Проблемы становления демократии в Азербайджане
Будучи продуктом человеческого сознания, демократия, в ходе развития и совершенствования общества, обогащается новыми идеями, положениями и практикой. Каким бы сложным не был путь в демократию, мировая практика показала, что она отвечает интересам наций. Если взглянуть на историю Азербайджана, то можно увидеть яркие примеры демократического Ренессанса, и долгий период сосуществования в рамках единого тоталитарного пространства[3]. Демократия – "форма государства, при которой большинство народа ясно заявляет о своем согласии передать власть управления определенным представителям народа, но оговаривая за собой право контроля. Изменение значения понятия демократии приводит к тому, что его относят уже не только к форме государства, но оно включает социальные и политические силы, а также стремление к их демократизации, из чего при соответствующих условиях возникает практика демократии"[4]. Совершенно очевидно, что современная демократия - не просто термин, ставший модным в эпоху глобальных трансформаций. Это выходящий за пределы политологического понятия образ формирования Нового мирового порядка. Если быть еще более точным, демократия в XXI веке это стратегия формирования гомогенной миросистемы. Но насколько эта миросистема соответствует целям и устремлениям всех субъектов международных отношений, вопрос совершенно иной. Основа будущих перемен в Азербайджане была заложена в 1993-1996-е годы. В статье 7 Конституции Азербайджанской Республики записано: "Азербайджанское государство – демократическая, правовая, светская, унитарная республика". А в статье 12 провозглашено: "Обеспечение прав и свобод человека и гражданина – высшая цель государства".
Новая власть, взяв курс на интеграцию в евро-атлантическое пространство, начала строить совершенно иную общественно-политическую и экономическую структуру, приоритетом стал вывод страны из изоляции и построение гражданского общества. С 1996 года, после преодоления угроз государственных переворотов, ситуация в стране начала кардинально меняться. Сегодня в Азербайджане преодолен политический и экономический кризис, имевший место в начале 90-х гг. ХХ в., установлена относительная общественно-политическая стабильность, закладывается базис гражданского общества. Либерализация экономики создали благоприятные возможности для интеграции страны в глобальную экономическую систему. По оценкам 2004 года, Азербайджан имеет хороший уровень по степени экономической свободы: налоговая политика (89%), инфляция (70%), торговая политика (93%), кредитный рейтинг (96%), экономическое регулирование (43%). По социальным расходам ситуация ниже: расходы на образование (51%), расходы на здравоохранение (26%), иммунизация (96%). Блок правового регулирования имеет наименьшие оценки: политические права (37%), гражданские свободы (41%), контроль над коррупцией (19%), эффективность правительства (24%), законодательный режим (49%), избирательные права (32%) (рис.1.)[5]. Рис.1. Оценки уровня свободы Азербайджана, %
Таким образом, в Азербайджане все еще нет системы справедливого госуправления. В Азербайджане серьезной проблемой остается контроль над коррупцией, и самый плохой показатель Азербайджан имеет по данному вопросу. Практически любое современное государство может при определенных условиях обрести демократическую форму правления. Вопрос заключается скорее в том, чтобы сохранить демократию, сделать демократическую форму правления устойчивой. А для реализации этой цели важно иметь соответствующую экономическую базу.
