Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы взаимоотношения субъектов строительного рынка. Состав цен на строительную продукцию.

 

Все субъекты строительного рынка и элементы его инфраструктуры находятся во взаимной связи и взаимоотношениях. Они реализуют свои экономические интересы не по приказу, как это было в условиях административно-командной системы управления, а на договорной основе. При этом экономическая ответственность сторон отражается в хозяйственных и подрядных договорах, контрактах, соглашениях о намерениях и т.п.

Реализация рыночных отношений в строительном комплексе имеет особенности, являющиеся следствием с одной стороны, общих для всех отраслей капитального строительства характерных признаков, а именно: привязка к земле, сравнительно длительные сроки создания продукции, большие единовременные затраты и т.д., с другой – особенности, вызванные спецификой вида (отрасли) строительной деятельности.

Строительно-монтажные организации, занятые в жилищно-гражданском строительстве, функционируют в основном на региональных (местных) рынках, в то время как занятые в производственном строительстве работают как в определенных регионах, так и на других территориях. Что же касается промышленности строительных материалов (не местных), производства строительных машин и механизмов, технологического оборудования, то здесь рынок имеет межрегиональный ареал своей деятельности.

Уровень развития рыночных отношений в строительстве можно оценить относительно того, в какой мере в этой сфере реализуются наиболее значимые принципы и условия функционирования рыночной экономики. Такими принципами и условиями являются: принцип рыночных форм ценообразования на продукцию и услуги; либерализация предпринимательской деятельности; наличия различных форм собственности с преобладанием частной; демонополизации и концентрации производства; открытость внутреннего и внешнего рынка; договорных форм взаимоотношений между хозяйствующими субъектами; исключительного права собственника по регулированию деятельности хозяйствующих субъектов, создания и функционирования инфраструктуры и др.

Все эти принципы и условия в той или иной мере реализуются в сфере строительства. Так, в строительстве применяются свободные договорные цены на продукцию и услуги. Они устанавливаются по соглашению между производителями и потребителями продукции. В том случае, если производители продукции по определенным критериям относятся к монополистам, то формирование цен обеспечивается рядом мер со стороны органов власти и главным образом антимонопольным законодательством. Можно говорить о том, что не всегда эффективно используются антимонопольные меры по отношению к поставщикам сырья, изделий и конструкций, которые являются монополистами на региональных рынках и завышают цены на продукцию. Однако принцип рыночных форм ценообразования в строительстве в целом реализуется.[9]

В настоящее время в системе ценообразования в строительстве произошли существенные изменения. Это связано с тем, что изменились формы собственности инициаторов и участников инвестиционного процесса, источники финансирования инвестиционных проектов, появились новые формы и методы заключения контрактов между заказчиками и подрядчиками на основе договорных цен, на конкурсной основе. [10]

Результатом этих изменений стал новый подход к ценообразованию в строительстве, сформулированный в «Основных положениях (концепции) ценообразования в строительстве в условиях развития рыночных отношений» (Письмо Минстроя РФ от 22.10.93 г. № БЕ 19-21/12). В данном документе говорится, что основными задачами новой системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве являются: формирование свободных (договорных) цен на строительную продукцию, их экономическая оптимизация и государственное регулирование через цены на отдельные виды ресурсов; обеспечение полного набора сметных нормативов и различных условий их применения при самостоятельности субъектов инвестиционной деятельности; определение стоимости строительства на разных этапах инвестиционного цикла.

В соответствии с современной методологией ценообразования создана единая система методических документов, основным из которых является Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004), разработана и введена в действие сметно-нормативная база в строительстве 2001 г. Все это дает возможность формировать договорные цены на строительную продукцию, определять ее сметную стоимость на различных стадиях инвестиционного процесса, что обеспечивает вариантный и гибкий подход к определению цены строительной продукции без чрезмерной централизации и жесткой регламентации.

Ценообразование в строительстве исходит из общих для всех отраслей принципов. В условиях рынка оно проходит общие этапы ценообразования: выбор объекта ценообразования, определение спроса и предложения, анализ издержек, анализ цен конкурентов, выбор метода ценообразования и установление окончательной цены.

