Развитие наблюдательности как важнейшей компетенции при организации изучения «Окружающего мира». Пути развития наблюдательности на уроках. Контроль за развитием наблюдательности.
Развитие наблюдательности - одна из приоритетных целей, которую учитель должен реализовывать при изучении окружающего мира. Наблюдение следует рассматривать в единстве восприятия и мышления. Первоначально восприятие выступает как относительно простой акт непреднамеренного отражения той действительности, которая окружает человека. Но в процессе развития восприятие может переходить, с одной стороны, в специфическую теоретическую деятельность - наблюдение, позволяющее глубже проникнуть в мир материальных и социальных явлений, с другой - восприятие может переходить и в процесс создания художественного образа и эстетического созерцания мира. Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для адекватного восприятия окружающего мира. Для реализации этой задачи учитель должен знать ведущие свойства восприятия: целостность, предметность, осмысленность, обобщенность, константность, избирательность. Свойства восприятия, определяющие его продуктивность: Объем - количество объектов, которое может воспринимать человек в течение одной фиксации или в единицу времени; Быстрота или скорость - это время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления; Точность - соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта и задаче, стоящей перед человеком; Полнота - степень такого соответствия; Надежность - возможная деятельность восприятия с требуемой точностью. Восприятие - это сложная познавательная деятельность, включающая целую систему действий, которые позволяют: -обнаружить объект восприятия; -опознать его по признакам; -измерить; -оценить. Состав действий зависит от степени осмысленности восприятия, то есть понимания того, что воспринимается, с какой целью человек смотрит, слушает в данный момент. Условия, необходимые для успешной организации восприятия. Что будет в конечном итоге способствовать развитию наблюдательности: 1) Процесс восприятия первоначально носит развернутый характер. По мере развития восприятия количество этих признаков сокращается и происходит формирование оперативных единиц восприятия и организуется сравнение. 2) необходимо учить детей выделять у объектов признаки при нахождении этого объекта в любой ситуации. 3) необходимо учитывать при организации восприятия опираясь на жизненный опыт ребенка. 4) учитель должен уметь осуществлять выбор наглядных средств и их количество, которое он будет использовать. Взаимосвязь между восприятием и наблюдательностью. Наблюдение – организованное восприятие. В организацию восприятия входит: 1) постановка цели или учебной задачи перед детьми; 2) отбор средств наглядности; 3) составление плана или алгоритма для наблюдения. 4) организация фиксации наблюдений – должна быть организована по-разному, т. к. вместе с развитием наблюдения это дает возможность обучать детей учебным действиям. Способы фиксации: 1) зарисовки увиденного 2) дневники наблюдений, настенный календарь труда 3) систематические записи по наблюдениям. Наблюдательность – это важнейшая познавательная способность, необходимая для успешного учения.
В исследованиях Л. В. Зан-кова основное внимание было обращено непосредственно на анализирующую деятельность в процессе наблюдения, развитие полноты и многогранности восприятия предметов и явлений. При исследовании наблюдательности авторы исходили из того, что к началу систематического обучения у детей имеется определенная основа, на базе которой и осуществляется продвижение учащихся в данной познавательной способности (наблюдательности). С тем, чтобы выявить исходные данные умения наблюдать, с первоклассниками был проведен констатирующий эксперимент. Методика эксперимента предусматривала задания, которые давали учащимся широкие возможности для наблюдений. Детям предлагалось рассмотреть два объекта: птицу крачку и растение землянику. Анализ всех полученных в эксперименте ответов позволил авторам методики выделить отдельные группы учащихся. К первой группе были отнесены учащиеся с низким уровнем деятельности наблюдения. Ответы их не отражают характерных особенностей рассматриваемых объектов. Ко второй группе были отнесены учащиеся, которые односторонне характеризуют объект, выделяя главным образом только цвет. Учащиеся третьей группы достаточно полно выделяли признаки объекта. Затем был организован обучающий эксперимент: после чего сравнили результаты экспериментальных и контрольных классов и сделали следующие выводы: 1) одним из важнейших показателей развития наблюдательности является полнота воспринимаемых ребенком свойств предмета и явления. У учащихся в процессе обучения проявляется тенденция к увеличению количества подмечаемых свойств; 2) в экспериментальных классах у детей усиливается тонкость и точность анализа - умение подметить малозаметные признаки и свойства; 3) наряду с тонкостью анализа учащиеся после обучения дают обобщенную характеристику объекта; 4) некоторые психологи, классифицируя стадии наблюдения, по которым идет развитие ребенка, называют их стадиями осознания, осмысления наблюдаемого в свете прежнего опыта. С. А. Рубенштейн характеризует их как стадии интерпретации восприятия. Количество элементов интерпретации наблюдений у учащихся экспериментальных классов увеличивается. Кроме того, у них появляется тенденция к объяснению воспринятого, к умозаключениям, основанным на наблюдениях. Происходит качественное изменение в умении наблюдать. Например, наблюдая внешний вид птицы, они относят её к водоплавающим или хищным. Наблюдаемость учащихся развивается в школе под руководством учителя. Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для адекватного восприятия окружающего мира, чтобы он не просто смотрел, но и увидел все, что требуется, не только слушал, но и услышал.
