предпочитают делать благотворительные пожертвования напрямую, избегая таких
конкурсы заявок, осуществляет отбор среди них, заключает договоры на благотворительную поддержку, оплачивает счета. Эта модель характерна для ранних этапов развития КСО, и типична для нынешней российской ситуации. Вторая же технология, это через специальные фонды. В этом случае также возможны два варианта: создание корпоративного фонда– как самостоятельной НКО, или участие(соучредительство) в системном фонде. Эта модель СИ бизнеса позволяет аккумулировать региональные ресурсы, участвовать в масштабных проектах и программах, развивать партнерские отношения на региональном, федеральном и международном уровнях, наладить эффективный менеджмент СИ, обеспечить финансовую прозрачность СИ, повысить общественное доверие к ним. Весь международный опыт свидетельствует в пользу второй модели. Это же подтверждает и развитие российской практики, несмотря на пока еще продолжающееся доминирование первой модели. «CAF Россия» в конце 2008 года провел опрос на тему благотворительности в России (было опрошено 1200 человек в городах с населением более 500 тысяч человек), который показал, что 50% жителей крупных городов хотя бы раз в год жертвуют определенные суммы, но многие под этим понимают милостыню. Согласно опросу, россияне предпочитают делать благотворительные пожертвования напрямую, избегая таких формальных институтов, как НКО и фонды. Благотворительность как корпоративная стратегия Сейчас благотворительность начинает все больше рассматриваться как элемент корпоративной стратегии, нацеленной на повышение капитализации компаний. Важным экономическим мотивом является также создание благоприятной среды функционирования
бизнеса. К теме благотворительности бизнеса сегодня подходят как к социальным инвестициям бизнеса, то есть как к специфическому, но все-таки инвестиционному процессу. Ведь сам термин «инвестиции» имеет широкое толкование. Согласно Американскому толковому словарю(The American Heritage Dictionary) инвестиции– это вложения средств, с целью извлечения прибыли или укрепления власти и авторитета. Хотя благотворительность имеет свойство быть бескорыстной помощью, стратегический подход все же предполагает определенную связь с бизнес целями. Приняв решение о финансировании благотворительного проекта, предприниматель становится своеобразным акционером компании по решению конкретной социальной проблемы. Именно ему принадлежит часть конечного результата, и поэтому необходимо сделать все, чтобы этот результат устраивал инвестора. А именно - контроль, мониторинг, оценка, анализ, выработка стратегии и пр. Этот подход отличается относительной новизной с позиций экономистов. Так как с экономической точки зрения и затраты, и результаты такой корпоративной активности носят своеобразный характер. Инвестиции в благотворительные проекты носят преимущественно долгосрочный характер – следовательно, проявление эффекта возможно в перспективе, выходящей за традиционные рамки инвестиционного прогнозирования. Кроме того, экономический эффект от корпоративной благотворительности имеет некоторые особенности, такие как, например, высокая степень неопределенности. Чаще всего такой эффект проявляется через изменение поведения партнеров компании, но в то же время существует высокая степень зависимости от различных субъективных аспектов, например, степени информированности партнеров, или их личного отношения к проектам или субъектам благотворительной поддержки. И, разумеется, экономический эффект
затрудняется тем, что корпоративная благотворительность не всегда поддается точной количественной оценке. Благотворительность и социальные инвестиции, по сути, имеют одни и те же корни, хотя развиваются по-разному и дают определенно различные эффекты, как для бизнеса, так и для общества в целом. В чем же отличия этих понятий и в чем они пересекаются? Ключевое отличие заключается в том, что СИ дает долгосрочный эффект, а благотворительность направлена на видимый эффект, но не на решение самой проблемы. Благотворительность носит обычно тактический, а СИ стратегический характер. Благотворительность пытается решить проблемы следствия тех или иных событий, а СИ– ориентированы на предотвращение причин социальных проблем. Благотворительность, нередко, это творение одноразового блага, краткосрочный проект, а СИ– это определенная цепочка проектов и инициатив, причем каждое последующее действие уже имеет определенный фундамент, а значит, облегчает дальнейшую работу и дает возможность с большей вероятностью предвидеть результат. Другой отличительной чертой СИ является целесообразность и сфокусированность вложений. Поэтому СИ требуют вдумчивого подхода. Нередко СИ делают на базе исследований, анализа накопленного опыта, успешных социальных практик. Третья отличительная черта – прозрачность и заметность: благотворительность может быть «скрытой», непрозрачной, а СИ – в силу длительности процесса – открыты, причем, если благотворительность нередко воспринимается и представителями власти, и журналистами, и потребителями, как частное дело благотворителя, то СИ – формируют новый стандарт жизни, новую общественную систему ценности и потому они и на виду, и «на слуху». Причем многочисленные исследования показывают, что потребители хотят, чтобы компании информировали о своей социальной активности. Одним словом, СИ – это один из самых эффективных способов выстраивания коммуникаций и отношений с целевыми аудиториями, от которых зависит успешность компании. Это именно тот тип коммуникаций, который способен приносить хороший доход. И, кроме того, помогает бизнесу по праву занять место уважаемого члена общества.
За рубежом давно сложился рынок социальных проектов. И некоммерческий сектор как посредник между объектами поддержки и бизнесом уже стал неотъемлемой частью этого рынка. В России такая практика еще не стала системой. К тому же сотрудничество с НКО чаще всего не вызывает доверия, ни у бизнес сектора, ни у населения. Большинство компаний предпочитают развивать благотворительность самостоятельно. Аргументов для этого достаточно. Это и нежелание подпускать посторонних, и предпочтение работать исключительно со своей рыночной средой, не выходя за ее рамки. Например, градообразующее предприятие даже при всем желании не может перепоручить реализацию всех своих социальных проектов посредникам. Такая компания скорее создаст собственное подразделение, чтобы непосредственно заниматься социальными проблемами города или поселка. В то же время, несмотря на то, что многие российские предприниматели способны и готовы реагировать на социальные проблемы, отнюдь не все имеют время, энергию, необходимый уровень знания и квалификацию для подготовки и реализации проекта, позволяющего добиться серьезных социальных изменений. Необходим партнер— и именно третьему сектору принадлежит особая роль в этом социальном сотрудничестве, на нем лежит особая ответственность. Хотя бы потому, что в подавляющем большинстве случаев именно общественность выступает инициатором взаимодействия с двумя другими секторами — властью и бизнесом. Сегодня социальной политике нахватает сфокусированности на инновационных направлениях и демонстрации видимого результата. Поэтому инвестициям всегда нужна стратегия. Это выгодно тем, что основные ресурсы концентрируются на принципиально важных направлениях. Раздача грантов для галочки, с целью отчитаться о внедрении конкурсного механизма, не решает проблему. Возьмите шефство над районом города и внедрите принципиально новую систему ЖКХ; проведите аудит системы образования, направьте ваши ресурсы и ресурсы ваших партнеров на создание пилотной модели школы
будущего и покажите практический результат вашей работы. Такие инвестиции можно будет считать рациональными и результативными. Чем ближе ваша социальная политика будет к практическим потребностям и профилю вашей компании, тем лучше. Благотворительность бизнеса – это разделенная ответственность за решение социальных проблем, это особые — безусловно, выгодные — социальные инвестиции в достойное будущее общества, а значит, в собственные прочные перспективы и уверенное развитие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|