Но механизм ценообразования в строительстве имеет следующие специфические особенности:

- в формировании цены на строительную продукцию одновременно участвуют проектировщик, заказчик и подрядчик;

- характер строящихся зданий и сооружений индивидуальный;

- стоимость строительной продукции зависит от местных условий строительства;

- длительность производственного цикла строительного процесса;

- высокая материалоемкость строительной продукции;

- специфические особенности учета сметной прибыли и стоимости эксплуатации машин и механизмов;

- стоимость строительной продукции определяется сметой, составляемой на основе проекта, сметных норм и других данных.[11]

Эти особенности приводят к необходимости применения нестандартных подходов в области ценообразования на строительную продукцию. Формирование стоимости строительной продукции происходит не спонтанно, а последовательно: начиная с возникновения идеи строительства объекта и заканчивая сдачей в эксплуатацию и пуском объекта. На различных стадиях инвестиционно-строительного цикла выделяют следующие виды и формы стоимости – сметная, рыночная, договорная цена строительной продукции.

Сметная стоимость является базовой ценой в системе рыночного ценообразования и определяется сметным расчетом, как правило, затратными методами путем калькулирования отдельных элементов текущих затрат, норм и цен, по перечню и объему заданных, запланированных и запроектированных строительных, ремонтно-строительных, монтажных и пусконаладочных работ.

Практика ценообразования в строительстве на территории РФ показывает, что при определении стоимости строительной продукции лежит сметно-нормативный метод, который опирается на методическую и сметно-нормативную базу, разработанную Госстроем России. Главной задачей сметно-нормативной базы является определение стоимости строительства на всех стадиях разработки предпроектной и проектно-сметной документации.[12]

В настоящий момент принятие решений в области ценообразования носит сложный и неоднозначный характер. Строительные организации оказались перед непростым выбором: какой метод применить; какие использовать при этом нормативы, чтобы обеспечить эффективность своей экономической деятельности? Тем более что для строительных организаций, осуществляющих строительство без привлечения средств бюджета, применение сметно-нормативной базы Госстроя РФ носит согласно документам рекомендательный характер.

Но это далеко не все проблемы, с которыми сталкивается строительная организация при формировании цены на свою продукцию. Поскольку определение стоимости строительной продукции сметно-нормативным методом отражает исключительно затратный подход к ценообразованию, т.е. учитывает только экономические интересы производителя. Интересы же потребителя, которые отражает экономическая категория «ценность» в этом подходе не учитываются.

Следующим этапом является формирование рыночной цены на строительство, которая устанавливается по законам конъюнктуры рынка подрядной деятельности, под влиянием текущего спроса и предложения на строительную продукцию и уровня инвестиционной активности в регионе и стране в целом. Рыночная цена может быть больше или меньше сметной стоимости и определяется экспертными методами или в процессе конкурсов, подрядных торгов и тендеров.

Рыночная цена строительной продукции определяется как средняя, объективно обусловленная стоимость строительства объекта на данном региональном рынке в реальный календарный период времени строительства, является переходным элементом от сметной стоимости к договорной цене строительства и включает расчетную сметную стоимость на момент заключения контракта и затраты, учитывающие рыночные факторы изменения сметной стоимости за период строительства (рыночная составляющая).[13]

В практической деятельности рыночные факторы ценообразования строительства используются при рассмотрении и согласовании отдельных элементов сметной стоимости (уровень оплаты рабочих, накладные расходы и прочие затраты подрядчика, сметная прибыль).

Договорная (контрактная) цена формируется в результате договорного процесса между заказчиком и подрядчиком на основе данных о сметной стоимости и рыночной цене строительной продукции. Договорная стоимость устанавливается с учетом детальных сметных расчетов и прогноза изменения уровня предстоящих затрат за расчетное время проведения строительства. Договорная цена может значительно отличаться от сметной и рыночной стоимости в зависимости от формы договора (контракты с твердой или открытой ценой), продолжительности строительства, договорного порядка авансирования и расчетов за выполненные работы.

Стоимость строительства, установленная в договоре строительного подряда между заказчиком и подрядчиком, в рыночных условиях является окончательной ценой, на основе которой осуществляется финансирование строительства, расчеты за выполненные работы и формирование балансовой (инвентарной) стоимости построенных объектов.

Метод тендерного ценообразования, применяемый в строительстве при формировании договорных цен на строительную продукцию в настоящее время, крайне несовершенен и не позволяет учитывать перечисленные свойства.

