Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Налог на добавленную стоимость

Налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Торговые организации могут одновременно осуществлять как облагаемые, так и не облагаемые (п. 2 ст. 146, ст. 149 НК РФ) НДС операции, а также вести деятельность, переведенную на уплату ЕНВД.

С 1 января 2006 г. изменился порядок обложения НДС. Однако не все поправки связаны c изменением норм гл. 21 НК РФ, некоторые затрагивают правила обложения НДС, так как документооборот, который связан со счетами-фактурами, должен напрямую согласовываться с данными, отражаемыми в налоговых декларациях по НДС. С 1 января 2006 г. выплата НДС поставщику не является обязательным условием для принятия НДС к вычету.

Покупатель отражает реквизиты полученного счета-фактуры в книге покупок, и на основании этих документов он делает соответствующие записи в налоговой декларации и производит вычет "входного" НДС. Однако регистрировать счет-фактуру в книге покупок и предъявлять налог к вычету можно, только если счет-фактура оформлен надлежащим образом (ст. 169 НК РФ).

Счет-фактуру оформляют только плательщики НДС, к ним не относятся продавцы, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН). Если лицо, применяющее специальный режим, нарушит требования НК РФ и выпишет покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС, то такое лицо должно перечислить в бюджет сумму налога, указанную в счете-фактуре (п. 5 ст. 173 НК РФ).

Если торговая организация освобождается от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ, такие организации также обязаны выписывать счета-фактуры, как того требует п. 3 ст. 169 НК РФ, а на счетах-фактурах следует делать надпись "Без НДС". Нумерация счета-фактуры должна быть возрастающей и сквозной (т.е. без пропусков), требований к структуре номера нормативными документами не установлено.

От обязанности выставлять счета-фактуры освобождены предприятия розничной торговли, общепита и другие организации и индивидуальные предприниматели, работающие с населением (п. 7 ст. 168 НК РФ).

У налогоплательщиков, работающих с населением, обязанность по выставлению счетов-фактур считается выполненной, если они выдали покупателю кассовый чек или бланк строгой отчетности, счет-фактура такому покупателю не нужен.

Рядом с номером счета-фактуры указывается дата его выписки (п. 3 ст. 168 НК РФ), счет-фактура при реализации товаров (работ, услуг) выставляется не позднее 5 дней с момента отгрузки. Причем отсчет нужно начинать от даты отгрузки, а не со следующего дня. Правило о пятидневном сроке не применяется, если отгрузка произошла в последние 4 дня месяца. В такой ситуации счет-фактура выписывается в текущем месяце и регистрируется в книге продаж на соответствующую дату. Налогоплательщика, который выпишет счет-фактуру позже и на этом основании не отразит начисление НДС в налоговой декларации, при налоговой проверке ждут доначисление налога, штраф за несвоевременную уплату НДС и пени (письмо Минфина России от 23 июня 2004 N 03-03-11/107 "О принятии к вычету НДС на основании счетов-фактур, которые поступили с опозданием").

К обязательным реквизитам счета-фактуры относятся наименование продавца и покупателя, их адреса, а также ИНН и КПП. Если продавец и грузоотправитель - одно и то же лицо, в строке 3 можно не повторять его наименование и адрес, ограничиться указанием "Он же". Но если покупатель является грузополучателем, делать такую же отметку в счете-фактуре нельзя (письмо МНС России от 13 мая 2004 N 03-1-08/1191/15@ "Свод писем по применению действующего законодательства по НДС за второе полугодие 2003 г. - I квартал 2004 г.)". Дело в том, что строка 4, предназначенная для отражения данных о грузополучателе, расположена перед строками 6 и , в которых приводятся наименование и адрес покупателя. Поэтому слова "Он же" в строке 4 счета-фактуры неуместны. В случае налоговой проверки налогоплательщику придется доказывать, что "Он же" - это не продавец, данные о котором приведены выше, а покупатель, наименование и адрес которого указаны внизу.

Данные о грузополучателе и покупателе, указанные в счете-фактуре, также могут отличаться. Это бывает, когда товар доставляется не по адресу покупателя, а на склад третьего лица. В такой ситуации продавец выдает счет-фактуру покупателю и отражает его реквизиты в строках 6, и , а в строку 4 вписывает данные третьего лица - непосредственного получателя груза.

