Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 23. Коммуникативные способности и стиль общения в педаго-гической деятельности.

Тема 1. Основные этапы развития взглядов на предмет психологии.

Тема 2. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.

Тема 3. Сознание и самосознание личности.

Тема 4. Структура личности.

Тема 5. Формирование и развитие личности.

Тема 6. Самооценка у несовершеннолетних склонных к противоправному поведению.

Тема 7. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.

Тема 8. Проблемы психологического развития подростков в современных условиях.

Тема 9. Потребностно - мотивационная сфера личности.

Тема 10. Мотивация просоциального и асоциального поведения.

Тема 11. Мотивация и деятельность.

Тема 12. Группа и ее роль в развитии человека как личности.

Тема 13. Межличностные отношения в коллективах.

Тема 14. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения.

Тема 15. Психологические требования, предъявляемые к стилю руководства педагогическим коллективом.

Тема 16. Конфликты в педагогической деятельности. Предупреж-дение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива.

Тема 17. Деятельность как условие самореализации личности.

Тема 18. Внимание, его сущность и значение в учебной и профес-сиональной деятельности.

Тема 19. Речевая деятельность как форма общения. Речь. Ее виды, структура и функции.

Тема 20. Общение, его роль в развитии личности.

Тема 21. Общение в структуре педагогической деятельности.

Тема 22. Речевая культура педагога.

Тема 23. Коммуникативные способности и стиль общения в педаго-гической деятельности.

Тема 24. Роль и виды чувствительности у человека.

Тема 25. Внимание, его роль в учебной и трудовой деятельности.

Тема 26. Виды мышления и их роль в обучении.

Тема 27. Психология творческого мышления.

Тема 28. Виды и особенности человеческой памяти, ее развитие в процессе обучения.

Тема 29. Память. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.

Тема 30. Воображение и индивидуальное творчество.

Тема 31. Воображение в познавательной и практической деятель-ности.

Тема 32. Природа чувств и эмоций.

Тема 33. Эмоции и познавательная деятельность личности.

Тема 34. Роль чувств в педагогической деятельности.

Тема 35. Воля. Основные направления и пути развития воли у подростков.

Тема 36. Темперамент и личность.

Тема 37. Характер и личность: общее и различное в этих понятиях.

Тема 38. Акцентуации характера у подростков.

Тема 39. Психологические особенности противоправного поведения подростков сотклонениями личностного развития.

Тема 40. Психологические особенности агрессивного поведения несовершеннолетних и условия их коррекции.

Тема 41. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различие в этих явлениях.

Тема 42. Психология и развитие творческих способностей.

 

 

Вопросы для подготовки к экзамену

 

1. Структура психологической науки, ее разделы и отрасли.

2. Основные этапы развития психологии. Важнейшие направления современной психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.).

3. Система методов психологии. Психологическое исследование – организация и его этапы. Организация, планирование, сбор данных, обработка результатов, интерпретация.

4. Психологические методы: методы экспликативного сбора данных (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности и др.).

5. Развитие форм отражения. Возникновение психической формы отражения как результат эволюции психики. Сенсорная, перцептивная, интеллектуальная стадии в развитии психики.

6. Сознание. Структура сознания, его основные психологические характеристики. Сознание и бессознательное.

7. Понятие о личности. Динамическая функциональная психологическая структура личности (по К.К. Платонову). Соотношение биологического и социального в структуре личности.

8. Понятие человек, индивид, личность, индивидуальность. Системно-структурное представление о личности. Свойства, состояния и процессы личности.

9. Теории и концепции личности в отечественной и зарубежной психологии.

10. Потребности как источник активности личности. Классификация человеческих потребностей. Специфика человеческих потребностей.

11. Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов. Сознательная и бессознательная мотивация.

12. Направленность личности как иерархическая система потребностей и как системообразующий фактор структуры личности. Интересы, убеждение, мировоззрение.

13. Понятие самооценка личности. Уровни самооценки и условия их формирования.

14. Самооценка и уровень притязаний как факторы становления и развития личности.

