Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

категорийный-понятийная система информационной безопасности

Информационная безопасность - составляющая национальной безопасности, процесс управления угрозами и опасностями государственными и негосударственными учреждениями, отдельными гражданами, при котором обеспечивается

41 ВОПРОС Правовое обеспечение информационной безопасности.

Правовое обеспечение информационной безопасности

 

1. государственная политика в области информационной безопасности

2. угрозы безопасности в информационной сфере

3. система обеспечения информационной безопасности и ее структура

4. правовая защита воздействия информации, ее ресурсов и информационных систем от угроз несанкционированного неправомерного воздействия посторонних лиц

5. защита прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1.Планирование и осуществление мероприятий по обеспечению информационной безопасности реализуются в рамках государственных программ, направленных на совершенствование и реализацию комплексных систем правовых, экономических, технических, иных мер и методов по обеспечению информационной безопасности. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности госорганов в сфере информационной безопасности осуществляется за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов, а также за счет внебюджетных средств. Юридические и физические лица, создающие продукцию в сфере информационной безопасности, имеющей государственное значение, пользуются поддержкой государства.

К мероприятиям по реализации государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности относятся:

1) разработка и реализация механизмов повышения эффективности государственного руководства за деятельностью государственных СМИ и осуществление информационной политики

2) принятие и разработка государственных программ, предусматривающих формирование общедоступных архивов информационных ресурсов, государственных программ по повышению правовой культуры, а также компьютерной грамотности граждан

3) развитие инфраструктуры единого информационного пространства

4) комплексное противодействие угрозам информационной войны

5) пресечение компьютерных преступлений

6) повышение эффективности системы подготовки кадров

И т.д.

Основные направления государственной политики в данной сфере:

1) формирование и осуществление единой научной, научно-технической, промышленной и инновационной политики и учетом имеющегося научно-производственного потенциала и современного мирового уровня развития информационных технологий

2) создание условий для эффективного участия граждан, юридических лиц и государства в международном сотрудничестве

3) обеспечение информационной безопасности для общества и государства путем совершенствования законодательства

4) создание условий для эффективного использования глобальных (международных) информационных сетей

 

2. Угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Информационная безопасность – состояние защищенности прав, свобод и законных интересов физических, юридических лиц и государства в информационной сфере от внешних и внутренних угроз.

По своей общей направленности угрозы информационной безопасности можно разделить на следующие виды:

1) угрозы конституционным правам и свободам человека

2) угрозы информационному обеспечению государственной политики

3) угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных систем и сетей, как уже созданных, так и создаваемым на территории государства

Угрозы информационному обеспечению государственной политики:

1) монополизация информационного рынка или его отдельных секторов отечественными или зарубежными информационными структурами

2) блокирование деятельности государственных СМИ по информированию отечественной и зарубежной аудитории

3) низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики вследствие дефицита квалифицированных кадров, а также отсуствие системы формирования и реализации государственной информационной политики

Источники угроз информационной безопасности подразделяются на внешние и внутренние.

Внешние:

· деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленные против интересов государства в информационной сфере

· обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами

· деятельность космических, воздушных, морских и иных средств разведки иностранных государств и т.д.

Внутренние:

· недостаточная координированность органов госвласти

· недостаточная экономическая мощь государства

· недостаточная разработанность нормативной базы

· неразвитость институтов гражданского общества и недостаточных государственный контроль за развитием информационного рынка и т.д.

 

3. Система обеспечения информационной безопасности – совокупность госорганов, юридических лиц и физических лиц, обеспечивающих информационную безопасность.

Система обеспечения информационной безопасности строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Основные функции системы обеспечения информационной безопасности:

1) оценка состояния информационной безопасности

2) выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз информационной безопасности

3) разработка комплексных прав, экономических, технических и иных мер, направленных на обеспечение информационной безопасности

4) координация деятельности госорганов, юридических лиц в сфере информационной безопасности

5) защита охраняемой информации

6) лицензирование деятельности юридических лиц и ИП в сфере информационной безопасности

7) осуществление международного сотрудничества в сфере информационной безопасности

8) и т.д.

Структура информационной безопасности:

1) защита личности, общества и государства от воздействия недоброкачественной информации

2) защита информации и информационных ресурсов от неправомерного воздействия посторонних лиц

3) защита информационных прав и свобод

 

4.Согласно ст.34 конституции РБ «пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан». Согласно ст.21 конституции каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции и иных сообщений. Защите подлежит любая документальная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу или пользователю.

Собственник документов информационных систем устанавливает порядок предоставления пользователю всей информации с указанием места, времени, ответственности должностных лиц, а также необходимых процедур и обеспечивают условия доступа пользователей информации.

Цели такой защиты:

1) предотвращение утечки, хищения, искажения, траты, модификации, копирования, блокирования и иных форм незаконного вмешательства в информационные системы

2) сохранение полноты, точности, целостности документированной информации

3) защита прав субъектов в сфере информатизации

4) сохранение секретности, конфиденциальности информации в соответствии с законодательством

5) обеспечение прав физических и юридических лиц на сохранение конфиденциальности документированной информации, накапливаемой в информационных системах

 

5.Защита прав и свобод гражданина. Субъекты правоотношений в сфере информационной безопасности:

1) физические лица

2) юридические лица

3) органы госвласти

4) органы местного управления

Объекты правоотношений:

1) вся информация и права на нее

2) информационные системы и права на нее

3) человек и общество, которые должны быть защищены от вредной информации

Права и обязанности.

