Тема 10. Мотивация учения. Психологическая готовность к обучению.
Тема 7. Предмет и задачи педагогической психологии.
Теоретические вопросы: 1. Педагогическая психология, ее предмет и задачи. 2. Место педагогической психологии в системе психологической науки. 3. Категории педагогической психологии: личность, воспитание, обучение, развитие, формирование, учение, усвоение, знания, умения, навыки. 4. Методологические основы педагогической психологии. 5. Проблема соотношения обучения и развития.
Литература: 1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. – М., 2002. 2. Габай Т.В. Педагогическая психология. Учебное пособие. – М., 2008. – 240 с. 3. Гамезо М.В., Петрова Е.А. и др. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2009. – 512 с. 4. Демидова И.Ф., Педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, Трикста, 2006. – 224 с. 5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/д., 1997. 6. Клюева Н.В., Батракова С.Н. и др. Педагогическая психология. – М., 2008. 7. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология. – М., 2008. 8. Немов Р.С., Психология: Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений: В З кн. Кн.2.Психология образования.- 3-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. – 1998. - 608с. – 4 экз.,2000. – 14 экз., 2001. Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М., 2006. 9. Талызина Н.Ф., Педагогическая психология: Учебник для студентов учебных заведений среднего профессионального образования, обучающихся по педагогическим специальностям. 3-е изд., Рек. МО РФ. – М.: Академия. – 2001. – 288с
Самостоятельная работа. Напишите доклад «Вклад педологии в развитие отечественной психологии». Подготовьтесь к дискуссии о роли педагогической психологии в деятельности учителя. Подготовьтесь к дискуссии «Проблемы педагогической психологии».
Тема 8. Понятие учебной деятельности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности.
Теоретические вопросы: 1. Сущность и соотношение понятий «познавательная деятельность», «учебная деятельность», «учение», «обучение». 2. Психологическое содержание и структура учебной деятельности. Формирование психологической системы учебной деятельности и ее компонентов. 3. Ориентировочная основа учебной деятельности: понятие, типы, необходимые условия. 4. Усвоение как центральное звено учебной деятельности. Знания, умения и навыки в процессе усвоения. 5. Ученик как субъект учебной деятельности. Контроль и самоконтроль.
Литература: 1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. – М., 2002. 2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки/Избранные психологические труды. Т.2. – М., 1980. 3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1985 4. Гальперин П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий // Хрестоматия по психологии/Под ред. А.В. Петровского. – М., 2004. 5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986. 6. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М., 1999 7. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 1987. 8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д., 1997. 9. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания. - М., 1976. 10. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. - М., 1972. 11. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении.- М., 1966. 12. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М., 1974. 13. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980. 14. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М., 1983. 15. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М., 1990. 16. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1980. 17. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М.,1975.
18. Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М., 2006. 19. Орлова Л.В. Интеллектуально-пассивные учащиеся//Вопросы психологии. 1991. № 6. 20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1995. 21. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. - М., 1969. 22. Формирование интереса к учению у школьников/Под ред. А.К. Марковой – М.,1986.
Разработайте фрагмент урока с использованием проблемного обучения (проблемной задачей, проблемным вопросом, проблемным заданием).
Подготовьтесь к дискуссии «Роль педагога в формировании самоконтроля учащихся»
Тема 9. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости.
Теоретические вопросы: 1. Психологические основы урока. 2. Основные типы обучения. 3. Психология педагогической оценки: функции оценки; особенности оценки и отметки. Структура педагогических оценок по Б.Г. Ананьеву. 4. Типология отношения учащихся к деятельности. Условия эффективности процесса обучения. 5. Психологические основы компьютеризации обучения; функции компьютера в учебном процессе. 6. Проблема обучаемости школьника, ее диагностика. Психологические факторы, определяющие успехи и неудачи школьников в учении.
Литература. 1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. – М., 2002. 2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки/Избранные психологические труды. Т. 2. – М., 1980. 3. Габай Т.В. Педагогическая психология. Учебное пособие. – М., 2008. – 240 с. 4. Гамезо М.В., Петрова Е.А. и др. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2009. – 512 с. 5. Демидова И.Ф., Педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, Трикста, 2006. – 224 с. 6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д., 1997. 7. Клюева Н.В., Батракова С.Н. и др. Педагогическая психология. – М., 2008. 8. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология. – М., 2008. 9. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М., 1983. 10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М., 1990. 11. Орлова Л.В. Интеллектуально-пассивные учащиеся//Вопросы психологии. 1991. № 6. 12. Талызина Н.Ф., Педагогическая психология: Учебник для студентов учебных заведений среднего профессионального образования, обучающихся по педагогическим специальностям. 3-е изд., Рек. МО РФ. – М.: Академия. – 2001. – 288с
13. Формирование интереса к учению у школьников/Под ред. А.К. Марковой – М.,1986.
Самостоятельная работа. 1. Составьте глоссарий по теме. 2. Составить конспект-схему «Виды оценок» по Б.Г. Ананьеву. 3. Подготовьтесь к дискуссии «Причины, порождающие неуспеваемость».
Тема 10. Мотивация учения. Психологическая готовность к обучению.
Теоретические вопросы: 1. Мотивация как психологическая категория. 2. Учебная мотивация: виды, пути формирования, возрастные и индивидуальные особенности. 3. Психологическая готовность к обучению. Компоненты готовности.
Литература. 1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. – М., 2002. 2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки/Избранные психологические труды. Т. 2. – М., 1980. 3. Габай Т.В. Педагогическая психология. Учебное пособие. – М., 2008. – 240 с. 4. Гамезо М.В., Петрова Е.А. и др. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2009. – 512 с. 5. Демидова И.Ф., Педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, Трикста, 2006. – 224 с. 6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д., 1997. 7. Клюева Н.В., Батракова С.Н. и др. Педагогическая психология. – М., 2008. 8. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология. – М., 2008. 9. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М., 1983. 10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М., 1990. 11. Орлова Л.В. Интеллектуально-пассивные учащиеся//Вопросы психологии. 1991. № 6. 12. Талызина Н.Ф., Педагогическая психология: Учебник для студентов учебных заведений среднего профессионального образования, обучающихся по педагогическим специальностям. 3-е изд., Рек. МО РФ. – М.: Академия. – 2001. – 288с 13. Формирование интереса к учению у школьников/Под ред. А.К. Марковой – М.,1986.
Самостоятельная работа. 1. Провести анализ основных теорий мотивации учебной деятельности (А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина и др.). 2. Подготовьтесь к дискуссии «Возможности восстановления утраченной учебной мотивации».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|