Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

The Gender Theory in sociology

 

 

Язык обучения – русский

Трудоемкость 3 зачетных единицы

 

 

Регистрационный номер

рабочей программы

/ /

 

 

 

Санкт-Петербург


Раздел I. Характеристики, структура и содержание учебных занятий

1.1 Цель и задачи учебных занятий

 

Предмет направлен на развитие ориентаций в классических и современных гендерных теориях социологического содержания, обеспечивающих теоретические и эмпирические исследования гендерных проблем современного общества, его подсистем.

 

Задачи:

1. Обеспечить знание важнейших гендерных теорий в социологии, которые относятся к общему социологическому знанию и постоянно используются в дискуссии по гендерным проблемам в современном обществе;

2. Различение специфики разных теоретических подходов к решению гендерных проблем;

3. Умение анализировать новые теоретические положения гендерной социологии теории с точки зрения их эвристичности для теоретического и прикладного исследования гендерных проблем;

4. Умение выбирать теоретические положения для прикладного изучения и выработки путей решения конкретных гендерных проблем.

 

1.2 Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания занятий (пререквизиты)

Обучающейся имеет квалификацию (степень) не ниже уровня бакалавра социологии или не ниже уровня бакалавра смежной социогуманитарной специальности согласно действующим стандартам, подтвержденной дипломом государственного образца.

 

1.3 Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)

Общие компетенции

 

1.3.1 способен совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОКМ-1);

1.3.2 готов использовать знание современных достижений науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОКМ-2);

1.3.3 способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению профиля своей профессиональной деятельности (ОКМ-3);

 

Профессиональные компетенции

 

Код компетенции Наименование и (или) описание компетенции
ПК01.10 Готов к преподаванию основ гендерной социологии

1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся

 

Изучение настоящего курса позволяет выпускнику приобрести ориентации в гендерных теориях и формировать теоретическую позицию при изучении гендерных проблем с учетом их конкретного содержания; понимать роль гендерных теорий в изучении и решении гендерных проблем, место гендерных теорий в системе социологического и социогуманитарного знания, знать важнейшие гендерные теории, их содержание и значение для прикладного исследования, а именно:

1.4.1 Знание гендерных теорий в социологии, относящиеся к общему социологическому знанию, постоянно использующиеся в дискуссии по гендерным проблемам в современном обществе в качестве основных исследовательских ориентаций;

1.4.2 Умение определять специфику разных теоретических подходов к решению гендерных проблем и использовать это различие применительно к особенностям изучаемой проблемы, ее социального контекста;

1.4.3 Умение анализировать новые теоретические положения гендерной социологии теории с точки зрения их эвристичности для теоретического и прикладного исследования гендерных проблем;

1.4.4 Умение выбирать теоретические положения для прикладного изучения и выработки путей решения конкретных гендерных проблем.

1.5 Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий.

Активные формы работы, такие как работа в группе и индивидуальная работазанимают не менее 50% времени аудиторных занятий и реализуются в ходе семинаров с использованием проблемного метода обучения.

Групповая работа - форма работы, при которой три или более учащихся одновременно осуществляют совместную деятельность, направленную на решение поставленной учебной задачи.

Индивидуальнаяработа – форма работы, когда студент во время занятия выполняет задание, самостоятельно выбирая и используя необходимые учебные материалы или вступая в коммуникацию с преподавателем. Рекомендуемые виды индивидуальной работы – подготовка доклада на семинаре и дискуссионных материалов по проблеме.

1.6 Организация учебных занятий

Трудоемкость, объемы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

    Код модуля Аудиторная учебная работа обучающихся Самостоятельная работа Объем активных форм учебной работы Трудоемкость
Лекции семинары консультации Практические занятия Лабораторные работы Контрольные работы Коллоквиумы Под руководством преподавателя В присутствии преподавателя Без участия преподавателя
очная форма обучения
Модуль 1                        
5-10 5-10 5-10             5-10
ИТОГО:                        

Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

 

Код модуля Промежуточная аттестация Текущий контроль
Виды Сроки Формы Сроки
очная форма обучения
Модуль1 зачет 17 неделя семестра Посещаемость, работа на семинарах Весь аттестационный период

 

1.8. Структура и содержание учебных занятий.