15. Психологические методы исследования личности.

16. Понятие о группах. Виды групп. Классификация групп по уровню развития межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив,

17. Виды межличностных отношений в группе: эмоциональное тяго-тение, совместимость, конформизм, коллективистическая идентификация, коллективистическое самоопределение и др. Взаимоотношения в группе в зависимости от уровня ее развития.

18. Руководство и лидерство в группе. Повышение эффективности групповой работы через стиль лидерства.

19. Сущность конфликта и его структура. Межличностные конфликты. Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации. Способы предотвращения и разрешения конфликта.

20. Методы исследования межличностных отношений (социометрия, референтометрия, ценностное ориентационное единство и др.).

21. Понятие о деятельности и ее целях. Строение человеческой деятельности. Личность как субъект деятельности.

22. Общая характеристика деятельности. Соотношение внутренней и внешней деятельности. Интериоризация и экстериоризация деятельности.

23. Виды человеческой деятельности, их классификация. Освоение деятельности. Умения и навыки как структурные элементы деятельности.

24. Понятие об общении. Общение как особая форма человеческого взаимодействия. Функции общения. Виды общения.

25. Речевая деятельность. Виды и свойства речи. Речь и познавательная активность.

26. Ощущения. Классификация, свойства ощущений взаимодействие. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Компенсаторные возможности ощущений.

27. Восприятие. Виды восприятий. Свойства восприятия. Зависимость восприятия от характера деятельности.

28. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Физиологические основы внимания. Виды внимания.

29. Понятие о внимании. Свойства внимания. Развитие внимания и возможности управления им в учебной и профессиональной деятельности.

30. Понятие о памяти. Процессы памяти. Виды памяти. Использование закономерностей памяти в педагогической практике.

31. Память. Процессы и виды памяти. Индивидуальные различия. Условия продуктивности памяти, профилактика забывания.

32. Мышление как высшая форма познавательной деятельности, его социальная природа. Функции мышления. Мыслительные операции.

33. Мышление. Виды и логические формы мышления. Сочетание разных видов мышления в практической деятельности педагога.

34. Мышление. Определение творческого мышления и условия его продуктивности. Индивидуальные особенности и качества мышления.

35. Воображение. Виды, психологические механизмы. Индивидуально-типологические особенности воображения. Роль воображения в деятельности педагога.

36. Чувства. Функции чувств. Высшие чувства: нравственные (мо-ральные), интеллектуальные, эстетические.

37. Эмоции. Функции эмоций, их виды, свойства, состояния. Роль эмоций в жизнедеятельности человека.

38. Воля. Волевые качества личности и волевая деятельность. Волевой акт, волевое усилие.

39. Темперамент. Историческое содержание терминологии. Типы темпераментов и их психологическая характеристика.

40. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Типы темпераментов и высшей нервной деятельности, их взаимосвязь.

41. Характер. Структура характера. Обусловленность характера общественными и межличностными отношениями.

42. Характер. Место характера в общей структуре личности. Экстра-версия и интроверсия как черты личности.

43. Акцентуации характера. Характеристика типов акцентуаций.

44. Способности. Виды способностей у человека. Задатки и способности. Проблема наследственности способностей.

45. Задатки и способности. Врожденное и приобретенное в них. Количественная и качественная характеристика способностей.

46. Методы психодиагностического изучения личности учащегося. Анализ результатов и использование их в педагогической деятельности.

47. Формы и методы психодиагностического изучения личности учащегося. Возможности прогноза и коррекции.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

Глуханюк Н.С., Печеркина А.А., Семенова С.Л. Общая психология. М.: Академия, 2009. 288 с.

Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. М.: Академия, 2006. 176 с.

Маклаков, А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2009. 583 с.

Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 687 с.

Общая психология: в 7 т./ Под ред. Б.С. Братуся. Том 3.: В.В. Нуркова. Память: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 320 с.

Общая психология: в 7 т./ Под ред. Б.С. Братуся. Том 4.: М.В. Фаликман. Внимание: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 480 с.

