Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основной закон ФРГ: общая характеристика

Источники конституционного права в зарубежных странах

Источники конституционного права — это внешняя форма выраже­ния общих правил поведения, регулирующая отношения конституци­онного характера. К ним относятся: конституция (за исключением не­которых преимущественно мусульманских стран), законы, другие нормативные правовые акты (регламенты, акты главы государства и исполнительной власти), судебно-правовые акты (особенно судебные прецеденты в англосаксонском праве), правовые обычаи, публично-правовые договоры (международные и внутригосударственные), ре­лигиозные источники (главным образом, в монархиях стран Востока по вопросу престолонаследия; в ряде мусульманских государств Ко­ран заменяет конституцию или стоит выше нее).

В каждом государстве своя национальная система источников пра­ва. Поэтому нельзя вести речь об источниках конституционного права зарубежных стран как едином целом.

В федеративных государствах источники права отличаются боль­шим разнообразием, поскольку на уровне субъектов действуют свои источники конституционного права (например, каждый штат США имеет свою конституцию). Местные (региональные) законы из­даются и представительными органами ряда автономных образова­ний, существующих в рамках унитарной государственности. Это ха­рактерно для Италии, Испании, Португалии.

Наивысшей юридической силой и специфическим содержанием обладает конституция — основной источник права, имеющая универ­сальный характер, поскольку закрепляет основные институты нацио­нального права. Конституции должны соответствовать все принимае­мые и действующие источники права (см. вопрос 5). Она занимает ве­дущее, основополагающее место в правовой системе и оказывает определяющее воздействие на все другие правовые акты

Другим главным источником данной отрасли права является закон — нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладаю­щий наибольшей после Конституции юридической силой и регули­рующий социально значимые, типичные и устойчивые общественные отношения.

Различают законы:

конституционные (в ряде государств вносят изменение в конституцию или дополняют ее; либо это те законы, органические (принимаются в усложненном порядке на основе бланкетных норм, содержащихся в конституции); существуют в Испа­нии, Бразилии, Португалии, Франции;

обычные (ординарные) законы, регулирующие по сравнению с кон­ституционными или органическими, менее важные общественные от­ношения, образующие предмет конституционного права (гражданст­во, статус депутата, выборы президента);

чрезвычайные законы, позволяющие приостанавливать действие от­дельных конституционных норм (принимаются только на срок, опре­деленный парламентом). Установлен тщательно регламентированный порядок их принятия.

Нормы конституционного права могут также содержаться в от­дельных постановлениях парламента и парламентских регламентах, устанавливающих внутреннюю организацию и процедуру работы об­щенационального представительного органа власти.

Источником конституционного права являются весьма многочис­ленные подзаконные акты (указы, декреты главы государства, поста­новления, ордонансы правительства и др.). Между ними существует определенная субординация: нормативные акты нижестоящих госу­дарственных органов не должны противоречить актам вышестоящим. В ряде государств акты исполнительной власти могут иметь силу зако­на (Великобритания, Италия, Франция).

Большинство исследователей к группе подзаконных актов относят и акты местного самоуправления (уставы городов, районов, уездов, регламенты представительных органов на местах).

Нормы конституционного права содержатся и в отдельных нор­мативных договорах: международных и внутригосударственных

В странах англосаксонской системы права широкое распростране­ние получил судебный прецедент — образцовое правило поведения, выработанное высшими судебными органами, официально опублико­ванное и являющееся обязательным при рассмотрении аналогичных дел, как для участников спора (конкретного дела), так и для ниже­стоящих судов.

В государствах с континентальной системой права (Франция, Германия, Италия и др.) его роль менее значима.

К судебно-правовым актам относятся также нормативные реше­ния органов конституционной юрисдикции (конституционных судов, конституционных советов, верховных судов), дающих официальное толкование конституции и признающих оспариваемые законы и иные нормативные акты конституционными или неконституционными.

В англосаксонских государствах, а также в тех, которые восприня­ли основы англосаксонской Правовой системы широкое распростра­нение получил правовой обычай. Это сложившееся в практике правила поведения субъектов права, нигде в официальных изданиях не запи­санные в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые повсеместно, признаваемые и поэтому молчаливо санк­ционируемые государством. Конституционно-правовой обычай являет­ся обязательным и направлен на регулирование конституционных от­ношений. В странах, где утвердилась континентальная система права, роль правового обычая в целом невелика.

Полномочия правительства

Полномочия правительства широки и разнообразны и в принципе устанавливаются конституционными и законодательными нормами, а в некоторых странах также правовыми обычаями. Вместе с тем в большинстве стран этот центральный орган исполнительной власти фак­тически осуществляет полномочия, предоставленные главе государства, главе правительства и отдельным министрам, что вытекает из осо­бого места этого института в системе государственного аппарата, его политической значимости.

В условиях парламентских форм правления правительство при осуществлении своих полномочий руководствуется программой дея­тельности, одобренной представительным (законодательным) орга­ном государственной власти.

