Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы, связанные с положительными нравственными качествами личности




Виды проблемы Аргументы
Ностальгия, тоска по Родине И.А.Бунин.Многие выдающиеся поэты уехали из России вынужденно, но навсегда сохранили в сердце любовь к ней. В стихах русских эмигрантов немало трагизма, горечи, отчаяния. Так, например, И. А. Бунина оторванность от дома травмировала настолько, что на время заставила замолчать и окрасила написанное им в пессимистические тона. Немногочисленные стихи, созданные в эмиграции, пронизаны чувством одиночества, бездомности, тоски по Родине. Любовь Бунина к России выше идейных политических распрей. Бунин-эмигрант не принял новое государство, но сегодня мы вернули как национальное достояние все лучшее, что было создано писателем.
М.Ю. Лермонтов «Тучи». Стихотворение «Тучи» раскрывает перед нами образ тоскующего вдали от родины человека. Многое успел повидать лирический герой, многое испытать. Он видит свое внутреннее родство с тучами, бегущими по небу. Человеку тяжело жить вдали от родного края, тем более, если он — поэт. Вот почему такой глубокой грустью наполнены воспоминания героя о любимом севере. Не по доброй воле он покинул родину, стал изгнанником. Что же послужило тому причиной? Этот же вопрос задает он и тучам. Горечью и скрытым гневом наполнены слова поэта. Видно, что его судьбу изменили несправедливость и ложь, зависть и злоба. Не имея возможности противостоять решению судьбы, герой не собирается смиряться внутренне, в душе он горд и независим, хотя и бесконечно одинок. Что же могут ответить изгнаннику тучи? Безмолвно проплывают они по небу, не зная куда, не ведая откуда. Я думаю, ни за какие сокровища мира не согласится поэт принять такую свободу — без друзей и врагов, без родины. И в этой мысли, я уверена, поэт найдет утешение своему одиночеству.
М.Ю.Лермонтов «Мцыри».М.Ю.Лермонтов пишет о грузинском мальчике, потерявшем свободу и родину. Почти всю свою юность Мцыри провел в монастыре. Им безраздельно овладела огромная тоска по родному дому, где он провел недолгое, но счастливое детство. Единственной его мыслью была мысль о побеге. Мцыри вынужденно одинок, не по своей воле. Он мечтает о другой жизни — полной переживаний и тревог, тяготится своим существованием в монастыре, устал от однообразия и скуки. Тоска по родине и свободе побуждает его начать другой путь. Его детское нутро, которое одержало верх над разумом, побуждает его бежать из опостылевшего монастыря. Он сбежал из душной кельи, которая душила его свободу, на природу. Это для Мцыри одно и то же — свобода и природа. Он как никто ощущает ее красоту и вольность. И родина для него — тот великолепный мир, куда стремится душа героя, вырываясь из плена монастыря.
М. Цветаева «Тоска по родине». У Марины Цветаевой была очень сложная судьба. Несколько лет ей пришлось прожить за границей в эмиграции. Однако свою любовь к родине она пронесла через все беды, выпавшие на её долю. Неприятие поэзии Цветаевой, а также стремление поэта воссоединиться с эмигрировавшим мужем и стало причиной выезда Цветаевой за границу. В эмиграции Марина была очень одинока. Но именно там она создала своё замечательное стихотворение «Тоска по родине», поэтому можно абсолютно точно сказать, что тема этого произведения – Родина, а идея – любовь Цветаевой к своей Отчизне. Ярко подчёркивается одиночество героини, её неприязнь к чужой стране, а также грусть и страдание от разрыва с родной землёй. А в словах «душа, родившаяся где-то» вообще звучит полная отстранённость от конкретного времени и пространства. От связи с родиной вовсе не осталось ни следа.
Любовь к Родине «Слово о полку Игореве».К земле Русской в целом, к русскому народу обращены все помыслы, все чувства автора «Слова...». Он говорит об обширных пространствах своей Родины, о ее реках, горах, степях, городах, селах. Но земля Русская для автора «Слова...» — это не только русская природа и русские города. Это прежде всего русский народ. Повествуя о походе Игоря, автор не забывает о народе русском. Игорь предпринял поход на половцев «за землю Русскую». Его воины — это «русичи», русские сыны. Переходя границу Руси, они прощаются со своей Родиной, с русской землей, и автор восклицает: «О Русская земля! Ты уж за холмом».
