Тема 23. Коммуникативные способности и стиль общения в педаго-гической деятельности.
Тема 1. Основные этапы развития взглядов на предмет психологии. Тема 2. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека. Тема 3. Сознание и самосознание личности. Тема 4. Структура личности. Тема 5. Формирование и развитие личности. Тема 6. Самооценка у несовершеннолетних склонных к противоправному поведению. Тема 7. Условия и факторы нормального и аномального развития личности. Тема 8. Проблемы психологического развития подростков в современных условиях. Тема 9. Потребностно - мотивационная сфера личности. Тема 10. Мотивация просоциального и асоциального поведения. Тема 11. Мотивация и деятельность. Тема 12. Группа и ее роль в развитии человека как личности. Тема 13. Межличностные отношения в коллективах. Тема 14. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения. Тема 15. Психологические требования, предъявляемые к стилю руководства педагогическим коллективом. Тема 16. Конфликты в педагогической деятельности. Предупреж-дение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива. Тема 17. Деятельность как условие самореализации личности. Тема 18. Внимание, его сущность и значение в учебной и профес-сиональной деятельности. Тема 19. Речевая деятельность как форма общения. Речь. Ее виды, структура и функции. Тема 20. Общение, его роль в развитии личности. Тема 21. Общение в структуре педагогической деятельности. Тема 22. Речевая культура педагога. Тема 23. Коммуникативные способности и стиль общения в педаго-гической деятельности. Тема 24. Роль и виды чувствительности у человека. Тема 25. Внимание, его роль в учебной и трудовой деятельности.
Тема 26. Виды мышления и их роль в обучении. Тема 27. Психология творческого мышления. Тема 28. Виды и особенности человеческой памяти, ее развитие в процессе обучения. Тема 29. Память. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека. Тема 30. Воображение и индивидуальное творчество. Тема 31. Воображение в познавательной и практической деятель-ности. Тема 32. Природа чувств и эмоций. Тема 33. Эмоции и познавательная деятельность личности. Тема 34. Роль чувств в педагогической деятельности. Тема 35. Воля. Основные направления и пути развития воли у подростков. Тема 36. Темперамент и личность. Тема 37. Характер и личность: общее и различное в этих понятиях. Тема 38. Акцентуации характера у подростков. Тема 39. Психологические особенности противоправного поведения подростков сотклонениями личностного развития. Тема 40. Психологические особенности агрессивного поведения несовершеннолетних и условия их коррекции. Тема 41. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различие в этих явлениях. Тема 42. Психология и развитие творческих способностей.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Структура психологической науки, ее разделы и отрасли. 2. Основные этапы развития психологии. Важнейшие направления современной психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.). 3. Система методов психологии. Психологическое исследование – организация и его этапы. Организация, планирование, сбор данных, обработка результатов, интерпретация. 4. Психологические методы: методы экспликативного сбора данных (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности и др.). 5. Развитие форм отражения. Возникновение психической формы отражения как результат эволюции психики. Сенсорная, перцептивная, интеллектуальная стадии в развитии психики.
6. Сознание. Структура сознания, его основные психологические характеристики. Сознание и бессознательное. 7. Понятие о личности. Динамическая функциональная психологическая структура личности (по К.К. Платонову). Соотношение биологического и социального в структуре личности. 8. Понятие человек, индивид, личность, индивидуальность. Системно-структурное представление о личности. Свойства, состояния и процессы личности. 9. Теории и концепции личности в отечественной и зарубежной психологии. 10. Потребности как источник активности личности. Классификация человеческих потребностей. Специфика человеческих потребностей. 11. Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов. Сознательная и бессознательная мотивация. 12. Направленность личности как иерархическая система потребностей и как системообразующий фактор структуры личности. Интересы, убеждение, мировоззрение. 13. Понятие самооценка личности. Уровни самооценки и условия их формирования. 14. Самооценка и уровень притязаний как факторы становления и развития личности. 15. Психологические методы исследования личности. 16. Понятие о группах. Виды групп. Классификация групп по уровню развития межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив, 17. Виды межличностных отношений в группе: эмоциональное тяго-тение, совместимость, конформизм, коллективистическая идентификация, коллективистическое самоопределение и др. Взаимоотношения в группе в зависимости от уровня ее развития. 18. Руководство и лидерство в группе. Повышение эффективности групповой работы через стиль лидерства. 19. Сущность конфликта и его структура. Межличностные конфликты. Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации. Способы предотвращения и разрешения конфликта. 20. Методы исследования межличностных отношений (социометрия, референтометрия, ценностное ориентационное единство и др.). 21. Понятие о деятельности и ее целях. Строение человеческой деятельности. Личность как субъект деятельности. 22. Общая характеристика деятельности. Соотношение внутренней и внешней деятельности. Интериоризация и экстериоризация деятельности. 23. Виды человеческой деятельности, их классификация. Освоение деятельности. Умения и навыки как структурные элементы деятельности.
