Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И некоммерческих организаций




 

§ 1. Общая характеристика

финансовой правосубъектности организаций

 

Наряду с макроэкономическими процессами, регулируемыми в финансово-правовом отношении бюджетными, налоговыми и эмиссионными методами, к предмету финансового права относятся так называемые децентрализованные финансы - формирование и использование денежных фондов, предназначенных для финансирования производственной деятельности основного звена экономики - коммерческой организации, выступающей производителем продукции, товаров, работ и услуг. В значительной близости к названному институту находятся финансы некоммерческих организаций, создаваемых в непроизводственной сфере народного хозяйства.

Классификация участников хозяйственно-финансового оборота, регулируемого финансовым правом, не исчерпывается и полностью не охватывается делением всех видов организаций на коммерческие и некоммерческие. Бурное развитие организационных форм хозяйствования вызвало появление широкого круга коммерческих и некоммерческих структур типа холдингов, финансово-промышленных групп, консорциумов.

Не менее разнообразна и видовая классификация некоммерческих организаций, охватывающая помимо фондов, государственных корпораций, учреждений, партнерств, общественных и религиозных организаций также пенсионные фонды, адвокатские структуры, товарищества собственников жилья и т.д.

Вместе с тем при всем разнообразии все виды коммерческих и некоммерческих организаций строятся на основе создания юридического лица в установленном законом порядке и наделения этого лица соответствующими функциями, целями создания и деятельности, правами и обязанностями в области создания и использования собственных финансовых ресурсов и фондов, т.е. полномочиями на осуществление децентрализованной финансовой деятельности.

В правовом смысле децентрализованные финансы предполагают автономное осуществление любой коммерческой и некоммерческой организацией следующих функций:

1) регулирование цен на продукцию, работы и услуги (как выпускаемые, так и потребляемые);

2) осуществление инвестиционной деятельности;

3) участие в обращении ценных бумаг (рынке ценных бумаг);

4) участие в кредитно-расчетных операциях и вступление во взаимоотношения с кредитными учреждениями (банками);

5) формирование внутрихозяйственных финансовых фондов;

6) выступление в качестве налогоплательщика и налогового агента;

7) участие в валютных операциях в связи с ведением внешнеэкономической деятельности;

8) осуществление бухгалтерского учета и отчетности;

9) осуществление внутрихозяйственного финансового контроля и аудита.

Таким образом, под децентрализованными финансами следует понимать правовое регулирование имущественных и связанных с ними неимущественных отношений, возникающих в связи с осуществлением организацией (как коммерческой, так и некоммерческой) собственной производственно-хозяйственной деятельности.

В рамках финансово-правовой доктрины плановой экономики децентрализованные финансы рассматривались преимущественно как источники бюджетных доходов в виде неналоговых платежей государственных предприятий и объекты бюджетных ассигнований на непроизводственную сферу. Финансы государственных предприятий, бюджетных учреждений подвергались глубокой детальной регламентации.

Соблюдение установленных правил обеспечивалось императивным характером финансового законодательства, плановыми актами, требованиями финансовой дисциплины и жестким финансовым контролем. В этих условиях юридические возможности финансового маневра ограничивались правом формирования нескольких фондов экономического стимулирования и их использования по установленным направлениям.

Действовавший до начала 90-х гг. прошлого века правовой режим децентрализованных финансов логически вытекал из юридической личности государственного предприятия и бюджетного учреждения, оперировавших государственными финансовыми ресурсами. Представлявшаяся им тогда ограниченная мера заинтересованности в финансовых результатах производства целиком предопределялась потребностью в экономическом стимулировании решения общественных, т.е. публичных, задач.

В целом же отношения государства с предприятиями строились на основе одностороннего изъятия из децентрализованного владения в централизованное (бюджет) налога с оборота, платы за фонды, фиксированных (рентных) платежей, свободного остатка прибыли, отраслевого либо бюджетного финансирования капиталовложений, директивного определения фонда заработной платы. Учреждения непроизводственной сферы финансировались из бюджетов разных уровней.

