Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

й блок: программирование, регуляция и контроль

й блок: энергетический

Функция состоит в регуляции общих изменений активации мозга (тонус мозга, уровень бодрствования) и локальных избирательных активационных изменений, необходимых для осуществления ВПФ. Относятся: ретикулярная формация ствола мозга; неспецифические структуры среднего мозга; диэнцефальные отделы; лимбическая система; медиобазальные отделы коры лобных и височных долей. Если болезненный процесс станет причиной отказа в нормальной работе 1-го блока, то следствием будет понижение тонуса коры ГМ. Становится неустойчивым внимание, появляется патологически повышенная истощаемость, сонливость. Мышление теряет избирательный, произвольный характер. Эмоциональная жизнь человека изменяется, он либо становится безразличным, либо патологически встревоженным.

й блок: приём, переработка, хранение экстероцептивной информации

Включает в себя центральные части основных анализаторов — зрительного, слухового и кожно-кинестетического. Их корковые зоны расположены в височных, теменных и затылочных долях мозга. В основе данного блока лежат первичные проекционные зоны коры головного мозга, выполняющие задачу идентификации стимула. Основная функция— тонкая идентификация свойств внешней и внутренней среды на уровне ощущения. Нарушения второго блока: в пределах височной доли — может существенно пострадать слух; поражение теменных долей - нарушение кожной чувствительности, осязания; поражения в затылочной области и прилегающих участков - ухудшается процесс приёма и обработки зрительной информации. Модальная специфичность является отличительной чертой работы мозговых систем 2-го блока.

й блок: программирование, регуляция и контроль

Занимается формированием планов действий. Локализуется в передних отделах полушарий мозга, расположенных впереди от передней центральной извилины (моторные, премоторные, префронтальные отделы коры головного мозга), в основном в лобных долях. Поражения данного отдела мозга ведут к нарушениям опорно-двигательного аппарата, движения теряют свою плавность, двигательные навыки распадаются. При этом переработка информации и речь не подвергаются изменениям. При сложных глубоких повреждениях коры лобной области, возможна относительная сохранность двигательных функций, но действия человека перестают подчиняться заданным программам. Целесообразное поведение заменяется инертным, стереотипным либо импульсивными реакциями на отдельные впечатления.

Каждая отдельно взятая психическая функция обеспечивается согласованной работой всех трёх блоков, при нормальном развитии. Блоки объединяются в так называемые функциональные системы, которые представляют сложный динамический, высоко дифференцированный комплекс звеньев, находящихся на различных уровнях нервной системы и принимающих участие в решении различных приспособительных задач.

 

Оглавление

1. Этиология афазий в детском возрасте. 3

2. Нарушения функциональной организации ЦНС при организческих заболеваниях головного мозга. 3

3. Классификация афазий (топический и психолингвистический подход). 4

4. Локализация поражения ЦНС и нарушения коммуникативной функции речи при акустико-гностической афазии (сенсорной). 5

5. Психологические особенности больных с афазией. 5

6. Локализация поражения ЦНС и нарушения коммуникативной функции речи при афферентной моторной афазии. 5

7. Локализация поражения ЦНС и нарушения коммуникативной функции речи при семантической афазии. 6

8. Локализация поражения ЦНС и нарушения коммуникативной функции речи при акустико-мнестической афазии. 6

9. Локализация поражения ЦНС и нарушения коммуникативной функции речи при комплексной афазии. 6

10. Локализация поражения ЦНС и нарушения коммуникативной функции речи при динамической афазии. 6

11. Локализация поражения ЦНС и нарушения коммуникативной функции речи при эфферентной моторной афазии. 6

12. Особенности сбора анамнеза у дошкольников и младших школьников с афазией. 6

13. Беседа с родственниками больного: деонтологические (этические) и диагностические положения. 7

14. Обследование нарушенных корковых функций (методы, подбор стимульного материала, построение процедуры). 7

15. Формулировка логопедического заключения, составление прогноза. 8

16. Особенности коррекционной работы на раннем восстановительном этапе. 8

19. Теоретические основы растормаживания и стимулирования экспрессивной речи. 10

20. Основные формы логопедических занятий в коррекции афазии. 11

21. Приемы восстановления фонематического слуха. 11

22. Приемы закрепления восприятия отдельных слов в процессе списывания, проговаривания. 11

23. Приемы восстановления лексического состава речи и преодоление экспрессивного аграмматизма. 12

24. Факторы, влияющие на динамику восстановления речи при афазии. 12

 

1. Этиология афазий в детском возрасте.

