными европейскими и с развивающимися странами, а с неевропейскими промышленно-развитыми странами составило в 1997 г. 3 млрд. фмк. В торговле с Россией положительное сальдо торгового баланса составило в 1997 г. 2,9 млрд. фмк., что почти на 1 млрд. фмк превысило положительное сальдо в торговле между странами в предыдущем году.
Экспорт
В экономической политике особое место занимает развитие приоритетных отраслей промышленности, которые в значительной степени сориентированы на экспорт. В первую очередь, это целлюлозно-бумажная промышленность, деревообработка, электротехническая и электронная промышленность, судостроение. Зависимость экономики Финляндии от внешней торговли еще больше возросла в 1997 г.: удельный вес экспорта товаров и услуг в ВНП страны составил 39,8% (в 1996 г. – 38,2%). Товарооборот внешней торговли Финляндии в 1997г. составил 370,9 млрд. фмк, из которых на экспорт пришлось 211 млрд. фмк, что на 14% выше, чем в 1996 г. Импорт возрос на 12% и в стоимостном выражении составил 159 млрд. фмк. По объему экспорт вырос на 16%, а импорт – на 11%. В результате положительное сальдо торгового баланса составило в 1997 г. 52,5 млрд. фмк, что почти на 8 млрд. фмк больше, чем в 1996 г. В 1997 г. экспорт значительно вырос по всем ориентированным на внешний рынок отраслям. Экспорт металлообрабатывающей, машиностроительной и электротехнической промышленности вырос на 16% по сравнению с предыдущим годом. В стоимостном выражении экспорт машин и оборудования составил 70 млрд. фмк. что соответствует росту почти в 20%. Наиболее заметно вырос экспорт высокотехнологичных товаров, электротехнических машин, приборов и оборудования. В частности, экспорт телекоммуникационной аппаратуры составил 24 млрд. фмк, на 32% выше чем в 1996 г. Значительным был и рост экспорта вычислительной техники и научных приборов и оборудования. Экспорт транспортных средств в 1997 г. немного сократился по отношению к предыдущему году, в основном, за счет значительного сокращения экспорта судов и ледоколов, который в стоимостном выражении составил лишь 4,7 млрд. фмк, что соответствовало сокращению по сравнению с предыдущим годом на 37%. Однако, благодаря государственной поддержке портфель заказов на строительство новых судов заметно пополнился к концу 1997 г. и ожидается рост экспорта судов. В металлургической промышленности экспорт чугуна и стали остался на уровне 1996 г. В экспорте цветных металлов на 32% возрос экспорт меди. Экспорт в лесной промышленности существенно вырос в начале 1997 г. и по итогам года рост составил 10%. Экспортные цены на продукцию отрасли сократились в 1997 году в среднем на 2%. В целлюлозно-бумажной промышленности спрос на целлюлозу, газетную бумагу и высококачественные сорта бумаги постепенно увеличивался. В итоге экспорт бумаги и картона вырос на 10%, а целлюлозы на 20%. Рост экспорта по всей бумагоделательной промышленности Финляндии составил в среднем 20%. Экспортные цены на товары этой промышленности сократились на 5%. Значительно в<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|