1. Темы лекционного курса

Тема 1. Феминистические и политические истоки гендерных теорий

Понятие гендера в социологии: гендер как различение, гендер как социальная структура, гендер как социальная конструкция. Понятие феминистической, маскулинной и гендерной теории. Феминистические теории как источник гендерных теорий. Родоначальники феминистических, гендерных и маскулинных теорий в социологии.

Женские общественные движения, их представители и идеология. Мужские политические движения, их представители и идеология.

Этапы становления гендерных теорий и проблемы институционализации гендерных исследований в США, Германии и России.

Связь гендерных теорий с социальными, этическими ценностями, с гуманистической психологией (Ш.Бюлер). Политизированность гендерных исследований: связь гендерных теорий с политическими интересами и ценностями. Соотношение гендерных теорий с консервативной, либеральной и социалистической политической теорией.

 

Литература

Воронина О.А. Формирование гендерного подхода в социальных науках // Гендерный калейдоскоп / Общ. ред. М. М. Малышева. М., 2002. С. 8-33.

де Бовуар С. Второй пол. М.-СПб, 1997.

Гурко Т. Социология пола и гендерных отношений // Социология в России. М., 1998. Гл. 8. С. 173-188.

Здравомыслова Е., Темкина А. Институционализация гендерных исследований в России. // Гендерный калейдоскоп / Общ. ред. М. М. Малышева. М., 2002. С. 33-51.

Клингер К. Либерализм - марксизм - постмодернизм. Феминизм и его счастливый или несчастный "брак" с различными теоретическими течениями 20-го столетья // Гендерные исследования, 1998. № 1. С.35-66.

Осипович Т.Е. Коммунизм, феминизм, освобождение женщин и Александра Коллонтай //Общественные науки и современность. 1993. № 1.

де Пизан К. Книга о граде женском // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. М., 1991. С. 218-256.

Синельников А. В ожидании референта: маскулинность, феминность и политики гендерных репрезентаций //Пол. Гендер. Культура. Под ред. З.Хоткиной и Н.Пушкаревой. М., 1999. С. 83-97.

 

Тема 2. Место гендерных теорий в социологическом знании

 

Проблематика гендерных теорий (на примерах работ С. Хардинг, М. Хинтикка, К.Гулд и др.). Гендерная проблематика в смежных социальных науках: социобиология и политическая наука. Междисциплинарный характер гендерных теорий.

Соотношение гендерных теорий с социологией фундаментального уровня. Гендерные теории как социологические теории среднего уровня, их соотношение с этической теорией, психологией и политической теорий.

Позиции в гендерных теориях: социальный конструктивизм и деконструктивизм (П.Бергер и Т.Лукман, М.Фуко, Л.Иригари, Ю.Кристева); этнометодология и социально-драматургический подход. Культурологическая концепция гендера. Гендерная теория фрейдизма и ее критика с современных позиций (Н. Ходороу).

Эссенциализм как форма теоретизизации гендерных проблем.

 

Литература

 

Гендер как интрига познания. Сборник статей. М., 2000.

Жеребкина И.А. Феминистическая теория: основные философско-методологические проблемы // Гендерный калейдоскоп / Общ. ред. М. М. Малышева. М., 2002. С. 98-121.

Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера http://win.www.nir.ru/socio/scipubl/sj/34-zdrav.htm

Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера как феминистская теория // Женщина. Гендер. Культура. Отв. Ред. З.А. Хоткина и др. М., 1999. С. 46-65.

Здравомыслова Е., Темкина А. Феминистская эпистемологическая критика: кризис социального знания и поиск выхода // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999. С. 66-83.

Силласте Г.Г. Гендерная социология как частная социологическая теория // Будущее России и новейшие социологические подходы. Часть 2. М., 1997.

Темкина А. Гендер как концепция и методология исследования российской культуры http://www.owl.ru/win/books/women1998/6.html

Феминизм. Перспективы социального знания / Отв. ред. Воронина О.А.- М., 1992.

Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993.

Фуко М. История сексуальности. Забота о себе http://moshkow.orsk.ru/Library/koi/CULTURE/FUKO/fukosex.txt

Хольмберг К. И Линдхольм М. Феминистская теория // Монсон П. Современная западная социология. СПб., 1992.

Эллот П., Менделл Н. Теория феминизма // Гендерные исследования: феминистская методология в социальных науках. Под ред. И. Жеребкиной. Харьков, 1998. С. 15-46.