У детей об афазии можно говорить лишь тогда, когда до наступления речевого расстройства речь у них была уже достаточно сформирована, то есть не ранее 3 л. Причины:

§ Травматическая этиология. Травмы мозга бывают открытые и закрытые. И те, и другие разрушают мозг, в том числе и речевые зоны. Кроме того, при травмах, особенно связанных с ударами по черепу, в большей степени, чем при инсультах, существует опасность патологического воздействия на весь мозг — контузии. В этих случаях, помимо очаговой симптоматики, могут возникать изменения течения нервных процессов (замедление, ослабление интенсивности, истощаемость, вязкость и пр.). При открытых травмах мозга прибегают к хирургическому вмешательству по очистке ран, например, от осколков костной ткани, сгустков крови и пр.), при закрытых травмах может проводиться хирургическое вмешательство (трепанации черепа), а может быть применено консервативное лечение, при котором терапия рассчитана в основном на рассасывание внутричерепных гематом.

§ Нейроинфекционная этиология. Причиной является нейроинфекция, которая приводит либо к локальному поражению мозга, либо к диффузному.

§ Опухолевая этиология. Причиной является опухоль, как доброкачественная, так и злокачественная. Опухоли мозга могут быть доброкачественными и злокачественными. Злокачественные отличаются более быстрым ростом. Так же, как и гематомы, опухоли сдавливают вещество мозга, а прорастая в него, губят нервные клетки. Опухоли подлежат оперативному лечению. В настоящее время техника нейрохирургии позволяет удалять те опухоли, которые раньше считались неоперабельными. Тем не менее остаются некоторые опухоли, удаление которых опасно из-за повреждения жизненно важных центров, или же они достигли уже такого размера, что вещество мозга разрушено, и удаление опухоли не даст существенных положительных результатов.

§ Сосудистая этиология. Заболевания, приводящие к инсультам, синоним – острое нарушение мозгового кровообращения. Инсульты подразделяются на ишемический (или инфаркт мозга) и геморрагический.

2. Нарушения функциональной организации ЦНС при органических заболеваниях ГМ.

Речь — это интегративная функция всего мозга человека, однако многочисленные исследования свидетельствуют о существовании определенных областей в коре головного мозга, при поражении которых закономерно развиваются речевые расстройства. Речевые расстройства, связанные с поражением центральной нервной системы, наступают в связи:

1) с недоразвитием головного мозга (например, микроэнцефалия);

2) с инфекционными заболеваниями (менинго-энцефалиты различной этиологии: менингококковый, коревой, сифилитический, туберкулезный и т. п.);

3) с травмами головного мозга (в том числе и с родовыми травмами);

4) с развитием опухолевого процесса, приводящего к сдавливанию структур мозга, нарушению кровоснабжения и перерождению мозговой ткани;

5) с психическими заболеваниями (шизофренией, маниакально-депрессивным психозом), при которых нарушается структура клеток мозга;

6) с кровоизлиянием в мозговую ткань.

Афазия — это системный распад уже сформировавшейся речи. Если поражение ЦНС у детей способствовало нарушению речевой функции и возникло до освоения ими речи, то формируется алалия. И афазия, и алалия характеризуются полным или частичным нарушением речи, что делает в той или иной степени невозможным существование основной функции речи — общения с окружающими.

Дизартрия — расстройство членораздельной речи, произношения в результате поражения исполнительного аппарата речи с той или иной локализацией поражения в ЦНС. 1) бульбарная; 2) псевдобульбарная; 3) подкорковая; 4) мозжечковая; 5) корковая.