Оды М.В.Ломоносова.Идея патриотизма характерна и для поэтического творчества М. В. Ломоносова. Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава — это основная тема од Ломоносова. Ее уточняет и дополняет тема народа русского. Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот. Он выражает твердую уверенность в том, что российская земля способна рождать собственных великих ученых, своих «российских Колумбов», великих деятелей культуры. С этой темой перекликается в одах Ломоносова и тема героев, великих русских людей. Таких героев он видит в Иване IV и Петре I, особенно в последнем. В знаменитой оде «На день восшествия...» поэт прославляет Петра как творца новой России. Ломоносов славит Петра как борца против отсталости, в которой находилась Россия до него, славит за создание могучей армии и флота, за поддержку наук.
М. Ю. Лермонтов «Родина».Поэт любил свою Родину высокой любовью. Он любил ее народ, ее природу, желал счастья своей стране. По мнению Лермонтова, любить Родину — значит бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства. Любовь к Родине — тема таких стихотворений Лермонтова, как “Жалобы турка”, “Поле Бородина”, “Бородино”, “Два великана”. Но с особой силой и полнотой раскрывается эта тема в стихотворении “Родина”, созданном поэтом за несколько месяцев до своей гибели. Здесь Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, с горестями и радостями его жизни. Свою любовь к Родине Лермонтов называет “странной”, потому что он любит народ своей страны, природу, но ненавидит “страну господ”, самодержавно-крепостническую, официальную Россию.
Верность данному слову А.С.Пушкин «Евгений Онегин».Татьяна Ларина, героиня романа, хорошо усвоила урок, данный ей Онегиным в деревне. Татьяна научилась «властвовать собой». Ее любовь к Евгению Онегину не прошла. Татьяна усилием воли подавила в себе это чувство, но тем губительнее оно для нее. Этот внутренний огонь, по словам Белинского, сжигает героиню тем больше, чем больше она его подавляет. Но в том-то и прелесть этой женщины, что она никогда не даст этому огню вырваться наружу. Татьяна, отдав руку мужу, никогда не изменит ему, а вернее, себе самой. Верность слову — ее принцип, и Татьяна никогда не переменит своих идеалов. Прекрасные и драматические слова, которые героиня произносит в конце романа, станут эталоном поведения русских женщин: Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка».Эпизод «Военный совет у Пугачева» представляет собой важное звено в повести «Капитанская дочка». Он раскрывает особенности взаимоотношений в пугачевском стане помогать понять характер Гринева и отношение самого писателя к таким понятиям, как долг, дворянская честь, верность данному слову. Пугачев признает в Гриневе достойного противника. Он проникся уважением к этому человеку за его смелость, честность и чувство собственного достоинства. Гринев честно сказал бунтарю, что не может ни служить ему, ни обещать не служить против него. Ведь присяга, данная государыне, для Гринева священна. Герой увидел, что Пугачева поразила искренность героя. Он просто отпускает его, не потребовав ничего взамен. Данный эпизод раскрывает не только характер Гринева, его честность, благородство, верность долгу и своему слову. Здесь проявляется и Пугачев, не как разбойник и тиран, а как сильный человек с душой «нараспашку», способный оценить положительные качества человека, даже если это его противник.
В повести Куприна «Поединок»,описывающей все пороки российской армии начала ХХ века, главный герой подпоручик Ромашов верен себе и своему слову, хотя эта честность стала причиной его гибели. Ради карьеры своего недалёкого мужа Шурочка Николаева идёт на подлость, отговорив Ромашова от выстрела. В результате тот погибает на поединке.
В повести Кондратьева «Сашка»,посвящённой Великой Отечественной войне, поднимаются глубокие нравственные проблемы. Одна из них – верность слову. Молодой солдат Сашка отказался убивать немецкого солдата. Когда у Сашки спрашивают, как же он решился не выполнить приказ - не стал расстреливать пленного, ведь он понимал, чем ему это грозило, герой отвечает просто: «Люди же мы, а не фашисты». В этом он непоколебим. И простые его слова исполнены глубочайшего смысла: они говорят о неодолимости человечности. Боец оказался верен своему внутреннему голосу, не изменив себе.