Эллиот П., Менделл Н. Теория феминизма // Введение в гендерные исследования Харьков ХЦГИ - СПб: Изд-во "Алетейя", 2001. Ч.2. С.93-122.

Bühler, Ch. Einführung in die humanistische Psychologie / Charlotte Bühler; Melanie Allen. - Stuttgart, 1974.

Cyba E. Eine kritische Analyse soziologischer und feministischer Theorien. Feministische Perspektiven // Cyba E. Geschlecht und soziale Ungleichheit: Konstellationen der Frauenbenachteiligung / Eva Cyba. Bd. 1. Opladen, 2000. S. 44-57.

Ethnomethodologischer Konstruktivismus: Wie Geschlechter-Differenzen gemacht werden // Wartenpfuhl, Birgit: Dekonstruktion von Geschlechtsidentität - transversale Differenzen: eine theoretisch-systematische Grundlegung / B. Wartenpfuhl. Opladen, 2000. S. 83-123.

Feministische Theorien zur Einführung / R. Becker-Schmidt; G.-A. Knapp. Hamburg, 2001.

Modelmog I. Wissenschaft als Erkenntnisweg. Neue feministische Paradigmen // Cyba E. Geschlecht und soziale Ungleichheit: Konstellationen der Frauenbenachteiligung / E. Cyba. Opladen, Bd. 2. 2000. S. 21-38

Killinger R. Der Zusammenhang von Erkenntnis, Wahrheit und Ethik. Kommentar zu Ilse Modelmog // Cyba E. Geschlecht und soziale Ungleichheit: Konstellationen der Frauenbenachteiligung / E. CybaBd. 2. Opladen, 2000. S. 39-43.

 

Тема 3. Пол, гендер и общество (теории пола, функции гендерной дифференциации общества)

 

Культурное разнообразие гендерных отношений. Кросс-культурные исследования Г.Хофстеде. Общества «женского» и «мужского» типа.

Биолого-эволюционная теория пола В.Геодакяна: основные теоретические положения. Функциональная теория половой дифференциации Х.Тюреля. Теория половых ролей Т.Парсонса. Ролевой набор (ролевая система) мужчины и женщины. Изменение нормативных требований к ролевым статусам мужчины и женщины в современном обществе.

Специфика формирования мужской и женской ролевой системы в советском обществе: советский „контракт“ работающей матери и его исторические и социальные последствия в постсоветском обществе. Положение мужчины в советском и постсоветском обществе. Кризис маскулинности.

 

Литература

 

Ашвин С. Влияние советского гендерного порядка на современное поведение в сфере занятости // Социологические исследования. 2000. № 11. С. 63- 72.

Воронина О.А. Женщина в “мужском” обществе //Социологические исследования, 1988, № 2.

Геодакян В. А. Эволюционная теория пола // Природа. 1991. № 8.

Здравомыслова Е., Темкина А. Кризис маскулинности в позднесоветском дискурсе // О мужествен(N)ственности / Сост. С. Ушанкин. М., 2002. С 432-451.

Кон И.С. Маскулинность как история // Гендерный калейдоскоп / Общ. ред. М. М. Малышева. М. 2002. С. 209-229

Месснер М. Маскулинность и профессиональный спорт //Антология гендерной теории. Под ред. Е.Гаповой. Минск, 2000. С.218-235.

Мещеркина Е. Введение в антологию мужской жизни // Судьбы людей: Россия. ХХ век. М., Ин-т социологии РАН,1996. Гл. 4. С. 298-325.

Скоков К. "Женское" мышление в "мужской" культуре // Пол. Гендер. Культура. Под ред. З.Хоткиной и Н.Пушкаревой. М., 1999. С.355-365.

Tyrell H. Geschlechtliche Differenzierung und Geschlechterklassifikation // Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie. 1986. H. 3. S. 450-489.

 

Тема 4. Теории гендерного неравенства

 

Гендер как новый критерий в теориях социального неравенства. Проблема гендерного неравенства в истори­ческой перспективе. Механизмы воспроизводства гендерного не­равенства в социальных отношениях (в семье, в экономике, в политике, в духовной жизни). Горизонтальная и вертикальная сег­регация женщин (мужчин) в первичном, вторичном и третичном секторах экономики и в карьере.