Нарушение темпа речи. Брадилалия чрезмерное замедление. Общая вялость, паретичность речевой мускулатуры, обусловленные поражением подкорковых структур ГМ вследствие перенесенных травм, инфекционных заболеваний, кровоизлияний в мозговую ткань. Тахилалия — чрезмерно быстрый темп речи. В основе - превалирование процессов возбуждения над торможением. Возможно развитие тахилалии у больных с опухолями головного мозга; лиц, перенесших ЧМТ, нейроинфекции, нейрохирургические вмешательства. Может наблюдаться у пациентов с псевдобульбарным параличом, хореей, олигофренией, эпилепсией.

Заикание — это нарушение координации всех движений, участвующих в речи, не только дыхательных, фонаторных и артикуляционных, но и мимических, и жестикуляционных. Причины развития заикания многообразны, однако в их основе лежат нарушения центрального речевого аппарата, т. е. патология центральной нервной системы, это полностью доказано современными научными исследованиями.

3. Классификация афазий (топический и психолингвистический подход).

В России чаще всего больше всего популярна и чаще всего применяется нейропсихологическая классификация Лурия.

Моторная афазия – первичные нарушения экмпрессивной речи, вызывающие вторичные нарушения импрессивной. Повреждаются передние отделы коры ГМ.

· Эфферентная (афазия Брока). При поражении нижних отделов премоторных областей лобной доли. Дефект контроля за временной организацией движений, трудности переключения от одних элементов движений к другим - персеверации. Телеграфный стиль. Аграмматизм. Больной слышит, что говорит что-то не то.

· Афферентная. При повреждении постцентральных отделов коры ГМ. Нарушается обратная связь, идущая в мозг. Не чувствует артикуляцию (она нарушена). Нарушается кинестетический фактор. Они не могут найти нужное положение губ и языка при назывании слов. Нарушаются тонкие артикуляционные движения. Больные слышат и пытаются исправить.

Сенсорная афазия (афазия Вернике) – первичные нарушения импрессивной речи, влияющие на экспрессивную. Поражение среднезадних отделов коры левого полушария мозга.

§ Акустико-мнестическая – поражение среднезадних отделов височной коры.Снижение объема слухо-речевой памяти. Больной не способен удержать даже небольшой материал. Вербальные парафазии, аграмматизм. Неполнота зрительных представлений.

§ Акустико-гностическая – при поражении нижних височных отделов коры. Распад фонематической системы языка. Неспособность анализировать речевой поток. Речь превращается в «словесный салат». Дефекты распространяются на письменную речь тоже.

Динамическая афазия -поражение премоторной зоны. Дефекты программирования деятельности и контроля за реализацией программ. Дефекты планирования высказывания приводят к утрате намерения высказывания, соскальзыванию на побочные ассоциации. Характерны системные персеверации с воспроизведением двигательных программ. Затруднено развертывание высказывания.

Семантическая афазия – при поражении зоны на границе теменной, височной, затылочной областей. Потеря пространственной и временной ориентировки. Нарушается понимание и воспроизведение предложно-падежных конструкций, наречий, местоимений. Грубо страдает сложный синтаксис. Больной понимает простую речь, говорит простые фразы. Не могут понять логико-грамматических конструкций. Все, что связано с пространственным фактором.

Лингвистическая классификация Хэда

- вербальная афазия – трудность произношения слов;

- номинативная – проблемы соотношения образа и слова;

- синтаксическая – потеря рядообразования речевого потока;

- семантическая – ограничение контекстуального осмысления значения слов.

В зарубежной литературе иногда встречается упрощенная классификация, по которой выделяются две группы:

§ «задняя» - при поражении задних отделов доминантного полушария;

§ «передняя» - при очагах в передних отделах доминантного полушария.

 

Нейролингвистическая классификация афазий.