Стремление человека к добру и счастью В.Г.Короленко «Парадокс».Ян Залуский – калека, но он считает, что «человек создан для счастья, как птица для полёта». Врождённое несчастье героя заставило его научиться матерски владеть своим телом, удивляя окружающих и заставляя их поверить в то, что каждый человек – творец своего счастья.
А.П.Чехов «Невеста». В разгар свадебных приготовлений Надя Шумина решается на небывалый для того времени по смелости шаг - убегает и от жениха, ставшего ей неприятным, и от бабушки, властно руководившей всем этим внутренне праздным мирком, показавшимся ей вдруг невыносимо скучным, и от матери, которая тоже перестала быть для нее эталоном ума и красоты. Она бросает дом и прекрасный сад, где весной ей бывало так хорошо, и бежит без оглядки, бежит - хотя со слезами, но с радостью, с надеждой. Не испугавшись возможного материнского проклятия, Надя мужественно вынесла испытание, на которое сама себя обрекла. В центре этого рассказа Чехова - история девичьей души, постепенное ее освобождение от плена косных представлений о людях и о жизни вообще.
Ф.М.Достоевский «Идиот».Князь Мышкин верит в возможность рая на земле, в способность людей преображаться. Он не судит людей, а открыто, по-братски, относится к окружающим. Главное его качество - смирение, способность понять другого и сострадание. Он считает, что красота «спасет мир».
Истинная дружба Л.Н.Толстой «Война и мир». Искренность и бескорыстие, взаимопонимание и готовность поддержать друг друга — вот основа настоящей дружбы Андрея Болконского и Пьера Безухова, главных героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Что же их объединяет столь разных людей, почему они интересны друг другу? Оба они постоянно стремятся искать истину, добро и справедливость. А как радуется Пьер, узнав, что князь Андрей полюбил Наташу Ростову, как прекрасен и великодушен он, когда скрывает свое чувство к ней, более того, уговаривает друга простить девушке ее увлечение Анатолем Курагиным. Не добившись этого, Пьер мучительно переживает их разрыв, ему больно за обоих, он борется за их любовь, не думая о себе. События 1812 года — суровый экзамен для обоих, и оба с честью выдерживают его, найдя свое место в борьбе с захватчиками. Перед Бородинским сражением Пьер должен был увидеть князя Андрея, потому что только он один мог объяснить ему все происходящее. И вот они встречаются. Сбываются ожидания Пьера: Болконский объясняет ему положение в армии. Теперь Безухов понял ту «скрытую теплоту... патриотизма», которая разгоралась на его глазах. Больше говорить по душам им не придется. Прекрасную дружбу оборвала вражеская граната. Но погибший друг навсегда останется рядом с Пьером как самое дорогое воспоминание, как самое святое, что было у него в жизни. Он по-прежнему мысленно советуется с князем Андреем и, принимая главное в своей жизни решение — активно бороться со злом, уверен: князь Андрей был бы на его стороне. Страницы «Войны и мира», посвященные дружбе Андрея Болконского и Пьера Безухова, незабываемы. Ведь на наших глазах эти люди, поддерживая друг друга, становятся лучше, чище, справедливее. О таких друзьях и такой дружбе мечтает каждый.
А.С. Пушкин и лицейские друзья.В творчестве А.С.Пушкина тема дружбы занимает особое место. Дружба являлась для поэта всеобъемлющей силой, которая способна соединить людей в крепком союзе на всю жизнь. Чувство товарищества, верность братским узам, преданность – все эти чувства воспитал в Пушкине Царскосельский лицей. Именно там во время учёбы он обрёл много настоящих друзей, которым в дальнейшем посвятил множество стихотворений. Как бы ни складывались обстоятельства и куда бы ни забрасывала его судьба, Пушкин оставался неизменно верен своим друзьям: Дельвигу, Пущину, Кюхельбекеру. Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа, неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Пушкин считал духовное родство, дружеское расположение высшими жизненными ценностями. А также сферу человеческих взаимоотношений поэт всегда относил к категории прекрасного.
