III группа – побудительно-оценочные методы
I группа – информационные методы § Беседа § Рассказ § Консультирование § Использование средств массовой информации, примеров литературы § экскурсии § встречи с интересными людьми § объяснения, убеждение и т.д. На начальных этапах спец.образования воспитательное воздействие бесед, рассказов, чтения лит-ры значительно ниже, чем в системе массового образования, т.к. речевое недоразвитие, бедность житейского опыта не позволяет осваивать нравственно-этический потенциал народных сказок, понимать прозаические и стихотворные тексты и извлекать из них поучительный смысл. Поэтому необходима длительная подготовительная словарная работа. II группа – практически-действенные методы § приучение § упражнение § воспитывающие ситуации § игра § ручной труд § изо и худ.деятельность § арт-терапия, ипотерапия Данная группа методов является наиболее доступной, например, метод приучения и упражнения используются при формировании устойчивых навыков соц.поведения, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков самоорганизации. Практически-действенные методы применяются в сочетании с информационными методами, но на начальных этапах спец.образования воспитательные возможности бесед и рассказов ниже. III группа – побудительно-оценочные методы § педагогические требования § поощрения § порицания § наказания Реализуется в практическо-деятельном варианте, сопровождаемом доступном для ребёнка словесном и материальном поощрении (степень материальной ценности постепенно уменьшается). Метод наказания также имеет практический характер, т.к словесное порицание, тем более в резкой форме, категорически не приемлемо. (можно покачать головой, сменить интонацию, тембр голоса). В крайнем случае – естественное ограничение действий (поставить в угол). При применении наказаний необходимо помнить, что этот метод эффективен, если: - ребенок понимает, что совершил плохой поступок; - если наказание не унижает ребенка и не причиняет физ.боли; - если наказание применяется нечасто (не вырабатывается привыкание); - нельзя наказывать трудом и деятельностью в целом.
20. Специфика работы со слепыми учащимися в начальный период их пребывания в школе. Ребенок часто идет в школу из семьи, так как дошкольное образование не является обязательным, а также, мало специалистов по работе со слепыми детьми в ДОУ. => 90% детей идут сразу в школу и эти дети не умеют общаться в коллективе, у них не развиты навыки пространственной ориентировки. В специализированных учреждениях проводится специализированная адаптация таких детей, с целью предупреждения негативного отношения к школе. Эта технология включает в себя несколько этапов:
1. Цель: Дать первичное представление ребенку об образовательной организации, причем оно должно быть позитивным. Для этого необходимо: · Присутствие мамы с ребенком в течении всего времени нахождения в образовательной организации (круглые сутки с ребенком) · Знакомить ребенка с распорядком жизни, с помещениями, с предметами жизнедеятельности в присутствии родителя, т.к. ему нужен тактильный контакт (эту работу проводит воспитатель) · Наладить эмоциональный контакт с одноклассниками. Выбираем из класса ребенка со спокойным характером и они вместе идут по коридору, одноклассник может дать ребенку игрушку. На этом этапе никакие ТРЕБОВАНИЯ к ребенку НЕ предъявляются. 2. Более глубокое знакомство с образовательным процессом – рассказ о спорт.зале, кабинете СБО, кабинете сенсорного развития и т.д. Проходит при родителях, однако уже без тесного контакта с ними. Воспитатель на этом этапе уже может взять ребенка за руку.
