Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

сущность, виды административных производств.

 

Административный процесс - это порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления исполнительно-распорядительными органами (и другими субъектами), это деятельность, в ходе осуществления которой возникают общественные отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права.

Административный процесс — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность по разрешению индивидуальных, конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-процессуальных отношений. Административный процесс направлен на обеспечение правильной реализации материальных административно-правовых и иных норм права, которые неотделимы от административно-процессуальных норм в том смысле, что процесс есть форма реализации, претворения в жизнь предписаний, содержащихся в нормах материального права.

 

Общие черты любого вида юридического процесса:

1. Данный процесс - это не любая деятельность, а исключительно юридическая, поскольку это - выражение формы деятельности государства;

2. Это порядок последовательно осуществляемых действий, имеющих своей целью практическое претворение в жизнь норм материального права.

3. Сам этот процессуальный порядок установлен специальными юридическими правилами - процессуальными нормами права (гражданскими процессуальными, уголовно-процессуальными, административно-процессуальными).

 

Специфические черты административного процесса:

- Связь с государственным управлением. В содержание процесса вкладывается не вся деятельность органов исполнительной власти, а лишь ее определенная часть, которая требует правовой формы своей реализации.

- Связь с административным материальным правом, которая выражается в том, что в ходе реализации задач административного процесса происходит разрешение индивидуально-конкретных дел, возникающих в сфере государственного управления.

- Это деятельность, в ходе которой возникают административно-процессуальные отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права.

 

Виды административных производств:

Административный процесс подразделяется на отдельные виды административных производств, которые выступают как его разновидности, как части целого.

 

1. По делам об административных правонарушениях - урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по пресечению, объективному рассмотрению и законному назначению наказания лицу, совершившему административное правонарушение, а также его исполнению.

Этапы: административное расследование; рассмотрение дела; пересмотр постановления; исполнение постановления.

НПА: КоАПП

 

 

2. Производство по делам о поощрении - это регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов государственной власти по применению поощрений.

Этапы: Ходатайства о поощрении, Направление представления о поощрении в соответствующий государственный орган. Рассмотрение представления о поощрении и принятие решения. Исполнение поощрения.

НПА: Указ Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442 (в ред. от 28.06.2005 г.) «О государственных наградах Российской Федерации»

 

 

3. Производство по делам о дисциплинарных проступках - регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов государственной власти по применению дисциплинарных взысканий

Этапы: Возбуждение дела о дисциплинарном проступке, Рассмотрение дела, Вынесение решения о дисциплинарном взыскании, Обжалование решения о дисциплинарном взыскании. Исполнение решения.

НПА:

Указ П. РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе гос. службы»

Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота РФ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 г. № 708;

Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии.

 

4. Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан - регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов государственной власти по рассмотрению.

Этапы: удовлетворению предложений, заявлений и предложениям, заявлениям и жалоб граждан, регистрация поступивших в орган (учреждение) письменных предложений, заявлений, жалоб, проверка фактов и обстоятельств, изложенных в жалобе, принятие решения по жалобе и сообщение о принятом решении заявителю, действия по исполнению принятого решения.

НПА: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.05.2006 N 59-ФЗ

"О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(принят ГД ФС РФ 21.04.2006

 

5. По принятию нормативных правовых актов органами исполнительной власти - деятельность компетентных государственных органов по принятию нормативных актов.

Этапы: подготовка проекта нормативного правового акта; рассмотрение (в том числе согласование) проекта нормативного правового акта; принятие нормативного правового акта; государственная регистрация нормативного правового акта; опубликование и вступление в силу нормативного правового акта.

НПА: Федеральный конституционный закон о Правительстве Российской Федерации.

 

35. Судебный контроль за деятельностью исполнительной власти.

Понятие административной юстиции.

 

Судебный контроль в сфере исполнительной власти, будучи элементом системы сдержек и противовесов, выражается в процессуальной деятельности судов по проверке законности правовых актов субъектов исполнительной власти в результате рассмотрения и разрешения публично-правовых споров в целях защиты прав и свобод физических и юридических лиц и поддержания объективного правопорядка в государстве.

 

В суд обжалуются (по новой терминологии – оспариваются) акты (индивидуальные и нормативные) органов государственной власти и местного самоуправления, но не предприятий, организаций, учреждений.

Кроме граждан, другие органы государства, местного самоуправления и прокуратура тоже подают заявления (представление) об оспаривании индивидуальных и нормативных актов (органы – если затрагивают их права, прокуратура – в защиту граждан).