Реконструкция социально-экономического строя в конце прошлого века принесла качественно новое правовое явление - субъективное финансовое право новых видов хозяйственных организаций, сложившихся в результате кардинального изменения отношений собственности. Этот вид субъективного права отражает новое качество имущественных отношений, связывающих организации безотносительно к базовой форме собственности с государством, его налоговыми, финансовыми и административными органами, с кредитными учреждениями, их построение по модели финансовых обязательств.

Понятием финансов (финансовых отношений) организаций охватываются как двусторонние отношения, возникающие между финансовыми, банковскими, налоговыми органами, с одной стороны, и организациями производственной сферы, с другой стороны, так и отношения, складывающиеся при формировании, распределении и использовании финансовых фондов и ресурсов, создаваемых при осуществлении хозяйственной деятельности (децентрализованные финансы).

Как предмет правового регулирования финансы организаций воплощают в себе комплекс прав и обязанностей, образующий в совокупности, применительно к его обладателю в каждом конкретном случае, субъективное финансовое право.

В зависимости от места в хозяйственном механизме, форм собственности, внутренней организационной и имущественной структуры организаций - обладателей субъективного финансового права следует различать коммерческие и некоммерческие организации.

В том случае, когда получение доходов вообще и извлечение прибыли в частности является основной целью создания и деятельности организации, согласно ст. 50 ГК РФ, правосубъектность в целом и субъективное финансовое право в частности строятся по модели коммерческой организации и приобретают одну из предусмотренных законодательством форм:

1) хозяйственное товарищество;

2) общество;

3) производственный кооператив;

4) государственное (муниципальное) унитарное предприятие.

Каждая из этих форм коммерческих организаций в свою очередь делится на виды, предусмотренные гражданским законодательством. Видовое разнообразие коммерческих организаций позволяет объединить их в одну группу носителей субъективного финансового права, поскольку, подобно однотипной экономической функции и роли в общественном производстве, коммерческие организации наделены однотипным или равновеликим объемом прав и обязанностей в области финансов применительно к налогообложению, внешнеэкономической деятельности и связанным с ней таможенным операциям, деятельностью на рынке ценных бумаг, банковским кредитным и расчетным операциям и др.

Некоммерческие организации объединены в отдельную группу не только в связи с отсутствием в цели их создания и деятельности признака получения прибыли. Они, согласно ст. 2 Закона о некоммерческих организациях, создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных потребностей и достижения общественных благ.

Некоммерческие организации учреждаются в одной из предусмотренных законодательством форм, круг которых составляют:

1) потребительские кооперативы;

2) общественные и религиозные организации;

3) фонды;

4) частные учреждения;

5) некоммерческие партнерства;

6) автономные некоммерческие организации;

7) объединения (ассоциации и союзы);

8) государственные корпорации и др.

Субъективное финансовое право некоммерческих организаций отражает цели их создания, правовой режим имущества, источник доходов и направление расходования полученных средств. Некоммерческие организации наделяются специальной, т.е. ограниченной, финансовой правосубъектностью, пределы которой определяются в зависимости от того, какие общественные, государственные, социально-экономические или политические функции возложены на конкретную некоммерческую организацию при ее создании.

Необходимо вместе с тем отметить, что во многих случаях деятельность некоммерческой организации практически ничем не отличается от производственной деятельности, а финансы таких организаций строятся по типу и форме финансов коммерческих организаций.

Финансовая правосубъектность организации складывается из ряда элементов, совокупность которых определяет пределы субъективного финансового права организации. При этом осуществляется комплексное правовое воздействие путем:

- закрепления прав и возложения обязанностей в зависимости от принадлежности организации к коммерческому или некоммерческому типу;

- ограничения прав и возложения дополнительных обязанностей в зависимости от формы собственности и места в установленной организации производства (родовые ограничения);

- ограничения прав и возложения специальных обязанностей в зависимости от вида организации (видовые ограничения);

- общих и специальных запретов на те или иные действия в зависимости от требований финансовой политики государства (операционные ограничения).

Полномочия, позитивные обязанности и запреты, предусмотренные финансовым законодательством, существенным образом влияют в основном на гражданскую правосубъектность организации как юридического лица. В хозяйственно-финансовой сфере правовое положение юридического лица основывается на принципе дихотомии, поскольку не только объем прав и обязанностей, но и способы (возможности) реализации права и исполнения обязанности наряду с гражданско-правовыми средствами регулируются и финансово-правовыми средствами.

Под содержанием (структурой) финансовой правосубъектности организации следует понимать объем прав и обязанностей в следующих элементах:

1) режим совершения операций с активами и капиталом;

2) режим доходов, расходов и инвестиций;

3) режим оборотных средств.

Организация наделяется полномочиями, определяемыми путем совмещения юридических возможностей и ограничений, предусмотренных соответствующим гражданско-правовым режимом, с родовыми, видовыми и операционными ограничениями субъективного финансового права, предопределяемыми особенностями самой юридической личности организации, т.е. теми экономическими и правовыми характеристиками, которыми она наделена либо в момент создания, либо в ходе дальнейшего функционирования, в том числе при акционировании или приватизации в иной форме государственных предприятий по законодательству СССР, РСФСР и Российской Федерации.

Режим создания и совершения операций с активами и капиталом организаций. Любая организация независимо от формы собственности, характера деятельности, организационного построения, согласно требованиям законодательства, обязана вести бухгалтерский учет, который осуществляется на основе Федерального закона "О бухгалтерском учете" и подзаконных нормативных актов Минфина России, Банка России и других органов финансового управления.

Требования бухгалтерского законодательства имеют императивный, универсальный характер и не только регламентируют учет и отчетность, но и формируют и легализуют все имущественные отношения с участием организации и внутри нее.

Движение активов и капитала организации отражается в балансе (у некоммерческих организаций - в бухгалтерском балансе), который является публично-правовым выражением имущественного положения организации.

По установленному для отражения в балансе и в других формах бухгалтерской отчетности плану счетов в балансах отражается движение имущества организации, активов и финансовых средств, используемых для формирования этих активов.

Активы организации подразделяются:

- на материальные активы (основные фонды, незавершенные капвложения, предназначенное к монтажу оборудование, производственные запасы сырья и материалов, запасы готовой продукции и т.д.);

- нематериальные активы (объекты интеллектуальной собственности, программные продукты, права пользования земельными участками и природными ресурсами и проч.);

- финансовые активы (наличные денежные средства, финансовые инструменты, дебиторская задолженность, выданные ссуды, иные вложения).

Активы различаются также по степени ликвидности, под которой понимается возможность использования соответствующего актива для погашения долгов, очередных или непредвиденных платежей организации.

Ликвидные активы - активы, способные легко, в короткий срок конверсироваться в денежную форму без ощутимых потерь в стоимости. В эту группу входят помимо денежных активов краткосрочные вложения, дебиторская задолженность, запасы готовой продукции и иное имущество, могущее быть без юридических или технических сложностей быстро реализованным и использованным для платежей и расчетов.

Неликвидные активы - имущество, конверсия которого в денежную форму потребует либо значительного времени, либо дополнительных затрат, либо преодоления тех или иных сложностей, исходящих от третьих лиц (основные средства, незавершенные капвложения, нематериальные активы, безнадежная дебиторская задолженность, расходы будущих периодов).

Важное правовое значение имеет разграничение активов на оборотные и внеоборотные.

Под оборотными активами понимаются имущественные ценности, потребляемые в течение одного производственного цикла и поэтому находящиеся в постоянном движении - переходе из одного юридического состояния в другое, начиная от запасов сырья и материалов, заканчивая дебиторской задолженностью за отгруженную, но не оплаченную покупателем продукцию.

К внеоборотным активам относятся основные средства, т.е. здания и сооружения, долгосрочные вложения и иное имущество и права, обладающие пониженной ликвидностью.

Пассив баланса организации образуют финансовые ресурсы, использованные для создания активов во всех его формах. При этом для создания оборотных активов используется оборотный капитал, а для создания внеоборотного капитала - основной капитал.

В связи со значительным использованием для создания активов заемных средств принято подразделять капитал организации на собственный капитал и заемный капитал.

Собственный капитал - финансовые ресурсы, принадлежащие организации на праве частной собственности и инвестированные в создание активов.

Заемный капитал - ресурсы, привлеченные за счет кредитов банка или иного кредитора на условиях возврата и, как правило, уплаты процентов за пользование ссудой.

Правовую специфику разграничению капитала организации на собственный и заемный придает то обстоятельство, что собственный капитал образует имущество организации, заемный же капитал порождает долговые обязательства, обременяющие собственный капитал. Их взаимозависимость, напоминающая сообщающиеся сосуды, приводит к необходимости создания механизма страхования потенциальной имущественной ответственности организации по заемным обязательствам за счет специальных резервов, создаваемых за счет собственного капитала.

Порядок создания и использования финансовых резервных фондов определяется учредительными документами организации, решениями ее органов управления.

Также за счет основного капитала образуется уставный фонд, создаваемый в виде вкладов участников общества с ограниченной ответственностью, стоимости акций общества, приобретенных акционерами акционерного общества при его учреждении, ассигнований из бюджета при создании государственных (муниципальных) предприятий либо иным путем, предусмотренным законодательством о создании юридических лиц.

Уставный фонд (капитал) определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. В практическом смысле под уставным фондом понимается масштаб платежеспособности организации по долгам и обязательствам.

За счет основного капитала организация вправе создавать целевые финансовые фонды для совершения расходов будущих периодов. К ним, в частности, относятся:

- амортизационный фонд;

- фонды производственного развития;

- фонды социального развития;

- иные фонды, создание которых предопределяется отраслевой принадлежностью и хозяйственной спецификой деятельности организации.

В отличие от ранее действовавшего законодательства СССР и РСФСР законодательство Российской Федерации не содержит норм и правил прямого действия, регламентирующих исчерпывающим образом правовой режим имущественной деятельности коммерческих организаций. Эти полномочия ныне отошли к собственнику (собственникам) организаций, осуществляющему свои права через создаваемые им органы управления организацией. В частности, с 1990 г. действовавший ранее порядок обязательного формирования амортизационного фонда был упразднен и коммерческие организации получили право решать этот вопрос самостоятельно.

Правовой режим имущества некоммерческой организации несколько отличается от общих правил тем, что активы, получаемые некоммерческой организацией, не подвергаются капитализации и существуют в качестве имущественных объектов, предназначенных для ведения иной деятельности, нежели получение предпринимательского дохода и прибыли; полученная фактически прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации.

Источниками формирования имущества некоммерческой организации являются:

- регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

- добровольные взносы и пожертвования;

- выручка от реализации товаров, работ, услуг;

- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам;

- доходы, получаемые от собственности (сдача в аренду, иное возмездное использование);

- другие не запрещенные законом поступления.

Источниками формирования имущества государственной корпорации могут служить регулярные или единовременные поступления, взносы, иные платежи от юридических лиц, для которых обязанность осуществлять эти взносы (платежи) установлена федеральным законом. Данная норма (абз. 3 п. 1 ст. 26 Закона о некоммерческих организациях) является основополагающей для осуществления финансовой деятельности особой категории юридических лиц, занимающих промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими организациями и выполняющих многие публично-правовые функции. Примером может служить государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ).

 

§ 2. Правовой режим доходов и расходов организации

 

Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), воспроизведенными в Положениях по бухгалтерскому учету "Доходы организации" <1> и "Расходы организации" <2>, даются следующие определения доходов и расходов.

--------------------------------

<1> См.: Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н // БНА РФ. 1999. N 26.

<2> См.: Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н // БНА РФ. 1999. N 26.

 

Доходами организации признаются увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением увеличения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Не являются доходами, в частности:

- суммы НДС, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и другие бюджетные платежи и отчисления в государственные внебюджетные фонды;

- средства, подлежащие перечислению по договорам комиссии, агентирования, финансирования под уступку денежного требования (факторинг) и иным коммерческим обязательствам в пользу комитента, принципала, бенефициара;

- платежи, совершаемые в целях предварительной оплаты товаров, работ, услуг;

- авансы и задатки;

- средства, выплачиваемые в погашение кредита, займа, ссуды, включая проценты за их использование.