Петровский А.В Ярошевский М.Г. Психология.М.: Академия, 2008. 512 с.

Психология. / Под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2009. 656 с.

Семенова С.Л. Общая психология для юристов. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. 515 с.

Штейнмец А.Э. Общая психология. М.: Академия, 2006. 288 с.

Дополнительная литература

Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999. – 224 с.

Аверин А.А. Психология личности [Текст]: учеб. пособие / А.А. Аве-рин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с.

Айсмонтас Б.Б. Общая психология [Текст]: схемы /Б.Б Айсмонтас. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. – 288 с.

Андреева Г.М. Психология социального познания [Текст] / Г.М. Анд-реева. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288 с.

Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 375 с.

Анисимов О.С. Акмеология мышления [Текст] / О.С. Анисимов. – М.: ЛМА, 1997. – 534 с.

Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить [Текст] /
Б.Ц. Бадмаев. – М.: Учеб. лит., 1997. – 256 с.

Барабанщиков В.А. Психология восприятия: организация и развитие перцептивного процесса [Текст] /В.А. Барабанщиков. – М.: Когнито-Центр: Высш. шк. психологии, 2006. – 240 с.

Битянова Н.Р. Социальная психология [Текст] / Н.Р. Битянова. – М.: Междунар. пед. акад., 1994. – 106 с.

Блонский П.П. Память и мышление [Текст] / П.П. Блонский. – СПб.: Питер, 2001. –288 с.

Бреслав Г.М. Психология эмоций [Текст]: учеб. пособие / Г.М. Бреслав. – М.: Академия, 2006. – 544 с.

Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение [Текст] /А.В. Брушлинский. – М.; Воронеж: МОДЭК, 1996. – 390 с.

Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов [Текст] / Л.М. Веккер. – М.: Смысл, 1998. – 685 с.

Гамезо М.В. Атлас по психологии [Текст]: информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – 3-е изд. – М.: Пед. о-во России, 2003. – 276 с.

Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно [Текст] /
Ю.З. Гильбух. – Минск: Вышэйш. шк., 1995. – 141 с.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию [Текст]: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 1998. – 336 с.

Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии [Текст] /Н.С. Глуха-нюк, С.Л. Семенова, Е.В. Дьяченко. – М.; Воронеж, 2003. – 224 с.

Годфруа Ж. Что такое психология [Текст]: в 2 т. / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1992. – 496 с.; 376 с.

Дормашев Ю.Б. Психология внимания [Текст] /Ю.Б. Дормашев,
В.Я. Романов. – М.: Тривола, 1999. – 331 с.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] /В.Н. Дру-жинин. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с.

Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней [Текст] / А.Н. Ждан. – М.: Пед. об-во России, 1990. – 512 с.

Изард К.Э. Психология эмоций [Текст] /К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.

Ильин Е.П. Психология воли [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 288 с.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства [Текст] /Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.

История психологии в лицах. Персоналии [Текст] /ред. сост.
Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕРС СЭ, 2005. –
784 с.

Климов Е.А. Основы психологии [Текст] /Е.А. Климов. – М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997. – 295 с.

Краткий психологический словарь [Текст] /под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 512 с

Кроник А.А. Психология человеческих отношений [Текст] /
А.А. Кроник, Е.А. Кроник. – М.: Дубна: Когито-Центр, 1998. – 214 с.

Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах [Текст] / В.Г. Крысько. – М.: Харвест, 1999. – 384 с.

Лазурский А.Ф. Очерки науки о характере [Текст] /А.Ф. Лазурский. – М.: Наука, 1995. – 271 с.

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников [Текст] /Н.С. Лей-тес. – М.: Академия, 2000. – 320 с.

Леонгард К. Акцентуированные личности [Текст] / К. Леонгард. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 541 с.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2005. – 352 с.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Наука, 2985. – 73 с.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] / А.Е. Личко. – Л.: Медицина, 1983. – 255 с.

Маклаков А.Г. Общая психология [Текст]: учеб. / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.

