Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II . Постановка научной проблемы

Контрольная работа

По дисциплине:

«Методологические и теоретические основы психологии»

на тему:

«Построение научного исследования»

Выполнила студентка группы 05/ПЗ-51

Специальности: «Психология»

Сотова В.Ю.

Преподаватель Макарова К.В.

 


Содержание

 

Введение

I. Этапы психологического исследования

II. Постановка научной проблемы

III. Содержательный сравнительный анализ

IV.Методы психологии

Заключение

Список литературы


Введение

 

Дисциплина «Методологические основы психологии» предназначена для формирования мировоззренческой и методологической рефлексии, адекватной современному состоянию и тенденциям развития психологической теории и практики.

Основной целью освоения дисциплины является методологическая грамотность специалиста, выражающаяся в понимании им специфики методологии науки и практической деятельности, ее целей и задач и ее соотношения с философией, философской гносеологией, научной эпистемологией и философией науки.

Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи курса:

1) освоение основных понятий методологии науки и общим категориальным составом рефлектирующего мышления ученых.

2) освоение образцов и овладение навыками методологического мышления применительно к анализу современного состояния психологии.

Методология психологии отвечает на основные вопросы психологии: под влиянием чего обусловлено его поведение? Спонтанно оно или имеет определенные закономерности? Является прерогативой индивидуальных особенностей или зависит от ситуации? Трудность изучения психики и поведения – в том, что нет двух одинаковых людей.


I. Этапы психологического исследования

 

1 этап

подготовительный

 

 Формулировка задачи   Определение объекта Предмет исследования исследования Кого изучать? Что изучать? (возраст, пол. (Особенности личности социальные ребенка и его психические условия воспитания) процессы)
 
  Гипотеза (возможный ответ на вопрос, который заключен в проблеме) правдоподобность доступность для проверки
Подбор методов и их сочетания Учесть! -соответствие методов методологическим принципам, -возможность проверки одних методов другими
2 этап исследовательский   Сбор фактических данных с помощью разных методов Этапы, серии исследований
З этап Обработка данных исследования Количественный и качественный анализ данных исследования - анализ каждого зафиксированного факта; - установление связей факт- гипотеза; - выделение повторяющихся фактов; -- Вариационно-статистическая обработка. -Составление таблиц, построение графиков и др.

 

 4 этап Интерпретация данных и формулировка выводов - Установление правильности: или ошибочности гипотезы исследования - Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями

 


На подготовительном этапе определяется проблема, цель исследованиякак желаемый точный результат. Она может быть теоретико-познавательной или практической, прикладной.

Основные виды целей:

1.Определение характеристик явления (из литературы, жизни):

неполное описание характеристик психического явления;

противоречия между эмпирическими данными разных авторов.

2. Выявление взаимосвязи психических явлений:

определение характеристик взаимосвязей (тесноты, направленности, устойчивости);

целостность структуры взаимосвязей.

 3. Изучение возрастной динамики явления:

исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики;

развитие в биологическом, психическом, социальном, историческом планах;

в лияние жизненного опыта;

формирование индивидуальности;

роль окружения, обучения, видов деятельности и т. д.;

исследование возрастных «поперечных» или «продольных» срезов.

4. Описание нового феномена, эффекта:

при решении гипотезы;

при решении новых задач (как результат наблюдательности);

влияние факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы и разнообразия его проявления, условий существования, объяснения феномена.

Открытие новой (другой) природы явления:

изучение противоречивости, недостаточности объяснений сущности какого-либо явления;

введение новых терминов, которые бы приняло научное сообщество; создание теоретических построений, которые более просты, чем имеющиеся;

определение сферы действия закономерности.

5. Обобщения:

выведение более общих закономерностей, чем описанные в литературе

введение новых понятий, новых определений, расширение значения

некоторых терминов, расширение области определения понятия;

конкретизация понятий в целом или какой-либо области психологии;

обобщение как компонент исследовательской работы.

6. Создание классификаций, типологии:

разработка классификаций;

соотнесение классификации с теорией, концепцией;

определение видов, типов, групп и описание их отличительных признаков;

новое понимание класса явлений;

создание более эффективных диагностических процедур на основе

классификаций;

расширение возможностей прикладной психологии.

7. Создание методики:

для повышения точности, надежности измерения;

более полной характеристики качеств;

сокращения времени обследования;

расширения контингента испытуемых (возраст, пол, уровень образования,

состояние психического здоровья и т. д.);

облегчения обработки результатов (упрощение, алгоритмизация);

психометрической проверки метода.