Кроме того, жилье на первичном рынке является специфическим товаром, поскольку оно недвижимо, обладает индивидуальными потребительскими характеристиками и может поступать на рынок в любой степени готовности. Эти особенности ни один из существующих методов учитывать не позволяет.

Так же необходимо отметить, что порядок определения сметной стоимости строительной продукции, состав и содержание сметной документации достаточно подробно отражены в современных законодательных и методических документах по ценообразованию в строительстве, однако, нет ни одного, специально рассматривающего вопросы формирования договорных цен на строительную продукцию. В основных методических документах по ценообразованию в строительстве сформулированы лишь общие, кратко изложенные принципы определения договорных цен, недостаточно разработанные в концептуальном и методологическом плане, слабо связанные с экономической практикой. В частности, отсутствуют методы определения договорной цены на строительную продукцию, раскрывающие состав затрат подрядчика; порядок формирования договорной цены на строительную продукцию на разных этапах инвестиционного цикла как с позиции инвестора, так и позиции подрядчика; методические рекомендации по грамотному исчислению рыночной составляющей в составе договорной цены. В каждом конкретном случае применяются свои подходы и методы ее установления.

В связи с этим совершенствование механизмов определения максимально реальной стоимости строительства объектов, разработка научно обоснованной методики формирования договорных цен при заключении контрактов между участниками инвестиционного процесса, в условиях рыночных отношений представляется актуальной задачей.

 


Задача 1

 

Определить оптовую цену предприятия и промышленности, розничную цену и составляющие их элементы. Исходные данные приведены в таблице 1.

 

Таблица 1

Плановые показатели работы отрасли промышленности

№ п/п

Показатели

Вариант
7
1 Объем производства, тыс. изделий 240
2 Базисная себестоимость всех изделий, млрд. руб. 79
3 Транспортные расходы, млрд.руб. 9
4 Нормативная прибыль промышленного предприятия, млрд. руб. 17
5 Издержки и прибыль сбытовых организаций, млн. руб. 5
6 НДС в % к розничной цене 18
7 Торгово-сбытовая скидка в % к розничной цене 4,9

 

Решение:

Все виды цен образуют единую сложную систему, взаимно переплетаются, дополняют друг друга. Это единство отчетливо выявляется при анализе структуры оптовых и розничных цен (рис. 1.).

 

Базисная себестоимость (С) Нормативная прибыль (ПН) Транспортные расходы (ТР) Издержки и прибыль сбытовых организаций (НСБ) НДС (Но) Издержки и прибыль торговых организаций (ТСБ)

Оптовая цена предприятия (Опред)

       

Оптовая цена промышленности (Опром)

 

Государственная розничная цена (Рц)

 

В практике ценообразования обычно в начале определяют оптовую цену предприятия.


Опред = С + Пн = 79 + 17 = 96 млрд. руб.

 

Затем с учетом всех ценообразующих факторов, включая и соотношение между предложением и спросом на продукцию, определяют розничную цену, а потом уже оптовую цену промышленности.

Поэтому в таблице 1 НДС и торгово-сбытовая скидка (Тсб) заданы в % к розничной цене продукции. Зная эти данные, после установления оптовой цены предприятия, можно определить розничную цену путем решения следующих уравнений с одним неизвестным:

 

 

Откуда

 

После определения розничной цены определяют отдельно величины торгово-сбытовой скидки и НДС.

 

 

Оптовая цена промышленности устанавливается следующим образом:

Опром = Опред + Тр + Нсб + Но = 79 + 17 + 9 + 0,005 + 24,5 = 129,5 млрд. руб.

Или Опром = Рц – Тсб = 136,19 – 6,67 = 129,5 млрд. руб.


Задача 2

 

Определить индекс и сумму изменения оптовых цен. Исходные данные в таблице 2.