 

Основные признаки, которыми отличается судебный контроль в сфере исполнительной власти:

1) осуществляется судебным органом, организационно и функционально независящим от поднадзорного объекта;

2) через судебный контроль реализуется функция суда как самостоятельной, взаимосдерживающей ветви власти, являющейся гарантом законности и устранения злоупотреблений властью со стороны исполнительных органов;

3) осуществляется в рамках судебного процесса и строго регламентирован процессуальными нормами права;

4) наличие особого круга субъектов данных правоотношений, обязательными участниками которых являются суд и субъект исполнительной власти;

5) наличие публично-правового спора в качестве основания судебно-контрольной деятельности;

 

Судебный контроль включает в себя:

- Прямой контроль – когда суд рассматривает дело по заявлению о незаконности акта (действия, решения) органа исполнительной власти. Это непосредственный предмет судебного дела. Решение суда означает признание акта недействующим или нарушающим права граждан.

- Косвенный контроль - он осуществляется, когда суд выносит частное определение при рассмотрении иных гражданских, уголовных, административных дел, чтобы обратить внимание на факты нарушения закона и причины, этому способствовавшие.

 

Виды судопроизводства при контроле за исп. властью:

 

- конституционное судопроизводство (Конституционный Суд рассматривал жалобы граждан и их объединений по поводу государственной регистрации, применения мер административного принуждения, по поводу налогов, административной ответственности и т.п.);

 

- гражданское судопроизводство (арбитражные суды рассматривают дела об административных правонарушениях юридических лиц – по правилам АПК РФ; суды общей юрисдикции рассматривают споры из публичных правоотношений по правилам ГПК РФ).

 

 

Административная юстиция (льем водичку!!!!!) – понятие неоднозначное, наиболее дискуссионная тема в современном административном праве.

1. Административная юстиция – это порядок рассмотрения и разрешения в суде административно-правовых споров (между физическими и юридическими лицами, с одной стороны, и органами, с другой).

2. Административная юстиция – рассмотрение административно-правовых споров в судах и в специально созданных органах исполнительной власти.

3. Административная юстиция – рассмотрение споров в любых судах, а также в специально созданных судах.

4. Административная юстиция – это система специальных (административных) судов или квазисудебных органов (административных трибуналов).

 

А.К. Соловьева считает, что для существования административной юстиции необходимы 3 момента:

а) материальный – наличие административно-правового спора;

б) организационный – наличие специальных органов (судов или квазисудебных органов);

в) формальный – наличие специального процессуального порядка.

В России в настоящее время нет специальных судов, но есть или будут созданы в ближайшее время административные коллегии.

В большинстве стран существуют административные суды или трибуналы.

 

Так, если рассматривать широкое понимание, то административная юстиция шире судебного контроля, поскольку может осуществляться не только судами, но и другими внесудебными органами (например, квазисудебными органами и пр.).

 

***Анализ многочисленных точек зрения на содержание данного правового института дает основание констатировать, что в настоящее время сложилось три основных подхода к его определению:

 

Предельно широкий предполагает рассмотрение административной юстиции как совокупности институтов, имеющих различную природу и обеспечивающий деятельность публичной администрации в установленных для нее рамках, либо как комплекс гарантий и соответствующих им средств, используемых для охраны позитивного права от нарушений публичной администрации.

В более узком значении под административной юстицией понимается определенный порядок разрешения в судебной процессуальной форме споров, возникающих в сфере управления между частными лицами и публичной администрацией.

Также административную юстицию обычно связывают с деятельностью специальных административных судов, наделенных полномочиями по разрешению правовых конфликтов с участием публичной администрации.

 

Вопрос №36. Административное принуждение. Виды мер административного принуждения.

 

Убеждение – основной метод, принуждение – вспомогательный метод управления. Принуждение нельзя отождествлять с подчинением. Подчинение один из необходимых моментов любого управления. Сущность управления - подчинение воль многих (других людей) единой управляющей воле. Управление направлено на упорядочение поведения различных объектов управления. Это упорядочение может достигаться добровольно, если подвластные согласны с волей управляющего. Если же подчинение не происходит добровольно, тогда власть выступает как сила, понуждающая объект управления подчиняться воле управляющего.Принуждение должно наступать только после того, как выяснилось, что объект управления добровольно не выполняет предписаний, то есть, отклоняется от заданного поведения. В этом и заключается роль и соотношение убеждения и принуждения в социальном управлении. Метод принуждения является не просто вспомогательным по отношению к методу убеждения, он может и должен быть применен только после применения методов убеждения, разъяснения, воспитания и т.д.

Социальное принуждение - это воздействие на лиц, добровольно не выполняющих предписаний субъекта социального управления, с целью понуждения управляемых выполнять предписываемые действия.