Таким образом, под доходами организации следует понимать только те поступления, которые приводят к увеличению капитала организации, т.е. средств, способных быть использованными для наращивания активов.

В юридическом смысле это предполагает отделение части средств из выручки в связи с обременением выручки обязательствами, возникновение которых связано с получением самой выручки. Речь идет о многих видах расходов, связанных с осуществлением производственной деятельности: закупке сырья, материалов, энергоресурсов, оплате труда, внесения косвенных налогов в бюджет и т.д.

Экономическим и правовым механизмом получения организацией так называемого чистого дохода является исполнение обязательств, перечисленных выше, и тем самым "очистка" выручки от денежных средств, подлежащих перечислению в бюджет, внебюджетные фонды или другим организациям.

В связи с тем что юридическая судьба доходов организации во многом связана с источниками их возникновения, существенное значение имеет классификация доходов организации.

Доходы делятся на четыре основных вида:

1) выручка от производственно-хозяйственной деятельности, под которой понимаются средства, полученные в результате осуществления уставной деятельности организации, т.е. реализация товаров, работ, услуг за плату по установленным в административном порядке или согласованным с контрагентом ценам и тарифам;

2) операционные доходы:

а) поступления, связанные с предоставлением во временное пользование за плату другим организациям или гражданам активов организации, в том числе проценты;

б) поступление платы за использование другими лицами объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих организации;

в) поступления, связанные с инвестициями (продажа ценных бумаг, дивиденды, проценты по вкладам), прибыль от осуществления совместной деятельности;

г) поступления, связанные с отчуждением основных средств и иных активов;

3) внереализационные доходы:

а) штрафы, пени, неустойки, полученные (взысканные) за нарушение условий договоров контрагентами;

б) активы, полученные безвозмездно;

в) поступления в виде возмещения организации причиненных ей убытков;

г) прибыль прошедших периодов, выявленная в отчетном году;

д) суммы кредиторской и депонентской задолженности с истекшим сроком исковой давности;

е) иные доходы, не связанные с уставной деятельностью организации;

4) чрезвычайные доходы - поступления, вызванные обстоятельствами непредсказуемого характера, такие как получение страхового возмещения, вызванного стихийным бедствием, компенсация за национализированное или реквизированное имущество, доходы от списания непригодных к дальнейшему использованию активов.

Под расходами организации понимаются уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) уменьшение капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственника (собственников) имущества организации.

Не квалифицируются как расход:

- приобретение внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства и др.);

- совершение вкладов в уставные (складочные) капиталы других организаций, в том числе приобретение ценных бумаг;

- совершение платежей по договорам комиссии и аналогичным договорам в пользу комитента, принципала, бенефициара;

- выплата авансов, задатков в счет будущей оплаты по договорам с контрагентами;

- погашение кредита, займа, ссуды, ранее полученной организацией.

Правовой режим совершения организациями расходов преследует цель единообразной классификации расходов как финансовых операций, предполагающих в ряде случаев уменьшение капитала организации.

Для классифицирования той или иной выплаты в качестве расхода необходимо наличие следующих юридических признаков:

1) расходная операция совершается за счет имеющихся в распоряжении организации активов, созданных за счет легальной, т.е. разрешенной законом, деятельности организации;

2) расход совершается во исполнение обязательства организации по договору, из финансового обязательства, внедоговорного обязательства или публичной обязанности, т.е. имеет собственное юридическое основание;

3) абсолютная сумма (размер) расхода имеет достаточную определенность и доказанность применительно к должностным лицам организации, разрешившим (авторизировавшим) конкретный расход;

4) расходная операция должна приводить к безвозвратному отчуждению имущества организации, а не к образованию дебиторской (депонентской) задолженности.

