Шаг 2.3. Вещественно-полевые ресурсы.
Внутрисистемные ВПР: 1. "отсутствующая крышка", т. е. воздух в пустом слое над шлаком; 2. жидкий шлак, прилегающий к отсутствующей крышке; 3. тепловое поле изделия, т. е. жидкого шлака. Внешнесистемные ВПР: 1. воздух над "отсутствующей крышкой"; 2. фоновые поля. Надсистемные ВПР: 1. отходов нет, 2. "копеечные" - воздух, вода, земля (почва) и т. п. Шаг 3.1. ИКР-1. Икс-элемент, абсолютно не усложняя систему и не вызывая вредных явлений, предотвращает в течение 0В образование корки, сохраняя способность отсутствующей крышки свободно пропускать шлак при заполнении и опорожнении ковша. Шаг 3.2. Усиленный ИКР-1. Для усиления формулировки ИКР-1 надо заменить "икс-элемент" словами "слой воздуха". Шаг 3.3. Макро-ФП. Слой воздуха в 0З должен быть заполнен нетеплопроводным веществом, чтобы уменьшить охлаждение шлака, и не должен быть заполнен веществом, чтобы не мешать заливу и сливу шлака. Шаг 3.4. Микро-ФП. Cлой воздуха в 03 должен быть заполнен связанными друг с другом частицами, чтобы не проходил холодный воздух, и не должен быть заполнен связанными частицами, чтобы свободно проходил наливаемый и сливаемый шлак. Шаг 3.5. ИКР-2. Слой воздуха в 03 при заливке шлака должен сам превращаться в нетеплопроводное вещество, которое должно само же исчезать при сливании шлака. Шаг 3.6. Применение стандартов. См. запись на шаге 1.7 (пояснение 2). Шаг 4.1. Метод ММЧ. В этой записи учебной задачи шаг 4.1 опущен из тех же соображений, что и шаги 1.7 и 3.6. Шаг 4.2. Шаг назад от ИКР. Формально в данном случае шаг 4.2 следует пропустить: мы не знаем, какой должна быть готовая система. Но любопытно использовать и этот шаг, хотя бы в учебных целях. 1. ИКР: "готовая система" включает какую-то "крышку", идеально (полностью) отделяющую холодный воздух от горячего шлака.
2. Шаг назад от ИКР: появилось сквозное отверстие. 3. Устранение дефекта: простейший, очевидный способ–использовать "пробку". 4. Переход к общему решению: "крышка" должна состоять из многих "пробок". 5. Техническое решение: "пробки", выполненные из ВПР, т. е. из воздуха и шлака, - пористые шлаковые гранулы, пена. Главный ВПР - воздух, следовательно, больше всего подходит пена.
Рис 2.8. Шаг 4.3. Применение смесей. Воздух и шлак дают ряд структур, обладающих высокими теплоизолирующими свойствами: пористые гранулы, полые гранулы, пена. Больше всего воздуха в пене, а мы проверяем "линию воздуха". Следовательно, первый вероятный ответ - использование пены в качестве "крышки". Шаг 4.4. Применение "пустоты". Идея применения шлаковой пены закономерно появляется и на этом шаге. Контрольный ответ - а. с. 400621: при заливке шлака создают покрытие шлаковой пены - при сливании шлак свободно проходит через такую "крышку". Задача впервые решена преподавателем ТРИЗ М. И. Шараповым (Магнитогорск) и широко внедрена в металлургической промышленности. Шаг 9.1. Для создания крышки используется шлак. Между тем, шлак - изделие, а не инструмент или внешняя среда. Использование шлака для создания крышки оказалось возможным потому, что расход шлака в данном случае ничтожен.
2. ЗАДАЧА ОБ ОПЫЛЕНИИ ЦВЕТОВ *)
СИТУАЦИЯ РЕШЕНИЕ Пояснение 1 По примечанию 4 следует заменить термин "ветер". Но ветер - природный элемент, изменяемый по условиям задачи. Поэтому можно сохранить слово "ветер", хотя, строго говоря, его следовало бы заменить словами "поток воздуха" или "поток частиц воздуха". Шаг 1.2. Конфликтующая пара. Изделие - пыльца и лепестки. Инструмент-ветер (сильный, слабый). Шаг 1.3. Схемы ТП: ТП-1: сильный ветер ТП-2: слабый ветер Рис 2.9. _______________________ *) Этот материал опубликован в /13, 18/. Шаг 1.4. Выбор ТП. Главная цель системы - перенос пыльцы. Выбираем ТП-1. Шаг 1.6. Модель задачи. Даны лепестки, пыльца и очень сильный ветер. Очень сильный ветер хорошо переносит пыльцу, но соединяет лепестки. Необходимо найти такой икс-элемент, который, сохраняя способность сильного ветра переносить пыльцу, обеспечил бы разъединенное положение лепестков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|