 

Таблица 2

Показатели для расчета индексов и суммы изменения цен

№ п/п

Показатели

Вариант
7
1 Стоимость товарной продукции по действующим ценам, млн. руб. 70
2 Себестоимость товарной продукции, млн. руб. 56
3 Стоимость производственных фондов, млн. руб. 50
4 Оптимальный уровень рентабельности, % 15
5 Предельный уровень рентабельности, % 21

 

Решение:

Индексы цена рассчитываются при разработке перспективного и текущего ценообразования, когда необходимо изменение цен с целью приведения их в соответствие с общественно необходимыми затратами (ОНЗ). Они рассчитываются с помощью данных о фактически сложившемся уровне рентабельности продукции, оптимальном и предельном нормативах рентабельности. Оптимальный уровень рентабельности – тот уровень, который необходим для данной отрасли с целью обеспечения хозрасчетных условий деятельности предприятия. Предельный уровень рентабельности – тот уровень, превышение которого вызывает необходимость изменения (снижения или повышения) оптовых цен.

При решении задачи необходимо:

1. Определить плановый уровень рентабельности (Rпл),%:

 


2. Сравнить Rпл с R оптимальным и R предельным.

По сравнению с оптимальной рентабельностью плановая рентабельность оказывается выше на (28 – 15 = 13%) 13%, и по сравнению с предельным уровнем рентабельности она опять оказывается выше на (28 – 21 = 7%) 7%.

3. Определить сумму нормативной прибыли () при Rопт (млн. руб.):

 

 

4. Определить объем (стоимость) реализованной продукции в проектируемых новых ценах (Тпроект), млн. руб.:

 

 

 

где С – себестоимость всей товарной продукции, млн. руб.

 

 

5. Рассчитать индекс изменения оптовых цен (Iц), %:

 

 

где Тдейств – объем (стоимость) реализованной продукции в действующих ценах, млн. руб.

 


6. Определить сумму снижения оптовых цен (ΔТ):

 

Задача 3

 

Определить норматив чистой продукции, нормативную прибыль и оптовые цены на электровозы типа ВЛ. Исходные данные приведены в таблице 3.

 

Таблица 3

Показатели для расчета оптовых цен на электровозы типа ВЛ

№ п/п

Показатели

Условные обозначения

Вариант
7
1 Полная нормативная себестоимость производства, тыс. руб. С 205
2 Прямые материальные затраты, тыс. руб. М 119
3 Заработная плата производственных рабочих с отчислениями на социальное страхование, тыс. руб. Зпр 19
4 Коэффициент, характеризующий отношение заработной платы рабочих по обслуживанию и управлению производством к заработной плате производственных рабочих Кз 0,37
5 Норматив рентабельности к стоимости обработки, % Рсо 45

 

Решение:

Норматив чистой продукции (НЧП) определяется по формуле (тыс. руб.):

 

НЧП = Зпр + Зпрз + Пн.


Нормативная прибыль (Пн) в машиностроении рассчитывается следующим образом (тыс. руб.):

 

 

где Rсо – утвержденный норматив рентабельности к стоимости обработки, %; Со – стоимость обработки единицы изделия, которая равна полной нормативной себестоимости за вычетом прямых материальных затрат, тыс. руб.

 

Со = С – М = 205 – 119 = 86 тыс. руб.

тыс. руб.

НЧП = 19 + 19*0,37 + 38,7 = 64,73 тыс. руб.

Задача 4

 

Определить расчетные цены на хозрасчетный измеритель «10 эксплуатационных ткм» для трех отделений железной дороги. Исходные данные приведены в таблице 4.

 

Таблица 4

Показатели для определения расчетных цен на измеритель «10 эксплуатационных ткм отделений дороги»

№ п/п

Показатели

Вариант
7
1 Эксплуатационные ткм, млн.  НОД-1  НОД-2  НОД-3   8361 23581 7780
2 Нормативные эксплуатационные расходы, тыс.руб.  НОД-1  НОД-2  НОД-3     20680 70150 8850
3 Доходы дороги от грузовых перевозок (за вычетом резерва дороги) Тыс. руб., всего, В том числе: ДНКО  ДДС  ДПО   150840 17150 6390 591

 

Примечание: Доходы ДНКО, ДДО и ДПО по отделениям дороги распределить в процентом соотношении: НОД-1 – 35%, НОД-2 – 40%, НОД-3 – 25%.