Понятие гендерной стратификации. Исследования и гендерного неравенства С.Файерстоун и их результаты. Неравенство в доступе к профессиональной квалификации среди мужчин и женщин и его причины. Различия между мужчинами и женщинами в уровне образования. Неравное распределение доходов. Понятие андеркласса (Э.Гидденс) Социологические объяснения гендерного неравенства: концепция стереотипов поведения и социализационных стереотипов.

Модели гендерного неравенства и пути его преодоления.

 

Литература

Батлер Д. Психика власти. СПб., 2002.

Жеребкина И. Женское политическое бессознательное. СПб., 2002.

Кон И.С. Российский мужчина и его проблемы // Гендерный калейдоскоп / Общ. ред. М. М. Малышева. М. 2002. С. 229-242

Прокопенко М. Социологическая теория гендерной стратификации// Теория и история феминизма: Курс лекций. Под ред. И.Жеребкиной. Харьков, 1996. С. 145-180.

Рубин Г. Обмен женщинами: заметки о "политической экономии" пола // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Е. Здравомысловой и А.Темкиной. СПб.: Д.Буланин. 2000. С. 89-139.

Смелзер Н. Социология. Глава 11. Сексуальные роли и неравенство. М. 1994.

Хрисанова С. Драма прекрасной дамы: парадоксы современного равенства мужчин и женщин. Гендерный подход к известной проблеме. (ООН и истоки рождения гендерных принципов). Кн. 1. Харьков, 2001.

Хубер Дж. Теория гендерной стратификации //Антология гендерной теории. Под ред. Е.Гаповой. Минск: Пропилеи, 2000. С.77-98.

Школьников И.А. Скандинавская модель гендерного равенства //Женские миры - 99. 7-й Всемирный конгресс и гендерные исследования в России. Иваново: ИЦГИ, 1999. С.56-76.

Cyba E. Eine kritische Analyse soziologischer und feministischer Theorien. Feministische Perspektiven // Geschlecht und soziale Ungleichheit: Konstellationen der Frauenbenachteiligung / E. Cyba. Bd. 1. Opladen, 2000. S. 44-57.

Cyba E. Produktion und Reproduktion geschlechtspezifischer Ungleichheiten // Cyba E. Geschlecht und soziale Ungleichheit: Konstellationen der Frauenbenachteiligung / Eva Cyba. Bd. 1. Opladen, 2000. S. 44-57.

Тема 5. Дискуссия о капиталистическом патриархате

 

Понятие патриархата и матриархата как социальных систем. Социалистическая критика патриархата. Работа Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства». Марксистская критика симбиоза патриархата с капитализмом.

Радикально-феминистская критика патриархата К. Миллет. Патриархат как идеология и символическое господство (Ж. Лакан). Патриархат как господство мужчин над женщинами посредством брачного контракта (А. Дворкин);

Социобиологические теории патриархата и их критика в работах Р. Коллинза, Э. Фромма, У.Бэка, В.Розанова, Э.Гидденса. Историческая эволюция отношений мужчины и женщины в Европе в теории цивилизации Н.Элиаса. Социологическая критика патриархата (К.Ю. Тильман)

Полемика о патриархальных общественных структурах и традициях в странах Восточной Европы и в России.

Литература

 

Айвазова С. Г. Контракт „работающей матери“: советский вариант // Гендерный калейдоскоп. М., 2002. С.191-310. Сетевой адрес: http://www.owl.ru/win/books/rw/o2_2.htm

Клименкова Т.А. Насилие как основа культура патриархального типа // Гендерный калейдоскоп. М., 2002. С.121-146.

Кон И. С. Маскулинность как история // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций/ Общ. ред. М.М. Малышевой. М., 2002. С. 209-229.

Римашевская Н.М. Гендерные аспекты социально-экономической трансформации в России // Гендерный калейдоскоп. М., 2002. С. 243-257.

Смит Д. Социологическая теория: методы написания патриархата // Хрестоматия феминистских текстов, с. 166-186.

Элиас Н. О трансформации взглядов на отношения между мужчиной и женщиной // О процессе цивилизации. Т. 1. М., СПб, 2000. С. 244-270. Сетевой адрес: http://politzone.in.ua/book.php?id=268

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. (Любое издание).