К ребенку начинают выдвигаться первые требования (дай руку), но настаивать, на этом этапе, нельзя. Ребенок включается в распорядок жизни школы. Можно подключить 2-3 детей (общение по поводу игрушки, еды) Позитивное отношение не нарушается, а родитель отступает на задний план. 3. Родитель еще в обр.организации, при этом воспитатель уводит от них ребенка, но тот может попроситься к родителям на время. Ребенок уже включается в коррекционные занятия. Налаживается контакт с детьми на деловой основе. Можно предложить попробовать выполнить задания. На этом этапе уже предъявляются требования, но не в форме ультиматума, а так, чтобы ребенок сам захотел их выполнить. 4. Полноценное введение ребенка в образовательный процесс. Предполагается полное отсутствие родителей. Включение большей части детей в круг взаимодействия с ребенком. Ребенок присутствует на уроках и кор.занятиях – даем задания и мотивируем его на их выполнение. В образовательном процессе возможны формальные оценки не зависимо от сделанной работы. 5. Ребенок входит в образовательную среду, где подключается ко всем занятиям; общение происходит на деловой основе. 6. Введение в более широкую среду образовательного процесса (взаимодействие с др.классами) Длительность каждого периода разная.
21. Методы обучения слепых и слабовидящих решению задач на нахождение неизвестного по двум разностям. Задачи на нахождение неизвестных по 2 разностям вводятся в 3 классе. Они включают две переменные и одну или несколько постоянных величин, причём даны 2 значения одной переменной и разность соответствующих значений другой переменной, а сами значения этой переменной являются искомыми. По отношению к каждой тройке величин, находящихся в пропорциональной зависимости, можно выделить 6 видов задач на нахождение неизвестных по 2 разностям. Но в начальных классах ограничиваются рассмотрением 2 следующих видов. Сначала рассматриваются задачи I вида, затем II. Эти задачи решаются только способом нахождения значения постоянной величины. Этапы (общие) В качестве подготовительных упражнений к введению задач этого типа полезно предлагать задачи-вопросы и простые задачи повышенной трудности, которые помогут детям уяснить соответствие между двумя разностями, например:
1. Сестра купила 5 одинаковых тетрадей, а брат 8 таких же тетрадей. Кто из них больше заплатил? Почему? За сколько тетрадей брат заплатил столько же денег, сколько заплатила сестра?
2. Брат и сестра купили тетради по одинаковой цене. Брат купил на 3 тетради больше, чем сестра и заплатил на 9 копеек больше. Сколько стоила одна тетрадь?
Выполняя предметную иллюстрацию, надо показать детям, что брат купил столько же тетрадей, сколько и сестра, и ещё 3 тетради, и заплатил столько же, сколько и сестра, и ещё 9 копеек. Отсюда дети делают вывод, что 3 тетради стоят 9 копеек, значит, можно узнать, сколько стоит 1 тетрадь.
Такие упражнения надо включать с различными группами пропорциональных величин.
Методика работы по ознакомлению с задачами на нахождение неизвестных по двум разностям аналогична методике введения задач на пропорциональное деление: сначала можно предлагать задачи не в готовом виде, а составлять их из задач на нахождение 4 пропорционального, затем включать готовые задачи, а можно начать с готовых задач.
Например, детям предлагается составить задачу по её краткой записи:
После её решения в краткую запись подставляется число, полученное в ответе – 20 руб. Учитель предлагает найти разность чисел, показывающих стоимость (10 руб). Выясняется, ч т о показывает это число. Учитель выполняет на доске новую краткую запись:
Дети составляют по краткой записи задачу: 2 покупателя купили ткань по одинаковой цене. Первый купил 6 метров, второй – 4 метра. При этом первый заплатил на 10 руб больше. Сколько заплатил каждый из покупателей? На доске и в тетрадях можно выполнить иллюстрацию. Выясняется, почему 1 покупатель заплатил больше, чем 2, за сколько метров ткани первый покупатель заплатил столько же денег, сколько второй, за какую ткань он заплатил на 10 руб. больше.На чертеже появляется запись (10 руб). После этого составляется план решения и решение выполняется. Решение записывается в форме отдельных действий сначала с записью пояснений, позже пояснения формулируются устно.