Решение:

Расчетные цены (Црг) (квартальные или годовые) для отделений дороги устанавливаются управлением дороги стабильно на ряд лет на основе нормативной (плановой) себестоимости «10 эксплуатационных ткм» каждого i-го отделения дороги () и, как правило, одинаковой для всех отделений дороги величины прибыли (ПГ), т.е. части общедорожной доходной ставки по грузовым перевозкам:

 

 

Величина прибыли Пг, включаемая в расчетные цены на «10 эксплуатационных ткм» отделений дороги, определяется по формуле (руб.):

 

 

Где ДГ – общие плановые доходы дороги от грузовых перевозок, руб.;

ДРГ – резерв доходов управления дороги (до 10% от ДГ), руб.;

ДНКО – доходы отделений дороги от начальной и конечной операции по грузовым перевозкам, руб.;

ДДС – доходы от дополнительных сборов, передаваемые отделениям дороги (подачу и уборку вагонов, маневровую работу и т.д.), руб.;

ДПО – доходы от прочих операций, передаваемые отделениям дороги (арендная плата, телефонно-телеграфный сбор);

ЕГ – нормативные (плановые) эксплуатационные расходы отделений дороги по грузовым перевозкам;

 - эксплуатационные тонно-километры дороги;

10 – на 10 эксплуатационных ткм.

Расчетные цены ЦРГ, а также величины  и ПГ определяются в копейках с точностью до 10-3.

Результаты расчетов по определению  нужно обобщить в таблице 5.

Примечание к таблице 5.

ДДВО – доходы отделений дороги от движенческих операций.

При расчетах необходимо учитывать значность величин.

 

Таблица 5

Определение расчетных цен на измеритель «10 эксплуатационных ткм», доходов и прибыли от грузовых перевозок по отделениям дороги

Наименование отделений дороги

Эксплуатационные ткм, млн.

Нормативные эксплуатационные расходы, тыс. руб.

Себестоимость 10 эксплуатационных ткм, руб.

Доходы от грузовых перевозок, тыс. руб.

Величина прибыли, включаемая в , руб.

Расчетная цена , руб.

Общая величина прибыли от грузовых перевозок, тыс. руб.

Всего

В том числе

ДДВО ДНКО ДДС ДПО
1 2 3 4 = гр.3/гр.2 5 6 = гр.11*гр.2 7 8 9 10 11 = гр.4 + гр.10 12 = гр.5 – гр.3
НОД-1 8361 20680 0,025 20750,6 12584,4 5590 2371 205,45 0,126 0,151 70,58
НОД-2 24550 70150 0,029 21800,5 12467,7 6388 2710 234,8 0,022 0,051 -48349,48
НОД-3 9150 8850 0,010 18650,7 12817,7 3993 1694 146,75 0,130 0,140 9800,7
Итого по отделениям дороги 42061 99680 0,063 61201,8 37869,8 15970 6775 587 0,278 0,341 -38478,2

 

 

Задача 5

 

Определить средний размер сбытовой наценки (в %) на материальные ценности, отпускаемые складом службы МТО МПС линейным предприятием для эксплуатации и капитального ремонта. Исходные данные приведены в таблице 6.

 

Таблица 6

План материального снабжения по складу (тыс. руб.)

№ п/п

Показатели

Вариант
7
1 Отпуск материалов на капитальное строительство: А) со склада Б) транзитом   85 11
           2 Отпуск материалов на эксплуатацию и капитальный ремонт: А) со склада Б) транзитом   3142 946
3 Отпуск материалов по розничным ценам с получением торговой скидки 276
4 Отпуск материалов по розничным ценам без получения торговой скидки 1165
5 Транспортно-заготовительные расходы 386

 

Решение:

Склады службы МТО и МПС возмещают транспортно-заготовительные расходы путем взыскания сбытовых наценок к оптовым ценам на отпускаемые материалы.

В соответствии с указаниями ГУМТО и ЦФ МПС «О порядке определения размера наценок, взыскиваемых складами службы МТО на некоторые виды отпуска материалов установлены директивные (обязательные) размеры наценок к оптовой цене, которые указаны в таблице 7.

Расчет размера средней сбытовой наценки на отпускаемые материалы, по которым не установлены директивные размеры наценок, производится в следующем порядке:

Определяется сумма транспортно-заготовительных расходов, возмещаемая складом по директивным наценкам и торговым скидкам в соответствии с планом снабжения.

Расчеты выполняются в таблице 7.

Определяется сумма транспортно-заготовительных расходов, возмещаемых при отпуске материалов, по которым не установлены обязательные размеры наценок . Она определяется как разность между общей плановой величиной транспортно-заготовительных расходов склада и их суммой, возмещаемой по обязательным наценкам и торговым скидкам.