Поэтому, сегодня одной из приоритетных задач политической элиты Азербайджана является трансформация экономических достижений в фактор формирования нового демократического сознания. Совершенно очевидно, что для трансформационного общества крайне сложно перенять новые поведенческие нормы и стереотипы. Как таковые они формируются по мере изменения социокультурной среды, политических приоритетов и условий благосостояния населения. Иными словами, демократизация вносит новые сегменты в социально-культурную жизнь азербайджанского общества, стараясь изменить ее и вклинить новые поведенческие нормы. Демократия – форма цивилизованного политического соперничества, где оппонентами выступают наиболее подготовленные и сильные представители элит общества. Это ни в коей мере не ставит под сомнение то, что она является лучшей формой народовластия, ибо более совершенного человечество еще не придумало. Но борьба эта осуществляется между лидерами и теми, кто формирует стратегию развития на перспективу. Поэтому демократию стоит рассматривать сугубо как продукт внутреннего развития того или иного социума. К тому же, в основе строительства демократии лежат мир, стабильность и стратегия (устойчивого) константного развития общества. В данном контексте, наиболее сложный выбор верной и перспективной стратегии развития предстоит трансформационным обществам, которые в настоящее время осуществляют транзит из одной системы в другую и при этом подвержены не только влиянию "третьей демократической волны", но и целого комплекса таких понятий как "модернизация", "вестернизация", "мультикультурализм" и т.д. Вместе с тем, в то время как индивидуальная свобода в начале века все явственнее рассматривается, как часть геостратегического стремления построить "стабильный и безопасный мировой порядок", мы зачастую сегодня являемся свидетелями отката мондиализма в пространство, отвергающее внутреннее и внешнее инакомыслие. Иначе говоря, сегодня мир не стал более безопасным. Скорее, наоборот. Некоторые субъекты международных отношений все еще остаются приверженными жесткой блоковой и идеологической дисциплине. Несмотря на то, что по сути отсутствует спрос на единоличное лидерство в глобальном плане, всеобщее осмысление новой ситуации еще не произошло и мы все еще являемся свидетелями нарушенного полицентричного баланса в рамках многосторонних институтов. Это оказывает существенное влияние и на формирование политики в отношении трансформационных обществ, в которых извне осуществляются "бархатные" сценарии в угоду корыстных геополитических и геоэкономических интересов.
Ущерб делу универсализации демократических ценностей наносятся попытками под флагом "защиты демократии" грубо вмешиваться во внутренние дела стран, оказывать на них политическое давление, навязывать двойные стандарты в оценке избирательных процессов, состояния гражданских прав и свобод. Российский политолог и экономист В. Иноземцев писал, что "как и любой культурный феномен, как любой интеллектуальный продукт, демократия не терпит примитивизации – а только это и может стать результатом её насаждения силой"[6]. Очевидно, что вызов, который будет брошен незападными обществами западным заключается в том, что несовместимость западной демократии с внутренними институциональными устоями незападных обществ станет основой нового глобального противостояния. В данном контексте актуальной становится сама концепция "мягкого" суверенитета, которая заключается в том, что появление принципа суверенного государства было обусловлено историческими обстоятельствами прошлого, и она была оправдана. Однако сегодня абсолютизация суверенности государства недопустима, ибо она вредит его интеграции в мировые сообщество. Политические события последних десятилетий, ускорение темпов глобализации показывают, что этот принцип все менее отвечает требованиям современности. Азербайджан вступает в новую эпоху, в период действенных и динамичных шагов, когда общество может оправданно доверять властям перспективу завтрашнего дня. Поэтому именно от действенности власти и качественной работы бюрократического аппарата зависит успех демократической трансформации. Этот аспект необходимо подчеркнуть[7].