Исходя из предметных и функциональных направлений деятель­ности данного органа, можно выделить следующие группы полно­мочий:

1) по осуществлению текущего государственного управления: про­водит государственную политику в социально-экономической сфере, формирует целевые общенациональные программы развития регио­нов, отраслей производства, управляет через правительственные орга­ны (министерства, комитеты, комиссии, агентства) объектами госу­дарственной собственности, осуществляет кадровые назначения в системе исполнительной власти;

2) организационно-правотворческие: оно наиболее активный субъект права законодательной инициативы в парламенте, при его не­посредственном участии разрабатываются многие крупные законо­проекты, проводит их в соответствии с парламентскими процедурами, издает постановления, декреты, ордонансы, распоряжения, которые могут подменять законы, обеспечивает их реализацию;

3) в сфере обороны, безопасности, внешней политики и внешне­экономической деятельности: вырабатывает совместно с другими го­сударственными институтами внешнеполитический курс, осуществ­ляет меры по обеспечению обороны и национальной безопасности, назначает отдельных дипломатов и военачальников;

4) финансово-бюджетные: вырабатывает проект государственного бюджета и финансовых планов, добивается их принятия парламен­том, исполняет государственный бюджет и финансовые планы, обес­печивает проведение единой финансовой и денежно-кредитной поли­тики.

В условиях введения чрезвычайного осадного и военного положе­ния прерогативы правительства резко возрастают. Оно может прини­мать акты, ограничивающие права, свободы граждан, депортировать нежелательных иностранцев, вводить дополнительные обязанности для физических и юридических лиц.

В ведении правительства находятся вооруженные силы, спецслуж­бы, военизированные формирования типа «национальной гвардии». Правительство для осуществления текущего, оперативного управле­ния может образовывать рабочий исполнительный орган — президи­ум, бюро. Заседания последнего проводятся по мере необходимости, во многих странах еженедельно, в строго определенное время. Пред­седательствует на них глава правительства, присутствует узкий круг должностных лиц — заместители главы правительства, министры иностранных дел, финансов, юстиции, руководители спецслужб, от­дельные крупные чиновники.

За свою деятельность правительство несет политическую ответст­венность, которая выражается в отставке либо всего кабинета, либо отдельных его членов по инициативе парламента, самого правитель­ства или главы государства.

 

Основной закон ФРГ: общая характеристика

После окончания Второй мировой войны Германия была разделена на четыре оккупационные зоны. В трех западных зонах, находивших­ся под влиянием оккупационных держав — США, Великобритании, Франции, — в течение 1946-1947 гг. были приняты демократические конституции. В конституциях оговаривалось будущее вхождение зе­мель в состав единой демократической Германии.

Таким образом, на территории западных оккупационных зон была образована в 1949 г. Федеративная Республика Германия. Новому го­сударству потребовалась новая конституция. Однако для того, чтобы подчеркнуть, что речь идет не о постоянном документе, а об акте, ре­гулирующем основы государственного строя в период до полного вос­соединения Германии, было выбрано название «Основной закон», а не «Конституция». Основной закон был принят учредительным орга­ном — Парламентским советом, в состав которого входили представи­тели политических партий, избранные ландтагами (парламентами) за­падногерманских земель, и вступил в силу 24 мая 1949 Одобрили Ос­новной закон и оккупирующие державы.

Основной закон ФРГ состоит из краткой преамбулы, 14 разделов и 146 статей, причем три раздела были включены в текст конституции уже в период ее действия. Особенностью данного конституционного акта, отличающего его от других конституций, является то, что пер­вый раздел посвящен основным правам и свободам человека. Они представляют собой систему ценностей и требований к государствен­ному строительству страны пережившей фашизм. Большое внимание уделяется личным (гражданским) правам. Специально фиксируется право на человеческое достоинство. Допускается ограничение прав и свобод граждан.

Второй раздел Основного закона регулирует отношения между фе­дерацией и землями, а также основы политического строя страны. Федеративное устройство обусловило построение демократической системы государственных структур снизу доверху. По форме правле­ния Германия является парламентской республикой с сильными по­зициями главы федерального правительства — Канцлера. Остальные разделы конституции детально регулируют правовой статус высших органов государственной власти, систему законодательства федера­ции и исполнение федеральных законов, а также общие задачи феде­рации и ее субъектов.

По способу изменения Основной закон ФРГ не является жестким, хотя процедура внесения поправок усложнена по сравнению с приня­тием обычного закона. Закон о поправке к конституции нуждается в одобрении квалифицированного большинства в 2/з членов верхней и нижней палаты федерального парламента. В Основной закон ФРГ вносились многочисленные поправки, начиная с 1951 г. В наи­большей степени на содержании Основного закона отразилось воссо­единение Восточной и Западной Германии на основании Договора об установлении единства Германии от 31 августа 1991 к, а также вступле­ние Германии в Европейские Сообщества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...