А.С.Пушкин и И.Пущин.Дружба пробуждает в человеке самые лучшие качества. Истинный друг не оставит тебя в беде, будет рядом с тобой и в радости, и в горести. Как радостно встречал Пушкин своего лицейского друга Ивана Пущина, который, несмотря на строжайший запрет, не побоялся навестить поэта в ссылке. И посылая другу стихотворение в Сибирь, поэт обращался к нему со словами: «Мой первый друг, мой друг бесценный!»
Пословицы, сопровождающиеся пояснениями.Не случайно народная мудрость утверждает безусловную ценность дружбы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Старый друг лучше новых двух», «Друзья познаются в беде», «Друга ищи, а нашёл – береги»… Действительно, верные друзья готовы разделить с тобой горе и радость, прийти на помощь в трудную минуту. Именно друзья дают нам понять, что мы не одиноки в этом мире.
Способность к самопожертвованию, бескорыстное служение людям М.Горький «Старуха Изергиль». В рассказе русского писателя, прозаика и драматурга Максима Горького «Старуха Извергиль» поражает образ Данко. Это романтический герой, пожертвовавший собой ради людей. Данко был «лучшим из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Он повел людей через лес с призывами победить тьму. Но слабые люди во время пути стали падать духом и умирать. Тогда они обвинили Данко в том, что он неумело управлял ими. Он преодолел негодование и во имя своей великой любви к людям разорвал грудь, достал своё горящее сердце и побежал вперед, держа его как факел. Люди побежали за ним и преодолели трудную дорогу. И тут же они забыли своего героя. А Данко умер.
В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский обращается к теме самопожертвования ради спасения чужой души, раскрывая её на примере образа Сонечки Мармеладовой. Соня - бедная девушка из неблагополучной семьи. Она отправляется вслед за Раскольниковым на каторгу, чтобы разделить его ношу и наполнить его духовностью. Из сострадания и чувства высокой социальной ответственности Соня идёт жить «по жёлтому билету», зарабатывая таким образом на хлеб своей семье. Такие люди, как Соня, обладающие «бесконечно ненасытным состраданием» встречаются и сегодня.
Б.Васильев «Летят мои кони…» Писатель рассказывает о докторе Янсене, обладавшем редчайшим даром жить не для себя. Жители Смоленска считали его святым, потому что не было более бескорыстного и честного человека, отдающего себя людям, помогающего им во всем. Из чувства сострадания доктор, ценой своей жизни, спас детей, провалившихся в канализационную яму.
Сострадание, милосердие, любовь к ближнему А.И.Солженицын «Матрёнин двор». В рассказе «Матрёнин двор» русского писателя А.И. Солженицына поражает образ крестьянки Матрёны, её человечность, бескорыстие, сострадание и любовь ко всем, даже к незнакомцам. Матрёна «помогала чужим людям бесплатно», а сама «за обзаводом не гналась»: не заводила «добра», не старалась заполучить квартиранта. Особенно её милосердие проявляется в ситуации с горницей. Она позволила разобрать свой дом, где прожила всю свою жизнь, на бревна ради воспитанницы Киры, которой негде было жить. Героиня жертвует всем ради других: страны, соседей, родных. А после ее тихой смерти возникает описание жестокого поведения ее родных, которых просто захлёстывает жадность. Благодаря своим душевным качествам, Матрена делала этот мир лучше и добрее, жертвуя собой, своей жизнью.
Л.Н.Толстой «Война и мир».Доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать совет, а иногда просто пожалеть. Умея понять ближнего как самого себя, человек учится любви, открывает горизонты истинного счастья. Так, например, Петя Ростов, герой романа Л.Н.Толстого «Война и мир», сочувствует взятому в плен мальчику. Несмотря на то, что пленный был врагом, Петя предложил ему еды, поддержал его рукопожатием. Этот маленький поступок во многом характеризует Ростова, раскрывая его душевную доброту, способность к любви и пониманию ближнего.
Л.Н.Толстой «Война и мир».Сочувствие проявляет и Наташа Ростова, героиня романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Она в высшей степени обладает тем, что позднее Чехов назовёт особым человеческим талантом – чутьём к чужой боли. Именно этот дар выводит из такого тяжёлого душевного кризиса князя Андрея и возвращает к жизни мать, убитую горем после гибели Пети. Наташа делает всё, чтобы помочь умирающему князю Андрею и его сестре, а после замужества с той же безграничной страстностью отдаёт себя интересам семьи. Всем сердцем воспринимает она и общенародное бедствие, не рассуждая, не произнося громких фраз. Это и заставляет её добиться, чтобы подводы были отданы раненым.