Проблема конструктивной оппозиции, за исключением наличия как правило нескольких "квази" групп, одна из самых актуальных в транзитарных демократиях. В Азербайджане такая поставка вопроса также актуальна. У этой проблемы есть как объективные, так и субъективные аспекты. Но факт остается фактом, что мы, к сожалению, стали свидетелями губительных последствий отсутствия реальной демократической оппозиции еще при пропорциональной системе представительства в парламенте. Национальный демократический транзит обусловил переход из смешанной избирательной системы в исключительно мажоритарную. Такой подход способствовал нашей цели оздоровить общество, не потеряв при этом преимуществ демократии, соревновательности и разделения властей. Если мы хотим, чтобы наше общество было устроено демократически, чтобы оно обладало демократическими институтами, то мы должны быть готовы к тому, что избирательная власть - это олицетворение воли народа. В Азербайджане переход к мажоритарной системе был шагом к развитию политической конкуренции, усилению оппозиции на местах. Хотя не секрет, что свою роль сыграли наличие и неустроенность более одного миллиона беженцев и насильственно перемещенных лиц в результате оккупации Арменией более 20% территории Азербайджана. Свою "лепту" внесли и некоторые клиенталистские группы, прикрывающиеся партийной фразеологией. Особенностью азербайджанского общества является то, что оно находится под воздействием не только восточных ценностей, но и западных. Два начала, сливаясь в нечто единое, направляли жизнь азербайджанского народа на протяжении долгой истории. Находясь на рубеже Востока и Запада, постоянно являясь ареной столкновения интересов, Азербайджану самой историей предначертана роль моста различных цивилизаций. Вероятно, именно социокультурная и географическая близость Азербайджана к Европе и предопределила вектор становления внутренней составляющей политического пространства, где в конвергенции сосуществуют неоконсерватизм и либерализм. Необходимым условием демократизации является взаимосвязь государства и гражданского общества. Демократизацию нельзя определять как упразднение государства и достижение стихийно складывающего соглашения между гражданами. Государство и гражданское общество – две стороны одной медали. Они являются друг для друга условием демократизации. В институтах государственной власти следует видеть инструменты, с помощью которых проводятся в жизнь законы, провозглашается новая политика, удерживаются в четко определенных правовых границах неизбежные конфликты между отдельными интересами и предотвращается принесение гражданского общества в жертву новым формам неравенства. "Демократия – это всегда трудный, непрерывно расширяющийся процесс распределения власти и публичного контроля за её исполнением в рамках политики, отмеченной наличием институционально разных – но всегда связанных между собой – сфер гражданского общества и государства"[8]. Качество их повседневной жизни прямо зависит от качества общественно-политической системы. И здесь, конечно, страна пока в начале пути, предстоит решить еще немало задач.
Без общей политической корректности и понимания национальных задач, стоящих перед всеми группами – политическими и общественными, будет крайне сложно построить реально демократическое пространство. Азербайджанское общество подошло к той ступени развития, когда партии должны повышать уровень политической культуры, осваивать навыки межпартийного диалога и коалиционных действий, должны учиться приходить к власти и расставаться с ней по воле народа. В соответствии с этим национальный демократический транзит должен рассматриваться в контексте: 1) постепенного транзита внутреннего национального потенциала и институциональных традиций, сложившихся в азербайджанском обществе; 2) интенсивного экономического развития, которое способствует постепенной демократизации массового сознания и в целом общественного развития, так как обеспечение финансовой независимости государства создает предпосылки повышения внутреннего благосостояния его граждан и смены поведенческих настроений; 3) транзита общественного сознания в русло постиндустриальных ценностей и трансформации Азербайджана в "новый индустриализм", где будет происходить модификация политических и социальных архетипов; 4) усиления составляющей страны на региональном уровне и целенаправленной инвестиции в граждан страны, творческий и духовный потенциал которых станет ключевым ресурсом обеспечения конкурентоспособности государства в мире завтрашнего дня; 5) постепенного формирования в обществе новых поведенческих норм и выявления новых акцентов в демократическом сознании. Этот контекст должен служить основой поэтапной демократизации и формирования гражданского общества в транзиторном Азербайджане. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Азербайджан, как самостоятельное государство, расширяя и углубляя деятельность на региональном и глобальном уровне, в том числе сотрудничество на международной арене, стал членом Организации Объединенных Наций, Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, Европейского Совета, Организации Исламской Конференции, Содружества Независимых Государств и множества других организаций. Азербайджанская Республика также является одним из учредителей региональной группы ГУАМ. Азербайджан - ООН. Во внешней политике Азербайджана, ООН, членом которой он является, рассматривается как универсальная международная организация, имеющая чрезвычайное значение. Наряду с вышеназванными резолюциями СБ ООН по армяно-азербайджанскому конфликту, необходимо отметить помощь, направленную на частичное улучшение тяжелого положения беженцев и вынужденных переселенцев Азербайджана по линии Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. Также можно привести в пример важную роль, которую играет Программа развития ООН, оказывающая поддержку стране в связи с разными проектами в рамках отношений Азербайджан - ООН. Помимо этого, нельзя оставить без внимания и деятельность ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и других специализированных организаций ООН. Азербайджан - ОИК. После того, как в 1991 году Азербайджан стал членом ОИК, он в рамках этой организации превратился в активного участника и выступает как сторонник дальнейшего укрепления отношений с Организацией Исламской Конференции, имеющих важное значение. Организация Исламской Конференции является первой международной организацией, признавшей и критиковавшей Армению как агрессора. Эта ясная и справедливая позиция ОИК по жизненно важному вопросу создала благоприятную почву для развития наших отношений с этой организацией по возрастающей линии. Азербайджан - ОБСЕ. Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, членом которой Азербайджан стал в 1992 году, является единственной организацией, которая охватывает все страны Европейского континента. В 1992 году Азербайджанская Республика присоединилась к Заключительному Акту Хельсинки ОБСЕ, в 1993 году - к Парижской Хартии, в 1999 году - к Хартии Европейской Безопасности, которые являются основными документами организации. Роль, которую играет ОБСЕ в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта, сотрудничество в рамках этой организации занимают особое место во внешней политике Азербайджана. Азербайджан также сотрудничает с ОБСЕ в области демократизации и в эту область входят наблюдение за выборами, проекты, осуществляемые по линии Бюро Демократических Институтов и Прав Человека ОБСЕ и др. Азербайджан - Совет Европы. Одним из основных приоритетов внешней политики Азербайджана является интеграция в Европейские институты. Поэтому Азербайджан в сотрудничестве с Европейским Советом, членом, которого он является с 2001 года, предпринимает меры в направлении соответствия своего национального законодательства высоким международным стандартам. Так, Азербайджан установил тесные связи с Венецианской Комиссией Совета Европы, которая оказывает помощь в демократизации национальных законодательств, подписал 25-го января 2001 года Конвенцию по Правам Человека и Защите Основных Свобод и ее Протоколы, которые являются главным документами Совета Европы, и ратифицировал их 15-го апреля 2002 года. В рамках Совета Европы делегация Азербайджана отличается своей целенаправленной и плодотворной деятельностью в формировании справедливой позиции этой организации по отношению к армяно-азербайджанскому конфликту. Азербайджан - Европейский Союз. Азербайджан, выступающий с позиции необходимости тесной интеграции в европейское пространство, создал многосторонние взаимные связи с Европейским Союзом. Связи Азербайджана с Европейским Союзом развиваются в рамках таких программ, как TACIS, TRACECA и т. д. В 1996 году между Азербайджаном и Европейским Союзом было подписано соглашение о Партнерстве и Сотрудничестве, которое вступило в силу в 1999 году. Это соглашение предусматривает политический диалог, поддержку в установлении демократии, а также экономическое сотрудничество и вложение инвестиций. В 2004 году, с расширением Европейского Союза на восток, Азербайджан как страна Южного Кавказа в рамках инициативы "Расширенная Европа" был включен в "Политику нового соседства" ЕС. А это создает основу для дальнейшего сотрудничества нашей страны с Европейским Союзом и поднимает это сотрудничество на качественно новый уровень. Азербайджан - НАТО. Что касается отношений Азербайджана с НАТО, что является основным элементом безопасности в Евроатлантическом пространстве, необходимо отметить, что наша страна, будучи одной из первых стран, присоединившихся в 1994 году к программе "Партнерство во имя мира", т.