Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социокультурный смысл столичности




 

Такое понимание столичности основывается на признании в культуре, в науке, в религии или в политике каких-либо исключительных и уникальных качеств города. Об этом, в частности, говорила Юлия Огаркова, выпускающий редактор информационного агентства «ИФ-Регион», во время дискуссии о столичности Нижнего Новгорода: «Вот только сам вопрос “столичности” города можно воспринимать по-разному. Не скажу ничего нового, если напомню, что “столичность” определяется не внешним видом города, а сознанием его жителей. Это и здоровый снобизм, вызванный гордостью за “малую родину”, и желание сделать свой город лучше. Вот только такое самосознание воспитывается в поколениях, поэтому “жаль только, жить в эту пору прекрасную...”»

Конечно, эти исключительные и уникальные социокультурные свойства городов и поселений могут быть естественными их чертами. Так, город Сочи в России является носителем особой уникальности (море и солнце, горыи тепло), и, естественно, воспринимается в сознании миллионов россиянСтолицей отдыха и здоровья. Такие всегда мифологизированные представления уникальных свойств городов и регионов, формируемые в сознании населения как потребителей определенных благ, коллекционеров впечатлений, в социологии и маркетинге принято называть брендами. Бренды– это особые виртуальные ресурсы, символические капиталы, обладающие способностью формировать и менять общественное мнение. Бренды возникают посредством самоорганизации и самовоспроизводства, но могут и создаваться искусственно через каналы средств массовой информации. Естественная уникальность, конечно, создает для поселения перспективы завоевания социокультурной столичности как рекреационного, исторического, художественного или религиозного центров. Грядущая Олимпиада уж точно позволит Сочи стать зимней спортивной столицей России. Такими столичными образованиями уже сегодня, без всяких формальных актов, являются и Сергиев Посад, и Оптина Пустынь, и Бородино, и Константиновка, и Болдино, и Овстуг и многие города и села России. Вот и Томск в этом смысле является столичным городом, «Сибирскими Афинами», как уникальный культурный и университетский город. Такие представления, сложившиеся в общественном мнении, являются естественными брендами, связанными или с геоклиматическими атрибутами городов, или с социокультурными особенностями их населения [4, С.78].

Однако черты исключительности и уникальности могут быть и приобретенными, связанными с пребыванием и проживанием в этих городах и поселениях Великих людей российских. Эти люди просто творили непреходящую культуру, вершили историческую политику фактом своей жизнедеятельности в этих поселениях, делая их уникальными и, следовательно, столичными. Пребывание Сергия Радонежского в монастыре св.Троицы превратило монастырское подворье, по существу, в политическую столицу России, мобилизующую силы для решающего сражения с Ордой. Проживание Виктора Петровича Астафьева в деревне Овсянка Красноярского края фактически означало, что литературная столица России переместилась в эту деревню. Во время своего президентства России В.В.Путин посчитал вполне достойным для себя посетить эту российскую столицу и попить чайку с великим русским писателем.

Следует особо отметить, что атрибуты уникальности, особенности, исключительности как черты столичности могут создаваться спонтанно как представления обывателей о тех или иных характеристиках городов. В маркетинге этот процесс называют самопозиционированием. В этом смысле Санкт-Петербургу в общественном сознании определенных социальных групп уготована сегодня печальная участь «бандитского Петербурга» как криминальной столицы России. Крайне опасными для столичности Санкт-Петербурга являются процессы ксенофобии, проявляющиеся в молодежных контркультурах. Одновременно с этим отметим, что и претензии Москвы на столичность никогда не были бесспорными. В общественном мнении образ Москвы и москвичей был не только позитивным, но инегативным. Знаток русского народа М. Забылин в книге «Русский народ» приводит пословицы о Москве и москвичах, бытовавших в те далекие годы. Приведем некоторые из них: «Московский час – подожди». «В Москве толсто звонят, да тонко едят». «Москва стоит на болоте, хлеба в ней не молотят, а больше деревенского едят». Спустя более столетия ситуация мало изменилась. Формальное могущество московской столичности далеко не всегда подкреплено неформальным признанием ее авторитета в общественном мнении. Москве завидуют, не все ее любят. Москвой восхищаются, но холодна и помпезна ее красота. Москва улыбается, но это уже не улыбка добродушной фамусовской Москвы, а скорее дерзкая улыбка, просматриваемая, к примеру, в имперском высокомерном оскале офиса Сбербанка на улице Вавилова или новостроек Сити. Вот фрагмент одного из неформализованных интервью с крупным предпринимателем из Нижнего Новгорода, полученного автором в 2006 г. в исследовании «Власть и народ: основания для социального диалога»: «Москву давно уже не любили. Ту Москву, пылесосом втягивавшую в себя все соки, все ресурсы, материальные и человеческие, а потом нехотя раздававшую по малости тем, кто доберется, извернется, сумеет ухватить. Да и другую Москву, интеллектуальнодиссидентскую, тоже не больно жаловали на местах: слишком много знает и понимает, слишком свысока смотрит на остальных, слишком опасна к ней близость. Москва всегда стыдилась своей русскости». Социологическое и маркетинговое агентство «Проконтакт» так оценивает восприятие россиянами своей Столицы (см. Табл. 1). В опросе москвичи не принимали участия.