Организациям, которые работают с большим числом клиентов и в течение месяца каждому покупателю ежедневно отгружают товары (оказывают услуги), разрешено выписывать счета-фактуры 1 раз по итогам месяца. Если такой счет-фактура датирован последним числом месяца, проблем у обеих сторон договора не возникает.

В гл. 21 НК РФ предусмотрены не только прямые (0, 10 и 18%), но и расчетные ставки НДС 10/110 и 18/118% (п. 4 ст. 164 НК РФ). Торговые организации применяют их при реализации имущества, которое было учтено с налогом, сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (п. 3 и 4 ст. 154 НК РФ).

С 2006 г. входящий НДС можно предъявлять к вычету по мере приобретения материальных ценностей и имущественных прав (п. 2 ст. 171 НК). В отношении организаций, ранее использовавших кассовый метод, установлен двухгодичный переходный период, в течение которого сохраняются прежние условия.

Вычет НДС можно подтверждать вместо счета-фактуры другим документом, например документом, подтверждающим фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6-8 ст. 171 НК РФ.

Однако налоговые инспекторы постоянно пытаются использовать любую оплошность в оформлении для отказа торговой организации в праве на вычет даже по тем счетам-фактурам, на основе данных которых продавцы прошли встречную проверку (для чего в принципе и установлены такие жесткие требования к данному документу). Налоговые органы могут придраться к правильности заполнения любого реквизита счета-фактуры, особенно к указываемым адресам, данным платежно-расчетного документа, если выставлялся счет на предоплату, подписям, которые могут быть проставлены лицами, не уполномоченными на подписание счетов-фактур, и пр.

Счет-фактура в современном хозяйственном обороте фактически заменяет собой коммерческий счет, поэтому обязанность продавца выставить надлежащий счет-фактуру можно перевести из налоговой в гражданско-правовую. Для этого достаточно на стадии переговоров по содержанию договора включить в его текст обязанности продавца по передаче покупателю правильно оформленного счета-фактуры, содержащего достоверные данные.

Торговые организации при заключении договоров, направленных на приобретение товаров, работ или услуг, могут потребовать от продавца ряд документов, подтверждающих:

1) регистрацию в качестве юридического лица;

2) постановку на налоговый учет;

3) право пользования помещением (зданием), по которому продавец зарегистрирован;

4) образцы подписей лиц, которые будут подписывать выставляемые счета-фактуры, с документами, подтверждающими такие полномочия.

Если товары (работы, услуги), имущественные права, одновременно используются как в облагаемых, так и не облагаемых НДС операциях, то суммы НДС принимаются к вычету и учитываются в их стоимости в соответствующей пропорции (п. 4 ст. 170 НК РФ):

1) сумма НДС, принимаемая к вычету (Ноб), определяется по формуле:

Ноб = Н х Тоб / Т,

 

где Н - сумма НДС, подлежащая распределению;

Тоб - стоимость отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат обложению НДС;

Т - общая стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период;

2) сумма НДС, учитываемая в стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не облагаются налогом (Ннеоб), рассчитывается следующим образом:

 

Ннеоб = Н х Тнеоб / Т,

 

где Тнеоб - стоимость отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых освобождены от обложения НДС.

В то же время распределение сумм НДС производится в порядке, предусмотренном учетной политикой организации для целей налогообложения (п. 4 ст. 170 НК РФ). Поэтому, организация может прописать в учетной политике другой, отличный от указанного в НК РФ метод распределения НДС.

При отсутствии раздельного учета суммы НДС не только не принимаются к вычету, но и не включаются в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли.

Если организация торговли осуществляет операции по реализации товаров, облагаемых по налоговой ставке 0% (например, реализация товаров на экспорт), то в соответствии с п. 10 ст. 165 НК РФ в учетной политике необходимо установить порядок определения сумм "входного" НДС, относящегося к этим товарам.

При реализации торговыми организациями товаров, льготный режим налогообложения которых предусмотрен на всех стадиях производства и реализации, стоимость реализуемых товаров, а также сумма дохода, получаемого от их реализации, полностью выведены из-под налогообложения, к таким товарам относятся:

1) лекарственные средства, изделия медицинского назначения, протезно-ортопедические изделия и медицинская техника;

2) изделия народных промыслов признанного художественного достоинства;

3) книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой;

4) пожарно-техническая продукция.

При реализации торговыми организациями товаров, льготный режим налогообложения которых предоставлен конкретным производителям, их стоимость не исключается из режима общего налогообложения, к ним относятся:

1) товары (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), производимые и реализуемые общественными организациями инвалидов;

2) товары (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), производимые и реализуемые организациями, среди работников которых не менее 50% общей численности составляют инвалиды и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, производимые и реализуемые предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50% работающих.

Обязанность вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж предусмотрена НК РФ только для налогоплательщиков (п. 3 ст. 169 НК РФ). Правила определяют порядок ведения покупателями и продавцами товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав - плательщиками НДС журналов учета счетов-фактур, книг покупок и продаж.

Вести регистры по НДС должны только лица, имеющие статус плательщиков НДС. Поэтому привлечь к ответственности организации, не являющиеся таковыми, по ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов или иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, нельзя.

В 2006 г. для получения вычета по НДС не нужно представлять документ, подтверждающий фактическую уплату налога. Поэтому для зачета НДС кассовые чеки больше не нужны, и, выделен в них НДС отдельной строкой или нет, теперь не имеет значения. Для получения налогового вычета достаточно иметь счет-фактуру поставщика. Однако форма счета-фактуры содержит строку 5 "К расчетно-платежному документу N", в которой нужно отражать сведения об оплате, и номер платежно-расчетного документа в счете-фактуре указывают только при получении авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) (подп. 4 п. 5 ст. 169 НК РФ).

Иногда торговые организации покупают ценности (например, оргтехнику) в розницу. В таких случаях, деньги выдают под отчет сотруднику. И, чтобы применить вычет по входному НДС, все документы (накладные, счета-фактуры, квитанции к ПКО) должны быть оформлены на торговую организацию, а не на физическое лицо. Также нужно выдать подотчетному сотруднику доверенность, иначе он не сможет получить счет-фактуру от поставщика, а организация - зачесть входной НДС.

Что произойдет, если доверенности нет? Работник купит в магазине необходимые товары, а ему выдадут кассовый чек и товарную накладную либо товарный чек. Эти документы сотрудник принесет в торговую организацию. Отсутствие счета-фактуры лишит торговую организацию права на налоговый вычет, и ей придется отнести входной НДС в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы". Однако в состав "налоговых" затрат включить его будет нельзя.

Причем в кассовых чеках сумма НДС может быть выделена отдельной строкой, а может просто присутствовать запись "В том числе НДС" или "Включая НДС".

В первом случае торговая организация отнесет на счет 91 "Прочие доходы и расходы" ту сумму НДС, которая указана в кассовом чеке. Во втором - налог придется рассчитать самостоятельно.

Суммы НДС, ранее принятые к вычету, с 2006 г. подлежат восстановлению при переходе торговой организации на специальные налоговые режимы.

С 2006 г. при переходе торговой организации на специальные режимы суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам, подлежат восстановлению. Причем восстанавливаются они в налоговом периоде, предшествующем переходу на специальные режимы (п. 3 ст. 170 НК РФ).

По товарам (работам, услугам), не использованным до перехода, налог восстанавливается в полном размере. По основным средствам и нематериальным активам - пропорционально остаточной (балансовой) стоимости.

Начиная с 2006 г. перед переходом на упрощенную систему налогообложения (УСН) торговая организация должна в последнем налоговом периоде по НДС, предшествующем переходу, выполнить следующие действия:

1) определить сумму НДС, ранее принятую к вычету по материально-производственным запасам, числящимся на балансе организации по состоянию на конец периода;

2) определить сумму НДС, относящуюся к недоамортизированной части основных средств (нематериальных активов), принятую к вычету при их постановке на учет;

3) определить сумму НДС, принятую к вычету по работам (услугам), не учтенным в составе расходов до перехода;

4) начислить все полученные суммы к уплате в бюджет.