е. именно в том году, когда она была представлена, заняла свое место в Евроатлантическом Совете Партнерства. Начиная с того периода, сотрудничество Азербайджана с альянсом успешно продолжается. Ярким примером этому может служить деятельность Азербайджана в рамках Процесса Планирования и Анализа и Программы Индивидуального Партнерства, а также участие Азербайджанских военных в миротворческих операциях в Косове под руководством НАТО. Азербайджан - Антитеррористическая коалиция. Азербайджан, как в несколько отдаленной истории, так и в настоящее время, на примере армянского терроризма полностью осознавая значения этого зла, после 11 сентября 2001 года, являясь активным членом антитеррористической коалиции, руководимой США, вносит свой вклад в борьбу против глобальных угроз терроризма. Азербайджанские миротворцы присоединились к миротворческим операциям, осуществляемым в Афганистане и в Ираке. Азербайджан - ГУАМ. Азербайджан, как один из учредителей этой трансрегиональной группы, которая в 1997 году создавалась под названием ГУАМ и состояла из Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы, а с 1999 года, после присоединения Узбекистана, ставшей ГУУАМ, преследует цель объединения усилий через эту организацию в вопросах, имеющих важное значение для себя и для других государств-участников. Сюда входят политические вопросы, взаимная активность в урегулировании конфликтов мирным путем и в борьбе против сепаратизма, сотрудничество в обеспечении мира, сотрудничество в развитии рациональных и безопасных транспортных коридоров, сотрудничество с Европейскими и Трансатлантическими организациями и взаимная деятельность и экономическое сотрудничество. А все это вносит свой вклад для развития стран-членов, а также в целом для развития всего региона. Азербайджан - СНГ. Азербайджан, являясь членом СНГ с 1993 года, преследует цель укрепления своей независимости, и создания зоны добрососедства в рамках этой организации. СНГ также выступает в роли рамки для урегулирования деятельности в таких сферах как охрана окружающей среды, научное и культурное сотрудничество, а также координация усилий в борьбе против преступности и противозаконных оборотов и др. Основное же внимание международных организаций привлекают армяно-азербайджанский конфликт и проблемы становления демократии в стране. Характеризуя изменения в отношениях Азербайджана с мировыми и региональными центрами силы, целесообразно привести данные экспертного опроса, проведенного исследовательской компанией "Южный кавказ" в 2006 году[9]. По мнению экспертов, в мае перспективы урегулирования карабахского конфликта до конца 2006 года выглядели менее реальными, чем в марте 2006 г. Так считали 64,4% опрошенных, против 63,2% в апреле 2006 г. Однако изменение относительно небольшое. Проблема армяно-азербайджанского конфликта не оставалась в стороне от внимания мировой общественности, поскольку она решительным образом поднималась Азербайджанской стороной и представляла собой серьезные угрозы для безопасности всего региона. Совет Безопасности ООН в 1993 году принял резолюции по армяно-азербайджанскому конфликту за номерами 822, 853, 874, 884. Каждая из этих резолюций была принята после каждого очередного этапа армянской агрессии против Азербайджана. Совет Безопасности однозначно защищал суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность границ Азербайджанской Республики, неоднократно подчеркивал принадлежность Нагорного Карабаха Азербайджанской Республике и выдвигал обстоятельное требование о полном незамедлительном и безоговорочном выводе армянских вооруженных сил с оккупированных территорий и о создании условий для возвращения изгнанного населения в свои родные очаги. В 1992 году Совет Министров ОБСЕ начал Минский процесс, приняв решение о созыве Минской конференции, направленной на устранение кризиса мирным путем на основе принципов, обязательств и условий ОБСЕ по Нагорно-Карабахскому конфликту. На Будапештском саммите, проведенном в 1994 году, был учрежден институт сопредседательства Минского процесса (с 1997 года он представляется тройкой - США, Россия, Франция). В 1996 году на Лиссабонском саммите действующий