Тема 6. Теории гендерного господства и власти

 

Понятие власти и господства, системного и структурного насилия в социологии. Понятие домашнего насилия. Роль культурных стереотипов в воспроизводстве неравных властных отношений в повседневной жизни.

Гендерный аспект господства и подчинения, распределение власти между мужчинами и женщинами в семьях различных типов.

Неравное участие мужчин и женщин в работе органов политической власти и механизмы его воспроизводства.

 

Литература

Беккер Д. Насилие в системе // Проблемы теоретической социологии // Под ред. А.О. Бороноева. Вып. 1. СПб., 1994.

Васильева Л. Кремлевские жены. М., 1993.

Грошев И.В. Гендерные представления о власти //Социологические исследования. 2000. № 12. С.33-41.

Грошев И.В. Представление женщин о власти //Мир власти: традиции, символ, миф. М., 1997. С.141-143.

Потатова Е. А. Что такое домашнее насилие: концептуальный подход к проблеме //

Синельников А. Мужчины и патриархальная власть // We/Мы. Диалог женщин. № 1(17). С.19-21.

Синельников А. Мужское тело: взгляд и желание. Заметки к истории политический технологий тела в России // Гендерные исследования. Харьков, 1000. № 2. С. 209-220

Синельников А. Паника, террор, кризис. Анатомия маскулинности //Гендерные исследования, 1998. № 1. С.211-227.

Тартаковская И. Мужчины и женщины в легитимном дискурсе // Гендерные исследования. Харьков. 2000. № 4.

Аристархова И.Л. Набросок для политики наслаждения http://www.cfc.spb.ru/politics_pleasure.htm

Аристархова И.А. "Этика полового различия" в концепции Люси Иригари http://win.www.nir.ru/socio/scipubl/sj/34-arist.htm

Дискуссия «Политическое как номадное и субъективное как женское» http://www.cfc.spb.ru/discussia1.htm

Ушакин С. Пол как идеологический конструкт http://www.russ.ru/journal/media/98-03-27/ushak.htm

 


2. Планы семинарских занятий

Тема 1. Феминистические и политические истоки гендерных теорий

Занятие 1. Этапы развития гендерных теорий

Вопросы для дискуссии:

1. Сравните основное содержание гендерных проблем, высказанных в репрезентативных текстах, относящихся к разным этапам развития гендерных теорий.

2. Проанализируйте основные теоретические положения книги С. де Бовуар «Второй пол» (критика исторического материализма, ситуация женщины в современном обществе, пути эмансипации женщины; главы зависимая женщина).

 

Тексты:

де Бовуар С. Второй пол. М.-СПб, 1997.

де Пизан К. Книга о граде женском // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. М., 1991. С. 218-256.

 

Занятие 2. Гендерные теории и политика

Вопросы для дискуссии:

1. Каков характер связи феминистической теории с политическим консерватизмом?

2. В чем заключаются политические различия феминистических теорий классического либерального и социалистического толка, их современных вариантов?

 

Тексты:

Воронина О.А. Формирование гендерного подхода в современных науках

Клингер К. Либерализм - марксизм - постмодернизм. Феминизм и его счастливый или несчастный "брак" с различными теоретическими течениями 20-го столетья // Гендерные исследования, 1998. № 1. С.35-66.

Эллиот П., Менделл Н. Теории феминизма // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Е. Здравомысловой и А.Темкиной. СПб. 2000. С. 93-126.

 

Тема 2. Место гендерных теорий в социологическом знании

 

1. Проиллюстрируйте эволюцию гендерной проблематики, используя историко-социологической материал.

2. Сформулируйте основные положения конструктивизма и деконструктивизма в гендерных теориях

 

Тексты:

Элиас Н. О трансформации взглядов на отношения между мужчиной и женщиной // О процессе цивилизации. Т. 1. М., СПб, 2000. С. 244-270.

Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера http://win.www.nir.ru/socio/scipubl/sj/34-zdrav.htm

Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера как феминистская теория // Женщина. Гендер. Культура. Отв. Ред. З.А. Хоткина и др. М., 1999. С. 46-65.

