Урок № 1.3.10. Тема: «Конструктивные особенности стартеров»
ТО и ремонт автомобильного транспорта Тема 1.3 «Устройство и основы теории электрооборудования» Урок № 1.3.10. Тема: «Конструктивные особенности стартеров»
Стартеры изучаемых легковых автомобилей представляют собой четырехполюспые четырехщеточные электродвигатели постоянного тока, основное конструктивное отличие которых заключается в отсутствии либо в наличии редуктора, представляющего собой планетарный механизм. Планетарный редуктор в несколько раз усиливает проходящее напряжение, увеличивая тем самым крутящий момент. Стартер с редуктором обладает следующими преимуществами: - более эффективен, обладает высоким КПД; - потребляет гораздо меньший ток при холодном пуске двигателя; - имеет более компактные габаритные размеры; - сохраняет высокую эффективность и хорошие эксплуатационные характеристики при падении силы пускового тока аккумулятора. Редукторный стартер автомобилей семейства ВАЗ «Самара» 5712.3708 (рис. 1) состоит из корпуса и стягиваемых двумя шпильками крышек 13 и 32, внутри которых размещены якорь 29, щеткодержатель 3 со щетками 2 и привод. Рис. 1. Стартер 5712.3708: 1 – вал якоря; 2 – «плюсовая» щетка; 3 – щеткодержатель; 4 – скоба (фиксатор); 5 – контактные болты; 6 – тяговое реле; 7 – контактная пластина; 8 – сердечник тягового реле; 9 – шток тягового реле; 10 – удерживающая обмотка реле; 11 – втягивающая обмотка реле; 12 – якорь тягового реле; 13 – крышка со стороны привода; 14 – рычаг привода; 15 – кронштейн рычага; 16 – прокладка; 17 – ось планетарной шестерни; 18 – опора вала привода с вкладышем; 19 – обгонная муфта; 20 – шестерня привода; 21 – ограничительное кольцо хода шестерни; 22 – вал привода; 23 – поводковое кольцо; 24 – шестерня с внутренними зубьями; 25 – водило; 26 – центральная (ведущая) шестерня; 27 – сателлит; 28 – опора вала якоря с вкладышем; 29 – сердечник якоря; 30 – полюс статора (постоянный магнит); 31 – коллектор; 32 – задняя крышка с втулкой.
В корпусе стартера размещены четыре постоянных магнита 30, являющихся статором электродвигателя. Якорь стартера состоит из вала 1 и напрессованных на него сердечника 29 с обмоткой и цилиндрического коллектора 31. Вал 1 якоря вращается в подшипниковых втулках, размещенных в крышке 32 и опоре 18. На валу 1 якоря на шлицах установлена центральная (ведущая) шестерня 26 планетарного механизма. Четыре медно-графитовые щетки 2, установленные в прикрепленном к крышке 32 щеткодержателе 3, прижимаются к коллектору 31 якоря цилиндрическими пружинами с фиксаторами 4. Привод стартера в отличие от безредукторных стартеров имеет отдельный приводной вал 22 и планетарный механизм, обеспечивающий передачу вращения от якоря 29 стартера на приводной вал и размещенную на нем на шлицах муфту свободного хода 19. Приводной вал вращается в подшипниковых втулках, установленных в крышке 13 и опоре 18. Планетарный механизм состоит из установленной на валу 1 якоря на шлицах центральной (ведущей) шестерни 26, установленной неподвижно в крышке 13 коронной шестерни 24 и установленного на приводном валу 22 водила 25 с тремя шестернями- сателлитами 27. Вращение от вала якоря передается через установленную на нем центральную (ведущую) шестерню 26 на сателлиты 27, которые свободно вращаются на осях 17 водила 25. Сателлиты 27, перекатываясь но неподвижной коронной шестерне 24 с внутренними зубьями, обеспечивают вращение водила вместе с приводным валом 22 в одном направлении с валом якоря 1, но с уменьшенной скоростью. Муфта свободного хода 19 (рис. 1) состоит из наружной 1 (рис. 2) и внутренней 2 муфт и заклинивающих роликов 3 с подпружиненными толкателями 4. Наружная обойма 1 муфты имеет внутренние шлицы, которые обеспечивают ее вращение вместе с приводным валом 22 (рис. 1) и одновременно позволяют ей перемещаться вдоль приводного вала. Внутренняя обойма 2 муфты является ведомой.
Рис. 2. Муфта свободного хода стартера: 1 - наружная муфта; 2 – внутренняя муфта; 3 – ролик; 4 – толкатель; 5 – пружина; 6 – кожух.