председатель организации объявил следующие основные принципы для решения конфликта: Территориальная целостность Армянской Республики и Азербайджанской Республики; Юридический статус, определяющийся соглашением, и основывающийся на принципах самоуправления, предоставляющий Нагорному Карабаху самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; Гарантия безопасности Нагорному Карабаху и всему его населению, с целью обеспечения выполнения всеми сторонами положения устава, включая взаимные обязательства. После Лиссабонского саммита в 1997 году переговоры в рамках Минской группы были заморожены и они были заменены поездками сопредседателей в регион. В результате этих поездок со стороны сопредседателей в течение 1997-98 годов были выдвинуты три предложения по решению конфликта. В настоящее время достигнуты некоторые предварительные результаты в определенных вопросах по урегулированию конфликта в результате диалога, который называют "Пражским процессом", проводимым на уровне министров иностранных дел. Достигнутое продвижение было поддержано на собрании министров иностранных дел ОБСЕ, проведенном в Софии в 2004 году и на Совете министров иностранных дел ОБСЕ было принято специальное заявление по этому поводу. Тем не менее, несмотря на многосторонние усилия, ощутимых результатов по решению проблемы пока нет, в связи с чем на сегодняшний день общественно-политические деятели Азербайджана объединились вокруг Карабаха. Лидеры оппозиции, политологи и представители интеллигенции Азербайджана приняли участие на мероприятии в штабе Социально-демократической партии Азербайджана (СДПА) "Объединимся вокруг Карабаха". Здесь прозвучали мнения и предложения по данному вопросу[10]. Сопредседатель СДПА А. Ализаде сообщил, что согласен со всеми положениями последнего заявления президента Азербайджана И. Алиева по поводу переговоров с Арменией, кроме двух - проведения в Нагорном Карабахе референдума и введения в регион конфликта миротворческих сил. "Мировая практика показывает, что миротворческие силы всегда действуют в интересах представляемой ими страны, или крупных государств", - сказал он. Председатель партии "Адалят" И. Исмайлов сообщил, что вера в помощь международных организаций в решении нагорно-карабахского конфликта потеряна, до сих пор не исполнены известные четыре резолюции ООН. Страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ придерживаются своих интересов в регионе и не могут прийти к согласию. Председатель Партии классического народного фронта М. Миралиоглу сообщил, что режим прекращения огня между конфликтующими сторонами работает в пользу армян. Председатель Партии граждан и развития А. Алиев рассматривает свободные, демократические выборы как важный аспект в решении нагорно-карабахского конфликта. Политолог Р. Мусабеков считает, что имеются определенные продвижения в направлении решения Карабахской проблемы. Политолог М. Ахмедоглу отметил важные шаги на пути решения Карабахской проблемы, назвав настоящее время "золотым этапом". По мнению Ахмедоглу, с мая этого года по март следующего можно достичь больших успехов. Депутат П. Гусейн считает, что в Милли меджлисе должны проводиться слушания по Нагорному Карабаху и обсуждения с участием политических партий, представителей общественности. Объектом пристального внимания международных организаций в Азербайджане является также соблюдение законодательства, процедур и правил при проведении выборов (см. Приложение 3). Так, в январе 2004 года ПАСЕ приняла резолюцию под номером 1358, в которой власти Азербайджана были призваны предпринять реальные шаги для демократизации страны и выполнения своих обязательств перед Советом Европы. Прежде всего ПАСЕ выражает беспокойство ситуацией вокруг прозрачности выборов и улучшением деятельности членов избиркомов. В стране сохраняются политзаключенные, а самое главное - сохраняется риск быть арестованным по чисто политическим причинам, - отмечено в документе. В стране имели место многочисленные нарушения права на свободу собраний. Так, в Азербайджане власти не разрешали проводить митинги оппозиционных партий и общественных организаций. После 15 октября 2003 года власти конфисковали офисы ряда оппозиционных партий, без предоставления им нормальной замены. Все это ведет к дальнейшему озлоблению и усилению вражды между властями и оппозицией. Последствия такой политики могут быть самыми тяжелыми. Правильно было бы предоставить оппозиции возможность для нормальной деятельности, а не загонять ее в подполье. Докладчики считают, что в Азербайджане не гарантированы такие фундаментальные права, как свобода выражений