Договор комиссии является одним из видов посреднических договоров. Разобраться в правилах исчисления НДС и составления счетов-фактур при посреднических операциях можно, только четко представляя себе правовую природу этих сделок.

По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 990 ГК РФ). В договоре комиссии может быть предусмотрено, что комиссионер совершит различные сделки в интересах комитента.

Объектом налогообложения по НДС у комитента являются операции, связанные с реализацией товаров по договору купли-продажи, заключенному комиссионером с покупателем во исполнение договора комиссии (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Дата оплаты или частичной оплаты в счет предстоящей отгрузки товара для целей исчисления НДС определяется исходя из формы расчетов, согласованной сторонами сделки.

Моментом определения налоговой базы у комитента по заключенному комиссионером договору купли-продажи является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товара комиссионером покупателю;

2) день, когда посредник получил от покупателя оплату в счет предстоящих поставок товаров (если посредник участвует в расчетах), или день, когда покупатель рассчитался с комитентом (если посредник в расчетах не участвует).

Пример:

В феврале 2008 г. организация (комитент) выписала в одном экземпляре счет-фактуру с пометкой "Частичная оплата" на сумму 177 000 руб. (включая НДС 27 000 руб.). Сумма НДС с предоплаты отражается в книге продаж и декларации по НДС за февраль 2007 г.

В марте торговая организация (комиссионер) представила отчет комиссионера, а также счет-фактуру на посредническое вознаграждение. В бухгалтерском учете организации (комитента) были сделаны такие записи:

Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками",

Кредит счета 90 "Продажи" субсчет 1 "Выручка" - 354 000 руб. - отражена отгрузка товара покупателю;

Дебет счета 90 "Продажи" субсчет 2 "Себестоимость продаж",

Кредит счета 45 "Товары отгруженные" - 250 000 руб. - списана себестоимость товара;

Дебет счета 90 "Продажи" субсчет 3 "НДС", Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" - 54 000 руб. (300 000 руб. х 18%) - исчислен НДС с выручки от продажи товара;

Дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", Кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" субсчет "Авансы полученные" - 27 000 руб. - принят к вычету НДС с аванса (счет-фактура, выписанный при получении предоплаты, после отгрузки товаров покупателю регистрируется в книге покупок);

Дебет счета 44 "Расходы на продажу",

Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" субсчет "Расчеты с комиссионером" - 30 000 руб. (300 000 руб. х 10%) - начислено вознаграждение комиссионеру;

Дебет счета 19 "НДС по приобретенным ценностям", Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты с комиссионером" - 5400 руб. (30 000 руб. х 18%) - отражен НДС с вознаграждения комиссионеру;

Дебет счета 90 "Продажи" субсчет 2 "Себестоимость продаж", Кредит счета 44 "Расходы на продажу" - 30 000 руб. - вознаграждение комиссионеру включено в себестоимость продаж. Исполнив поручение комитента, комиссионер обязан представить ему отчет (ст. 999 ГК РФ). Сделать это нужно в трехдневный срок с момента окончания отчетного периода, в котором имущество было реализовано. Чтобы не возникло разногласий между сторонами договора комиссии, форму отчета можно согласовать в приложении к договору. Комиссионер определяет налоговую базу по НДС как сумму выручки от оказания посреднических услуг, полученную им в виде вознаграждения (любых иных доходов) при исполнении договора комиссии (п. 1 ст. 156 НК РФ).

При реализации на территории России товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами (п. 5 ст. 161 НК РФ).

В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога. В п. 1 ст. 167 НК РФ определен момент формирования налоговой базы, являющая наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров в счет предстоящих товаров (выполнения работ, оказание услуг) передачи имущественных прав.

Поэтому организация или индивидуальный предприниматель, являющийся налоговым агентом, исчисляет и уплачивает НДС в бюджет в полном объеме (п. 4 ст. 173 НК РФ). НДС уплачивается по местонахождению организации или индивидуального предпринимателя в срок не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом принять к вычету сумму НДС, уплаченную в бюджет, налоговый агент не может (п. 3 ст. 171 НК РФ).


Практическая часть

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...