Пути развития наблюдательности при организации 'изучения окружающего мира разнообразны: использование различных средств наглядности, организация наблюдений к уроку и на уроке; организация работы с дневниками наблюдений, календарями природы; организация наблюдений на экскурсиях и при камеральной обработке материалов. Рассмотрим некоторые из путей развития наблюдательности.
1. Развитию наблюдательности, формированию чувственного опыта способствует использование различных средств наблюдательности: слово «наглядность» означает доступность визуального наблюдения, то очевидное, что можно показать, увидеть, непосредственно воспринять. Организация работы с наглядными средствами чаще всего осуществляется учителем на уроках. Типы наглядности разные по содержанию и функциям. Это натуральные средства, печатно-иллюстративные, модели, муляжи, условные и графические изображения. При использовании наглядности необходимо учитывать какую конкретную роль она выполняет в усвоении, в каком соотношении находятся предметное содержание и способ его наглядного выражения применительно к изучаемому объекту. Поэтому наглядность может выполнять разные функции, в частности, иллюстративную (выступает как самостоятельный объект анализа и преобразования), объяснительную, операторную, то есть не только иллюстрировать содержание знаний, но и интерпретировать, называть способ действия с материалом. В высшем своем проявлении наблюдение - это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но умение организовать наблюдение, как утверждал С.Л. Рубинштейн, опирается на достаточно обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому. 2. Перед использованием наглядности на уроке учитель должен поставить перед учащимися цель наблюдения или учебную задачу, которая может быть в виде вопроса или проблемной ситуации. Например, учителем на доску вывешиваются изображения птиц (без подписей). Затем организуется беседа следующего содержания:-Рассмотрите внимательно эти изображения птиц, каких из них вы узнали, назовите? (Правильные названия птиц помещает учитель рядом с изображением); -Почему вы не могли назвать всех птиц и допускали много ошибок при их узнавании? -Что надо уметь делать, чтобы узнать любые природные и не природные объекты? (Выделять существенные признаки объекта, заполнить их и при встрече с ним по этим признакам узнать)....... -Нужно ли этому учиться? -Почему этому надо учиться?
3. Чтобы наблюдение было более эффективным, необходимо не просто стимулировать учащихся к рассмотрению объекта, а организовать их деятельность. Это связано с тем, что наглядность, особенно предметная, в силу своей красочности и новизны привлекает внимание учащихся. Но постепенно интерес к ним пропадает, и если учитель специально не организует учебную деятельность учащихся по анализу наглядного материала, они перестают работать. Для организации этой деятельности необходимо научить учащихся рациональным приемам наблюдения, которые усложняются по мере обогащения опыта учащихся. Первая группа приемов – поисковые, которые дадут возможность учащимся опознавать объекты, руководствуясь определенными признаками. Реализация этого приема может быть организована по-разному. Например, признаки объектов могут быть написаны учителем на отдельных карточках. Руководствуясь этими признаками, учащиеся должны узнать виды растений, представленные в виде иллюстраций. Интересно реализуется этот прием, если организовать работу в парах или устроить соревнование, кто больше узнает насекомых по существенным признакам. На этапе закрепления можно предложить задание – узнать объект (например, птицу) и назвать признаки, позволившие это сделать. Вторая группа приемов – это осуществление сравнительного анализа двух или более объектов на основе сопоставления их сенсорных характеристик. Например, чтобы научить различать такие растения как нивяник, которое все называют ромашкой, и ромашку непахучую необходимо выделить признаки одного и другого растения, затем выделить существенные признаки, руководствуясь которыми, учащиеся смогут их различать и правильно называть. Использование этого приема особенно актуально, если учить детей различать похожие виды, например, рожь и пшеницу, разные виды синиц, осину и липу, ель и сосну. Третья группа приемов – собственно исследовательские. Цель их – направить внимание учащихся на самостоятельное исследование заданного объекта. Например, учащимся предлагается определить название растений, используя для этого атлас-определитель А. А. Плешакова «
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|