57. Способы самозащиты гражданских прав.
57. Способы самозащиты гражданских прав. Меры самозащиты – это меры фактического характера, направленные на охрану прав граждан и организаций, как предусмотренные законом, так и вытекающие из обычно принятых в обществе мер. К мерам регламентируемым законом относятся необходимая оборона (ст. 1066 ГК РФ) и действия в условиях крайней необходимости (ст. 1067 ГК РФ), к мерам допускаемым законом относятся использование собак, охранных средств и приспособлений в виде замков, сигнализации, решеток и т. д. Вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, возмещению не подлежит. Для признания действий обороняющегося таковыми необходимо, чтобы нападение было действительным (реальным), наличным и противоправным. Действительность означает, что нападение уже началось либо присутствует его непосредственная угроза. Наличность нападения означает, что оно продолжается и на момент обороны не закончилось. Противоправность касается также правонарушений, которые законом рассматриваются как преступные посягательства. Способы самозащиты должны быть соразмерными нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Превышение пределов необходимой обороны влечет гражданско-правовую ответственность, при этом учитываются законные интересы обороняющегося лица. Под действиями, совершенными в состоянии крайней необходимости, понимаются такие действия, которые предпринимаются лицом для устранения опасности, угрожающей ему самому, другим лицам, обществу или государству, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, как только причинением вреда охраняемым законом интересам. В данном случае угроза исходит от механизмов, животных, стихийных бедствий, особого состояния организма человека. Вред должен быть возмещен причинителем вреда, но суд может возложить эту обязанность на третье лицо, в интересах которого действовал причинитель вреда, либо освободить их от ответственности. При превышении пределов крайней
58. Меры оперативного воздействия, применяемые к нарушителям гражданских прав. Меры оперативного воздействия – это меры юридического характера, которые применяются к нарушителю гражданских прав непосредственно самим управомоченным лицом как стороной в гражданском правоотношении без обращения за защитой права к компетентным государственным органам. Особенности мер оперативного воздействия: - возможность применения только в случае реального нарушения права; - они должны быть заранее предусмотрены законом или соглашением сторон; - возможность обжалования в судебном порядке в случае применения; - их применение обычно прекращается по устранению нарушения. К мерам оперативного воздействия относятся: 1. Выполнение работы, не сделанной должником, своими силами с возмещением за счет должника понесенных необходимых расходов и других убытков (ст. 397 ГК РФ). 2. Поручение выполнения работы, не сделанной должником, другому лицу за счет должника (ст. 397 ГК РФ). 3. Удержание имущества должника до момента исполнения им своего обязательства (ст. 359 ГК РФ). 4. Отказ от договора в случае существенного нарушения своих обязанностей другой стороной (ст. 450 ГК РФ). 5. Отказ от принятия ненадлежащего исполнения. 6. Отказ во встречном удовлетворении по причине ненадлежащего исполнения обязательства (ст. 238 ГК РФ). 7. Другие меры (перевод должника на предоплату, отключение электроэнергии и т. д. ). 59. Меры правоохранительного характера, применяемые к нарушителям гражданских прав.
Меры правоохранительного характера – это способы защиты гражданских прав, применяемые к нарушителям гражданских прав компетентными государственными органами, которые реализуются в юрисдикционной форме: в судебном или административном порядке. Меры правоохранительного характера можно подразделить на: 1. Меры государственно-принудительного порядка, не обладающие признаками гражданско-правовой ответственности. К ним относятся: - меры предупредительного характера; - меры регулятивного характера. 2. Меры гражданско-правовой ответственности. Меры предупредительного (превентивного) характера имеют целью либо непосредственное предупреждение правонарушений, либо их устранение лицами, допустившими не соответствующее требованиям закона поведение. - запрещение деятельности, создающей опасность для субъективных прав граждан; - признание права и установление факта, имеющего юридическое значение; - признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, нарушающего субъективные права граждан и юридических лиц; - неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; - признание судом обоснованной жалобы на неправильные действия органов управления или их должностных лиц и возложение на названных лиц обязанности устранить допущенные нарушения. Меры регулятивного характера применяются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров, тогда, когда стороны сами не в состоянии урегулировать возникший между ними конфликт (они не связаны с применением санкций). К ним относятся: - меры, направленные на устранение разногласий между участниками гражданских правоотношений, возникших при определенных обстоятельствах (определение долей в праве общей собственности, раздел наследства между наследниками); - меры, направленные на восстановление имущественной сферы потерпевшей стороны (применение двусторонней реституции, опровержение сведений порочащих честь, достоинство, истребование имущества из чужого незаконного владения); - меры, направленные на обеспечение реального исполнения обязанности должника (исполнение обязанности в принудительном порядке) (принуждение должника к возврату долга, передаче покупателю проданной вещи, исправление или замена вещи должником по гарантийному обязательству).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|