6 – 4 = 2 (м) – материи можно купить на 10 руб. 10: 2 = 5 (руб.) – цена материи 5 * 6 = 30 (руб.) – заплатил 1 5 * 4 = 20 (руб.) – заплатил 2
Проверка решения выполняется способом установления соответствия между числами, полученными в ответе, и данными в условии задачи: дети узнают, действительно ли первый покупатель заплатил на 10 рублей больше, чем второй: 30 – 20 = 10. Значит можно считать, что задача решена верно.
Для закрепления умения решать задачи предлагаются готовые задачи на нахождение неизвестных по 2 разностям I вида с различными группами пропорциональных величин и проводятся различные упражнения творческого характера. Затем по такой же методике вводятся задачи н нахождение неизвестных по 2 разностям II вида.
В целях обобщения способа решения задач всех рассмотренных видов полезно предлагать упражнения на преобразование задач. Например, можно по задаче а нахождение четвёртого пропорционального составить две задачи на нахождение неизвестных по 2 разностям, решить их и сравнить решения; можно составить по задаче на нахождение четвёртого пропорционального задачу на пропорциональное деление и задачу на нахождение неизвестных по 2 разностям, решить их и сравнить решения. Такие упражнения помогут детям увидеть сходное в способах решения.
22. 22Средства изучения природоведческого материала в начальной школе для детей с нарушением зрения. Наглядные средства обучения представлены натуральными и предметными наглядными пособиями, к которым относятся: Живые объекты: § Комнатные растения, подбираются с учетом программы для каждого класса, с учетом условий жизни этих растений. Также широко используются культурные растения, декоративные растения, овощные, зерновые, сорняки. § Животные, которых можно содержать в живом уголке: насекомые, птицы, домашние животные. Живой уголок: Место для хранения животных, растений + место для проведения внеурочных и внеклассных занятий. Комната должна быть хорошо освещена. Следует поддерживать постоянную температуру, т.к это является оптимальным условием для растений и животных. Значение уголка: § Постоянное общение с живыми объектами. Проведение опытов и наблюдение. § Уход – развитие самостоятельности и формирование положительного отношения к природе.
§ Накопление знаний в процессе длительного наблюдения. Формирование научного мировоззрения, за счет понимания взаимосвязей. § Наблюдение корригирует, расширяет представления детей с нз + способствует формированию экологических начал и воспитанию бережного отношения к природным объектам. § Расширение представлений. Неживые объекты: Они занимают большую часть наглядных пособий, не требуют спец. ухода, имеют длительный срок хранения. Их можно рассматривать как целиком, так и отдельные части. Используются при проведении лабораторных и контрольных работ. Виды: § Гербарий: засушенные на стандартных листах бумаги в определенной тематической последовательности растения со всеми органами и частями. § Чучела – натуральные объекты, которые полностью передают все внешние признаки животных. § Коллекции - группа одинаковых объектов или объектов имеющих общие признаки. В коллекции определяют некрупные объекты, на которых можно проводить сравнения: определять общее и различное. § Влажные препараты- объекты, зафиксированные в спирте, формалине и др.концентрированные растворы. В учебном процессе используются зафиксированные растения, животные и их органы. § Сухие препараты- натуральные засушенные отдельные органы или целые растения и животные(речной рак, наборы костей, зерновые и овощные культуры культуры, скелеты животных, наборы костей и др.) Искусственные и изобразительные средства: Объемные модели: Модель - это 3х мерное наглядное пособие дающее изображение предмета или отдельных его частей в увеличенном или уменьшенном виде. Выделяют: § Действующие: на них показывают принципы работы объекта. § Статические: глобус, модели гор и оврагов и др. Муляжи: (слепки) наглядные пособия, имеющие 3х мерное измерение, передающее натуру по внешним признакам без внутреннего содержания. Аппликация: Аппликация-это одностороннее объемное пособие. Используется при изучении внутренних органов человека (строение кожи, легких). Близки по содержанию рельефные наглядные пособия. Диорама: объемная картина, на которой виден только ближний план или его часть. Устанавливается в уголке живой природы. В ней изображается ландшафт живой и неживой природы. Компас: прибор для ориентирования на местности. Главная часть – магнитная стрелка, которая вращается на острие в центре лимба (круга). Термометр. Плоскостные пособия: динамические(экранно-звуковые) и статические, дающие изображения в 1 плоскости. Учебные фильмы, фрагменты. § Учебные фильмы (позволяют воспринимать предметы и явления в их многогранности и богатстве.) В процессе применения уч. Фильмов обеспечивается звуковое и зрительное усвоение знаний. § Аудио-визуальные средства уточняют представления детей с нз об объекте, при условии качества фильма. Фильм можно остановить и акцентировать внимание детей на чем-либо указкой. § Учебная картина: пособие на котором изображен объект или явление природы, которые всегда подписаны. § Учебная таблица: пособие на котором с помощью рисунка,текста, и цифровых обозначений дана информация о строении целого организма, отдельных органов, частей. Об этих частях есть информация, а в картине только название. § Диафильмы- это фотографическое изображение на спец.