24. Понятие об общении. Общение как особая форма человеческого взаимодействия. Функции общения. Виды общения. 25. Речевая деятельность. Виды и свойства речи. Речь и познавательная активность. 26. Ощущения. Классификация, свойства ощущений взаимодействие. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Компенсаторные возможности ощущений. 27. Восприятие. Виды восприятий. Свойства восприятия. Зависимость восприятия от характера деятельности. 28. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Физиологические основы внимания. Виды внимания. 29. Понятие о внимании. Свойства внимания. Развитие внимания и возможности управления им в учебной и профессиональной деятельности. 30. Понятие о памяти. Процессы памяти. Виды памяти. Использование закономерностей памяти в педагогической практике. 31. Память. Процессы и виды памяти. Индивидуальные различия. Условия продуктивности памяти, профилактика забывания. 32. Мышление как высшая форма познавательной деятельности, его социальная природа. Функции мышления. Мыслительные операции. 33. Мышление. Виды и логические формы мышления. Сочетание разных видов мышления в практической деятельности педагога. 34. Мышление. Определение творческого мышления и условия его продуктивности. Индивидуальные особенности и качества мышления. 35. Воображение. Виды, психологические механизмы. Индивидуально-типологические особенности воображения. Роль воображения в деятельности педагога. 36. Чувства. Функции чувств. Высшие чувства: нравственные (мо-ральные), интеллектуальные, эстетические. 37. Эмоции. Функции эмоций, их виды, свойства, состояния. Роль эмоций в жизнедеятельности человека. 38. Воля. Волевые качества личности и волевая деятельность. Волевой акт, волевое усилие. 39. Темперамент. Историческое содержание терминологии. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. 40. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Типы темпераментов и высшей нервной деятельности, их взаимосвязь.
41. Характер. Структура характера. Обусловленность характера общественными и межличностными отношениями. 42. Характер. Место характера в общей структуре личности. Экстра-версия и интроверсия как черты личности. 43. Акцентуации характера. Характеристика типов акцентуаций. 44. Способности. Виды способностей у человека. Задатки и способности. Проблема наследственности способностей. 45. Задатки и способности. Врожденное и приобретенное в них. Количественная и качественная характеристика способностей. 46. Методы психодиагностического изучения личности учащегося. Анализ результатов и использование их в педагогической деятельности. 47. Формы и методы психодиагностического изучения личности учащегося. Возможности прогноза и коррекции. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература Глуханюк Н.С., Печеркина А.А., Семенова С.Л. Общая психология. М.: Академия, 2009. 288 с. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. М.: Академия, 2006. 176 с. Маклаков, А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2009. 583 с. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 687 с. Общая психология: в 7 т./ Под ред. Б.С. Братуся. Том 3.: В.В. Нуркова. Память: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 320 с. Общая психология: в 7 т./ Под ред. Б.С. Братуся. Том 4.: М.В. Фаликман. Внимание: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 480 с. Петровский А.В Ярошевский М.Г. Психология.М.: Академия, 2008. 512 с. Психология. / Под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2009. 656 с. Семенова С.Л. Общая психология для юристов. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. 515 с. Штейнмец А.Э. Общая психология. М.: Академия, 2006. 288 с. Дополнительная литература Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999. – 224 с. Аверин А.А. Психология личности [Текст]: учеб. пособие / А.А. Аве-рин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с. Айсмонтас Б.Б. Общая психология [Текст]: схемы /Б.Б Айсмонтас. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. – 288 с. Андреева Г.М. Психология социального познания [Текст] / Г.М. Анд-реева. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288 с. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 375 с. Анисимов О.С. Акмеология мышления [Текст] / О.С. Анисимов. – М.: ЛМА, 1997. – 534 с. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить [Текст] / Барабанщиков В.А. Психология восприятия: организация и развитие перцептивного процесса [Текст] /В.А. Барабанщиков. – М.: Когнито-Центр: Высш. шк. психологии, 2006. – 240 с.
