Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет 7. Вопрос 20. А. П. Чехов и мировая культура.




 

Биография, воспоминания, переписка:

Измайлов А., Чехов. Биографич. набросок, М., 1916;

Соболев Ю., Чехов М., 1934;

Дерман А. Б., А. П. Чехов, М., 1939;

Ермилов В., Чехов, 3 изд., М., 1951;

Роскин А. И., Чехов. Биографич. повесть, М., 1959;

Берднпков Г. П. Чехов, М., 1974.

 

- Театр 20 века ориентируется на драматургию Чехова, на его реформу русского театра.

- Чехов ставил точные диагнозы человеческим душевным болезням.

- Чехов предугадал психологию человека 20 века, который уже не верил фразам-лозунгам и призывам.

- Чехов стал очень хорошим врачом и очень увлекался садом. Он признавался, что не стань он писателем, он стал бы садовником.

- Как настоящий писатель, Чехов стремился показать человека таким какой он есть.

- Он стремился передать всю полноту несправедливости и провинциальность жизни.

- Трагедия и комедия у него неотделимы.

- По Чехову трагедия человека 20 века заключалась в том, что его сносило безмолвием жизни, человек терял свое назначение, сам себя. Поэтому Чехов бытовую сторону жизни выдвигает на первый план.

«Люди только обедают, носят пиджаки, произносят ничего не значащие фразы, а в это время разбиваются их сердца».

- Чехов показывает, что мелочей в жизни нет («неудачная фраза утром — апокалипсис мелкого греха» - может разрушить весь день, а может и всю судьбу).

- По Чехову внутреннее жилище человека «душу» очень важно чистить, как и собственную квартиру. «Люди чужие друг другу — рядом, а созданные друг для друга — не могут соединиться». («Дама с собачкой», «Дом с мезонином», «О любви»)

- Чехову нужен очень внимательный читатель, все творчество его требует очень большого труда.

- Толстой восхищался Чеховским лаконизмом, очень емким, который вмещает в себя очень большой смысл.

- Очень много у Чехова заключается в интонации, фразы Чехова очень музыкальны.

 

Скавтымов: «Подводное течение Чехова» - эта «подводная» его часть — очень интересна — внимание к загнанному в душе страданию человека.

 

- Чехов угадал «щемящую душу» - боль человека и сумел это выразить. Он «по капли выдавливал из себя раба» - и действительно, Егор Михайлович — дед Чехова, был крепостным у деда Владимира Черткова. Это Егор Михайлович невероятными усилиями смог откупиться, вернуть всю свою семью. Павел Егорович Чехов уже становится купцом, он владел магазином и прошел все ступени торговой иерархии.

16.29) января 1860 — родился А. П. Чехов. Его назвали Антоном, так как на следующий день 29 января — праздновали день святого Антония. Домик Чехова находится в Таганроге.

Все Чеховы -дети были очень талантливы.

Старший — Александр — тоже ьбыл литератором, он оставил богатое наследие об А. П. Чехове

Николай — художник, иллюстрировал рассказы Чехова

Иван — учитель.

Мария — единственная сестра, которую Чехов очень любил, она тоже стала учительницей.

 

Талантливым был и отец — Павел Егорович — писал иконы. Но детей своих он тиранил — заставлял всавать в 4 утра и ехать на спевки (литургии). Они также работали в его лавке, при этом он был очень строг. Это был человек, в котором было трудно признать крепостного — он всегда был одет с иголочки. Жена его была по его пятой — он очень строго с ней разговаривал, а иногда и поднимал на нее руку. Лишь Антона он слушал из всех своих сыновей, который вырос и запретил ему поднимать на мать руку.

Таганрог в то время был культурный город — туда приезжали разные труппы — в том числе иностранные. Чехов к театру пристрастился очень рано. Мало того, Чехоа еще и очень талантливо умел пародировать родных. Он проявлял, таким образом, интерес не только к театру, но и к актерствованию.

Учился он неважно, очень не любил классические языки (латынь и греческий).

Из-за огромных долгов семья должна была уехать в Москву. Именно в Москве у Антона была самостоятельная жизнь, там он вынужден был сам себя обеспечивать — давал частные уроки, подрабатывал репетиторством и именно тогда начал хорошо учиться. Он решил быть врачом, а не пойти по коммерческому пути — отец не посмел ему возразить.

 

Многие критики разделяют творчество Чехова на три периода:

1. Осколковский период. Связан с изданием петербургских «Осколков». Главные темы: человек и чин, торжество меркантильного духа, тема измельчания человека (говорящие фамилии и др).

Раболепство человека Чехов больше всего порицал и преследовал в своих юмористических произведениях. Он показывал, что люди часто превращаются в животных. Здесб же уже вырабатываются темы его зрелых произведений.

 

25 марта 1886 года — от писателя Григоровича Чехов получает письмо. Григорович пишет о его таланте и говорит о необходимости бросить работу и помыслить о труде обдуманном.

 

В 1886 году он начинает сотрудничать у Суворина в газете «Новое время».

 

В 1887 написаны «Степь» и «Именины»

В 1890 — Чехов отправляется на остров сахалин, так как по его словам это было место «повышенных страданий». Он боится обнаружения в себе самом тех пороков, которые он описывает. На Сахалин он едет, чтобы содрать эту благополучную коросту со своей души. Он побывал там в тюрьмах, в больницах, разговаривал с ссыльными. Он был физически сильным, храбрым и одновременно деликатным, тонким, не похожим на человека со спортивным азартом. На Сахалине он сильно заболел, у него началась чахотка.