светочувствит. пленке. § Грамзаписи- применяются при изучении природных зон. § Диаграма- дается графич изображение с использованием геометрич.фигур § Схема- плоскостное краткое изображение общих признаков 2-статические (дающие изображения в 1 плоскости). Географическая площадка: Располагается на пришкольном участке, для наблюдения за погодой. Она разделена на отдельные участки (10-10м) На ней расположены: § Гномон – прочный деревянный шест. По нему наблюдают за движением солнца, высотой тени) направление сторон горизонта. § Флюгер: направление ветра. § Осадкомер: кол-во выпавших осадок. § снегомерная линейка – шириной 8-10 см, длиной 1,5 § метеобудка – опр. Уличная температура § ящик с песком: моделирование форм земной поверхности.
23. Цели, задачи и содержание курса «Ознакомление с окружающим миром» в школах III и IV вида. (ПРОГРАММА) Методика преподавания природоведения - наука о системе процесса обучения, воспитания, развития и коррекции познавательных интересов младших школьников, обусловленная особенностями содержания школьного предмета. целью курса является формирование у учащихся широкой целостной научной картины мира, которая постепенно обогащается за счет познания от класса к классу все новых фактов, явлений и углубления уже имеющихся знаний об окружающем мире., развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников. Задачи: развитие кругозора, любознательности, мышления младшего школьника, воспитание бережного отношения и любви к природе, формирование основ экологического воспитания, элементов гражданского самосознания,с учетом особенностей школьного предмета и особенностей детей со зрительной депривацией. 1. Методика исследует и разрабатывает цели обучения по начальному курсу природоведения, цели воспитания, развития с учетом особенностей школьного предмета и особенностей детей со зрительной депривацией. 2. Определение содержания учебников, учебного материала по природоведению, определяет идеи этого материала, принципы отбора фактов и построения учебного предмета. 3. Выбор методов, приемов, наиболее эффективно работающих д\развивающего обучения и воспитания младших школьников через содержание природоведческого материала. Определяет какие формы обучения и воспитания приемлемы в процессе с учетом специфики учебного предмета природоведения. Содержательная направленность программы первого года обучения — обогащение и систематизация представлений о мире живой и неживой природы, накопление сведений о ближнем социальном окружении школьника, а также формирование познавательного интереса в изучении окружающего мира. Содержание раскрывается в следующих четырех разделах программы: «Какая природа тебя окружает», «Мир живой природы: звери, птицы, рыбы, насекомые», «Природа разных районов земного шара», «Значение природы в жизни людей». В некоторые разделы включен материал о сезонных изменениях в природе, труде людей. Выделены программные темы, близкие социальному опыту детей и расширяющие кругозор младших школьников: Мой дом, Мой город (или село), Москва — столица России. Во 2 классе учащиеся расширяют свои представления о нашей стране — России, знакомятся с историческими и культурными памятниками столицы нашей Родины — Москвы, разнообразием природы нашей страны. Углубляются также знания о разнообразии растений и животных на Земле. Программные темы этой направленности объединены в первом разделе программы «Что нас окружает», где выделена также идея необходимости бережного отношения к природе и ее охраны. В программе для 3—4 классов обозначено направление более полного ознакомления с компонентами неживой природы (вода, воздух, горные породы) в аспекте изучения свойств данных природных объектов, их значения в природе и жизни человека, природных явлений. Учащиеся проводят микроисследования, практические работы, учатся работать с научно-популярной литературой. Продолжена линия изучения природы России, хозяйственной деятельности людей; дети знакомятся с природными зонами нашей страны, жизнью города, выявляют связи живых организмов в природных сообществах.
24. Формирование и развитие природоведческих представлений и понятий у младших школьников с нарушением зрения. Работа над общим развитием детей осуществляется в процессе усвоения знаний, умений и навыков. Мышление лежит в основе познания, в процессе отражения окружающей действительности различают творческое и логическое. Первым этапом усвоения знаний является восприятие отдельных фактов и явлений – отражение совокупности свойств характерных для предмета, которое осуществляется на основе ощущений все органов чувств. Обследуемые когда-то предметы и явления могут вспоминаться, в таком случае мы говорим о формировании представлений. Они служат переходной ступенью к высшей форме познания аналитическому мышлению, опирающемуся на систему взаимосвязанных понятий. В школьном курсе формируются первоначальные понятия, которые вводят детей в понимание закономерностей окружающего мира. Первый этап: восприятие природных явлений. Должно осуществляться под руководством учителя – организация проблемной ситуации, постановка задач. Так же младшие школьники часто сосредотачивают свое внимание на внешних второстепенных признаках, поэтому важна роль учителя в организации процесса наблюдения. Дети учатся подмечать детали, сравнивать объекты и делать выводы. Второй этап: формирование представлений. Важным этапом является выделение самых существенных признаков предмета. Систематическая работа по выявлению признаков и свойств создает осознанные представления, так же важную роль в формировании понятий играет восприятие на полисенсорной основе. В зависимости от количества предметов и явлений, отраженных в них, понятия характеризуются содержанием и объемом. Под содержанием понятия понимается совокупность существенных свойств класса предметов и явлений, отраженных в сознании данным понятием. По содержанию понятия делятся на простые и сложные: § Простые понятия включают в себя один элемент знаний о предмете или явлении. Например, простое понятие «линия горизонта» определяется как «воображаемая линия, где небо как бы сходится с поверхностью земли». § Сложное понятие «горизонт» характеризуется не только как «видимое вокруг наблюдателя пространство», но и включает знания о сторонах горизонта. Кроме этого, по содержанию объектов изучения естественно-научные понятия могут быть биологическими, географическими, геологическими, экологическими и т.д. Объем понятия характеризует количество объектов, отражаемых понятием в сознании человека. По объему понятия делятся на общие и единичные: § Общие понятия охватывают однородные предметы и явления. Например, понятие «море» характеризуется как «часть океана, которая вдается в сушу». При характеристике общих понятий обязательно называются его существенные и необходимые признаки. § Единичные понятия — это понятия о конкретных объектах и явлениях. Например, «Балтийское море». Содержание единичных понятий раскрывается при их характеристике или описании. Общие понятия не могут быть осмыслены без опоры на единичные. Промежуточное положение между этими двумя группами понятий, занимают собирательные понятия. Они включают в свое содержание небольшое количество объектов, например, «моря Северного Ледовитого океана». В младшей школе выделяют 2 вида понятий: Географические (единичные и общие) и Биологические (Видовые и родовые) Любое понятие выражается словом, обобщением. В пределах специальной сферы слово или словосочетание, призванное точно обозначить понятие и его соотношение с другими понятиями, называется термином. Для прочного и осмысленного усвоения понятий необходима терминологическая работа. Термин не только называет предмет, но и отражает его общие и существенные признаки. Поэтому при работе с понятиями нужно выяснить этимологию (происхождение) и семантику (смысловое значение) термина. Например, слово «термометр» произошло от греческих слов «термо» — «тепло» и «мет-рон» — «мера». Понятие «термометр» означает «прибор для измерения-температуры». Не нужно забывать, что младшие школьники плохо владеют орфографией, поэтому во время терминологической работы нужно записать новое слово на доске, проговорить его вслух, выделить орфограммы и записать слово в словарик в рабочей тетради. Процесс усвоения знаний младшими школьниками станет более эффективным, если учитель будет соблюдать определенные условия, помогающие формированию природоведческих представлений и понятий. Условия Формирование понятий: § Сравнение, выделение общих и различных признаков изучаемых объектов. Нужно помнить, что младшие школьники легче находят различие, чем сходство предметов и явлений. Учителю необходимо учить детей сравнивать с помощью грамотно сформулированных вопросов и заданий. § Упражнения в классификации. Например: «Найди лишнее», «Продолжи цепочку слов», «Распредели по группам» и т.