На основании нейролингвистического анализа афазии разработана классификация, которая отличается от нейропсихологической классификации Лурии. Основное отличие – каждая из выделенных форм рассматривается не как системное следствение первичного дефекта гностико-праксического уровня речевой системы и не как результат поражения языкового уровня, а как дезактивация навыков, относящихся к одному из видов речевой деятельности и имеющих особую локализация. В зависимости от локализации очага поражения выделены такие формы афазий:

1) Фонологическая афазия 1 – нарушение фонологического декорирования воспринимаемой речи

2) Фонологическая афазия 2 – нарушение способности перешифровывать фонемные ряды в артикулемные

3) Лексическая (номинативная) – нарушение называния предметов

4) Морфологическая – нарушение операция словообразования и словоизменения

5) Синтаксическая – нарушение способности оперировать фразой

Специфика каждой из этих форм требует патогенетически ориентированных методов восстановительного обучения.

 

4. Локализация поражения ЦНС и нарушения коммуникативной функции речи при акустико-гностической афазии (сенсорной).

Поражение верхне-височных отделов (зоны Вернике) левого полушария. Речевая, слуховая агнозия – расстройство фонематического слуха. Нарушение дифференциации смыслоразличительных признаков звуков речи. Расстройства фонематического слуха обусловливают грубые нарушения импрессивной речи. Появляется феномен «отчуждения смысла слова». Больные теряют способность дифференцировать фонемы, выделять признаки звуков речи, несущие смыслоразличительные функции. Звуки речи воспринимаются искаженно, т.е. нарушено понимание речи. В результате в экспрессивной речи – логорея (обилие речевой продукции), литеральные и вербальные парафазии (замены). Объем понимания речи ограничен. Трудности восприятия развернутых текстов. Восприятие неситуативной речи затруднено. На способность понимания речи оказывает существенное влияние темп речи собеседника и ее просодические особенности. При восприятии речи опираются на мимику, жест, интонацию собеседника. Письменная речь страдает первично — из-за распада ассоциативной связи между фонемой и графемой.

 

5. Психологические особенности больных с афазией

Одним из серьезных осложнений после перенесенного инсульта является нарушение ВПФ, выраженность которых зависит как от обширности, так и от локализации очага поражения. При поражении левого полушария у больных отмечаются более выраженные нарушения психологических показателей по сравнению с больными с поражением правого полушария. В то же время они лучше, че мпациенты с правосторонним инсультом, клинически и психологически восстанавливаются вне зависимости от степени выраженности двигательного дефекта, размера очага и афатических нарушений. При поражении правого полушария восстановление менее выражено и не является полным. В этом случае преобладают нарушения различных видов чувствительности, анозогнозия, синдром «половинного внимания», психические нарушения и депрессия. При неполном сознании развившегося дефекта у больных формируется пассивное отношение к своему заболеванию, хотя одновременно с этим сохраняется беглость речи, в силу чего они могут казаться социально полноценными.

Больные с левополушарной локализацией очага поражения характеризуются, с одной стороны, большей переоценкой тяжести состояния, более высокой тревожностью, а с другой стороны, и более высокой ответственностью за исход лечения. Они с большей настойчивостью выполняют задания методистов ЛФК для разработки двигательных функций в палате в свободное от процедур время; стремятся заниматься лечебной ходьбой; повторяют упражнения по заданию логопедов; используют приемы аутогенной тренировки вечером перед сном для улучшения засыпания, в то время как больные с правополушарной локализацией очага характеризуются более пассивной позицией по отношению к лечению; мотивация к выполнению упражнений и заданий самостоятельно у них не выражена.

В связи с этим при формировании программ психологической коррекции для больных с левополушарной локализацией очага прежде всего должны применяться занятия, направленные на восстановление ВПФ. Далее необходимо использовать психотерапевтические программы: поведенческая психотерапия, направленная на стабилизацию эмоционального состояния, аутогенная тренировка, эриксоновский гипноз, тематическая медитация. Для больных с правополушарной локализацией очага в первую очередь должны применяться психотерапевтические программы: когнитивная психотерапия, направленная на обнаружение и коррекцию иррациональных установок (недооценка тяжести состояния, депрессия), препятствующих активному включению в процесс реабилитации. Затем при необходимости следует осуществлять коррекцию ВПФ индивидуально и в группе.

 

6. Локализация поражения ЦНС и нарушения коммуникативной функции речи при афферентной моторной афазии.

