Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационные этапы наблюдения

СУЩНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ, ЕГО ВИДЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ.

 

Наблюдение

       
 
- это целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий и поведения человека или особенностей протекания изучаемого явления или процесса и их специфических изменений.
 
- это метод познания педагогических явлений, основанный на целенаправленном восприятии (непосредственном или косвенном, через описание другими лицами) и фиксировании диагностом явлений или процессов с одновременной первичной обработкой получаемой информации в сознании наблюдающего.

 

 


При наблюдении явления и процессы воспринимаются непосредственно в целостности и динамике их изменения. Восприятие и наблюдение неравнозначны.

           
   
 
Восприятие – это психический процесс
   
Наблюдение- это метод познания педагогических процессов
 

 

 


Сущность наблюдения

 
 
состоит в том, что в сознании педагога отображаются и фиксируются изменения изучаемого объекта, количественно-качественные и другие переменные.

 


Существенные черты метода наблюдения

 


Стандартизированное наблюдение

 
 

 


 

ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЙ

По признаку «временной» организации По объему По типу связи наблюдателя и наблюдаемого

           
 
Непрерывное (лонгитюдное) – ведется от начала до конца педагогического процесса. Дискретное – когда предметом периодического наблюдения являются лишь отдельные характеристики процесса (например, воспитательные элементы в процессе обучения).
 
Широкое (монографическое или полусвободное) – например, наблюдение за группой в целом.   Узкоспециальное (выборочное, формализированное) – направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов (например, монографическое наблюдение за детьми в группе, за интересом к деятельности др.).
 
Включенное – диагност сам является участником наблюдаемого процесса или членом группы испытуемых. Невключенное – осуществляется диагностом со стороны.

 

 


Требования, предъявляемые к наблюдению:

 
 
1. Наблюдение должно быть целенаправленным. 2. Наблюдение должно проводиться по заранее разработанному плану (программе). 3. Количество наблюдаемых признаков должно быть минимальным и строго соответствовать цели наблюдения, а время и длительность наблюдения – точно определены. 4. Заранее должны быть разработаны процедура наблюдения и форма фиксации наблюдаемых фактов (протокол наблюдения) и формулирования промежуточных выводов. 5. Объекты должны наблюдаться в естественных для них условиях и через равные промежутки времени. 6. Получаемые сведения должны подвергаться сравнению, измерению, систематизации. 7. Наблюдатель должен знать причины появления ошибок в наблюдении и способы их минимизации.

 

 


Организационные этапы наблюдения

         
 
 
 
 
   
Необходимость сочетания наблюдения с другими методами диагностики.

 

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...