8. Адаптация психодиагностической методики:

модификация методики применительно к новой культуре, этносу, языковой

среде;

 

II. Постановка научной проблемы

 

Постановка научной проблемы - творческий акт, требующий особого видения, специальных знаний и соответствующей квалификации.

Ставить вопросы, увидеть проблему гораздо труднее и важнее, чем найти ее решение.

Теории в эксперименте непосредственно проверить нельзя.

Теоретические высказывания универсальны. Из них выделяют следствия, которые называют гипотезами

 

Гипотеза

(это научное предположение, вытекающее из теории»

которое еще не подтверждено и не опровергнуто)

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ
Входит в структуры теории в качестве основных частей для устранения внутренних противоречий в теории, для преодоления рассогласования теории и экспериментальных результатов. Инструмент совершенствования теоретических знаний Предположение, подлежащее экспериментальной проверке.  

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГИПОТЕЗА

выдвигается для решения проблемы методом экспериментального

исследования

 

По происхождению

1. Для проверки

следствий конкретной

теории, модели

 

2 Основывается не на 3 Для данного случая

 

теории, а на

принципе:

«А почему бы не так?»

В результате - ФАКТ

для данного случая

 
 
 

 

По содержанию

 

Явления (факты)

 

Установка истины:

«А был ли мальчик?»

«Может быть его и не

было?»

СКОЛЬКО СИМВО-

ЛОВ удерживает

человек

одновременно в

кратко-

временной памяти?

Связи между явлениями

 

Проверка в

корреляционных

исследованиях

Напр., какая зависи-

мость мелкду интеллек-

том детей и их

родителей?

Причинные связи между явлениями

Включаются

независимые

переменные и

зависимая

переменная

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гипотезы

 

Научные

Предполагаемые

решения проблем

Статистические

Утверждение в отношении названного

параметра, сформулированного па языке статистики. Гипотеза требует перевода на

язык статистики

 
 
 
 
         

 

Гипотезы должны быть:

а) содержательными;

б) операциональными (потенциально опровергаемыми);

в) формулироваться в виде их альтернатив.

Гипотеза может отвергаться, но не может быть

принятой окончательно. Любая гипотеза открыта для последующей проверки:

Процесс выдвижения и опровержения гипотез — основной и наиболее творческий этап деятельности исследователя.

Количество "и качество гипотез определяется творческими способностями исследователя.

Вопрос. Чем отличается экспериментальная гипотеза от теоретической?

Ответ. Экспериментальная гипотеза формулируется в виде высказывания типа: «Если..., то...». Кроме того, ее нужно конкретизировать и операционализировать.

Входящие в высказывание «если А, то В» переменные А и В должны контролироваться в эксперименте:

а) управляться экспериментатором,

б) регистрироваться непосредственно (или аппаратурой).

Для доказательства любой из закономерностей причинных связей можно привести много объяснений.

В ходе эксперимента количество гипотез ограничивают до двух (основной и альтернативной), что и воплощается в процедуре статистической интерпретации данных.

Эта процедура сводится к оценке их сходства и различия.

Ситуация. Критерий эффективности — величайшая проблема в любой деятельности. Из-за ошибочного выбора критериев не может быть достигнуто достаточно точного результата.

По каким критериям производится оценка психического явления?

Решение: Критерии в эксперименте выбираются особенно тщательно. Их необходимо проверять на «работоспособность».

По предварительным результатам прикинуть, какой контингент обучаемых, сколько классов, групп необходимо будет включить в экспериментальную работу, чтобы получить статистически достоверные результаты.

Критерии должны удовлетворять следующим признакам:

1)Критерии должны быть объективными (настолько, насколько это возможно в психологии). Оцениваемый признак должен оцениваться однозначно.

2) Критерии должны быть адекватными, валидными, то есть оценивать именно то, что экспериментатор хочет оценить. Например, если в основе переключаемости внимания лежит подвижность нервных процессов, то они и должны являться критерием оценки.

3) Критерии должны быть нейтральными по отношению к исследуемым явлениям. Например, критерий ответа студентов на вопрос «Понравились ли занятия по информатике и вычислительной технике?» некорректен:

а) отвечающие могут «подыграть» исследователю,

б) не всегда учение должно нравиться. Успешность выполнения какого-либо задания может оцениваться по времени, затраченному студентом, и количеству допущенных ошибок.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...