Поражение задних постцентральных и нижнетеменных отделов двигательного анализатора в левом полушарии коры ГМ. Нарушение кинестетических ощущений. Нарушение тонких артикуляторных движений, проявляющееся в невозможности найти нужное положение губ, языка при произнесении звуков и слов – оральная апраксия. В основе - нарушение адресации нервных импульсов, которые должны обеспечить нужный размах, силу и направление движений губ, языка. Больные не могут быстро и без напряжения артикулировать слова и звук (замены). Может быть полное отсутствие экспрессивной речи или обилие литеральных парафазий (замена звука или буквы в слове на другие, в устной и письменной речи, при АфМА происходит замена на элементы, близкие по способу произношения: л на н, м на б). Автоматизированные формы речи (пение, стихи, имена близких людей и т.п.) остаются более сохранными. Больные чувствуют, что сказали неправильно, но исправиться не могут – «язык не подчиняется их волевым усилиям». Выполнение сложных артикуляционных движений невозможно. Нарушено письмо. Чтение хорошо знакомых слов сохранно. При чтении сложных слов - замены.

 

7. Локализация поражения ЦНС и нарушения коммуникативной функции речи при семантической афазии.

Поражение височно-теменно-затылочных областей левого доминантного полушария (зона TPO). Невозможность понимания сложных логико-грамматических оборотов речи, ошибки согласования, апраксия, агнозия. Импрессивный аграмматизм. Он базируется на расстройстве пространственного гнозиса. В речи основными «деталями», связывающими слова в единое целое, являются грамматические элементы. Главная трудность связана с выделением этих элементов, пониманием их смысловой роли и объединением их в единое целое. Больше всего таких больных затрудняют слова с пространственным значением. Характерно замедление темпа устной и письменной речи, трудности подбора нужного слова (в развернутом высказывании), отдельные ошибки на письме при употреблении синтаксически сложных речевых конструкций. Пригодны к труду, не связанному с лингвистической деятельностью.

8. Локализация поражения ЦНС и нарушения коммуникативной функции речи при акустико-мнестической афазии.

Поражение средних и задних отделов височной области левого полушария. ФС остается сохранным. Снижение слухоречевой памяти, вызванное повышенным торможением слуховых следов. Страдает удержание в памяти воспринятой на слух информации, слабость акустических следов. Больной не способен запомнить даже небольшой речевой материал. Нарушение зрительных предметных образов-представлений приводит к симптому отчуждения смысла слов. Трудности понимания зависят от объема и от скорости речевого сообщения. Доступно понимание коротких речевых конструкций. При восприятии более развернутых текстов характерны ошибки осмысления. Снижена скорость переработки словесной информации. В экспрессивной речи - короткие фразы с частыми паузами из-за трудностей нахождения нужного слова и вербальными парафазиями. Скудность высказывания, пропуски слов, трудности понимания скрытого подтекста.

9. Локализация поражения ЦНС и нарушения коммуникативной функции речи при комплексной афазии.

Этой формой речевых расстройств может быть обозначено сочетание эфферентной и афферентной моторной афазии, которое часто встречается в клинике и нейропсихологической практике. Локализация очага поражения: задненижние отделы премоторной области левого (доминантного по речи) полушария головного мозга («зона Брока»), нижние отделы задней центральной и переднетеменной области. Симптомы эфферентной и афферентной афазии достаточно легко дифференцируются в синдроме комплексной моторной афазии, а степень тяжести последней зависит от степени тяжести проявления той или другой формы. При комплексной моторной афазии более распространенным является разная степень нарушения ее афферентного или эфферентного звена. Грубая афферентная афазия может сочетаться с нетяжелой эфферентной, а грубая эфферентная — с легкой афферентной. При грубой комплексной моторной афазии наблюдаются расстройства всех сторон экспрессивной речи: собственной, диалогической, повторения, называния, а также чтения, письма и счета. Иногда наблюдаются небольшие затруднения понимания речи — главным образом понимания сложных логико-грамматических структур.

 

10. Локализация поражения ЦНС и нарушения коммуникативной функции речи при динамической афазии.