В соответствии с общим планом снабжения и вышеприведенной таблицей (итог гр.3) определяется стоимость материалов, по отпуску которых не установлены директивные сбытовые наценки и торговые скидки (М*).

Рассчитывается средний размер сбытовой наценки (в %) к стоимости материалов, отпускаемых линейным предприятием для эксплуатации и капитального ремонта:

 

 

Таблица 7

Транспортно-заготовительные расходы, возмещаемые складом по обязательным наценкам и торговым скидкам в соответствии с планом снабжения

№ п/п Вид отпуска материалов Стоимость материалов по оптовым и розничным ценам, тыс. руб. Размер директивных сбытовых наценок и торговых скидок, % Сумма по директивным наценкам и скидкам, тыс. руб.
1 2 3 4 5 = гр.3*гр.4/100
1 Отпуск материалов на капитальное строительство 85 3,4 2,89
2 Отпуск материалов на капитальное строительство транзитом 11 0,22 0,0242
3 Отпуск материалов транзитом линейным предприятиям для нужд эксплуатации и капитального ремонта 946 0,34 3,2164
4 Отпуск материалов по розничным ценам с получением торговой скидки 276 7,0 19,32
5 Отпуск материалов сторонним организациям с наценкой: А) 13,5% Б) 16,0%     Х Х     13,5 16,0     34,65 41,07
6 Отпуск материалов по розничным ценам без наценок 1165 Х Х

Итого

2483 Х 101,17

 

Задача 6

 

Составить расчет тарифа 1 кВтч электроэнергии, отпускаемой дистанцией электроснабжения.

Определить невозмещенную часть затрат по отпуску электроэнергии по льготным тарифам. Исходные данные приведены в таблице 8.

 

Таблица 8

Показатели для расчета тарифа 1 кВтч электроэнергии, отпускаемой дистанцией электроснабжения (кроме тяги поездов)

№ п/п

Показатели

Вариант
7
1 Переработка электроэнергии: А) тыс. кВтч Б) тыс. руб.   4964 142,7
2 Потери электроэнергии в сетях и трансформаторах, тыс. кВтч 98
3 Расход электроэнергии на собственные нужды ЭЧ, тыс. кВтч 28
4 Затраты дистанции энергоснабжения на содержание электросетей и реализацию электроэнергии, тыс. руб. 51,7
5 Отпуск электроэнергии по твердым тарифам, тыс. кВтч по ценам: 4 коп. за 1 кВтч 3 коп. за 1 кВтч 2 коп. за 1 кВтч 1 коп. за 1 кВтч   154 105 370 104
6 Норматив рентабельности, % (RН) 18

 

Решение:

Железнодорожный транспорт является крупным потребителем электроэнергии. Для обеспечения бесперебойного электроснабжения на железных дорогах созданы дистанции электроснабжения (ЭЧ). Они получают электроэнергию от энергосистем, часть ее перерабатывают на трансформаторах и затем реализуют потребителям. В зависимости от характера потребителей отпуск электроэнергии производится по установленным твердым тарифам (прейскуранту), плановой себестоимости и среднеотделенческой цене (тарифу). По твердым с 1 января 1982 г. электроэнергия отпускается: населению на бытовые нужды по 4 коп. за 1 кВтч; сельскохозяйственным потребителям на производственные нужды по 1 коп. за 1 кВтч; предприятиям торговли и общественного питания по 2 коп. за 1 кВтч; школам, детским и лечебным учреждениям по коп. за 1 кВтч. Предприятиям перевозочной деятельности своей дороги электроэнергия отпускается по плановой себестоимости, сторонним организациям – по среднеотделенческой цене (тарифу). Среднеотделенческая цена складывается из расходов на оплату электроэнергии, получаемую от энергосистем, расходов собственно ЭЧ по переработке и отпуску электроэнергии, содержанию и обслуживанию электрических сетей и прибыли. Прибыль, включаемая в цену (тариф) на продукцию, работы и услуги по подсобно-вспомогательной деятельности предприятий, определяется исходя из рентабельности к полной себестоимости в размере, предусмотренном планом по основной продукции, но не ниже 10% и не выше 20%. Отпуск и реализация электроэнергии части потребителей производится по установленным твердым тарифам, которые по своей величине ниже себестоимости. В этих случаях невозмещенная часть расходов отражается на финансовых результатах подсобно-вспомогательной деятельности железных дорог. Такой порядок введен в 1986 году. Невозмещенная часть расходов определяется путем умножения разницы между средней ценой 1 кВтч электроэнергии, отпускаемой по твердым тарифам (прейскуранту), и средней плановой себестоимости 1 кВтч электроэнергии ЭЧ на количество реализуемой электроэнергии в кВтч по твердым тарифам.