 

Книга «Остров Сахалин» - выходит с 1893-1894, 1895.

 

После этой поездки он создает ряд высших своих произведений: «Палата № 6», «Рассказ студента».

 

- Чехов, как человек с молоточком, напоминает, что есть страдания, и что страдание может коснуться и сегодняшних счастливых.

- Смысл и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном.

 

Вершиной чеховского размышления является «Палата №6»

==> Особенно бедственное положение было в палате № 6, где находились умалишенные. Доктор Рагов знает, что сторож Никита периодически избивает умалишенных, больных, но не находит нужным что-либо с эти сделать. Внезапно рагов находит собеседника в одном из умалишенных, который случайно попал в неволю. Доктор Рагов был рад, что для него наконец-то нашелся интересный собеседник, но к его проблемам он относился равнодушно, стоически - «это все внешнее».

Когда его заманивают в эту палату и запирают там, вся его философская маска слетает с него, его избивают. Он понимает, как ужасно он жил до сих пор. Он понимает, как он был эгоистичен, ничего не делал, чтобы исправить положение. Он наказан теперь тем, что теперь ему уже ничего не изменить и не поправить. Он умирает, и здесь открывается истина мудрых древних учений (стоицизма и эпикурейства) — в них нет любви, как бы мудры они не были.

 

В этот период своей жизни «Чехов достигает реализма. Сгущенного до символа». (Горький о Чехове).

- Разрабатывается тема утраты, внутренней связи. Диалог сменяется монологом — каждый говорит только о себе и слушает только себя.

- В сквозном мотиве Чехова сменяются 2 плана: реальный и мистический.

- Чехов прокладывает путь к серебряному веку — в частности к символизму. У него разрабатывается тема дома.

Старый дом существует и в «Чайке», и в «Дяде Ване». Как и тема сада, этот дом становится символом.

- Чехов первым стал бить тревогу об экологических проблемах, надвигающихся на человечество. Во многих его произведениях есть тема исчезающих лесов.

Остается только душа мира, которая помнит обо всех угасших жизнях и она остается в сделке с дьяволом. ==> Когда еще был чистый воздух, чистая вода, никакого истребления — Чехов уже бьет тревогу об экологической катастрофе. Он во многом выступает как провидец в своих пьесах.

 

1896 - «Чайка».

==> Первая постановка в том же году в Александринке. Несмотря на то, что роль Нины Заречной исполняла Вера Комиссаржевская — это был провал, так как она была поставлена по старой системе.

 

Близким Чехову театром оказался именно МХАТ. Станиславский объявил войну театральности в театре. Он терпеть не мог высокого рода актерства, этих громких фраз, произносимых особо громким голосом. В его театре начали говорить так, как говорят в жизни. Это был театр русской интеллигенции. И Чехов тоже стремился к жизненной правде, важно повседневная жизнь и в ней важно подводное (невидимое) течение человеческой жизни.

 

Чеховская «Чайка» - это пьеса о двух художественных типах. Есть два типа художника: одни любят искусство в себе, а другие любят себя в искусстве — свою славу (таковы Аркадьевна и ее любовник)..

Все было великолепно передано Станиславским. Напряженная тишина в зале — самое драгоценное признание в искусстве. Так рождался новый чеховский театр. МХАТ стал рождать новый театр.

 

- У Чехова каждый персонаж значим, и каждый выделяется в тот или иной момент

- Декорации перестали быть задником, а стали средой — они стали выходить на первый план. Как и музыкальное сопровождение декорации стали выходить на первый план. Станиславский и Чехов очень поддерживали эту систему и искали новые импульсы для новых творческих находок.

 

С 1898 года по состоянию здоровья Чехов живет в Ялте, где его навещают Толстой, Бунин, Куприн и Левитан.

После премьеры «Трех сестре» он женится на Ольге Книппер, которая редко с ним виделась, поскольку постоянно была на гастролях. Его хоть и шутливые письма к ней очень печальны, так как содержат то самое подводное течение. Он любил, а вот любила ли она...

Ялту он не любил, но именно там возник его интерес к саду.

 

В 1894 году он поехал на курорт в Германию. Умирая в бреду, говорил о каком-то матросе и о японцах — переживал за судьбу России.

 

Влияние на Чехова:

- Древнерусская культура и литература, Чехов хорошо знал древнерусский язык, и говорил, что он отвращал его от пошлости.

- Проза Пушкина

- Гоголь и творчество Салтыкова-Щедрина (проблематика и приемы, гипербола, гротес, тема абсурда).

- Толстой и толстовская философия. Но Чехов не принял толстовскую тему непротивления злу и боролся с ней

- В «Чайке» прямая отсылка к Гамлету Чехова.

- Связь Чехова с Мопассаном.

Для Чехова трагедией была непробудимость души, ее неспособность любить, для Мопассана — внимание к чувству.

- Сходство между «Чайкой» и «Дикой уткой» Ибсена.

- Герои Чехова чаще всего задействованы в настоящем и будущем, они часто думают о будущем. Редко задействованы в пршлом.

- Чеховская проза подействовала на Бунина и на Куприна.

- Его проза подействовала и на совет драматургов (на Володина и на Вампилова) - «Утиная охота».

- Чехов продолжает быть одним из самых популярных драматургов в мировом и в нашем театре

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...