Поражение заднелобных отделов левого полушария. Два варианта. 1. Нарушение функции речевого программирования. Невозможность активного высказывания. Бедность, односложность ответов. Замещение продуктивной речи речевыми шаблонами, стереотипами; нарушения предикативности речи; фраза короткая, «рубленая»; между словами длительные паузы. Самостоятельно почти не высказываются. Отраженная, номинативная формы речи сохранны. Наиболее отчетливо выступает дефект монологической речи и развернутого диалога. Относительно сохранны чтение и письмо (нарушены развернутые формы письменной речи). 2. Нарушение функции грамматического структурирования – телеграфный стиль, ошибки согласования. Произносительных трудностей нет.

11. Локализация поражения ЦНС и нарушения коммуникативной функции речи при эфферентной моторной афазии.

Системное расстройство речевой деятельности при ведущей роли нарушения кинетического аспекта. Локализация очага – нижняя премоторная область (заднелобная кора) левого полушария (зона Брока). Центральным неврологическим симптомом выступает дефект контроля за временной организацией движений, трудности переключения от одних элементов движений в другим Речевые персеверации – ведущее расстройство. Дефицит предикативных элементов высказывания - телеграфный стиль. В чтении распадается кинетическая мелодия, в графических пробах выражены персеверации. При полном разрушении зоны больные не могут говорить. При попытке что-либо сказать произносят нечленораздельные звуки. Понимают обращенную к ним речь. Часто в устной речи - одно слово или сочетание слов (словесный стереотип - "эмбол"), который становится заменой всех слов. Больные произносят его разной интонацией, пытаясь выразить свою мысль. Грубые нарушения чтения и письма (пропуски, перестановки букв, орфографические ошибки, телеграфный стиль в изложениях). Восстановление письма отстает от восстановления речи.

12. Особенности сбора анамнеза у дошкольников и младших школьников с афазией.

Сбор анамнеза у детей — это довольно сложная задача, потому что чаще всего дети не в состоянии описать, что произошло. В процессе сбора информации о младенце выявляется благополучность прохождения беременности и родов, заболевания женщины в процессе вынашивания ребенка, своевременность срока родов, правильность развития плода, особенности устройства нервной системы новорожденного, его аппетита, сделанные ему прививки и т.д.

Анамнез ребенка будет считаться неполным, если будет недостаточно данных о его генетических особенностях. Врач должен постараться собрать большое количество сведений и близких пациента и особенно в случаях одинакового заболевания, повторяющегося в роду. При условии установления полного контакта врача с ребенком получается выяснить исчерпывающую информацию и интересующие ответы на все поставленные вопросы, а именно: время поражения — за какое время до поступления в больницу, обстоятельства поражения и механизмы поражения, положение тела ребенка при поражении — стоя, сидя, лежа, в движении и т.п., характер болевых ощущений при поражении и их локализация. Также посредством наводящих вопросов врач устанавливает сохранность в памяти обстоятельств поражения и того, что происходило до момента поражения. При сборе анамнеза врач приемного покоя обязан уточнять характер и время, в которое была оказана первая помощь пострадавшему, а также получить информацию и приеме лекарственных препаратов.

 

13. Беседа с родственниками больного: деонтологические (этические) и диагностические положения.

Работа логопеда должна основываться на строгом соблюдении принципов деонтологии (система взаимодействий с лицом, имеющим речевое расстройство, с его родственниками и коллегами по работе). Педагогическая деонтология включает в себя учение о педагогической этике и эстетике, педагогическом долге и нравственности. Соблюдение ее требует от логопеда понимания психологии родственников больного с речевыми расстройствами и сопереживания с ними. Логопед должен быть терпелив, тактичен и доброжелателен, относиться к лицу с речевой патологией и его родственникам так, как относится врач к больному и его родственникам, быть осторожным в оценке тяжести и особенно — механизмов, нарушений речи, прогноза, учитывать внешние проявления речевых расстройств, их сущность, так как многие из них, даже нерезко выраженные, могут быть только одним из проявлений тяжелых нервно-психических заболеваний.