Государственное принуждение - вид социального принуждения, значит, все положения, характеризующие социальное принуждение, присущи ему в полной мере. В то же время государство является особым субъектом социального управления, и это предопределяет особенные признаки государственного принуждения.

1. Государственное принуждение является вспомогательным по отношению к государственному убеждению методом, поэтому оно выполняет ограниченный круг задач, а именно, не организацию государственного управления вообще, а лишь обеспечение исполнения воли государства при отсутствии добровольного исполнения его предписаний.

2. персонифицированным (индивидуализированным

3. средством самозащиты общества, способом охраны его ценностей, главной из которых является состояние социальной упорядоченности.

4. четко регламентировано правовыми нормами.

Характерные черты административного принуждения:

1. Административное принуждение применяется в области государственного управления для охраны складывающихся в этой сфере отношений. Эти отношения регулируются, преимущественно, нормами административного права, поскольку носят публичный характер, но могут быть урегулированы и нормами других отраслей права (земельного, финансового, экологического и т.д.)

2. Административное принуждение предусмотрено не только законами, но и многочисленными подзаконными актами (в том числе, органов исполнительной власти и местного самоуправления).

3. Применение мер административного принуждения всегда является актом реализации государственно-властных полномочий.

4. Применяется, как правило, органами исполнительной власти или их должностными лицами, но может осуществляться и иными субъектами, осуществляющими полномочия государственно-властного характера, например, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также судами.

5. Административное принуждение осуществляется вне рамок служебной подчиненности, применяется субъектами не дисциплинарной, а функциональной власти.

6. Данный вид принуждения реализуется на основе административно-процессуальных норм и представляет собой более простой порядок применения этих мер по сравнению с другими, например, уголовно-правовыми.

7. Принуждение применяется в отношении не только физических лиц, но и юридических.

8. Административно-правовое принуждение применяется в целях прекращения правонарушений и наказания правонарушителей, а также в целях обеспечения общественной безопасности, когда наступление чрезвычайных обстоятельств определяет необходимость применения принуждения и при отсутствии правонарушения.

 

Виды мер административного принуждения.

1) административно-предупредительные меры;

2) меры административного пресечения;

3) меры административной ответственности;

4) меры административно-процессуального обеспечения.

 

Административно-предупредительные меры. Применение принудительных средств законодательство связывает, как правило, с фактом нарушения лицом возложенных на него правовых обязанностей. Однако угроза общественным и личным интересам и причинение им ущерба могут возникнуть вследствие не только правонарушения, но и стихийных бедствий, действий психически больных лиц и т.п. Поэтому государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер и в отношении лиц, невиновных в нарушении норм права, компетентные органы в предусмотренных законом случаях ограничивают их права. Таковы действия органов внутренних дел, устанавливающих административный надзор в отношении определенной категории лиц, освобожденных из мест лишения свободы; пожарных, уничтожающих постройки в целях локализации пожара, и т.д. Основной целью названных защитных мер государства являются предупреждение правонарушений и уклонения от выполнения юридических и иных обязанностей, а также охрана общественной безопасности.

Основанием для применения а.п. мер является не правонарушение, а наступление особых, установленных законодательством условий как связанных, так и не связанных с действиями человека. Для их применения не требуется факта нарушения правовой нормы, а необходимо наступление, как правило, особых условий, предусмотренных гипотезой нормы. Это могут быть пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии, розыск преступника, несчастные случаи и т.п.

Административно-предупредительным мерам присуща ярко выраженная профилактическая направленность.

Среди административно-предупредительных мер можно выделить четыре группы:

1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а нередко и-тяжких последствий, например, введение карантина в местностях, пораженных эпидемией или эпизоотией, закрытие участков Государственной границы при вспышке опасных инфекционных заболеваний на сопредельной территории и др.;

2) меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных проступков, но и преступлений (таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность);

3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (реквизиция, принуди­тельное медицинское освидетельствование и проч.);

4) особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых не только обеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных и т.д.

 

Меры административного пресечения. Суть подобных мерсостоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок. В ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения — административные проступки, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности. Однако назначение мер административного пресечения не исчерпывается борьбой с административными правонарушениями. Они могут применяться также и для прекращения преступных действий.

Основаниями являются: 1) совершение правонарушения и 2) совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий.

Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в несколько видов.

