Административно-правовое управление иностранными делами
Иностранные дела, внешние сношения с зарубежными странами - сложный, многогранный и чрезвычайно важный комплекс отношений, связей, контактов и других многочисленных форм, затрагивающих политические, экономические, социальные и иные области и сферы, В их рассмотрении и решении участвуют многие органы государства, поскольку только одному определенному федеральному органу власти не под силу решить весь названный комплекс вопросов, связанных с развитием и функционированием иностранных дел и внешней политики Российского государства в целом. Внешнеполитическая деятельность Российского государства и его органов строится на прочной правовой основе, прежде всего на базе Конституции РФ. Согласно п. «к» ст. 71, в ведении Российской Федерации находятся внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры РФ, вопросы войны и мира.[8,4] В соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 80) и федеральными законами Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Более развернуто функции Президента Российской Федерации в области внешней политики сформулированы в ст. 86 Конституции РФ, в соответствии с которой Президент Российской Федерации: а) осуществляет руководство внешней политикой РФ; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.[8,6] Согласно ст. 100 Конституции РФ, Федеральное Собрание может собираться для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.
В соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров РФ, вопросы войны и мира. Правительство Российской Федерации, согласно п. «д» ст. 114, осуществляет меры по реализации внешней политики Российской Федерации.[8,11] Непосредственное управление в области иностранных дел осуществляет Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД РФ). Положение об этом Министерстве утверждено Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 271. Это, в сущности, первое Положение о названном органе после принятого еще в 20-х годах Положения о НКИД. В названном Положении достаточно подробно регламентированы статус МИД РФ, его функции и частично организация. Министерство иностранных дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями. В систему Министерства иностранных дел Российской Федерации входят дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее - загранпредставительства), представительства Министерства на территории Российской Федерации, а также подведомственные ему предприятия, учреждения и организации на территории Российской Федерации, созданные для обеспечения деятельности Министерства (далее - подведомственные организации).[7,32] Министерство иностранных дел РФ имеет следующие задачи и полномочия, которые детально сформулированы в данном Положении.
Основными задачами МИД РФ являются: 1. разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации; 2. реализация внешнеполитического курса Российской Федерации; 3. координация международных связей субъектов Российской Федерации; 4. обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов Российской Федерации на международной арене; 5. защита прав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом; 6. обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями; координация деятельности и контроль за работой других федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения проведения единой политической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.[7,38] В соответствии со своими задачами МИД РФ обладает широкими функциями и полномочиями: разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации предложения по вопросам отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями на основе анализа информации по всему комплексу двусторонних и многосторонних отношений и международных проблем; разрабатывает проекты международных договоров Российской Федерации, подготавливает предложения о заключении и приостановлении действия договоров и в установленном порядке вносит эти предложения на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; ведет переговоры с иностранными государствами и международными организациями; осуществляет общее наблюдение за выполнением международных договоров Российской Федерации, участвует в подготовке предложений по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с ее международно-правовыми обязательствами; участвует в разработке политики и конкретных мероприятий по обеспечению прав и свобод граждан Российской Федерации, ее обороны и безопасности, осуществлению конверсии ее оборонной промышленности, а также по расширению торгово-экономических и финансовых связей, научно-технических, культурных и других обменов Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями;
реализует дипломатическими средствами усилия Российской Федерации по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности, в том числе с учетом ответственности Российской Федерации как постоянного члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, участника общеевропейского процесса и других региональных механизмов; обеспечивает участие Российской Федерации в деятельности Организации Объединенных Наций, Содружества Независимых Государств, других международных организаций, конференций, форумов, содействует повышению роли Российской Федерации как члена мирового сообщества в решении глобальных и региональных международных проблем и др.; обеспечивает необходимые условия для функционирования центрального аппарата, загранпредставительств, представительств Министерства на территории Российской Федерации, подведомственных организаций, вносит в установленном порядке Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации предложения по организационным, финансовым и другим вопросам, связанным с их деятельностью; дает согласие заинтересованным органам исполнительной власти на распространение официальной информации по вопросам, касающимся внешнеполитического курса Российской Федерации, включая опубликование дат предстоящих визитов руководителей российского государства за границу и руководителей иностранных государств и международных организаций в Россию, а также освещение хода визитов; содействует распространению за рубежом информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, социально-экономической, культурной и духовной жизни страны; принимает участие в протокольном обеспечении межгосударственных обменов на высшем уровне, а также осуществляет контроль за соблюдением дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов;