п. § Развитие у младших школьников умения грамотно задавать вопросы об изученных природных объектах или явлениях и делать выводы. § Установление ассоциаций со знаниями, полученными из жизненного опыта, книг, кинофильмов и др. § Проблемные вопросы и задания. § Опора на уже имеющиеся знания послужит осмысленному усвоению знаний, пониманию изучаемого материала. § Перевод знаний в практические умения и навыки. Например, при изучении сезонных изменений в природе учащиеся должны овладеть умением проведения фенологических наблюдений, научиться фиксировать результаты в «Дневниках наблюдений». Эти умения помогут младшим школьникам устанавливать причинно-следственные связи между неживой и живой природой.
25. Цель, задачи и содержание курса природоведения в школах III и IV вида.(ПРОГРАММА) 26. Общее и специальное в методике обучения слепых и слабовидящих решению задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, на разностное сравнение двух чисел. Значение решения задач: Решение простых задач имеет большое значение, так как способствует усвоению элементов арифметической теории. Решение простых задач способствует формированию понятия о каждом арифметическом действии, раскрытию их конкретного смысла. Решение задач способствует воспитанию в детях чувства гордости за свой народ, расширению их кругозора. В процессе обучения решению задач учитель, добиваясь добросовестного, точного и аккуратного выполнения задания, воспитывает любовь к труду, умение трудиться, формирует навыки самоконтроля. Отмечая роль решения задач в обучении и воспитании, необходимо обратить внимание на то значение, которое они имеют для развития личности ученика. При решении задач развиваются восприятие, память, внимание, уточняются представления слепых и слабовидящих учащихся. Решение задач, с одной стороны, требует определенного уровня развития мыслительной деятельности ученика и, с другой стороны, само способствует развитию мышления школьников, которое, в свою очередь, оказывает компенсирующее и коррегирующее влияние на чувственную сторону познания школьников с тяжелыми нарушениями зрения. Решение задач формирует умение работать самостоятельно и в то же время 'прививает навыки коллективной работы. В методике преподавания математики простые задачи делятся на 3 группы, одной из групп являются задачи, в процессе решения которых раскрывается новый смысл арифметических действий. В эту группу входят задачи: § Задачи на увеличение числа на несколько единиц (1\2 множества) § Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. § Задачи на разностное сравнение двух чисел. Общим в методике работы над данными задачами является опыт, накопленный в обучении нормально видящих. Работа над задачами строится в определенной последовательности: II. Подготовительная работа строится в определенной последовательности: A. Практически на дидактическом материале выполняются упражнения, позволяющие установить, что если к числе прибавить несколько единиц, то это число станет больше на столько же единиц. *Важно, чтобы учащиеся могли сами оперировать предметами на местах, а в классах слабовидящих – на наборных полотнах. B. Упражнения, способствующие введению в речь учеников слов увеличить и уменьшить. (учитель выкладывает на полотна 7 кружков – 2 убирает. Что мы сделали? (убрали два кружка) Как сказать по-другому, используя слово уменьшить? (уменьшили 7 на 2) C. Подготовительные упражнения, выполнение которых продвигает учащихся в овладении понятиями «увеличить», «уменьшить» (Сначала положи 5 треугольников, затем увеличь их число на 2 треугольника) III. Ознакомление с решением задачи Существует ряд этапов: 1. Чтение задачи 2. Ответы учащихся на вопросы о том, что обозначает каждое число в задаче 3. Иллюстрирование задачи (рисунки, чертежи, краткая запись) 4. Повторение задачи по краткой записи 5. Разбор задачи (для составных) – от данных к вопросу и от вопроса к данным 6. Составление плана решения (рассказ ученика о том, что можно узнать с помощью каждого действия) 7. Запись решения задачи 8. Проверка (установление соответствия между данными и искомыми, составление обратной задачи) При подведении итогов работы над задачей, учитель обращает внимание на то, какое число узнавали – большее или меньшее, чем данное, и на то, что эта задача на уменьшение (увеличение) числа на несколько единиц. Учитель спрашивает детей, как еще можно прочитать решение задачи. Для формирования умения решать задачи данного вида предлагаются различные по содержанию задачи. Вместе с решением готовых задач, учащиеся упражняются в составлении их по краткой записи, по решению. Включаются задачи со словами дороже, дешевле, моложе, старше, выше, ниже и др. Прежде чем предложить задачу с новым словом, учитель заранее знакомит детей с их значениями. Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц вводятся при изучении сложения и вычитания в пределах десяти. Учащимися к моменту введения задач должны быть усвоены конкретный смысл действий сложения и вычитания, понятия «больше, меньше, столько же». Поскольку учащиеся с нарушениями зрения испытывают затруднения в ориентировке на рабочем месте, оперировании с предметами, особое внимание обращается на групповые и индивидуальные различия в скорости и правильности выполнения упражнений предметно-практическим способом. В связи с отмеченным своеобразием в развитии конкретного мышления дошкольников и поступивших в первый класс особенно важной является организация подготовительной работы, позволяющей в самом начале процесса обучения, учитывая указанные трудности, предупредить и коррегировать возникновение ошибок. Подготовительная работа строится в определенной последовательности. 1. Практически на дидактическом материале выполняются упражнения, позволяющие установить, что если к числу прибавить несколько единиц, то это число станет больше на столько же единиц. (манипуляции) 2. Упражнения, способствующие введению в речь слов «увеличить и уменьшить». 3. Подготовительные упражнения, выполнение которых продвигает учащихся в овладении понятиями «увеличить и уменьшить». На подготовительном этапе необходима целенаправленная работа учителя по обучению учащихся с нарушениями зрения практическим действиям с предметами. Ознакомление с решением задач на разностное сравнение проходит при широкой опоре на наглядные средства. Например, в индивидуальные наборные полотна ставят трафареты. Дается задание: пересчитать, сравнить, затем узнать, на сколько больше. С этой целью учащиеся убирают предметы парами, пока не снимут все, отвечают на вопросы учителя. Затем формулируется правило, как узнать, на сколько одно число больше, чем другое. (чтобы узнать, на сколько одно число больше другого, надо из большего числа вычесть меньшее) На след.уроке продолжается работа, способствующая усвоению учащимися правила. Предлагается задача. На индивидуальных наборных полотнах дети повторяют задачу по иллюстрации. Показывают, что означает каждое число в задаче Учащиеся часто смешивают задачи первого вида (с вопросом «на сколько больше?») с задачами на увеличение числа на несколько единиц. Ориентируясь на слово «больше», они выбирают действие сложения. Для предотвращения ошибок, предусматривается решение и сравнение пар задач. Для формирования умения решать задачи данного вида на всех последующих уроках предлагаются различные по содержанию задачи. Вместе с решением готовых задач учащиеся упражняются в составлении их по краткой записи, по решению. Учащиеся выясняют, что при одинаковых числах, имея в условии слово больше, задачи решаются разными действиями. Дети обязательно должны обосновать это различие: в первой задаче нужно найти число, которое больше данного на несколько единиц, во второй – узнать, на сколько единиц одно число больше, чем другое. Методика работы над задачами на разностное сравнение В методике различают два вида задач на разностное сравнение: с вопросом «На сколько больше?» (I вид) и с вопросом «На сколько меньше?» (II вид). Во время подготовительной работы к введению данных задач решаются простые задачи на увеличение числа на несколько единиц, уменьшение числа на несколько единиц. Широко используется решение пар задач, выясняется, почему задачи при общих данных имеют разные решения. Во время подготовительной работы наряду с упражнениями, предложенными в методической литературе для массовых школ, учитывая особенности контингента учащихся специальной школы, необходимо обучение в определенной последовательности самостоятельному оперированию с предметами. 1. Упражнения, цель которых — помочь увидеть в одной из двух совокупностей столько предметов, сколько их во второй. Например: на индивидуальных наборных полотнах 8 треугольников и 5 квадратов под ними, показать столько треугольников (закрыв их полоской), сколько квадратов; 2. Упражнения в снятии предметов парами. 3. Упражнения в отыскании из двух чисел большего и меньшего. 4. Упражнение с целью научить из большего числа вычитать меньшее. 5. В качестве подготовительных М.А. Бантовой предлагаются задачи-вопросы, которые также могут быть использованы в школах слепых и слабовидящих, например: «Если в букете, тюльпанов желтых больше, чем красных, на 2, то что можно сказать о числе красных? Преобразование задач с выражением «на столько-то больше» в. задачи с выражением «на столько-то меньше». 6. Ознакомление с решением задач на разностное сравнение проходит при широкой опоре на наглядные средства, которые заранее подбираются в соответствии с возможностями в восприятии их учащимися с различными нарушениями зрения. Учащиеся с различными нарушениями зрения так же, как и нормально видящие, смешивают задачи первого вида (с вопросом «На сколько больше?») с задачами на увеличение числа на несколько единиц. Ориентируясь на слово «больше», часть учащихся вместо вычитания, выбирают сложение. Для предотвращения подобных ошибок предусматривается решение и сравнение пар задач. Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько — единиц, выраженные в косвенной форме, вызывают наибольшие трудности как у нормально видящих, так и у школьников с различными нарушениями зрения. К моменту введения задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме, учащиеся должны уметь решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженные в прямой форме и задачи на разностное сравнение. Подготовительная работа включает ряд заданий: 1. Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в прямой форме. При этом обязательно при нахождении числа элементов одного множества выяснять, что же можно сказать о другом множестве, сравнивая их численности. 2. Упражнения в сравнении множеств с использованием наглядных средств. 3. Решение задач на разностное сравнение с последующими рассуждениями. После нахождения, на сколько одно число больше другого, предлагается рассказать все, что знаю учащиеся о числе предметов каждой из рассматриваемых ее совокупностей. 4. Практическое выполнение упражнений, связанных с увеличением числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. 5. Задачи-вопросы, выраженные в косвенной форме. На пример, на карточках (для слепых с записью по Брайлю, для слабовидящих — выполненная обычным шрифтом) задача. 6. Для ознакомления с решением задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме, учитель выбирает задачу. Первые задачи обязательно иллюстрируются. На уроке ознакомления дается образец краткой записи задачи на доске, карточках или на наборном полотне. Практическое выполнение решения первых задач и рассуждения дают возможность учащимся убедиться в правильности выбора арифметического действия.При решении других задач данного вида учащиеся упражняются в составлении краткой записи сначала по образцу, затем самостоятельно. Решение данных задач способствует усвоению понятий об увеличении и уменьшении числа на несколько единиц, правила, с
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|