Кон И. С. Маскулинность как история // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций/ Общ. ред. М.М. Малышевой. М., 2002. С. 209-229

Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М., 2011 (гл. 1,3,5)

 

Тема 3. Пол, гендер и общество (теории пола, функции гендерной дифференциации общества)

 

Вопрос для дискуссии:

1. Составьте характеристику теоретических положений В. Геодакяна по вопросу социальных функций гендерной дифференциации. Чем можно объяснить различия в подходах к проблеме немецкого и российского автора?

 

Текст:

Геодакян В. А. Эволюционная теория пола // Природа. 1991. Nr. 8. Сетевой адрес: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/NATURE/VV_SC30W.HTM

Тема 4. Теории гендерного неравенства

 

Вопросы для дискуссии:

1. Понятие гендерного неравенства и его проявления

2. Каковы современные механизмы воспроизводства гендерного неравенства?

 

Тексты:

Кон И.С. Российский мужчина и его проблемы // Гендерный калейдоскоп / Общ. ред. М. М. Малышева. М. 2002. С. 229-242.

Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М., 2011 (гл. 1,3,5)

Рубин Г. Обмен женщинами: заметки о "политической экономии" пола // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Е. Здравомысловой и А.Темкиной. СПб.: Д.Буланин. 2000. С. 89-139.

 

Тема 5. Дискуссия о капиталистическом патриархате

Вопросы для дискуссии:

1. В чем заключаются идейные истоки основные положения теории капиталистического патриархата

2. Контракт «работающей матери» в советской России»: советский вариант патриархата или модернизация гендерных ролей?

 

Тексты:

Айвазова С. Г. Контракт „работающей матери“: советский вариант // Гендерный калейдоскоп. М., 2002. С.191-310.. Сетевой адрес: http://www.owl.ru/win/books/rw/o2_2.htm

Римашевская Н.М. Гендерные аспекты социально-экономической трансформации в России // Гендерный калейдоскоп. М., 2002. С. 243-257.

Элиас Н. О трансформации взглядов на отношения между мужчиной и женщиной // О процессе цивилизации. Т. 1. М., СПб, 2000. С. 244-270.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. (Любое издание).

 

Тема 6. Теории гендерного господства и власти

Вопросы для дискуссии:

1. Сформулируйте понятие системного и структурного насилия и попытайтесь с их помощью охарактеризовать властные отношения в повседневной жизни в гендерном аспекте.

 

Тексты:

Беккер Д. Насилие в системе // Проблемы теоретической социологии // Под ред. А.О. Бороноева. Вып. 1. СПб., 1994.

Клименкова Т.А. Насилие как основа культура патриархального типа // Гендерный калейдоскоп. М., 2002. С.121-146.

Брандес Х. "Держаться прямо: о мужском габитусе". Сетевой адрес: http://www.soc.pu.ru/materials/golovin/reader/brandes/derj_pr.html

 

3.Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

 

См. планы семинарских занятий

 

4. Темы курсовых работ

 

Концепции «мужских» и «женских» обществ

Этапы эволюции теории капиталистического патриархата

Теоретическая дискуссия о капиталистическом патриархате

Проблема гендерного насилия

Гендер как основание социального неравенства: теоретические дискуссии

Модели гендерного равенства и справедливости

 

5. Темы докладов и рефератов

 

1. Проблемы политической власти в гендерном аспекте

2. Формирование гендерного подхода в социальны х науках

3. Связь феминистических теорий с политическими движениями и политическими теориями

4. Эволюция гендерных отношений в европейской культуре (по материалам социологических теорий)

5. Теоретические взгляды Х. Тюреля и В. Геодакяна на социальные функции гендерной дифференциации общества

6. Кризис маскулинности в России: постановка проблемы

7. Основные положения теории капиталистического патриархата

8. Контракт «работающей матери» в советской России»: советский вариант патриархата или модернизация гендерных ролей?

9. Системное и структурное насилие в гендерном аспекте.

6. Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу

 

1. Функция гендерных теорий в социологии (на примере социологии Н. Элиаса «О трансформации отношений между мужчиной и женщиной» (по кн.: О процессе цивилизации. Сетевой адрес: http://politzone.in.ua/book.php?id=268)

2. Фундаментальные теории пола и гендерной дифференциации общества (Геодакян В. Эволюционная теория пола). Одноименная статья в журнале ПРИРОДА 1991, № 8. Сетевой адрес: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/NATURE/VV_SC30W.HTM

 

3. Понятие гендерного контракта (по работе Айвазовой С.Г. «От теории к практике: "контракт работающей матери" // В лабиринте равноправия. Сетевой адрес: http://www.owl.ru/win/books/rw/o2_2.htm; Нартова Н.А.