 

14. Обследование нарушенных корковых функций (методы, подбор стимульного материала, построение процедуры).

1. Беседа. Принципиально важное значение для определения тактики диагностического обследования. Она строится так, чтобы исследователь в каждом конкретном случае мог сделать вывод о том, на что в дальнейшем следует обратить особое внимание. На основании беседы составляют предварительную общую характеристику лица с афазией, в которой отражены: 1) уровень осознанности ситуации беседы; 2) ориентация в окружающем; 3) состояние способности вербального выражения мысли; 4) наличие или отсутствие речевого эмбола, жестких речевых автоматизмов («ах ты, черт!, как же так?, не могу вот…» и т.п.), диссоциации между способностью к непроизвольным высказываниям и неспособностью к произвольным; 5) объем паралингвистических средств общения (жест, мимика, интонация); 6) критичность к своему состоянию.

2. Выявление состояния движений и действий, а, именно, обследуют: 1) кинестетический кистевой и пальцевый праксис (воспроизведение отдельных кистевых и пальцевых поз); 2) кинетический (динамический) праксис (воспроизведение серии кистевых, пальцевых поз, симметричное и асимметричное постукивание); 3) конструктивный праксис (конструирование из деталей); 4) реципрокную координацию (проба Озерецкого, позволяющая выявить состояние межполушарных двигательных координаций). Далее проводят обследование зрительного, сомато-сенсорного гнозиса (стереогноз) и акустического гнозиса.

3. Зрительная сфера. Выявляют состояние предметного гнозиса, лицевого, оптико-пространственного, цветового, пальцевого. В исследование стереогноза входят: определение места прикосновения на теле (с закрытыми глазами); узнавание предмета на ощупь («Волшебный мешочек»). Определение состояния акустического гнозиса предусматривает выявление способности узнавания неречевых шумов, знакомых мелодий.

4. Обследование речевой функции. В исследование импрессивной стороны речи входит изучение: 1) понимания речи (ситуативный и неситуативный диалог); 2) соотнесения названия с предметом (показ предметов и частей тела по названиям); 3) понимания сложно построенной речи (объяснение логико-грамматических конструкций). Исследование экспрессивной речи содержит изучение: 1) автоматизмов порядковой речи (порядковый счет до 10, дни недели, месяцы, оканчивание знакомых пословиц, фраз с жестким контекстом, чтение упроченных стихов, пение со словами хорошо известных песен); 2) аффективно окрашенных автоматизмов («ах ты, черт!», «не знаю!», «как же так?!» и др.; 3) соотношения объемов произвольной (по заданию) и непроизвольной речи; 4) повторения звуков и слогов, слов и фраз; 5) называния предметов, действий и состояния спонтанной речи, а также – спонтанной речи в монологе (пересказ, рассказ, импровизация); 6) глобального и аналитического чтения букв, слогов, фраз, текстов; 7) письма букв, слов, фраз, текстов (списывание, диктант, самостоятельное письмо).

5. Обследование состояния интеллекта лиц с афазией внимание направлено на изучение: 1) категориального мышления (классификация, исключение лишнего, извлечение аналогий, объединение предметов по сходству); 2) аналитико-синтетического мышления (причинно-следственные отношения, арифметический счет, арифметические задачи); 3) понятийного мышления (антонимы, синонимы, метафоры). Обследование памяти проходит по следующим направлениям: 1) модально-специфическая оперативная память (слухоречевая, зрительная); 2) долговременная (память на события в своей биографии в преморбидном периоде жизни, на общеизвестные исторические события и даты).

 

15. Формулировка логопедического заключения, составление прогноза.

Оформляется после проведения нейропсихологического обследования больного с афазией. Включает следующие данные:

1. Эмоционально-волевые черты больного: контактность, сохранность личности; ориентированность его в месте и времени; отношение к своему речевому дефекту; наличие левшевства у больного и членов семьи.

2. Особенности понимания ситуативной речи: выполнение одно- и многосложных инструкций; состояние слухоречевой памяти; состояние фонематического слуха; отчуждение смысла слова; персевераторность в выполнении заданий; понимание логико-грамматических конструкций.