Расчеты выполнить в нижеприведенных таблицах 9 и 10.

Расчет тарифа 1 кВтч электроэнергии, отпускаемой дистанцией электроснабжения

 

Таблица 9

Сводная ведомость потребления электроэнергии (кроме тяги поездов) и затрат дистанции электроснабжения (без затрат на тягу поездов)

№ п/п

Показатели

План на предстоящий год

Тыс. кВтч Тыс. руб.
1 2 3 4
1 Переработка всей электроэнергии, полученной от энергосистем 4964 142,7
2 Расходы дистанции электроснабжения по содержанию электросетей и реализации электроэнергии Х 51,7
3 Итого 4964 194,4
4 Исключается из общего прихода электроэнергии:    
4.1. Потери в электросетях и трансформаторах 98 Х
4.2. Расход на собственные нужды 28 Х
4.3. Итого (стр. 4.1. + стр. 4.2.) 126 Х
5 Количество электроэнергии, предназначенной для реализации (стр. 3 – стр. 4.3.) 4838 194,4
6 Отпуск электроэнергии по твердым тарифам:    
6.1. 4 коп. за 1 кВтч 154 6,16
6.2. 3 коп. за 1 кВтч 105 3,15
6.3. 2 коп. за 1 кВтч 370 7,4
6.4. 1 коп. за 1 кВтч 104 1,04
6.5. Итого по твердым тарифам (стр. 6.1. + стр. 6.2. + стр. 6.3. + стр. 6.4.) 733 17,75
7 Итого электроэнергии, отпускаемой и реализуемой по плановой себестоимости и среднеотделенческой цене (стр. 5 – стр. 6.5) 4105 Х

 

Таблица 10

Расчет тарифа за 1 кВтч отпускаемой и реализуемой электроэнергии

№ п/п Показатели Величина показателя Метод расчета
1 2 3 4
1 Средняя цена 1 кВтч электроэнергии, реализуемой по твердым тарифам, коп. 2,42
2 Плановая себестоимость 1 кВтч электроэнергии, отпускаемой и реализуемой потребителям, коп. 4,02
3 Норматив рентабельности, % 18
4 Среднеотделенческая цена (тариф) за 1 кВтч электроэнергии, реализуемой сторонним организациям, коп.: А) расчетная Б) округленная     4,74 5
5 Невозмещенная часть затрат, образовавшаяся при реализации электроэнергии по твердым тарифам, руб. 11728 (гр.3.стр.2 табл.10. – гр.3.стр.1.табл.10) * гр.3.стр.6.5.табл9.

 

Примечание: проектируемые цены даются округленно: до 50 коп. в целых копейках; от 50 коп. до 5 руб. с округлением последней цифры до нуля или 5 коп.

Задача 7

 

Определить лимитную цену и ее экономическую обоснованность на новую 8-осную цистерну. Рассчитать годовой экономический эффект от использования новой цистерны, а также коэффициент относительного удешевления цены на8-осную цистерну на единицу основного параметра (одну тонну грузоподъемности) по сравнению с базовой 4-осной цистерной. Установить размер поощрительной надбавки к цене новой 8-осной цистерны.

Исходные данные приведены в таблице 11.

 

Таблица 11

Показатели для определения лимитной цены и ее экономической обоснованности на проектируемую новую 8-осную цистерну

№ п/п

Показатели

Условное обозначение

Базовая 4-осная цистерна

Вариант
7
1 Общая масса конструкции вагона-цистерны, т Мц 23,2 49,7
2 Масса унифицированных деталей, т: А) тележек Б) автосцепного устройства В) тормозного оборудования   Мтел Мсц Мтор   9,27 1,014 0,24   18,54 1,014 0,24
3 Коэффициент учета сложности котла и рамы Кт 1,0 1,09
4 Оптовая цена, руб. Цоп 10300
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...