В частности, к ним относятся:

1) меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в милицию и др.);

2) меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и др.);

3) меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);

4) меры финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);

5) меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);

6) меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (отказ в выдаче лицензии на тот или иной подлежащий лицензированию вид деятельности, приостановление действия лицензии и др.);

7) меры специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

 

Меры адм.пр.: доставление – кратковременное ограничение свободы(ст. 27.2 КоАП; принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.); административное задержание( принудительное, как правило, кратко­временное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение (ст. 27.3 КоАП). А. задержание применяется с целью пресечения, прекращения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия в отношении нарушителя.); личный досмотр, досмотр вещей и документов (ст. 27.7 КоАП; сущность административного досмотра состоит в принудительном обследовании гражданина либо его имущества с целью обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения. Личный досмотр и досмотр вещей производится также в целях выявления и пресечения административных нарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, составления протокола об административном правонарушении, установления личности, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения административных дел.) ;осмотр помещений и территорий (юридических лиц); досмотр транспортного средства, оценка стоимости вещей; задержание транспортного средства (это запрещение эксплуатации с помещением его на специально охраняемую стоянку, определенную органами местного самоуправления, а маломерных судов — на базу (сооружение) для их стоянок); отстранение от управления (запрещение лицу осуществлять действия, ко­торыми транспортное средство может быть приведено в движение.); медицинское освидетельствование (м.о. на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ. Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу); арест товаров (Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи названных предметов с объявлением лицу, в отношении которого предусмотрена данная мера, либо его законному представителю о запрете распоряжаться, а если необходимо, то и пользоваться ими. Эта мера применяется, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно или их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Предметы, на которые наложен арест, могут быть также переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест); привод.

 

 

Вопрос №37. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

 

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях - это урегулированная федеральным законодательством и другими нормативными правовыми актами основная часть мер административного принуждения, применяемая органами исполнительной власти, их должностными лицами или судами (судьями) в целях пресечения административного правонарушения; установления личности нарушителя; составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; а также обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

 

М.о.п. по делам об а.п. могут быть классифицированы по нескольким самостоятельным группам:

1) по взаимосвязи с совершенным правонарушением; 2) по методам воздействия; 3) по объектам воздействия; 4) по характеру сферы воздействия; 5) по степени кодификации; 6) по объему полномочий должностных лиц органов исполнительной власти, применяемых меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

 

Меры обеспечения производства применяются в целях пресечения

административного правонарушения, установления личности нарушителя,

составления протокола об административном правонарушении при невозможности

его составления на месте правонарушения, обеспечения своевременного и

правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и

исполнения принятого по делу постановления. К ним относятся: доставление;

административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при

физическом лице; досмотр транспортного средства; осмотр принадлежащих

юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и

документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления

транспортным средством соответствующего вида; медицинское

освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного

средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств

и иных вещей; привод.

Меры обеспечения производства могут применять только уполномоченные на

то должностные лица и в пределах предоставленных им полномочий на основании

и в порядке, установленных КоАП РФ.

Доставление означает принудительное препровождение физического лица в

целях составления протокола об административном правонарушении при

невозможности его составления на месте выявления административного

правонарушения, если его составление является обязательным. КоАП РФ не

устанавливает времени доставления, ограничиваясь указанием на то, что оно

должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

Административное задержание — это кратковременное ограничение свободы

физического лица может быть применено в исключительных случаях, если это

необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела,

исполнения постановления по делу. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять

административное задержание, устанавливается федеральным органом

исполнительной власти в зависимости от оснований задержания.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок

уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а

также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего

обязательно уведомляются его родители или другие законные представители.

Об административном задержании составляется протокол по установленной

форме, который подписывается должностным лицом, его составившим, и

задержанным лицом.

Общий срок административного задержания установлен до 3 часов.

Максимальный срок равен 48 часам и предусмотрен за незначительное число

видов правонарушений, например, повлекших административный арест при

нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления

личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения и

др.

Срок административного задержания лица исчисляется с момента

доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его

вытрезвления.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице — это

обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности,

осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения

либо предметов административного правонарушения.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа,

орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов)

осуществляется уполномоченным на то должностным лицом.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному

предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской

деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов

производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об

административных правонарушениях. Осмотр осуществляется в присутствии

представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его

представителя.

Досмотр транспортного средства любого вида — это его обследование без

нарушения конструктивной целостности досматриваемого транспортного средства

в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного

правонарушения, осуществляется уполномоченными на то лицами, имеющими право

производить личный досмотр и досмотр вещей, в присутствии лица, во владении

которого оно находится.