3. Особенности экспрессивной речи: многоречивость; аспонтанность; наличие эхолалий; наличие персевераций; наличие речевых эмболов; возможность общения при помощи отдельных слов или деформированных предложений; характер аграмматизма, наличие вербальных и литеральных парафазий; амнестические трудности; состояние орального праксиса; повторная речь; возможность называния; возможность составления фразы; автоматизированная речь; наличие дизартрии.

4. Особенности нарушения письменной речи: сохранность зрительного гнозиса; специфика процесса узнавания букв;

· особенности чтения про себя и вслух; возможность выполнения письменных инструкций; глобальное чтение отдельных слов; специфика записи отдельных букв, слов под диктовку; письменное называние предметов и их изображений; запись сложных слов и отдельных предложений под диктовку; письменное составление предложений по сюжетной картинке; характер литеральных и вербальных паралексий и параграфий; характер аграмматизма в письменной речи; другие дефекты чтения и письма.

5. Особенности нарушения счета: возможность решения различных арифметических примеров; возможность решения простых арифметических задач; возможность записи цифр под диктовку.

6. Особенности гнозиса и праксиса: наличие акустической агнозии; наличие оптической агнозии; наличие зеркальности на письме; наличие оральной апраксии; наличие динамической апраксии; наличие конструктивно-пространственной апраксии.

Структура заключение: форма афазии; степень тяжести афазии; комплексность двух форм; степень тяжести аграфии, алексии, акалькулии; форма дизартрии; характер агнозии; характер апраксии; наличие левшевства в семье; степень активности или аспонтанности; наличие депрессивности, аффективности, слабодушия (плаксивости), и эйфории (смешливости, расторможенности).

Варианты логопедических заключений при афазии

Логопедическое заключение оформляется на основе нейропсихологической классификации форм афазии А.Р. Лурия. Примеры:

1. Эфферентная моторная афазия тяжелой степени. Аграфия средней степени. Алексия легкой степени выраженности. Премоторная апраксия. Снижение речевой и психической активности.

2. Сенсорная (акустико-гностическая) средней степени и акустико-мнестическая тяжелой степени афазия у левши. Аграфия легкой степени. Акалькулия тяжелой степени. Акустическая агнозия.

Прогноз при афазии зависит в основном от характера основного заболевания. Прогноз при прочих равных условиях более благоприятен при сенсорной афазии, чем при моторной, и гораздо благоприятнее в молодом возрасте, чем в пожилом. Терапия должна быть направлена на лечение основного заболевания, большое значение имеет специальное восстановительное обучение.

 

16. Особенности коррекционной работы на раннем восстановительном этапе

Эффективность восстановительного обучения речи больных, перенесших инсульт, прямо зависит от того, как рано оно было начато. Основная трудность первого периода заключается в том, что больные обычно только выходят из состояния оглушения и контакт с ними затруднен. Кроме того, форма и глубина речевого расстройства не всегда сразу бывают ясными, что ограничивает на первых порах использование приемов обучения речи.
Прежде чем начать занятия с больными, необходимо установить с ними контакт. Надо учитывать, что нарушение речи и движений крайне травмирует психику больных. Сначала необходимо ободрить больного, заверить его, что движения и речь у него постепенно восстановятся, но для этого надо заниматься. Беседовать с больным надо настойчиво, но спокойно, негромким голосом, с чувством убежденности в своих словах. При сенсорной афазииустановить контакт бывает несколько сложнее — больные часто не осознают самого факта своего заболевания, не «слышат» себя. Чтобы больной с сенсорной афазией осознал свой речевой дефект, необходимо использовать так называемые неречевые приемы установления контакта: больному предлагается списать несколько простых слов или решить очень простые арифметические задачи. Больной не сразу понимает, что от него требуется, но, поняв по жестам врача инструкцию, пытается выполнить задание. Как правило, при списывании и решении задач больные допускают много ошибок. Исправление ошибок в присутствии больного сначала вызывает у него, как правило, негативную реакцию, а затем больной начинает сознавать свое неблагополучие. После этого он охотно начинает заниматься.

Больным

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...