Таким образом, под расходами следует понимать предусмотренные законодательством или предопределяемые сложившейся хозяйственно-финансовой практикой направления использования активов организации для исполнения гражданско-правовых, финансовых или иных обязательств организации перед государством, юридическими или физическими лицами, подлежащих отражению в пассиве баланса.

Важнейшей частью расходов организации являются затраты на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг), включающие в себя:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- расходы, связанные с управлением производственным процессом;

- стоимость использованных в процессе производства основных фондов и нематериальных активов.

Материальные затраты - совокупная стоимость потребленных в процессе производства товарной (покупной) продукции, работ, услуг, материальных ресурсов, включая затраты на сырье и материалы, стоимость тары и упаковки, приобретение инструментов, инвентаря, приобретение комплектующих изделий, на оплату транспортных услуг, на выполнение природоохранных мероприятий и т.д.

Затраты на оплату труда и расходы по налогам и сборам включают в себя начисления по заработной плате, надбавкам, премиям и иным поощрительным выплатам, компенсации, иные начисления, производимые согласно принятым схемам и способам оплаты труда, предусмотренным трудовым законодательством, трудовыми контрактами и коллективными договорами, а также суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке на данные начисления.

Расходы, связанные с управлением, охватывают административно-управленческие расходы, командировочные затраты, содержание служебного автотранспорта и иные однотипные с названными расходы.

Под стоимостью использованных в процессе производства основных фондов понимаются затраты, предполагающие постепенный, в течение продолжительного периода перенос стоимости этих фондов на стоимость вновь созданных товаров, работ, услуг через механизм амортизации. Соотношение амортизации с налогообложением прибыли установлено гл. 25 НК РФ.

Используя приведенные финансово-учетные инструменты, коммерческие организации осуществляют планирование и учет расходов в целях соизмерения элементов производственных и непроизводственных затрат для повышения эффективности хозяйственной деятельности, создания финансовых и иных резервов и сокращения непроизводительных потерь. Синтетическим показателем эффективности производства является себестоимость продукции, работ, услуг.

Под себестоимостью понимается денежное выражение затрат организации на производство продукции, включающих прямые затраты и накладные расходы.

Различается себестоимость:

- производственная;

- полная.

Производственная себестоимость - валовые затраты с учетом остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов и платежей.

Полная себестоимость включает в себя производственную себестоимость, внепроизводственные (коммерческие) и управленческие расходы.

Источником права для осуществления финансово-бухгалтерского учета и управления финансовыми ресурсами выступают Закон о бухгалтерском учете, НК РФ, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н <1>, а также положения по ведению бухгалтерского учета по отдельным направлениям финансовой работы организаций, утв. Минфином России. Основными из них являются:

--------------------------------

<1> БНА РФ. 1998. N 23.

 

1) ПБУ 1/2008 "Учетная политика организаций" <1>;

--------------------------------

<1> См.: Приказ Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н // БНА РФ. 2008. N 44.

 

2) ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации";

3) ПБУ 18/02 "Учет расходов по налогу на прибыль организаций" <1>;

--------------------------------

<1> См.: Приказ Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н // БНА РФ. 2003. N 10.

 

4) ряд других ПБУ.

Важным элементом финансовой правосубъектности организации служит учетная политика, утверждаемая ее руководителем или руководящим органом. Подлежат утверждению рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы первичной документации и документов для внутренней бухгалтерской отчетности, методы оценки активов и обязательств, правила документооборота, порядок контроля за финансовыми операциями. Тем самым требования финансового и учетного законодательства подлежат обязательной адаптации и конкретизации в преломлении к каждой организации, становятся частью локального внутрихозяйственного правового регулирования.

Гражданское законодательство исходит из принципа, устанавливающего, что банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами (ст. 845 ГК РФ). Финансовые ресурсы, преимущественно находясь в денежной (безналичной) форме, в полной мере подпадают под действие этого принципа. Вместе с тем законом гарантируется защита ряда публично-правовых и частноправовых интересов, связанных с осуществлением имущественного оборота в целом и денежного в частности.