М.А.Булгаков «Мастери Маргарита».С образом Маргариты связан в романе мотив милосердия. Она просит после великого бала у Сатаны за несчастную Фриду, тогда как ей явственно намекают на просьбу об освобождении Мастера. Она говорит: «Я просила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло». Но этим не ограничивается в романе милосердие Маргариты. Даже будучи ведьмой, она не теряет самых светлых человеческих качеств. Мысль Достоевского, высказанная в романе «Братья Карамазовы» о слезинке ребенка как высшей мере добра и зла, проиллюстрирована эпизодом, когда Маргарита, крушащая дом Драмлита, видит в одной из комнат испуганного четырехлетнего мальчика и прекращает разгром.
М.А.Булгаков «Мастери Маргарита».Также милосердие в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» ярко прорисовано в образе Иешуа. На последней странице романа Пилат спрашивает у Иеуша: «Ведь казни не было? Молю тебя, скажи, не было?» И Иешуа отвечает: «Ну, конечно, не было». И тем снимает с сердца преступника Пилата давившую его тяжесть. Пилат повинен в том, что по его приказу казнили невинного, и за это «ведомством Воланда» ему определено наказание. Но Пилата мучит его вина, и значит, он заслуживает прощения, потому что он стал другим, и значит, грех прошлый с него нужно снять. И Иешуа говорит: «Казни не было!» — и тем совершает второе чудо, отменяя действительно бывшее, делая небывшим то страшное, что было, но что хочется забыть, — чудо милосердия.
Р.Брэдбери «Карлик». Эйми, героиня рассказа, видит в карлике, посещающем аттракцион кривых зеркал и утешающемся тем, что его уродство в зеркале преображается в красоту и стать, человека с большой душой. Именно она решила подарить это зеркало карлику, чтобы хоть что- то радовало беднягу в его несчастной жизни.
Жизненный пример. Когда произошёл теракт на железной дороге, был подорван поезд «Невский экспресс», пострадали многие люди. Место, где случилась катастрофа, глухое. Кругом леса и болота. Но прямо у путей стоит одинокий домик. В нём живёт бабушка Елена Михайловна Голубева. В ночь трагедии она была дома, и, когда случилось несчастье, бабушка очень испугалась. Через несколько минут в её окно стали стучаться незнакомые люди, грязные, многие в крови. Толком не понимая, что произошло, она помогала раненым, отдала все свои тёплые вещи, дрова, которые запасла на зиму. Её домик стал пунктом оказания первой медицинской помощи. Елена Михайловна до сих пор переживает за тех, кто пострадал. Такого человека действительно можно считать добрым и милосердным.
Возвышающая сила любви М.А.Булгаков «Мастер и Маргартта».Любовь Мастера и Маргариты преодолела не только человеческие злобу и зависть, но и безумие и даже саму смерть. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!» — рассказывает Мастер Ивану Бездомному о своей первой встрече с Маргаритой. Для него жизнь существовала только тогда, когда он был с нею; все, что было до этого, как бы не существовало. Он жил этой любовью, этими встречами, этими вечерами в его крошечных полуподвальных комнатках. Мастер начинал ждать ее прихода с самого утра, и весь мир имел для него только тот смысл, что в нем существовала она, Маргарита. Любовь Маргариты спасает Мастера. Она заключает сделку с самим Воландом, принимает его приглашение стать королевой ежегодного бала Сатаны, лишь бы вновь обрести своего любимого. Маргарита жертвует всем: своим благополучием, самой своей жизнью – ради своей любви. И кажется весьма символичным, что ей помогают «тёмные» силы, потому что люди уже не в силах ей помочь. В конце романа Мастер и Маргарита обретают то, что заслужили, — покой. Они много страдали, многое вынесли и пережили и поэтому заслужили право быть вечно вместе, в доме, где их ждет старый слуга, где свечи уже горят и звучит музыка Шуберта. Если человек способен на великую любовь и великое самопожертвование, то он достоин высшей награды — счастья и покоя.