Она имеет шестерню 19 (рис. 1) для передачи вращения на зубчатый венец маховика. Когда частота вращения наружной обоймы 1 (рис. 2) больше частоты вращения внутренней обоймы 2 (при пуске двигателя), толкатели 4 под действием пружин 5 заклинивают обоймы и происходит их совместное вращение и передача крутящего момента на зубчатый венец маховика. С началом работы двигателя, когда зубчатый венец маховика начинает вращаться быстрее и частота вращения внутренней обоймы 2 муфты начинает превышать частоту вращения наружной обоймы 1, происходит сжатие пружин 5 толкателей и расклинивание обойм муфты. Это обеспечивает предотвращение обратной передачи крутящего момента от зубчатого венца маховика на вал стартера, предохраняя стартер от поломки. Тяговое реле крепится снаружи к крышке 13 (рис. 1) стартера, и при включении стартера поворотом ключа в замке зажигания при помощи соединенного с его якорем 12 рычага 14 вводит шестерню муфты 19 свободного хода в зацепление с зубчатым венцом маховика, а затем контактной пластиной 7 замыкает контактные болты 5, включая электродвигатель стартера. Стартер 29.3708 (рис. 3) состоит из корпуса 16 и стягиваемых двумя болтами 12 крышек 5 и 9, внутри которых размещены якорь 17, щеткодержатель с четырьмя щетками 15 и привод. Рис. 3. Стартер 29.3708: 1 – стопорное кольцо; 2 – ограничительное кольцо; 3 – привод с обгонной муфтой; 4 – ось рычага; 5 – передняя крышка; 6 – рычаг привода; 7 – якорь реле; 8 – тяговое реле; 9 – задняя крышка; 10 – стопорная шайба; 11 – защитный кожух; 12 – стяжной болт; 13 – регулировочная шайба; 14 – пружина щетки; 15 – щетка; 16 – корпус; 17 – якорь
К корпусу 16 стартера винтами крепятся четыре полюсных сердечника с катушками обмотки возбуждения, которые являются статором электродвигателя. Якорь 17 стартера состоит из вала и напрессованных на него сердечника с обмоткой и торцевого коллектора. Вал якоря вращается в металлокерамических втулках, запрессованных в крышках стартера. На валу имеются винтовые шлицы, на которых устанавливаются муфта 3 свободного хода, а также выточка для установки пружинного стопорного кольца 1 и ограничительного кольца 2, которые ограничивают продольное перемещение муфты относительно вала. На противоположном конце вала имеется канавка для установки стопорного кольца 1, ограничивающего осевое перемещение вала.
Четыре щетки 15 прижимаются к торцевому коллектору якоря при помощи плоских спиральных пружин 14. Привод стартера состоит из муфты 3 свободного хода и рычага 6, который перемещает муфту по шлицам вала якоря при срабатывании тягового реле во время пуска двигателя, вводя в зацепление шестерню муфты с зубчатым венцом маховика. Муфта свободного хода 3 и тяговое реле 8 похожи по устройству и принципу действия на аналогичные элементы стартера 5712.3708, рассмотренного ранее. Стартер 42.3708-10 двигателя ЗМЗ-4062 по устройству и принципу действия аналогичен рассмотренному ранее стартеру 29.3708, но отличается от него цилиндрическим коллектором и радиальным расположением щеток (как и на стартере 5712.3708). Кроме того, он отличается увеличенной мощностью, габаритными размерами и массой. На двигателях КамАЗ установлен стартер СТ142Б (рис. 4), номинальное напряжение которого 24 В, номинальная мощность 7,7 кВт, ток холостого хода при напряжении 24 В должен быть не более 130 А. Передаточное число двигатель — стартер равно 11,3. Рис. 4. Стартер СТ-142Б: 1, 18 – подшипники; 2 – шестерня привода; 3 – привод; 4 – ось рычага; 5 – крышка; 6 – втягивающая обмотка тягового реле; 7 – удерживающая обмотка тягового реле; 8 – якорь тягового реле; 9 – контактная пластина (диск); 10 – крышка тягового реле; 11 – контактный болт; 12 – перемычка; 13 – коллектор; 14 – щеткодержатель; 15 – корпус; 16 – якорь; 17 – обмотка возбуждения статора.
В корпусе 15 помещены на четырех полюсах обмотки возбуждения 17 из медного прямоугольного провода.