Изъятие вещей и документов. У физического лица могут быть изъяты, во-

первых, орудия совершения или предметы административного правонарушения, во-

вторых, документы, имеющие значение доказательств по делу об

административном правонарушении. Указанные вещи и документы могут быть

изъяты в случае их обнаружения на месте административного правонарушения

либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей и досмотра

транспортного средства. Изъятие может производиться должностными лицами,

уполномоченными осуществлять доставление и задержание нарушителя,

составлять протоколы об административных правонарушениях. А изъятие

аналогичных вещей и документов у юридического лица осуществляется

должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об

административных правонарушениях.

При совершении административного правонарушения, влекущего лишение

права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя,

судоводителя, пилота изымается до вынесения постановления по делу об

административном правонарушении водительское удостоверение, удостоверение

тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя,

удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления

транспортным средством соответствующего вида до вступления постановления в

законную силу.

Отстранение от управления транспортным средством и медицинское

освидетельствование на состояние опьянения. Эти меры могут применяться в

случаях, когда есть достаточные основания полагать, что лицо находится в

состоянии опьянения, а также к лицам, совершившим административные

правонарушения в виде управления транспортным средством: при отсутствии

необходимых документов; с заведомо неисправными тормозной системой, рулевым

управлением или с цепным устройством; водителем, не имеющим права

управления транспортным средством (за исключением учебной езды); водителем,

лишенным права управления транспортным средством. В этих случаях лицо

отстраняется от управления транспортным средством до устранения причины

отстранения.

Если имеются основания полагать, что лицо, управляющее транспортным

средством, находится в состоянии опьянения, то оно надлежит направлению на

медицинское освидетельствование на состояние опьянения должностными лицами,

которым предоставлено право надзора и контроля за безопасностью движения и

эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.

Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации.

Задержание допускается за определенные нарушения правил эксплуатации

транспортного средства и управления им до устранения причин задержания.

Запрещение эксплуатации транспортного средства возможно также за

конкретные административные правонарушения и выражается в снятии

государственных регистрационных знаков до устранения причины запрещения

эксплуатации.

Задержание транспортного средства, помещение его на стоянку, хранение,

а также запрещение его эксплуатации осуществляются в порядке,

устанавливаемом Правительством РФ.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей может применяться в

случаях, когда они послужили орудием совершения или предметом

административного правонарушения, но изъять их невозможно и (или) их

сохранность может быть обеспечена без изъятия. Арест заключается в

составлении описи товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением

лицу, в отношении которого применена данная мера, либо его представителю о

запрете распоряжаться ими. Арест вещей может быть произведен должностными

лицами, указанными в КоАП РФ.

Необходимо также иметь в виду, что меры обеспечения производства:

а) можно подразделить на два вида: прямо обращенные на физическое

лицо (доставление, задержание, личный досмотр, привод), иные меры,

применение которых требует присутствия данного физического лица либо

представителя юридического лица (до смотр вещей, изъятие вещей и др.).

Важно отметить, что в установленных случаях меры этой группы могут быть

применены к лицу в его отсутствие в случаях) не терпящих отлагательства,

определенных КоАП РФ;

б) кроме доставления, административного задержания, привода

применяются в присутствии двух понятых, за исключением случаев,

предусмотренных КоАП РФ;

в) оформляются либо отдельным протоколом, либо вместо него делается соответствующая запись в другом протоколе;

г) могут применяться с использованием технических средств,фиксирующих вещественные доказательства (фото- и киносъемка, видеозапись и др.).

 

Вопрос №38. Понятие и основные черты административной ответственности.

Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Характерные черты юридической ответственности:

- это средство осуществления государственной власти,

- нормативно определена и состоит в реализации санкций правовых норм,

- является последствием виновного антиобщественного деяния,

- сопровождается государственным и общественным осуждением правонарушителя и совершенного им деяния,

- влечет отрицательные правовые последствия, которые обязан претерпеть правонарушитель,

- реализуется в соответствующих правовых формах.

Все эти общие черты присущи административной ответственности, но есть и специфические.

Специфические черты административной ответственности:

1. Основанием является административное правонарушение, то есть это юридический факт, порождающий охранительное правоотношение, (точно также как основанием дисциплинарной ответственности является служебный проступок, основанием уголовной – преступление).

2. Административная ответственность выражается в применении определенных мер административного принуждения, а именно, административных наказаний как конкретных принудительных акций (то есть, это мера ответственности).

3. Налагается как в судебном, так и во внесудебном порядке специально на то уполномоченными органами или должностными лицами (перечень ограничен).

4. Как мера административного принуждения применяется при отсутствии служебной подчиненности виновного по отношению к органам, применяющим административную ответственность,

5. Порядок привлечения отличае

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...