Ограничение в распространении или получении информации могут быть в следующих случаях:

1) если информация является государственной, коммерческой, служебной или иной тайной

2) когда информация выступает как особый институт охраны неприкосновенности личной жизни (т.к. это персональные данные)

Основные направления деятельности по обеспечению прав и свобод в сфере информационной безопасности:

1) установление ответственности за незаконное ограничение или нарушение права на доступ к открытой информации

2) совершенствование организационно-правовых механизмов доступа СМИ и граждан к информации о деятельности госорганов и общественных объединений

3) защита от насильственного изменения конституционного строя, пропаганда войны, вражды или розни

4) пресечение информационного воздействия, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также нарушающего или ограничивающего их права и свободы

5) формирование патриотического сознания и ответственности

6) повышение системы эффективности общественно-политической информации

7) совершенствование технической базы и законодательства страны

42 ВОПРОС Юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере.

Ответственность за правонарушение в информационной сфере

 

1. юридическая ответственность за правонарушение в информационной сфере

2. гражданско-правовая ответственность за правонарушение в информационной сфере

3. административно-правовая ответственность за правонарушение в информационной сфере

4. уголовная ответственность за преступления в информационной сфере

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1.Понятие юридической ответственности относится к числу общетеоретических и применяемых в различных отраслях права.

Являясь одним из юридических средств, нейтрализующих последствия ненадлежащего поведения субъектов, выступающего в качестве нарушения прав и законных интересов других лиц, юридическая ответственность выступает как реакция государства на совершение правонарушения. Эта реакция имеет властный, принудительный характер, понуждающий правонарушителя претерпеть неблагоприятные для него последствия в виде лишения определенных материальных или нематериальных благ.

ТАКИМ ОБРАЗОМ содержание юридической ответственности выступает как государственно-властное принуждение, проявляющееся в различных формах. Юридическая ответственность за нарушение законодательства, регулирующие отношения в информационной сфере имеет ряд специфических особенностей:

1) правонарушения, попадающие под применение тех или иных мер, всегда связаны с информацией

2) правонарушения можно рассматривать в качестве информационно-правовых, если их связь с информацией является не только непосредственной, но и опосредованной наличием материального носителя

Принципы юридической ответственности:

1) принцип законности

2) принцип обоснованности

3) принцип справедливости

4) принцип неотвратимости наказания

5) принцип целесообразности

Государственное принуждение осуществляется путем применения к нарушителю различных мер воздействия. От характера этих мер и характера последствий их применения зависит отраслевая принадлежность юридической ответственности за правонарушение в информационной сфере.

Если неблагоприятные последствия носят имущественный характер и выражается в возмещении убытков, уплате неустойки, имеет место гражданско-правовая ответственность. Если неблагоприятные последствия выражаются в санкциях, предусмотренных нормами административного или уголовного законодательства – имеет место административно-правовая или уголовная ответственность.

 

2.Гражданско-правовые отношения характеризуются равенством участников. Это предопределяет особенности гражданско-правовой ответственности. Главная особенность – наличие имущественного характера принудительных мер воздействия на правонарушителя. К принудительным гражданско-правовым мерам, носящим имущественный характер относятся:

1) меры, связанные с возмещением убытков

2) взыскание неустойки

3) компенсация морального вреда

Имущественные издержки нарушителя, являющееся следствием применения имущественных мер должны компенсировать имущественную сферу потерпевшего.

Меры гражданско-правовой ответственности предусмотрены в порядке и положениях ГК РБ и информационного законодательства, так согласно п.3 ст.969 ГК РБ определяет, что компенсация морального вреда осуществляется в случаях, когда вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Компенсация морального вреда выплачивается в денежной форме и не зависит от вины причинения вреда.

Гражданско-правовая ответственность за правонарушения информационного законодательства можно разделить на договорную и внедоговорную. Договорная ответственность возникает при нарушении условий договора, в которых предусмотрены санкции прямо не обеспеченные нормами законодательства. Внедоговорная ответственность возникает при причинении личности потерпевшего или его имуществу вреда, который не связан с исполнением договорных обязательств. Пример деликтной ответственности – меры по возмещению вреда, причиненные вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (п.3 ст.965 ГК).

Для наступления гражданско-правовой ответственности должны существовать специфические основания. В доктрине гражданского права и на основании ее философских взглядов можно выделить следующие факты, которые входят в состав правонарушения:

1) противоправность поведения лица (действия или бездействия лица), на которые предполагается наложение ответственности

2) наличие у потерпевшего убытка или вреда (в том числе морального)

3) наличие причинной связи между противоправным поведением и наступившими последствиями в качестве убытка или вреда

4) наличие вины правонарушителя

Состав гражданского правонарушения (деликта), совершенного вследствие незаконного использования методов получения, находятся в любом режиме.

 

3.Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени и по месту совершения административного правонарушения.

Административным правонарушением признается противоправное виновное деяние (действие или бездействие). Физические или юридические лица. За которые КоАП такая административная ответственность.

Законодательство РБ предусматривает значительный перечень мер административного характера, за которые предусмотрена административная ответственность.

Административно-правовые санкции, связанные непосредственно с информацией:

1) ст.9.6 – отказ госоргана в предоставлении гражданину информации

2) ст.22.7 – нарушение правил защиты информации

3) ст.22.6 – несанкционированный доступ к компьютерной информации

4) ст.22.10 – незаконный отказ в доступе к архивному документу

5) ст.22.13 – незаконное разглашение коммерческой или иной тайны

6) и т.д.

 


 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...