содействует осуществлению межпарламентских и других внешних связей Федерального Собрания РФ; информирует загранпредставительства по вопросам внешней и внутренней политики; принимает в пределах своей компетенции решения нормативного характера, обязательные для исполнения другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности при осуществлении ими международных контактов; решает в порядке, установленном законодательством РФ, вопросы создания, реорганизации и ликвидации подведомственных организаций, назначения на должность и освобождения от должности их руководителей; проводит ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности; использует в установленном порядке внебюджетные средства, получаемые от оказания консульских и других видов услуг, для финансирования, развития материально-технической базы Министерства, на социальные нужды и для материального стимулирования его работников. Значительное внимание в Положении уделено вопросам организации деятельности Министерства. Министерство иностранных дел Российской Федерации возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации.[7,40] Министр иностранных дел Российской Федерации имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации, и распределяет обязанности между ними. Министр иностранных дел Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций. Министр иностранных дел Российской Федерации: руководит деятельностью Министерства, утверждает положения о его структурных подразделениях, а также положения (уставы) о подведомственных организациях; определяет компетенцию должностных лиц системы Министерства в решении организационных, производственно-хозяйственных и иных вопросов; издает приказы и инструкции, дает указания по вопросам деятельности центрального аппарата Министерства, загранпредставительств, представительств Министерства на территории Российской Федерации, подведомственных организаций; вносит в установленном порядке предложения о назначении или об отзыве послов Российской Федерации в иностранных государствах и представителей Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, о назначении или об освобождении глав государственных и правительственных делегаций Российской Федерации; представляет Российскую Федерацию на двусторонних и многосторонних переговорах, по поручению Президента Российской федерации, Правительства Российской Федерации подписывает международные договоры Российской Федерации;
представляет Министерство во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти иностранных государств, а также с международными организациями; утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства и его представительств на территории Российской Федерации в пределах, установленных фондом оплаты труда и численности их работников, а также смету расходов на их содержание в пределах, утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований; утверждает штатное расписание загранпредставительств в пределах, установленных фондом оплаты труда и численности работников, а также смету расходов на содержание загранпредставительств в пределах выделенных бюджетных ассигнований; в пределах своей компетенции назначает на должность и освобождает от должности руководящих работников центрального аппарата Министерства и загранпредставительств, а также других работников системы Министерства; представляет в установленном порядке особо отличившихся работников к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоению почетных званий Российской Федерации, в установленном порядке присваивает дипломатические ранги от атташе до советника 1 класса включительно, а также представляет Президенту Российской Федерации ходатайства о присвоении дипломатических рангов Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1 и 2 класса; осуществляет другие права в соответствии с законодательством Российской Федерации. В Министерстве иностранных дел Российской Федерации образуется коллегия в составе министра (председателя коллегии), его заместителей (по должности), а также других руководящих работников системы Министерства. Члены коллегии Министерства, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.[7,41] Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации и принимает соответствующие решения. Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов в форме постановлений и проводятся в жизнь, как правило, приказами министра. В случае разногласий между министром и коллегией министр проводит в жизнь свое решение, докладывая в установленном порядке о возникших разногласиях Президенту Российской федерации или Правительству Российской Федерации, а члены коллегии, имеющие особое мнение по принятому решению, также могут сообщить о нем соответственно Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации.[7,42] В целях выработки научно обоснованных предложений по вопросам внешней политики Российской Федерации Министерство иностранных дел Российской Федерации может образовывать научно-консультативные, методические и экспертные советы. Состав советов и положения о них утверждаются Министерством иностранных дел Российской Федерации. Контроль за деятельностью Министерства иностранных дел Российской Федерации осуществляется по соответствующим направлениям деятельности Министерства Президентом Российской Федерации. Конституция РФ (ч. 2 ст. 27) устанавливает: каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Все эти вопросы достаточно детально регламентируются в Федеральном законе «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. и др. Органами МИД за рубежом являются дипломатические представительства и консульские учреждения. Основным органом, являющимся по характеру дипломатическим представительством, является посольство Российской Федерации. Статус посольства РФ, его задачи, функции и структура определены в Положении о Посольстве Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от28 октября 1996 г. Посольство Российской Федерации является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим представительство Российской Федерации в государстве пребывания. Посольство учреждается по решению Правительства Российской Федерации в связи с установлением на основании указа Президента Российской Федерации дипломатических отношений с соответствующим иностранным государством на уровне посольств.