Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 10. Мотивация учения. Психологическая готовность к обучению.

Тема 7. Предмет и задачи педагогической психологии.

 

Теоретические вопросы:

1. Педагогическая психология, ее предмет и задачи.

2. Место педагогической психологии в системе психологической науки.

3. Категории педагогической психологии: личность, воспитание, обучение, развитие, формирование, учение, усвоение, знания, умения, навыки.

4. Методологические основы педагогической психологии.

5. Проблема соотношения обучения и развития.

 

Литература:

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. – М., 2002.

2. Габай Т.В. Педагогическая психология. Учебное пособие. – М., 2008. – 240 с.

3. Гамезо М.В., Петрова Е.А. и др. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2009. – 512 с.

4. Демидова И.Ф., Педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, Трикста, 2006. – 224 с.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/д., 1997.

6. Клюева Н.В., Батракова С.Н. и др. Педагогическая психология. – М., 2008.

7. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология. – М., 2008.

8. Немов Р.С., Психология: Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений: В З кн. Кн.2.Психология образования.- 3-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. – 1998. - 608с. – 4 экз.,2000. – 14 экз., 2001. Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М., 2006.

9. Талызина Н.Ф., Педагогическая психология: Учебник для студентов учебных заведений среднего профессионального образования, обучающихся по педагогическим специальностям. 3-е изд., Рек. МО РФ. – М.: Академия. – 2001. – 288с

 

Самостоятельная работа.

Напишите доклад «Вклад педологии в развитие отечественной психологии».

Подготовьтесь к дискуссии о роли педагогической психологии в деятельности учителя.

Подготовьтесь к дискуссии «Проблемы педагогической психологии».


 

Тема 8. Понятие учебной деятельности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности.

 

Теоретические вопросы:

1. Сущность и соотношение понятий «познавательная деятельность», «учебная деятельность», «учение», «обучение».

2. Психологическое содержание и структура учебной деятельности. Формирование психологической системы учебной деятельности и ее компонентов.

3. Ориентировочная основа учебной деятельности: понятие, типы, необходимые условия.

4. Усвоение как центральное звено учебной деятельности. Знания, умения и навыки в процессе усвоения.

5. Ученик как субъект учебной деятельности. Контроль и самоконтроль.

 

Литература:

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. – М., 2002.

2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки/Избранные психологические труды. Т.2. – М., 1980.

3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1985

4. Гальперин П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий // Хрестоматия по психологии/Под ред. А.В. Петровского. – М., 2004.

5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

6. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М., 1999

7. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 1987.

8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д., 1997.

9. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания. - М., 1976.

10. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. - М., 1972.

11. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении.- М., 1966.

12. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М., 1974.

13. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980.

14. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М., 1983.

15. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М., 1990.

16. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1980.

17. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М.,1975.

18. Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М., 2006.

19. Орлова Л.В. Интеллектуально-пассивные учащиеся//Вопросы психологии. 1991. № 6.

20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1995.

21. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. - М., 1969.

22. Формирование интереса к учению у школьников/Под ред. А.К. Марковой – М.,1986.

 

Разработайте фрагмент урока с использованием проблемного обучения (проблемной задачей, проблемным вопросом, проблемным заданием).

 

Подготовьтесь к дискуссии «Роль педагога в формировании самоконтроля учащихся»


 

Тема 9. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости.

 

Теоретические вопросы:

1. Психологические основы урока.

2. Основные типы обучения.

3. Психология педагогической оценки: функции оценки; особенности оценки и отметки. Структура педагогических оценок по Б.Г. Ананьеву.

4. Типология отношения учащихся к деятельности. Условия эффективности процесса обучения.

5. Психологические основы компьютеризации обучения; функции компьютера в учебном процессе.

6. Проблема обучаемости школьника, ее диагностика. Психологические факторы, определяющие успехи и неудачи школьников в учении.

 

Литература.

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. – М., 2002.

2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки/Избранные психологические труды. Т. 2. – М., 1980.

3. Габай Т.В. Педагогическая психология. Учебное пособие. – М., 2008. – 240 с.

4. Гамезо М.В., Петрова Е.А. и др. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2009. – 512 с.

5. Демидова И.Ф., Педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, Трикста, 2006. – 224 с.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д., 1997.

7. Клюева Н.В., Батракова С.Н. и др. Педагогическая психология. – М., 2008.

8. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология. – М., 2008.

9. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М., 1983.

10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М., 1990.

11. Орлова Л.В. Интеллектуально-пассивные учащиеся//Вопросы психологии. 1991. № 6.

12. Талызина Н.Ф., Педагогическая психология: Учебник для студентов учебных заведений среднего профессионального образования, обучающихся по педагогическим специальностям. 3-е изд., Рек. МО РФ. – М.: Академия. – 2001. – 288с

13. Формирование интереса к учению у школьников/Под ред. А.К. Марковой – М.,1986.

 

Самостоятельная работа.

1. Составьте глоссарий по теме.

2. Составить конспект-схему «Виды оценок» по Б.Г. Ананьеву.

3. Подготовьтесь к дискуссии «Причины, порождающие неуспеваемость».


 

Тема 10. Мотивация учения. Психологическая готовность к обучению.

 

Теоретические вопросы:

1. Мотивация как психологическая категория.

2. Учебная мотивация: виды, пути формирования, возрастные и индивидуальные особенности.

3. Психологическая готовность к обучению. Компоненты готовности.

 

Литература.

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. – М., 2002.

2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки/Избранные психологические труды. Т. 2. – М., 1980.

3. Габай Т.В. Педагогическая психология. Учебное пособие. – М., 2008. – 240 с.

4. Гамезо М.В., Петрова Е.А. и др. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2009. – 512 с.

5. Демидова И.Ф., Педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, Трикста, 2006. – 224 с.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д., 1997.

7. Клюева Н.В., Батракова С.Н. и др. Педагогическая психология. – М., 2008.

8. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология. – М., 2008.

9. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М., 1983.

10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М., 1990.

11. Орлова Л.В. Интеллектуально-пассивные учащиеся//Вопросы психологии. 1991. № 6.

12. Талызина Н.Ф., Педагогическая психология: Учебник для студентов учебных заведений среднего профессионального образования, обучающихся по педагогическим специальностям. 3-е изд., Рек. МО РФ. – М.: Академия. – 2001. – 288с

13. Формирование интереса к учению у школьников/Под ред. А.К. Марковой – М.,1986.

 

Самостоятельная работа.

1. Провести анализ основных теорий мотивации учебной деятельности (А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина и др.).

2. Подготовьтесь к дискуссии «Возможности восстановления утраченной учебной мотивации».

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...