Гендерный контракт современного российского общества и неконвенциональные гендерные идентичности // Женщина в российском обществе, 2008. № 3. C. 56—64

http://www.ivanovo.ac.ru/win1251/jornal/zhurnaly/zhen/zhensh_2008_3.pdf

3. Основное содержание дискуссии о капиталистическом патриархате. По кн.: Э. Гидденс. Пол, патриархат и развитие капитализма (Два раздела главы пo: Giddens А. Sociology. A brief but critical introduction. Chapter 6. The family and Gender. Houndmills: Macmillan, 1986. P. 121—1 3 1. Сетевой адрес: http://www.ecsocman.edu.ru/data/561/662/1216/018.GIDDENS.pdf)

4. Теоретическое содержание книги С. де Бовуар «Второй пол» (критика исторического материализма, ситуация женщины в современном обществе, пути эмансипации женщины; главы зависимая женщина)

5. Концепция кризиса маскулинности И. С. Кона. По книге: Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире гл. 1,3,5) ( http://www.gramotey.com/books/1269032529.htm )

6. Понятие власти, господства и насилия в гендерных отношениях (по статье: Здравомыслова Е.А., Тёмкина А.А. (http://www.gender.ru/pages/resources/publications/common/2006/01/13.php)

7. Механизмы воспроизводства гендерной идентичности женщины. По кн.: Н. Чодороу. Воспроизводство материнства: психоанализ и социология. Часть 3. Половая идентификация и воспроизводство материнства. (Антология гендерной теории. Минск, 2000 Сетевой адрес: http://www.gender-ehu.org/files/File/Antology1.pdf)

8. Теоретическое содержание работы: П. Бурдье «Мужское господство»

 

7. Распределение часов курса по темам и видам работ

 

  Название темы Кол-во часов
Лекц. Сем.
  Феминистические и политические истоки гендерных теорий    
  Место гендерных теорий в социологическом знании    
  Пол, гендер и общество (теории пола, функции гендерной дифференциации общества)    
  Теории гендерного неравенства    
  Дискуссия о капиталистическом патриархате    
  Теории гендерного господства и власти    
  Итого    
  ВСЕГО  

 

Раздел 2. Обеспечение учебных занятий

 

Методическое обеспечение

Методическое обеспечение аудиторной работы

Конспект лекций, их тезисное изложения, компьютерная презентация основных положений лекции.

Планы семинарских занятий, формулировки вопросов для дискуссии, подборки текстов для обсуждения.

 

Методическое обеспечение самостоятельной работы

Рабочая программа курса.

 

Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы)

Текущий контроль осуществляется в форме учета посещаемости лекций и семинаров, активности на семинарских занятиях.

 

2.2 Кадровое обеспечение

2.2.1. Требования к образованию и (или) штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины.

Реализация программы должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое социологическое образование, ученую степень по социологическим наукам и систематически занимающимися повышением своей квалификации, научными исследованиями и учебно-методической работой.

 

2.2.2. Требования к обеспечению учебно-вспомогательным персоналом

 

Для координационного и технического обеспечения учебного процесса необходим лаборант, а также возможность прибегать к помощи специалистов, ответственных за надлежащее функционирование компьютера и мультимедийного проектора, а также за своевременное поддержание в рабочем состоянии другой используемой техники.

 

2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса

Для оценки качества учебного процесса по учебной дисциплине в конце семестра проводится анкетный опрос обучающихся.

 

 

2.3 Материально-техническое обеспечение

2.3.1 Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий

 

Аудитория должна быть оснащена учебной мебелью.

 

2.3.2 Требования к аудиторному оборудованию, в том числе неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования.

 

Аудитория должна быть оснащена мультимедийным проектором, компьютером с выходом в Интернет.

 

2.3.3 Требования к специализированному оборудованию

Нет.

2.3.4 Требования к специализированному программному обеспечению

Нет.

2.3.5 Требования к перечню и объёму расходных материалов

Нет.

 

2.4 Информационное обеспечение

2.4.1 Список обязательной литературы

 

3 Антология гендерной теории / Составители Е. Гапова, А Усманова. Минск, 2000.