Битянова Н.Р. Социальная психология [Текст] / Н.Р. Битянова. – М.: Междунар. пед. акад., 1994. – 106 с. Блонский П.П. Память и мышление [Текст] / П.П. Блонский. – СПб.: Питер, 2001. –288 с. Бреслав Г.М. Психология эмоций [Текст]: учеб. пособие / Г.М. Бреслав. – М.: Академия, 2006. – 544 с. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение [Текст] /А.В. Брушлинский. – М.; Воронеж: МОДЭК, 1996. – 390 с. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов [Текст] / Л.М. Веккер. – М.: Смысл, 1998. – 685 с. Гамезо М.В. Атлас по психологии [Текст]: информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – 3-е изд. – М.: Пед. о-во России, 2003. – 276 с. Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно [Текст] / Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию [Текст]: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 1998. – 336 с. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии [Текст] /Н.С. Глуха-нюк, С.Л. Семенова, Е.В. Дьяченко. – М.; Воронеж, 2003. – 224 с. Годфруа Ж. Что такое психология [Текст]: в 2 т. / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1992. – 496 с.; 376 с. Дормашев Ю.Б. Психология внимания [Текст] /Ю.Б. Дормашев, Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] /В.Н. Дру-жинин. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней [Текст] / А.Н. Ждан. – М.: Пед. об-во России, 1990. – 512 с. Изард К.Э. Психология эмоций [Текст] /К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с. Ильин Е.П. Психология воли [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 288 с. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с. Ильин Е.П. Эмоции и чувства [Текст] /Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с. История психологии в лицах. Персоналии [Текст] /ред. сост. Климов Е.А. Основы психологии [Текст] /Е.А. Климов. – М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997. – 295 с. Краткий психологический словарь [Текст] /под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 512 с Кроник А.А. Психология человеческих отношений [Текст] / Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах [Текст] / В.Г. Крысько. – М.: Харвест, 1999. – 384 с. Лазурский А.Ф. Очерки науки о характере [Текст] /А.Ф. Лазурский. – М.: Наука, 1995. – 271 с. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников [Текст] /Н.С. Лей-тес. – М.: Академия, 2000. – 320 с. Леонгард К. Акцентуированные личности [Текст] / К. Леонгард. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 541 с. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2005. – 352 с. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Наука, 2985. – 73 с. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] / А.Е. Личко. – Л.: Медицина, 1983. – 255 с. Маклаков А.Г. Общая психология [Текст]: учеб. / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с. Маслоу А. Мотивация и личность [Текст] /А. Маслоу. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / Маркова А.К. Формирование мотивации учения [Текст] /А.К. Маар-кова [и др. ] – М.: Просвещение, 1990. – 191 с. Марцинковская Т.Д. 50 выдающихся психологов Мира [Текст]: учеб. пособие для студентов /Т.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский. – М.: Междунар. пед. акад., 1995. – 192 с. Мейснер Т. Вундеркинды: реализованные и нереализованные способности [Текст] /Т. Мейснер. – М.: Крон-Пресс, 1998. – 359 с. Немов Р.С. Психология [Текст]: в 3 кн.; учеб. пособие для студентов пед. вузов / Р.С. Немов. – Кн. 3. – М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995. – 512 с.Общая психология [Текст]: курс лекций для первой степени пед. образования / сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1998. – 448с. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики [Текст]: учеб. пособие / А.Б. Орлов. – М.: Академия, 2002. – 272с. Петровский А.В. История и теория психологии [Текст]: в 2 т. / Платонов К.К. Структура и развитие личности [Текст] / К.К. Пла-тонов. – М.: Наука, 1986. – 254 с. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст] / под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1990. – 141 с. Познавательные психические процессы [Текст] /сост. и общ. ред. А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2001. – 480 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»). Психология внимания [Текст]: хрестоматия /под ред. Ю.Б. Гиппен-рейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2005. – 858 с. Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст] / сост. А.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – 678 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»). Психология памяти [Текст]: хрестоматия /под ред. Ю.Б. Гиппен-рейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2002. – 816 с. Психология сознания [Текст]: хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2001. – 480 с. Психология самосознания [Текст]: хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Рай-городский. – Самара: Бахрах-М, 2003. – 672 с. Психические состояния [Текст]: хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – 506 с. Райгородский Д.Я. Психология личности [Текст]: хрестоматия в Реан А.А. Психология изучения личности [Текст]: учеб. пособие / А.А. Реан. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 288 с. Реан А.А. Социально педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2000. – 416 с. Романов К.М. Практикум по общей психологии [Текст] /К.М. Ро-манов. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. – 320 с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] /С.Л. Ру-бинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720с. Семенова С.Л. Практикум по общей психологии [Текст] /С.Л. Се-менова, Е.В. Дьяченко; под ред. Н.С. Глуханюк. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – 180 с. Слободчиков В.И. Психология человека [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии [Текст]: хрестоматия с коммент. по курсу «Введение в психологию» / Е.Е. Соколова. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1997. – 653 с. Тихомиров О.К. Психология мышления [Текст]: учеб. пособие / О.К. Тихомиров. – М.: Академия, 2005. М.: Академия, 2006. – 288 с. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности [Текст] / Фрейд 3. Введение в психоанализ [Текст]: лекции /З. Фрейд. – М.: Наука, 1991. – 456 с. Фрейд 3. Психология бессознательного [Текст] /З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1989. – 448 с. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность [Текст]: в 2 т. / Х. Хекхаузен. Т.1. – М.: Педагогика, 1986. – 406 с. Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии [Текст]: учеб. пособие / В.Б. Хозиев. – М.: Академия, 2006. – 272 с. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная. – СПб.: Питер, 2002. – 264 с. Хьелл Л. Теория личности [Текст] /Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 1999. – 608 с. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 1996. – 320 с. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 2002. – 160 с. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины XX в. [Текст] / М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 1997. – 410 с. Периодические издания (журналы): Вопросы психологии. Психологический журнал. Психологическая наука и образование. Иностранная психология. Прикладная психология. Образование и наука.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|