Прежде всего обеспечивается достоверность воли организации по распоряжению денежными средствами. Для этого любому действию, направленному на отчуждение одной и приобретение другой организацией денежных средств, имущества или иных активов, придается конкретно-определенная правовая форма, предписанная финансовым законодательством, а именно форма финансовой операции.

Во-вторых, любая финансовая операция перед ее осуществлением подлежит финансово-учетной классификации с одновременным отражением в данных бухгалтерского учета. Тем самым определяются правовая природа и юридические последствия совершенной финансовой операции.

В-третьих, в результате совершения соответствующей финансовой операции возникают гражданские и финансово-правовые обязательства и обязанности организации в отношении других организаций и граждан, выступающих кредиторами. Осуществление тех или иных сделок и операций только в установленной финансовым законодательством форме служит предметом субъективного права для неопределенного круга лиц.

В-четвертых, возможное противоправное отступление от правил финансовой квалификации (например, незаконное отнесение на себестоимость платежей, подлежащих совершению их из прибыли) затрагивает интересы государства, недополучающего причитающиеся ему доходы.

В-пятых, несоблюдение финансово-правового режима распоряжения денежными средствами осложняет применение специальных норм, ограничивающих применение принципа свободного и беспрепятственного распоряжения денежными средствами (в случае существования запрета, ограничений или специальных правил совершения соответствующих операций).

В-шестых, отступление от правового режима совершения финансовых операций дезорганизует бухгалтерский, статистический, налоговый учет и тем самым затрудняет государственное программирование и финансовое планирование экономического развития в рамках региона или всей страны.

В силу этих и ряда других важных обстоятельств гражданско-правовое регулирование имущественных отношений с участием организаций сопровождается и дополняется финансово-правовым регулированием, а гражданская правосубъектность организации реализуется не иначе как в порядке, установленном финансовым законодательством.

Финансово-правовое опосредствование хозяйственной деятельности организаций приводит к последовательному формированию нескольких имущественных фондов, или, как их называет Е.М. Ашмарина, финансовых потоков <1>:

--------------------------------

<1> См.: Ашмарина Е.М. Место норм, регулирующих учетные процессы, в системе финансового права Российской Федерации. М., 2004. С. 137.

 

- фонда выручки в виде полученных денежных средств и дебиторской задолженности в качестве эквивалентного возмещения за реализацию активов;

- потока исполнения налоговых и иных финансовых обязательств, возникающих по типу косвенного обложения;

- потока формирования прибыли коммерческой организации путем совершения платежей и отчислений, относимых на себестоимость продукции, работ, услуг;

- потока распоряжения прибылью путем ее прямого налогообложения;

- потока распределения чистой прибыли коммерческой организации в целях направления ее на потребление, инвестиции, в резервы и на другие цели по усмотрению собственника или собственников.

Нельзя не заметить, что метод финансового права в сфере имущественных отношений, складывающихся в организациях и между организациями, находит свое применение в значительно модифицированном виде. Императивность финансового регулирования реализуется путем возложения на субъектов хозяйствования обязательств и обязанностей, исполнение которых служит условием для реализации их собственных экономических интересов.

В отличие от ранее существовавшего порядка директивного распоряжения доходами и прибылью государственных предприятий в условиях планового хозяйства ныне действующий финансово-правовой режим является комбинацией императивных норм и правил с довольно широкой мерой самостоятельности организаций в области финансов, ограничиваемой только по публичным соображениям и в интересах общества. Однако баланс частных и публичных интересов в деятельности организаций может быть обеспечен только при каждодневном его поддержании в заданных законодательством и параметрами государственной финансовой политики пропорциях.

 

§ 3. Правовой режим оборотных средств

коммерческой организации

 

Оборотные средства (или оборотный капитал) - часть активов, обеспечивающая непрерывность производственно-хозяйственной деятельности. Осуществление затрат на приобретение сырья, материалов, инструмента, авансовая оплата труда и другие расходы организации не должны лишать организацию возможности совершать аналогичные или другие платежи и расходы в дальнейшем независимо от реализации продукции, работ, услуг по предыдущему производственному циклу. Оборотные средства об

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...