Шекспир «Ромео и Джульетта». Если возводить некий литературный пьедестал любви, то, несомненно, на первом месте окажется любовь Ромео и Джульетты. Это, пожалуй, самая красивая, самая романтичная, самая трагическая история, которую поведал читателю Шекспир. Двое влюбленных идут наперекор судьбе, несмотря на вражду между их семействами, несмотря ни на что. Ромео готов ради любви отказаться даже от своего имени, а Джульетта согласна умереть, лишь бы остаться верной Ромео и их высокому чувству. Они погибают во имя любви, умирают вместе, потому что не могут жить друг без друга: Нет повести печальнее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте...
И.С.Тургенев «Отцы и дети». Вспомним героев романа Тургенева «Отцы и дети» — Базарова и Одинцову. Столкнулись две одинаково сильные личности. Но способным любить по-настоящему оказался, как ни странно, Базаров. Любовь для него стала сильным потрясением, которого он не ожидал, и вообще до встречи с Одинцовой любовь в жизни этого героя не играла никакой роли. Все человеческие страдания, душевные переживания были для его мира неприемлемы. Базарову трудно признаться в своем чувстве в первую очередь себе. А что же Одинцова? До тех пор, пока не были затронуты ее интересы, пока оставалось желание познать что-нибудь новое, ей был и интересен Базаров. Но как только темы для общих разговоров были исчерпаны, пропал и интерес. Одинцова живет в своем мире, в котором все идет по плану, и ничто не может нарушить покой в этом мире, даже любовь. Базаров для нее что-то вроде сквозняка, залетевшего в окно и тут же вылетевшего обратно. Такая любовь обречена.
А.И.Куприн «Гранатовый браслет». Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти. Любовь, по Куприну, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу. Именно такой была любовь Желткова. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу высшего сословия. Много лет продолжается безответная и безнадежная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек и издевательств со стороны членов семейства. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна — адресат этих любовных откровений. А присланный неизвестным влюбленным подарок — гранатовый браслет — вызывает бурю негодования. Для маленького чиновника Желткова любовь к княгине Вере Шейной стала смыслом жизни, а любимая женщина — той, в которой «воплотилась вся красота земли». Это чувство помогло ему стать нравственно выше Булат-Тугановского, брата Веры, который решил, что с помощью властей можно запретить любить.
Честь и достоинство А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Честь и долг офицера не были пустыми звуками для дворян XVIII века, особенно для патриархального дворянства, показанного в лице Гринева-старшего и коменданта Белогорской крепости капитана Миронова, героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Капитан предпочитает лучше умереть, чем присягнуть самозванцу, а Гринев-старший считает долгом офицера “понюхать пороху”, поэтому он и отправляет сына служить не в Петербург, а в отдаленную губернию. Петр Гринёв, главный герой повести, воплощает собой традиционное представление о дворянской чести – это верность присяге, служение Отчизне, рыцарское отношение к женщине, надёжность в дружбе, честность и храбрость. Даже перед лицом смерти Гринёв продолжает вести себя с достоинством, говорит правду и сохраняет верность однажды данной присяге.
А.С.Грибоедов «Горе от ума».Александр Андреевич Чацкий, герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», сохранение внутреннего достоинства, чести видит в отказе от приспособленчества и лжи. Он не желает жить по законам лицемерия и чинопочитания. «Служить бы рад – прислуживаться тошно»,- отвечает Чацкий на упрёк Фамусова, что он нигде не служит, не занимается делами. По его мнению, надо служить «делу, а не лицам», «не требуя ни мест, ни чинов».
Судьба А.С.Пушкина. Интересно замечание В. Белинского, который сказал о Пушкине, что «читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека». Сам Александр Сергеевич Пушкин был «невольник чести», как написал о нем в своем стихотворении «Смерть поэта» другой гениальный поэт М.Ю.Лермонтов. Он пал жертвой бесчестных и злобных завистников. Защищая честь своей жены и свою честь, Пушкин вызвал на дуэль Дантеса, который сомнительным поведением мог опорочить доброе имя четы Пушкиных. Александр Сергеевич не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестью ценою собственной жизни. Не вынесла душа Поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит! Но «дивный гений» Пушкина озаряет своим лучезарным светом жизнь многих и многих поколений потомков, а «пустое сердце» Дантеса не нашло счастья на земле и доброй памяти после смерти. И как сказал Лермонтов «Свободы, Гения и Славы палачи» не смогут смыть своей «черной кровью Поэта праведную кровь!»