4 Введение в гендерные исследования. Ч.1. Учебное пособие /под ред. И.Жеребкиной. Харьков ХЦГИ. СПб: Изд-во "Алетейя", 2001.

5 Введение в гендерные исследования. Ч.2. Хрестоматия /под ред. И.Жеребкиной. Харьков ХЦГИ. СПб: Изд-во "Алетейя", 2001.

6 Гендерный калейдоскоп. Курс лекций/ Общ. ред. М.М. Малышевой. М., 2002.

7 де Бовуар С. Второй пол. М.-СПб, 1997.

8 Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М., 2011.

9 Теория и история феминизма /под ред. И. Жеребкиной. Харьков: Москва, 1998.

10 Феминизм и гендерные исследования. Хрестоматия. Под ред. В.Успенской. Тверь. 1999.

11 Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Е. Здравомысловой и А.Темкиной. СПб., 2000.

12 Feministische Theorien zur Einführung / Regina Becker-Schmidt; Gudrun-Axeli Knapp. 2.Aufl. Hamburg: Junius, 2001.

 

 

2.4.2 Список дополнительной литературы

 

Библиография "Феминизм: история и современность" http://www.prometeus.nsc.ru/archives/exhibits/women2.ssi

И.Кон. Библиография летней школы по гендеру http://www.prometeus.nsc.ru/archives/exhibits/women2.ssi

 

 

2.4.3 Список иных информационных источников

 

2.4.2.1 Федеральный образовательный портал по экономике, социологии и менеджменту/ http://www.ecsocman.edu.ru

2.4.2.2.Портал по социально-гуманитарному и политологическому образованию/ http://www.humanities.edu.ru/

2.4.2.3Справочно-информационный портал Sociosite/ www.sociosite.net

2.4.2.4 Международная база данных ЮНЕСКО по социальным наукам DARE (институции, персоналии) / www.databases.unesco.org/dare/form.shtml

Базы данных научной периодики и книг (НЭБ/Elibrary.ru, JSTORE (www.jstor.org), ProQuest (www.proquestdirect.com), EBSCO (www.ebsco.com)

 

 


АНКЕТА

для студентов

Оцените прослушанный Вами курс «Гендерные теории в социологии», ответив на предлагаемые ниже вопросы. Ваши ответы будут использованы для усовершенствования программы, содержания и методики преподавания данной дисциплины. Анкета анонимная, указывать ваше имя не нужно.

 

1. Насколько вы согласны со следующими утверждениями относительно данного учебного курса? Отметьте подходящий вариант ответа знаком P.

Насколько Вы согласны со следующими утверждениями относительно данного учебного курса? Отметьте подходящий вариант ответа знаком P.   Полностью согласен Скорее согласен Скорее не согласен Совершенно не согласен Затрудняюсь ответить
Курс дал мне много новых знаний          
Материал курса труден для понимания          
Курс способствует хорошему знанию общей социологии          
Курс позволяет лучше понять процессы в современном обществе          
На занятиях мне было интересно          
Курс дает полезные для профессии социолога знания          
Знания, полученные в рамках курса, нужны при изучении других дисциплин на факультете социологии          
Знания, полученные в рамках курса, нужны в практической работе вне факультета социологии          
Занятия в аудитории были интерактивными          
Задания для самостоятельной работы были интересными          
Задания для самостоятельной работы были трудны для понимания и выполнения          
Курс помогает научиться ориентироваться в социологических теориях          
Материал курса необходим при написании курсовых и дипломной работы          

 

2. Что, по Вашему мнению, следует изменить в содержании и форме проведения занятий по данному курсу?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Раздел 3. Процедура разработки и утверждения рабочей программы

 

Разработчик рабочей программы

Фамилия, имя, отчество Учёная степень Учёное звание Должность Контактная информация (служебный адрес электронной почты, служебный телефон)
Головин Николай Александрович Д. социол. н профессор Профессор [email protected] 812-274-1562

Рецензенты:

Заведующий кафедрой теории и истории социологии доктор филос. н. проф. А.О. Бороноев,

Заведующий кафедрой социологии политических и социальных процессов доктор социол. наук проф. ВД. Виноградов

 

В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ проведена двухуровневая экспертиза:

первый уровень (оценка качества содержания рабочей программы и применяемых пе
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...