[7,45] Посольство входит в систему Министерства иностранных дел Российской Федерации. Оно обеспечивает проведение единой политической линии Российской Федерации в отношениях с государством пребывания и в этих целях осуществляет в установленном порядке координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государстве пребывания представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов Российской Федерации в установленном порядке на территории государства пребывания. Указанные представительства, делегации и группы специалистов оказывают посольству содействие в осуществлении его функций, в установленном порядке информируют посольство о своей деятельности.[7,48] На здании посольства или его территории поднимается Государственный флаг Российской Федерации, устанавливается щит с изображением Государственного герба Российской Федерации и надписью «Посольство Российской Федерации в (наименование иностранного государства на русском языке и государственном языке (государственных языках) государства пребывания». Государственная символика Российской Федерации используется с учетом протокольной практики государства пребывания. Посольство, его сотрудники и члены их семей пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с международным правом и законодательством государства пребывания. Сотрудники посольства и члены их семей обязаны уважать законы, административные правила, а также традиции и обычаи государства пребывания, воздерживаться от любых действий, которые могут быть истолкованы как вмешательство во внутренние дела государства пребывания. Основными задачами и функциями посольства являются: 1. представительство Российской Федерации в государстве пребывания; обеспечение национальных интересов, реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в государстве пребывания; 2. выполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МИД России, а также согласованных с МИД России поручений других федеральных органов государственной власти и запросов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. Поручения федеральных органов исполнительной власти и запросы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций направляются посольству только через МИД России; 3. сбор информации о государстве пребывания, анализ отношений Российской Федерации с государством пребывания, его внешней и внутренней политики, положения в системе международных отношений, а также изучение деятельности других государств, международных организаций и союзов в регионе, в котором расположено государство пребывания; 4. информирование в установленном порядке Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МИД России, других федеральных органов исполнительной власти по вопросам внешней и внутренней политики государства пребывания и внесение в установленном порядке предложений по развитию отношений Российской Федерации с государством пребывания, обеспечению интересов Российской Федерации в соответствующем регионе и мире в целом; 5. обеспечение дипломатическими средствами развития сотрудничества Российской Федерации с государством пребывания в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях, представляющих взаимный интерес, оказание содействия государственным органам и при необходимости общественным объединениям и представителям деловых кругов Российской Федерации в установлении контактов с государственными органами, представителями общественных объединений и деловых кругов государства пребывания и др. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема анализа основ административно-правового управления иностранными делами и внешними экономическими связями в Российской Федерации довольно полно разработана в отечественной правовой литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы, и законодательства по исследуемой проблеме и сделать следующие выводы. Механизмом административно-правового регулирования является совокупность административно-правовых средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений, которые возникают по поводу правоотношений реализации исполнительной власти. Управление в области внешней торговли направлено на обеспечение наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки; эффективного уровня защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы; доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития; благоприятного платежного баланса страны; повышения эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью; соблюдения принципа взаимности, благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, торговли, имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организации, земельных отношений и территориального зонирования, экономического развития Субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, инвестиционной деятельности, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ, мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации, управления государственным материальным резервом, Формирования государственного оборонного заказа, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной таможенной службы, Федерального агентства по государственным резервам, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Иностранные дела, внешние сношения с зарубежными странами - сложный, многогранный и чрезвычайно важный комплекс отношений, связей, контактов и других многочисленных форм, затрагивающих политические, экономические, социальные и иные области и сферы, В их рассмотрении и решении участвуют многие органы государства, поскольку только одному определенному федеральному органу власти не под силу решить весь названный комплекс вопросов, связанных с развитием и функционированием иностранных дел и внешней политики Российского государства в целом. Внешнеполитическая деятельность Российского государства и его органов строится на прочной правовой основе, прежде всего на базе Конституции РФ. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, является Министерство иностранных дел Российской Федерации. В систему Министерства иностранных дел Российской Федерации входят дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее - загранпредставительства), представительства Министерства на территории Российской Федерации, а также подведомственные ему предприятия, учреждения и организации на территории Российской Федерации, созданные для обеспечения деятельности Министерства (далее - подведомственные организации).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|