Таблица 1. Образ Москвы в сознании российского обывателя (опросы населения России, без москвичей)

Привлекательные черты (шкала

измерения привлекательности от 0 до +5)

Оценка свойств города

Непривлекательные черты (шкала

измерения непривлекательности от 0 до -5)

1997 год 2007 год
Добрая -3/2 -1,6 Злая
Тихая -2,3 -3,4 Шумная
Приветливая +1,6 -1,4 Неприветливая
Улыбчивая +1,7 -2,0 Угрюмая
Честная -2,8 -1,6 Лживая
Чистая +3/5 +4,3 Грязная
Красивая +4,4 +4,8 Безобразная
Трудолюбивая +3,6 +3 Ленивая
Простая -2,6 -3,7 Помпезная
Русскость -1,2 -2,3 Нерусскость
Дешевая +2,4 -1,8 Дорогая

 

Доминантным представлением о Москве является образ шумного, угрюмого, помпезного города, пугающего российского обывателя. Вот и другие факты, подтверждающие слабости общественного признания столичности Москвы. Консалтинговая компания Mercer Management Consulting (MMC) опубликовала ежегодный рейтинг городов мира, определяющий качество жизни в них. Приведены рейтинги 225 городов мира. Москва в этом списке занимает лишь 173 место, рядом с Бомбеем и Абиджаном. Собственно, вот эта ущербность столичности Москвы в общественном мнении и является питательной базой энтузиазма для формального перераспределения столичных функций. Однако столичность можно создавать по особым технологиям брендинга. Эти технологии связаны с формированием позитивных и исключительных образов городов. Они основываются на производстве социальных мифов, обеспечивают их запечатление в общественном мнении. Такие представления являются брендами столичности.

 


Заключение

 

Российская городская социология находится новом этапе своего развития. В данных условиях чрезвычайно важно выяснить, что же в российских городах было привнесено искусственно партийными воззрениями и идеологическими установками, а что генетически обусловлено развитием естественноисторического процесса. Что нуждается в безусловном отрицании, а что должно послужить фундаментом дальнейшего развития городов. Большинство российских городов сегодня демонстрирует консерватизм в управлении, стремление к руководству «хозяйственниками». Сфера управления городским хозяйством в наименьшей степени затронута экономическими реформами при том, что города приобрели невиданную при социализме степень автономии в решении собственных вопросов. Облик городов стремительно меняется под воздействием социально-экономических трансформаций в России последних лет. Утрачивается значение ритуальных городских центров - широких улиц и площадей для демонстраций. Возвращается значение городского рынка - центра экономики горожан. У городов появляются новые «духовные» центры, восстанавливаемые храмы, мечети. Символами городского процветания становятся банки, офисы крупнейших фирм и компаний.

Вхождение России в мировой рынок, интенсивные связи и контакты между бизнесменами разных стран – все это привело к нарастанию влияния глобальных тенденций на развитие российских городов. Влияние мировой экономики испытывают на себе города не только приближенные к границам страны, но и удаленные от них на тысячи километров. Таким образом, требует более пристального внимания динамика развития «глобальных мировых городов» и влияние данного процесса на российскую национальную систему городов.

 


Список литературы

 

1. Амин Э., Трифт Н. Внятность повседневного города (пер. с англ. С.П.Баньковской) // Логос, №3-4 (34), 2002

2. БодрийярЖ. К критике политической экономии знака.М.: Библион—Русская книга, 2003

3. Вагин В.В. - Городская социология.- М.; МОНФ, 2003. – 168 с.

4. Волков Ю. Г., Гулиев М. А., Епифанцев С. Н. - Социология: учеб. пособие для студентов, аспирантов, преподавателей вузов. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2007. - 288 с.

5. Добреньков, В. И. Фундаментальная социология: в 15 т. Т. 5. Социальная структура (Раздел III. Город, деревня, дом) / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2006. – VIII, 1096 с.

6. Долгий В. М., Левада Ю. А., Левинсон А. Г. - Урбанизация как социокультурный процесс. // Статьи по социологии. Москва. 2006.

7. Лавриненко В. Н., Нартов Н.А. - Основы социологических знаний: учеб. пособие. - М.: Люкс-Арт, 1995. - 258 с.

8. Сенявский А.С. Российская урбанизация: некоторые историкометодологическис проблемы // Урбанизация в формировании социокультурного пространства. М., 2001. – 375 c.

9. Simmel G. The Philosophy of Money. 3rd Ed. Edited by D.Frisby, translated by T.Bottomore and D.Frisby. London and New York: Routledge, 2004.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...