и собраний. Авторы документа отмечают, что на практике все большее число журналистов в Азербайджане подвержено самоцензуре. Ситуация в этой сфере стала хуже, чем ранее. Суды регулярно штрафуют газеты на огромные суммы за оскорбление госчиновников или лиц, близких к властям. По их мнению, журналисты остаются объектами "мистических репрессий" и власти не в состоянии определить виновных. Ранее на обсуждениях по положению дел в Азербайджане докладчики ПАСЕ выражали свое недовольство и высказывались за то, чтобы отозвать представителей азербайджанской делегации и отстранить последних с соответствующей должности. В конце 2005 года Наблюдательная миссия Бюро демократических институтов и прав человека (БДИПЧ) ОБСЕ обнародовала свой второй отчет по парламентским выборам в Азербайджане[11]. В документе сказано, что миссия внимательно отслеживает избирательную кампанию, в частности, правильность составления избирательных списков. Некоторые избирательные комиссии, по информации наблюдателей ОБСЕ, не могут удовлетворить жалобы, поступающие от избирателей. Особую озабоченность наблюдатели высказывают в связи с бессистемностью выдачи избирательных удостоверений. В связи с недостаточностью удостоверений для предотвращения фальсификации на выборах, ОБСЕ рекомендует использовать маркирование пальцев при голосовании. Избирательный процесс в республике продолжается, и кандидаты проводят свои агитационные кампании, однако, как отмечается в отчете, он все больше приобретает формы поляризации. Запрещение различных избирательных митингов, ограничение избирательной кампании полицией и местными исполнительными органами власти расцениваются ОБСЕ, как нарушение Закона "О свободе собраний" и распоряжения президента от 11 мая 2005 года. В отчете отмечается неравное освещение деятельности кандидатов в СМИ, и крайняя поляризация прессы на проправительственную и оппозиционную. Кроме того, объектом наблюдений международных организаций является внутренняя ситуация в стране в части соблюдения прав и свобод граждан. Так, Еврокомиссия по вопросам расизма и нетерпимости Совета Европы приняла второй доклад по Азербайджану, в котором отмечено, что за истекший период были определенные успехи[12]. В частности, в области образования, обучения детей лиц без гражданства, обучения на языках нацменьшинств. Была принята процедура по выдаче статуса беженцев, и некоторым нуждающимся этот статус был предоставлен. Однако ряд рекомендаций первого доклада Еврокомиссии не был реализован. Все еще имеют место факты пропаганды религиозной нетерпимости и разжигания расизма в ряде СМИ, со стороны госчиновников и политиков в отношении армян, чеченцев, а также некоторых религиозных меньшинств. Проявление расизма имеется и в отношении армян, проживающих в Азербайджане со стороны ряда официальных лиц и правоохранительных органов. Определенная категория лиц, не имеющая азербайджанское гражданство, сталкивается с проблемами: беженцы и лица, ищущие убежища, а также чеченцы - граждане России, и лица на протяжении длительного времени проживающие в стране. Нацменьшинства для сохранения своего языка и культуры нуждаются в большей поддержке правительства. Информированность населения о расизме и нетерпимости в Азербайджане, а также норм Уголовного, Гражданского и Административного кодексов очень низкая. Еврокомиссия рекомендует властям Азербайджана провести ряд мер: тренинги для работников судов по предотвращению фактов расизма и нетерпимости, просит создать специализированную структуру по борьбе с расизмом, решить проблемы с получением статуса некоторыми категориями лиц, не имеющими гражданства, создать благоприятные условия для справедливого мирного урегулирования карабахского конфликта. Особую актуальность на сегодняшний день в стране приобретают также такие проблемы, как обеспечение свободы слова, СМИ. Так, например, приговоры двум азербайджанским журналистам привлекли внимание Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Р. Таги, корреспондент газеты "Сенет", был приговорен к 3 годам тюрьмы, а редактор издания С. Садагатоглу (Гусейнов) - к четырем[13]. Представители европейской организации призывает власти Азербайджана не только освободить журналистов, но и обеспечить их охрану. Криминализация журналистов, по их мнению, может привести к всплеску насилия против сотрудников средств массовой информации. В свою очередь США продолжают призывы об исключении из Уголовного кодекса наказания за клевету. По словам посла США в Азербайджане Э. Дерс., США разделяют озабоченность международной демократической общественности по поводу ареста 5 журналистов