Этапы развития личности в жизненном цикле человека: психосексуальный, психосоциальный, когнитивно-эволюционный, социально-когнитивный, культурно-исторический, деятельностный подходы.
1. психосексуальный подход Стадии психосексуального развития (З. Фрейд): оральная стадия – от рождения до полутора лет; анальная стадия – от полутора до трех лет; фаллическая стадия – с трех до 6-7 лет; латентная стадия – с 6 до 12-13 лет; генитальная стадия – с начала пубертатного периода примерно до 18 лет.
Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку. излишняя строгость матери, игнорирование потребностей ребенка; чрезмерная гиперопека со стороны матери, когда она готова предугадать любое желание ребенка и удовлетворить его раньше, чем он сам его осознает. Обе эти модели поведения ведут к формированию у ребенка орально-пассивного типа личности. В результате появляется чувство зависимости, неуверенности в себе. В будущем такой человек постоянно будет ожидать от окружающих «материнского» отношения, испытывать потребность в одобрении, поддержке. Человек орально-пассивного типа часто очень доверчив, зависим.
анально-выталкивающий. У ребенка может возникнуть ощущение, что только сходив на горшок, можно получить любовь и одобрение родителей; анально-удерживающий. Действия родителей могут вызвать протест со стороны ребенка, отсюда проблема запоров. Людям первого типа свойственны такие черты, как склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. Они считают трату денег обязательным условием проявления любви.
Для представителей анально-удерживающего типа характерны скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство. Они не выносят беспорядка и неопределенности. Часто склонны к мезофобии (боязни загрязнения) и патологическому стремлению к чистоте.
Травмы в период Эдипова комплекса могут стать источником неврозов, импотенции и фригидности в будущем. Люди с фиксациями на фаллической стадии развития уделяют огромное внимание собственному телу, не упускают случая выставить его на показ, любят красиво и вызывающе одеваться. Мужчины ведут себя самоуверенно, иногда нагло. Любовные победы они ассоциируют с жизненным успехом. Постоянно стремятся доказать себе и окружающим свою мужскую состоятельность. При этом в глубине души они далеко не так уверены, как стараются казаться, ведь их все еще преследует страх кастрации. Женщинам с фиксацией на этой стадии свойственна склонность к беспорядочным половым связям, постоянное желание флиртовать и обольщать.
Латентная стадия С 6 до 12 лет сексуальные бури на время затихают, и энергия либидо направляется в более мирное русло. В этот период основное внимание ребенок уделяет социальной активности. Он учится устанавливать дружеские отношения со сверстниками, много времени посвящает освоению школьной программы, активно интересуется спортом, различными видами творчества. Формируются новые элементы структуры личности ребенка – эго и супер-эго.
Для успешного прохождения генитальной стадии необходимо занимать активную позицию в решении собственных проблем, проявлять инициативу и решительность, отказаться от состояния детской инфантильности и пассивности. В этом случае у человека формируется генитальный тип личности, который в психоанализе считается идеальным.
2. психосоциальный подход Согласно теории Эриксона, на каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими. Однако несмотря на то что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни.
3. Когнитивно-эволюционный подход
Стадии развития интеллекта (Ж. Пиаже): В соответствии с теорией интеллекта Жана Пиаже интеллект человека проходит в своём развитии несколько основных стадий. От рождения до 2 лет продолжается период сенсо-моторного интеллекта; от 2 до 11 лет — период подготовки и организации конкретных операций, в котором выделены подпериод дооперациональных представлений (от 2 до 7 лет) и подпериод конкретных операций (от 7 до 11 лет); с 11 лет приблизительно до 15 длится период формальных операций.
Колберг: формирование моральных суждений. 4. Социально-когнитивное направление Формирование путем подражания. Социально-когнитивное направление является кульминацией рассуждений о том, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями между внутренними явлениями (включая веру, ожидания, самовостприятие) и факторами окружения.
А.Бандура Основная концепция – моделирование/научение через наблюдение. функционирование человека определяется его внутренними факторами (вера, ожидания,самовосприятие), его поведением и социальными факторами (поощрение, наказание)
Виды подкрепления: внешнее – непосредственный опыт самого человека; выполняет информативную (показывает, какая реакция будет правильной) и побудительную (показывает, какие последствия можно ожидать в результате правильно/неправильной реакции = побуждает действовать) функции
косвенное – осуществляется всякий раз, когда наблюдатель видит действие модели с результатом, осознаваемым как результат предшествующих действий модели; косвенное позитивное подкрепление – наблюдатель ведет себя также как модель, косвенное наказание – наблюдаемые последствия снижают тенденцию вести себя подобным образом.
самоподкрепление – имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют/наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу. взаимодействие этих факторов (когнитивного, социального и поведенческого) определяют саморегуляцию
Компоненты саморегулирования: самонаблюдение самооценка – в сравнении с внутренними нормами или эталонами группы Научение происходит не только через свой опыт, но и через наблюдение.
нашего позитивного опыта (успешный прошлый опыт порождает высокие ожидания, неудачи – низкие ожидания.) позитивного опыта другого человека (наблюдение за другими людьми может вселить надежду на самоэфективность и уверенность, что с подобной деятельностью можно справиться) вербальное убеждение – кто-то убедил человека, что он обладает способностями, необходимыми для достижения цели эмоциональный подъем – вероятность успеха будет выше, если человек не напряжен и эмоционально спокоен, т.к. эти симптомы относят к тревоге, стрессу.
Д. Роттер Центральное понятие – прогноз поведения, теория социального научения. В центре внимания этой теории лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях. Формула прогноза поведения: Потенциал поведение = наша уверенность в том, что последует подкрепление + ценность этого подкрепления
Локус контроля, являясь центральным конструктом теории социального научения, представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни.
Благодаря работам Леонтьев а, ведущая деятельность рассматривается как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка. Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. В современных общественно-исторических условиях, когда во многих странах дети охвачены единой системой общественного воспитания, ведущими в развитии ребенка становятся следующие виды деятельности:
- Эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми.
Развивая идеи Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:
Социальная ситуация «Мы» - ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологичеки. Ведущая деятельность Непосредственное эмоциональное общение и близким взрослым. Ходьба, возникновение мотивированных представлений. Кризисы 0-2 мес. кризис новорожденности (переход от пренатального к постнатальному развитию, изменение типа жизни). 1 год – кризис первого года жизни (распад Пра-Мы) Новообразование кризиса Возникновение индивидуальной психической жизни, перестройка физиологических механизмов существования. Сфера Развития - Мотивационно-потребностная.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|