Внутренняя красота человека Л.Н.Толстой «Война и мир». Человека делает прекрасным гармоничное сочетание внешней и внутренней красоты. В романе Л.Толстого «Война и мир» любимые герои писателя не обладали внешней красотой. Автор хотел донести до читателя мысль о том, что физическая привлекательность с годами исчезает, а внутренняя красота остаётся в человеке навсегда. Толстой постоянно напоминает о внешних недостатках Кутузова, но тем сильнее проявляется его внутренняя сила духа. Главнокомандующий русской армией - это олицетворение «добра, простоты и правды». Поддерживая Андрея Болконского в трудный для него момент, связанный со смертью отца, Кутузов находит нужные слова: «…помни, что я всей душой несу с тобой твою потерю и что я тебе не светлейший, не князь, а я тебе отец».
Л.Н.Толстой «Война и мир». Писатель наделил одного из главных героев своего произведения, Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое он открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось много пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля Курагина, интригана и предателя, к которому он до этого испытывал лишь ненависть. Этот пример иллюстрирует способность благородного человека достигнуть подлинной духовной высоты.
А.И.Солженицын «Матрёнин двор».Проблема истинной и ложной красоты звучит и в творчестве писателей современной литературы: Солженицына, Астафьева, Распутина, Шукшина. Главная героиня рассказа Солженицына «Матрёнин двор» наделена неброской внешностью. Повторяется лишь одна деталь – «лучезарная улыбка» Матрёны. Автору важно изобразить внутренний свет, струящийся из её глаз, и подчеркнуть мысль: «У всех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью». Только смерть хозяйки заставила рассказчика понять её духовную сущность. Поэтому так сильно звучит в рассказе мотив покаяния.
А.Платонов «Юшка».Внутренняя культура – это истинная ценность. Такова основная мысль рассказа А.Платонова «Юшка». Главный герой – это простой, безобидный человек, который не ответит на хамство хамством, не огрубевший в чёрством мире, а противостоящий своей доброте. Всю жизнь Юшку били, оскорбляли и обижали. Но он никогда не проявлял злобы к людям, старик видел в издевательствах странную и непонятную форму любви к себе. Жил он любовью к природе, людям, а особенно любовью к Даше, к сироте, которую он вырастил, выучил в Москве, отказывая себе практически во всем: никогда не пил чай, не ел сахара, во многом экономил. Став врачом, девушка приехала в городок к Юшке, чтобы вылечить его от чахотки, болезни, которая мучала его долгое время. Но, к сожалению, было уже поздно. Юшка умер. И только после смерти люди поняли, каким человеком был старик и они оскудели.
В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». В рассказе описываются люди простой деревни. Они живут небогато, их быт очень прост. Но главное, что они, живя в трудных условиях, сохранили в себе душевную теплоту и дарят ее другим. Деревенские жители, в изображении автора, неграмотны, их речь проста, они всегда говорят с душой. Разве не в этом заключается красота человека? Этот рассказ очень современен в наше время, так как нам не хватает красоты души. Вот она, красота: в деревне, где соседи помогают друг другу, наставляют молодых и неопытных, не жалеют угощения для гостей, оказывают поддержку, не предают друзей. Деревенские бабы помогают учителю и его жене, приносят угощение, заботятся о ребенке, наставляют молодую учительницу. Пример уважения, помощи и взаимовыручки. Очень редко можно встретить такое в наши дни, когда соседи помогают друг другу. Без всякой платы подшивают валенки школьному учителю. Его уважают и любят уже за то, что он здоровается со всеми и никогда ни в чем не откажет. Деревня живет, как одна большая семья, дружная и крепкая. Пусть в ней случаются порой ссоры, но силой добра, помогая и прощая, можно победить все невзгоды. Человек добрый, открытый, всегда всем нравится, он приносит с собой свет в то общество, в которое попал. Очень много красивых внешне людей, но некоторые из них могут оказаться с холодной душой, что очень часто отталкивает и обижает других. Но по-настоящему красивый человек — тот, кто красив душой, красив своими поступками, теми словами, которыми он выражает свои мысли, своей улыбкой. Красота заключается в сердце!