Щеткодержатели 14 укреплены на траверсе, которая крепится к крышке четырьмя болтами. В каждом щеткодержателе находятся две щетки, прижимаемые к коллектору 13 пружинами. Якорь 16 вращается в трех скользящих подшипниках 1, 18, вкладыши которых смазываются турбинным маслом (можно применять моторное масло). В крышках стартера и промежуточной опоре имеются масляные резервуары с фальцами, закрытыми герметично. Выводные болты 11 стартера и тягового реле уплотнены резиновыми шайбами, а якорь 8 тягового реле защищен резиновым сильфоном. Тяговое реле стартера установлено на его корпусе, при перемещении якоря 8 замыкаются контакты тягового реле тарельчатым диском 9 и шестерня 2 муфты привода 3 принудительно вводится в зацепление с венцом маховика. Перемещение механизма привода происходит по прямым шлицам вала якоря. Тяговое реле имеет контакты и две обмотки: втягивающую 6 и удерживающую 7. Обмотки намотаны на латунную втулку, причем вначале намотана втягивающая, а затем удерживающая. Сопротивление удерживающей обмотки больше, чем сопротивление втягивающей. Начала обеих обмоток соединены с выводом, закрепленным на пластмассовой крышке. Конец втягивающей обмотки соединены с выводным болтом, а конец удерживающей — с корпусом. Ход якоря тягового реле при включении стартера составляет около 20 мм. При таком воздушном зазоре необходим большой магнитный поток для перемещения якоря (усилие притяжения пропорционально квадрату магнитного потока). Поэтому в момент включения стартера магнитный поток создается одновременно втягивающей и удерживающей обмотками, а как только в конце перемещения якоря тягового реле контакты его замкнутся и стартер включится, магнитный поток втягивающей обмотки (ток в обмотке) исчезнет, так как контакты тягового реле при замыкании шунтируют цепь питания и втягивающей обмотки. На стартере применен храповой механизм привода, показанный на рис. 5. Детали привода расположены на направляющей втулке 1, имеющей прямые внутренние шлицы и многозаходную ленточную наружную резьбу. Рис. 5. Механизм привода стартера: 1 – направляющая втулка; 2,10 – замковые кольца; 3 – втулка отводки (выполнена за одно целое с корпусом); 4 – резиновое кольцо; 5 – корпус; 6 – стальная шайба; 7 – пружина; 8 – ведущая полумуфта; 9 – конусное кольцо; 11 – штифт; 12 – сухарь; 13 – ведомая полумуфта.
Втулка вместе с приводом может перемещаться по шлицам вала стартера. На наружной резьбе втулки 1 расположена ведущая полумуфта 8. Ведомая полумуфта 13 выполнена за одно целое с шестерней и может свободно вращаться на втулке 1 в бронзовых графитизированных подшипниках. Торцы полумуфт снабжены зубцами и прижимаются один к другому пружиной 7. Ведомая полумуфта 13 заперта в корпусе 5 замковым кольцом 10. Замковое кольцо 2 удерживает корпус 5 от перемещения на втулке 1. Для амортизации ударов при включении стартера под пружиной 7 размещены стальная шайба 6 и резиновое кольцо 4. Для предотвращения изнашивания зубьев храповой муфты и снижения шума в момент, когда двигатель пущен, а стартер еще не выключен, предусмотрен механизм блокировки. Внутри ведомой полумуфты 13 находятся три пластмассовых сухаря 12 с радиальными отверстиями, в которые входят направляющие штифты 11. Наружная поверхность сухарей имеет коническую фаску, прилегающую к выточке стального кольца 9, установленного в ведущей полумуфте 8. Кольцо 9 прижимает сухари 12 к направляющей втулке 1. При передаче крутящего момента маховику двигателя возникает осевое усилие, прижимающее ведущую полумуфту к ведомой. Как только двигатель будет пущен, произойдет пробуксовка храповой муфты. Во время пробуксовки ведущая полумуфта 8 отодвигается от ведомой полумуфты 13, сжимая пружину 7. Вместе с ведущей полумуфтой 8 отодвигается кольцо 9, освобождая сухари 12, которые под действием центробежных сил перемещаются вдоль штифтов 11 и блокируют муфту в расцепленном состоянии. После выключения стартера ведущая полумуфта 8 под действием пружины 7 прижимается к ведомой полумуфте 13 и кольцо 9 установит сухари 12 в исходное положение.
Ссылка на учебный видеоролик: https://www.youtube.com/watch?v=sDkrcpprawI
Д.З. 1. Шестопалов С.К. Устройство легковых автомобилей: В 2 ч. Ч. 1 Классификация и общее устройство автомобилей, двигатель, электрооборудование. Издание: 4-е изд., стер. Год выпуска: 2016. Стр. 215. 2. Богатырев А.В. и др. Автомобили. Стр. 445.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|