Маслоу А. Мотивация и личность [Текст] /А. Маслоу. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.

Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] /
В.Г. Маралов. – М.: Академия, 2002. – 256 с.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения [Текст] /А.К. Маар-кова [и др. ] – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.

Марцинковская Т.Д. 50 выдающихся психологов Мира [Текст]: учеб. пособие для студентов /Т.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский. – М.: Междунар. пед. акад., 1995. – 192 с.

Мейснер Т. Вундеркинды: реализованные и нереализованные способности [Текст] /Т. Мейснер. – М.: Крон-Пресс, 1998. – 359 с.

Немов Р.С. Психология [Текст]: в 3 кн.; учеб. пособие для студентов пед. вузов / Р.С. Немов. – Кн. 3. – М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995. – 512 с.Общая психология [Текст]: курс лекций для первой степени пед. образования / сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1998. – 448с.

Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики [Текст]: учеб. пособие / А.Б. Орлов. – М.: Академия, 2002. – 272с.

Петровский А.В. История и теория психологии [Текст]: в 2 т. /
А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Т. 1. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 415 с.

Платонов К.К. Структура и развитие личности [Текст] / К.К. Пла-тонов. – М.: Наука, 1986. – 254 с.

Познавательные процессы и способности в обучении [Текст] / под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1990. – 141 с.

Познавательные психические процессы [Текст] /сост. и общ. ред. А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2001. – 480 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

Психология внимания [Текст]: хрестоматия /под ред. Ю.Б. Гиппен-рейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2005. – 858 с.

Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст] / сост. А.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – 678 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

Психология памяти [Текст]: хрестоматия /под ред. Ю.Б. Гиппен-рейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2002. – 816 с.

Психология сознания [Текст]: хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2001. – 480 с.

Психология самосознания [Текст]: хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Рай-городский. – Самара: Бахрах-М, 2003. – 672 с.

Психические состояния [Текст]: хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – 506 с.

Райгородский Д.Я. Психология личности [Текст]: хрестоматия в
2 т. /Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах, 1999. – Т. 1. – 448 с.; – Т.2. –
544 с.

Реан А.А. Психология изучения личности [Текст]: учеб. пособие / А.А. Реан. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 288 с.

Реан А.А. Социально педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2000. – 416 с.

Романов К.М. Практикум по общей психологии [Текст] /К.М. Ро-манов. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. – 320 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] /С.Л. Ру-бинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720с.

Семенова С.Л. Практикум по общей психологии [Текст] /С.Л. Се-менова, Е.В. Дьяченко; под ред. Н.С. Глуханюк. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – 180 с.

Слободчиков В.И. Психология человека [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии [Текст]: хрестоматия с коммент. по курсу «Введение в психологию» / Е.Е. Соколова. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1997. – 653 с.

Тихомиров О.К. Психология мышления [Текст]: учеб. пособие

/ О.К. Тихомиров. – М.: Академия, 2005. М.: Академия, 2006. – 288 с.

Фельдштейн Д.И. Психология становления личности [Текст] /
Д.И. Фельдштейн. – М.: Междунар. пед. акад., 1994. – 192 с.

Фрейд 3. Введение в психоанализ [Текст]: лекции /З. Фрейд. – М.: Наука, 1991. – 456 с.

Фрейд 3. Психология бессознательного [Текст] /З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1989. – 448 с.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность [Текст]: в 2 т. / Х. Хекхаузен. Т.1. – М.: Педагогика, 1986. – 406 с.

Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии [Текст]: учеб. пособие / В.Б. Хозиев. – М.: Академия, 2006. – 272 с.

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная. – СПб.: Питер, 2002. – 264 с.

Хьелл Л. Теория личности [Текст] /Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 1999. – 608 с.

Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 1996. – 320 с.

Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 2002. – 160 с.

Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины XX в. [Текст] / М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 1997. – 410 с.

Периодические издания (журналы):

Вопросы психологии.

Психологический журнал.

Психологическая наука и образование.

Иностранная психология.

Прикладная психология.

Образование и наука.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...