Самовоспитание личности И.С.Тургенев «Отцы и дети».Главный герой романа Евгений Базаров считал, что «каждый человек сам себя воспитать должен». Идея самовоспитания вытекает из самой сущности нигилизма: отрицание авторитетов, опора на опыт и есть самовоспитание. Базаров живет, ориентируясь лишь на себя и на свой опыт, в процессе любого выбора он осуществляет акт самовоспитания. Но говорить о самовоспитании в полном смысле этого слова по отношению к Базарову нельзя: у него нет цели, его не устраивает существующее, но нет идеала - некуда стремиться.
Н.Чернышевский «Что делать?».Как главный метод воспитания, одно из необходимых условий развития, самовоспитание выдвигается в романе «Что делать?». Это не нигилистический роман, это произведение, написанное революционером-практиком, зовущее ни борьбу. «Новые люди» — Лопухов и Кирсанов —также «воспитывают сами себя», но теория самовоспитания была дана Чернышевским в главе «Особенный человек». Образ Рахметова основан на идее самовоспитания. Поставив перед собой цель, он методично и последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровым испытаниям (а порою и истязаниям), если ему кажется, что это необходимо для достижения идеала. Именно в отношении к такому человеку, революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца, потому что только осознанное движение и целенаправленность создают «воспитание самого себя» в настоящем смысле этого слова. Самовоспитание Рахметова, таким образом, качественно отличается от самовоспитания Базарова: у Базарова оно интуитивно, у Рахметова же оно превращается в целенаправленное построение собственной личности вплоть до мельчайших подробностей.
Интернационализм, толерантность К.М.Станюкович «Максимка». Рассказ повествует о том, как подобрали русские военные матросы негритёнка в открытом море. Негритёнок был собственностью американского капитана, который жестоко обращался с ним. Произошло кораблекрушение, и только один мальчик уцелел. Русские матросы по-доброму отнеслись к спасённому, доктор выходил его, а пожилой матрос Лучкин привязался к юному герою по-настоящему, сшил ему одежду и обувь. Он же дал ему имя – Максимка, потому что его спасли в день святого угодника Максима. Когда спросил Лучкин у матросов, принимают ли они Максимку в артель, все согласились принять. «Недаром же русские матросы с замечательной терпимостью относятся к людям всех рас и вероисповеданий, с какими приходится им встречаться» - эти слова Станюковича – ключевые в рассказе.
Джонатан Свифта «Путешествие Гулливера». Смелый моряк Гулливер, человек отважный и благородный, попадает в Лилипутию, а затем – в страну великанов. В Лилипутии люди ростом с огурец, но Гулливер относится к ним с уважением. Безусловно, Гулливер – это толерантная личность, говоря современным языком. Свифт в своем романе поднимает те проблемы, которые очень актуальны для нас в XXI веке: проблемы мирного сосуществования разных народов, с разной внешностью и культурой, проблемы взаимоприятия и взаимопонимания, проблемы беженцев (ведь неуютно Гулливер чувствовал себя потому, что оказался на чужбине.)
А. Приставкин «Ночевала тучка золотая». Дети — русский Колька и чеченец Алхузур — стали настоящими братьями вопреки тому безумию, которое творили взрослые в стране, в частности на Кавказе. Маленький чеченец чувствовал, как тяжело Кольке после страшной гибели его брата Сашки, он полон сострадания. Только такая знакомая братская помощь помогла Кольке вернуться к жизни. Алхузур отрекся от собственного имени, спасая друга: он назвал себя Сашкой. Его мудрый поступок совершил ожидаемое чудо: Колька поднялся, но уже ничто не заставит его увидеть в чеченце врага. В детском приемнике были собраны дети разных национальностей: татарин Муса, ногаец Балбек, немка Лида Гросс. Жили армяне, казахи, евреи, молдаване и два болгарина. Для них не существовало понятия национальной неприязни: дети дружили, оберегали друг друга. Воспитательница Регина Петровна утверждала: «Плохих народов не бывает. Бывают лишь плохие люди». Од
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...