в Азербайджане. Кроме того, Международная правозащитная организация Freedom House опубликовала годовой отчет "Худшие из худших". В документе Азербайджан включен в ряд несвободных стран. По словам генерального секретаря Совета Европы Т. Дэвиса, при вступлении в организацию, Азербайджан взял на себя обязательства "гарантировать свободу выражений, независимость СМИ и журналистов, а также исключить административные меры по ограничению свободы СМИ". "Однако в последние месяцы это обязательство не соблюдается"[14]. ПО его мнению, "в первую очередь необходимо вывести из Уголовного кодекса наказание за клевету". Необходимо также пересмотреть закон о радио- и телевещании, усилить роль профессиональных и независимых структур в деле применения Кодекса поведения журналистов и повышения их профессионализма. Не незаконные судебные решения относительно журналистов могут повлечь применение санкций в отношении Азербайджана. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении проведенного исследования необходимо сделать ряд заключительных выводов. Сегодня в Азербайджане преодолен политический и экономический беспредел, властвовавший в начале 90-х, установлена общественно-политическая стабильность, закладывается базис гражданского общества. Уже никто не сомневается в том, что Азербайджан поэтапно интегрируется в систему мирового хозяйства. Либерализация экономики создали благоприятные возможности для интеграции страны в глобальную экономическую систему. Реализация таких проектов как нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум, строительство железной дороги, связывающей Баку-Тбилиси-Карс, существенно увеличивают значимость страны в глобализационных проектах, одновременно решая вопросы энергетической безопасности панъевропейского пространства. Наряду с этим, с одной стороны повышаются инвестиционные возможности отечественного предпринимательства, создаются широкие перспективы для реализации новых инвестиционных программ и использования в них прибыли от продажи нефти, с другой - активно привлекаются иностранные инвесторы. Однако сильная экономика не может быть следствием исключительно экспорта углеводородов. Без борьбы за обладание высокими технологиями связи и информации, энергосбережения, увеличения производства сельскохозяйственной продукции, а также без реорганизации системы образования и науки в источник конкурентоспособности нам сложно будет говорить об эффективном развитии. Поэтому последние годы нацелены исключительно на снижение зависимости от экспорта "черного золота" и усиление иных составляющих национальной экономики. Практически любое современное государство может при определенных условиях обрести демократическую форму правления. Вопрос заключается скорее в том, чтобы сделать демократическую форму правления устойчивой. А для реализации этой цели важно иметь соответствующую экономическую базу. Поэтому, сегодня одной из приоритетных задач политической элиты Азербайджана является трансформация экономических достижений в фактор формирования нового демократического сознания. Совершенно очевидно, что для трансформационного общества крайне сложно перенять новые поведенческие нормы и стереотипы. Как таковые они формируются по мере изменения социокультурной среды, политических приоритетов и условий благосостояния населения. Иными словами, демократизация вносит новые сегменты в социально-культурную жизнь азербайджанского общества, стараясь изменить ее и вклинить новые поведенческие нормы. Ущерб делу универсализации демократических ценностей наносятся попытками под флагом "защиты демократии" грубо вмешиваться во внутренние дела стран, оказывать на них политическое давление, навязывать двойные стандарты в оценке избирательных процессов, состояния гражданских прав и свобод. Таким образом, возникает вопрос: кому и на основе каких принципов дано отныне измерять цивилизованность и варварство, меру вины и степень наказания? Проблема конструктивной оппозиции, за исключением наличия как правило нескольких "квази" групп, одна из самых актуальных в транзитарных демократиях. В Азербайджане такая поставка вопроса также актуальна. У этой проблемы есть как объективные, так и субъективные аспекты. Но факт остается фактом, что мы, к сожалению, стали свидетелями губительных последствий отсутствия реальной демократической оппозиции еще при пропорциональной системе представительства в парламенте. Это в немалой степени обусловило наше стремление усовершенствовать конкурентоспособность национального политического пространства и радикально повы<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|