Организационные этапы наблюдения
СУЩНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ, ЕГО ВИДЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ.
Наблюдение
| | | |
| - это целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий и поведения человека или особенностей протекания изучаемого явления или процесса и их специфических изменений.
| | | - это метод познания педагогических явлений, основанный на целенаправленном восприятии (непосредственном или косвенном, через описание другими лицами) и фиксировании диагностом явлений или процессов с одновременной первичной обработкой получаемой информации в сознании наблюдающего.
| |
При наблюдении явления и процессы воспринимаются непосредственно в целостности и динамике их изменения. Восприятие и наблюдение неравнозначны.
| | | | | |
| | |
| Восприятие – это психический процесс
| | | | Наблюдение- это метод познания педагогических процессов
| |
|
Сущность наблюдения
|
| состоит в том, что в сознании педагога отображаются и фиксируются изменения изучаемого объекта, количественно-качественные и другие переменные.
| |
Существенные черты метода наблюдения
Стандартизированное наблюдение
ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЙ
По признаку «временной» организации
| По объему
| По типу связи наблюдателя и наблюдаемого
|
| | | | | |
| Непрерывное (лонгитюдное) – ведется от начала до конца педагогического процесса.
Дискретное – когда предметом периодического наблюдения являются лишь отдельные характеристики процесса (например, воспитательные элементы в процессе обучения).
| | | Широкое (монографическое или полусвободное) – например, наблюдение за группой в целом.
Узкоспециальное (выборочное, формализированное) – направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов (например, монографическое наблюдение за детьми в группе, за интересом к деятельности др.).
| | | Включенное – диагност сам является участником наблюдаемого процесса или членом группы испытуемых.
Невключенное – осуществляется диагностом со стороны.
| |
Требования, предъявляемые к наблюдению:
|
| 1. Наблюдение должно быть целенаправленным.
2. Наблюдение должно проводиться по заранее разработанному плану (программе).
3. Количество наблюдаемых признаков должно быть минимальным и строго соответствовать цели наблюдения, а время и длительность наблюдения – точно определены.
4. Заранее должны быть разработаны процедура наблюдения и форма фиксации наблюдаемых фактов (протокол наблюдения) и формулирования промежуточных выводов.
5. Объекты должны наблюдаться в естественных для них условиях и через равные промежутки времени.
6. Получаемые сведения должны подвергаться сравнению, измерению, систематизации.
7. Наблюдатель должен знать причины появления ошибок в наблюдении и способы их минимизации.
| |
Организационные этапы наблюдения
| | | | |
| |
|
| |
|
| | Необходимость сочетания наблюдения с другими методами диагностики.
| |
Читайте также:
Воспользуйтесь поиском по сайту: