Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русская наука. М.В. Ломоносов

 

Появление такого гиганта науки, как Ломоносов, в условиях крепостной России нельзя объяснить простой случайностью, капризом природы, прихотью судьбы. Русская наука XVIII в. тоже нуждалась в таких титанах, и не случайно именно в Российской академии прославили свои имена открытиями мирового значения физик и химик Ломоносов, математики Эйлер и Бернулли. Крестьяне М.В. Ломоносов и М.Е. Головин (математик), солдатские дети И.И. Лепехин, С.П. Крашенинников и В.Ф. Зуев были в числе первых русских академиков; токарь Навигацкой школы А.К. Нартов, гидротехник и строитель калмык М.И. Сердюков, первый русский теплотехник, создатель "огнедействующей машины", солдатский сын И.И. Ползунов, "нижегородский посадский человек", механик Академии наук И.П. Кулибин - вот подлинные творцы науки и новой техники в крепостной России.

М.В. Ломоносов выступил в качестве ученого-новатора так же и в области наук общественных.

Реформа русского стихосложения завершена Ломоносовым, который тесно связывал вопросы поэзии с развитием русского языка. Им созданы учебники по риторике и грамматике, он подготовил реформу русской стилистики, осуществленную впоследствии А.С. Пушкиным. Ломоносов много сделал и для развития русского искусства. Он возродил забытое с XII в. искусство мозаики, способствовал выдвижению таких видных художников и скульпторов, как Ф.С. Рокотов и Ф.И. Шубин.

Трудами русских ученых в XVIII в. была исследована Сибирь. Открытия ряда русских ученых составили золотой вклад русской науки в мировую.

Исследования ученых-иностранцев, приглашенных в Петербургскую академию, способствовали развитию русской и мировой науки.

Народное творчество 18 века.

В XVIII в. продолжали широко бытовать традиционные жанры народного творчества - былины, сказки, пословицы, поговорки, бытовые песни и т.д.

В рукописную демократическую литературу XVIII в. проникли произведения народного творчества, которые не могли быть напечатаны из-за цензурных рогаток.

Центральное место в устном народном творчестве XVIII в. занимают песни и предания о Пугачеве.

Культура дворянства.

Классицизм.

Передовые писатели выступают активными борцами за идеи просветительства; возникают первые литературные журналы.

В русском классицизме были сильны просветительные тенденции и резкая обличительная сатирическая струя.

В литературе русский классицизм представлен произведениями А.Д. Кантемира, В.К. Третьяковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова.А.Д. Кантемир явился родоначальником русского классицизма.

Архитектура 18 в.

Своеобразно нарастает и динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века.

Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря "примеряло" себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо.

Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург - ровесница века, задуманная как образец новой культуры. В небывалых ранее масштабах использовался опыт иностранных специалистов, были мобилизованы материальные и людские ресурсы всей страны. В первые годы существования Санкт-Петербурга развернулось широкое мазанковое строительство. В ходе строительства мастера осваивали деревянные конструкции так называемого "прусского образца" т.е. облегченный характер стен, плоские перекрытия в хозяйственных, общественных и жилых строениях. Технической новинкой Петербурга явились необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, что было широко распространено в северно-европейских странах. В этот период в Петербурге было налажено производство как обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого.

Неоценимую роль в этом сыграли великие русские и иностранные архитекторы. Одним из известнейших представителей западной архитектурной школы, работавший в России был Растрелли Франческо Бартоломео.

Живопись.

Искусство оформления празднеств и шествий, фейерверков и триумфальных ворот. Её роль в пропаганде государственных преобразований и военных побед. Декоративные росписи и полотна панегирического содержания. Особенности иносказательного мышления петровского времени. Монументально-декоративная и театрально-декорационная живопись.

Эстетика раннего русского портрета и проблема сходства. Принципиальное различие "портрета-иконы" и светского портрета Нового времени. Основные типологические разновидности портрета и вопросы стилевой ориентации, неоднозначность портретной концепции, колористическая гамма полотен. Экстраординарный дух петровского времени и его отражение в портретной концепции. Проблема "быть" и "казаться" в применении к этому периоду.

Разнообразие и полнота жанровой структуры в последние десятилетия XVIII в. Широкое распространение живописи: обогащение царских собраний, сложение фамильных коллекций, в столицах, провинциальных городах и усадьбах. Общественное признание амплуа живописца, поэта, артиста. Первые художественные выставки и продажа произведений.


Список литературы

 

1. Бабанин В.П. Тайны великих пирамид. С-Пб.: Лань, 1999. - 510с.

2. Турскова Т. Великие сооружения древнего мира. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 416 с.

3.В. В. Мавродин "Рождение новой России.", - М., 1998г.

4. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. Учебник для студентов высших учебных заведений. М., 1999г.

5. Яхонтов И.Л. Наука в 18 веке. - М, 2006. - 133 с.

6. http://www.popal.ru/

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...